Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биофилософия (З.В. Каганова).




 

Биофилософия – круг идей, формирующийся, подобно эллипсу, вокруг двух сопряженных центров – «биос (жизнь)» и «философия», некоторый интегрально-теоретический комплекс, представляющий собой осмысление феномена жизни.

 

1.3.1. Предыстория биофилософии. Термин «биофилософия» возник недавно (см. [1]) и получил концептуальную разработку в последние два десятилетия [2–6], но его проблемное поле является одним из древнейших и наиболее фундаментальных разделов философии, непосредственно связанным с вопросом об отношении духа и материи.

 

1.3.1.1. Мифологический этап. Биофилософия возникла на заре цивилизации, в рамках древнейших религиозно-мифологических, предфилософских и натурфилософских систем. Одной из важнейших задач первобытной культуры было осмысление таких явлений, которые в настоящее время входят в компетенцию биологии и других наук о живом – жизни и смерти, здоровья и болезни, сна и сновидений, экстаза и видений. Общей основой теоретического объяснения этих явлений стала концепция анимизма, или учение о духе, душе и их отношении к телу. С точки зрения анимистической концепции жизни, живое отождествляется с одушевленным, жизнь – с действием души. Связующим звеном между духом, душой и телом выступает дыхание. Дыхание отождествляется с самόй жизнью, а остановка дыхания – с ее прекращением. Личность и жизнь приписываются не только людям и животным, но и всем остальным природным телам, в том числе телам неживой природы. Бессмертие души означает вечность жизни. Существует две концепции вечности жизни: во-первых, концепция метемпсихоза в античной Греции или учение о карме в древнеиндийской философии; во-вторых, учение о воскресении после смерти. В Египте (миф об Озирисе и Изиде), Персии (зороастризм), христианстве воскресение из мертвых означало возвращение к жизни материального тела, замену мертвого тела новым. При этом трактовки вечности жизни принципиально отличаются друг от друга: в учениях Востока подчеркивается соизмеримость жизни с вечностью, тогда как естественному, земному существованию, индивидуальной и общественной жизни не придается концептуального значения. В древней Греции культура тяготела к пониманию жизни как естественного, земного процесса, благодаря чему идея потустороннего мира стала постепенно заменяться идеей научного познания жизни.

 

1.3.1.2. Христианский этап. В христианстве идея вечной жизни стала одной из центральных. Она включает в себя и религиозную веру в вечную жизнь на небесах, и нравственную потребность готовиться к этой жизни и осуществлять ее уже здесь, на Земле, и идею спасения, символом которой стал Христос, и идею телесного воскресения.

1.3.1.3. Аристотелевские взгляды. Аристотель является основоположником научно-метафизической биофилософии. Она базируется на двух основах – аристотелевской метафизике (принцип целостности, учение о материи и форме, о причинах, о душе) и его конкретно-научных эмпирических исследованиях. Совмещение этих двух аспектов привело к созданию таких уровней биологического познания, которые практически отсутствовали у его предшественников, а именно биологических теорий и метатеорий. На этом среднем уровне сложился тот комплекс идей, который составил аристотелевскую биофилософию и положил начало биофилософии в собственном смысле слова.

Теоретическим ядром аристотелевской биофилософии стало его учение об органическом типе целостности и о «лестнице существ», или о многоуровневой организации живого. По мысли Аристотеля, природа постепенно переходит от тел неодушевленных к животным. Данный переход осуществляется через тела, хотя и живые, но не заслуживающие еще названия животных. Это – растения, которые отличаются от животных тем, что животные проявляют жизни больше, а растения меньше: при сравнении с животными они кажется неодушевленными, а при сравнении с минералами, наоборот, одушевленными. Постепенность перехода от растений к животным проявляется как в наличии зоофитов, так и в отношении жизнедеятельности живых организмов. У растений жизненные отправления, по существу, ограничиваются порождением других растений. То же самое относится и к некоторым животным. Поэтому такого рода действия общи всем. Когда же привходит ощущение, жизнь животных получает различие и в отношении совокупления, и в отношении рόдов и вскармливания детей. Одни просто, как растения, в известные времена года производят свойственное им размножение, другие заботятся о пище для детей; когда же выкармливание закончено, они отделяются и не имеют уже с ними никакого общения. Некоторые же, более разумные и обладающие памятью, больше и более общественным образом занимаются потомками.

В книге Аристотеля «О душе» учение о «лестнице существ» обретает черты философии живой природы, то есть целостной, законченной, обобщенной концепции, объединяющей все наши знания о живом, охватывающей все проявления жизни, начиная с простейших и общих для всех организмов физиологических отправлений и кончая сложными формами поведения (в том числе общественного), возникающими благодаря ощущениям и сознанию. Такой концепцией стало учение Аристотеля о душе как принципе жизни, или энтелехии. Одушевленные тела отличаются от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающей жизнь энтелехией, и этим началом является душа. Что же такое душа? Для ответа на этот вопрос Аристотель привлекает свою концепцию гилеморфизма, или учение о связи материи и формы. Все вещи суть сплав материи и формы. Душа для организма то же, что форма для материи – активное, динамичное, энергетическое, животворящее начало, без которого живой организм является живым лишь в потенции: душа – первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции. Организмы, чья жизнедеятельность ограничивается питанием и размножением, имеют вегетативную, или питающую, душу; животные, которые не только питаются, растут и размножаются, но способны передвигаться с места на место и обладают ощущениями, имеют чувствующую душу. Они способны испытывать различные впечатления, порожденные ощущениями, имеют желания и память, могут создавать и воспроизводить в памяти чувственные образы. Эта способность заменяет животным разум (которого у них нет). Наконец, человек – и только человек – обладает душой разумной, так как только человеку свойствен интеллект, или способность к созданию и оперированию общими понятиями, к отвлеченному абстрактному мышлению.

Таким образом, в биофилософии Аристотеля не только фиксируется повышение уровня материальной организации на более высоких ступенях «лестницы существ», но дается его объяснение с помощью функционально-поведенческих и психологических характеристик этого перехода.

 

1.3.1.4. Средневековый менталитет. В средние века концептуальная целостность биофилософии разрушается, содержащийся в ней научно-познавательный материал отчасти уходит в сферу науки (описание и классификация живых организмов), отчасти в сферу религии и метафизики. Например, принцип иерархической организации в силу специфики, социокультурного контекста средневекового общества обретает абстрактно-метафизический, универсальный и религиозный смысл. С другой стороны, концепция творения (творческого акта) переходит из чисто религиозной сферы в научное познание и в сферу образования в качестве объяснения происхождения живых существ и человека.

 

1.3.1.5. Механицизм и витализм. В рамках механистической картины мира и господства механистического мировоззрения (XVII-XIX вв.) философские представления о живом развиваются на дуалистической основе в форме антитезы «механицизм-витализм». То новое, что внес в биофилософию механицизм, заключается в отождествлении живого организма не с органически функциональным, а с механическим типом целостности и, следовательно, в создании концепций «животного-машины» (Р. Декарт) и «человека-машины» (Ж. Ламетри). Витализм, напротив, сохранил аристотелевское обращение к энтелехии (которую, впрочем, он механистически трактует как жизненную силу), а также сосредоточенность на функциональном и психологическом аспектах «лестницы существ», трактуемых в духе телеологии и идеализма (такова, в частности, позиция Г. Лейбница).

Таким образом, материальные, функционально-поведенческие и психологические аспекты «лестницы существ» оказались оторванными друг от друга, а механицизм и витализм выступили в качестве двух контрастных вариантов системно-механистического подхода, причем на уровне натурфилософских систем.

Однако, основным источником биофилософских идей в этот период стало превращение биологии в самостоятельную фундаментальную науку и, следовательно, внутридисциплинарная интеграция биологических знаний и создание на этой основе общебиологических теорий и свойственного биологии стиля мышления.

В XVIII в. теоретическая мысль в биологии фокусировалась главным образом в сфере систематики и методов классификации живых организмов, а в XIX в. – вокруг эволюционной теории, создание которой Ч. Дарвином завершило превращение биологии в науку. Для биофилософии значение этих процессов заключается в том, что снова происходит поворот к целостному познанию живого, но уже не на уровне метафизических и натурфилософских доктрин, а на уровне биологического познания.

 

1.3.2. Биофилософия в ХХ веке как интегратор биологического, физического и социогуманитарного знания. В ХХ в. основным стимулом развития биофилософии стала междисциплинарная интеграция биологии с науками о неживой природе и обществе, позволившая «вписать» биологию в систему наук, а научную картину живой природы – в научную картину мира. Благодаря интеграции с космологией жизнь обрела планетарное измерение и «вписалась» в космические процессы на уровне мегасистем. Интеграция с физикой и химией на микроуровнях и возникновение молекулярной биологии раскрыли молекулярные механизмы живого, единство живого и неживого на молекулярном уровне. Теория систем продемонстрировала, что органически функциональный тип целостности свойствен не только живым организмам, но всем открытым системам, в том числе социальным. Теории самоорганизации показали, что процесс градации, то есть переход от более простых к более сложным уровням организации, осуществляется не только в живой, но и в неживой природе и имеет космический характер, как переход от хаоса к космосу.

Биофилософия выступила как философское осмысление процессов междисциплинарной интеграции. Оказалось, что теоретическое ядро биофилософии – концепция уровней и концепция эволюции (см. статьи Уровневая структура живого (1.1.3), Эволюция живого (1.1.5), Эволюция (1.2.10) и Эволюционизм (1.2.11) выше) – имеют не только специфически биологический, но и универсально-космический смысл. Возникновение жизни в известном смысле стало центральным моментом в эволюции мироздания, поскольку оно означает как бы максимальное развертывание потенций, содержащихся в неживой природе, и в то же время создание предпосылок для возникновения общества, культуры, цивилизации, сознания. В качестве одного из центральных аспектов философского осмысления научной картины мира биофилософия становится неотъемлемым компонентом философского мировоззрения ХХ в. и включается практически во все философские школы и направления (которые, разумеется, дают ей разные интерпретации).

В конце XX – начале XXI вв. биофилософия развивается главным образом под влиянием интеграции «двух культур» – научно-технической и гуманитарной. Поскольку культура характеризует результативный аспект человеческой деятельности, биофилософия обретает черты не только теоретического, но и практического разума и начинает ориентироваться на решение проблем, возникших в ходе исторического развития человеческой цивилизации. Выживание человечества как биологического вида, сохранение дикой природы в условиях цивилизации, влияние техноэволюции (научно-технического прогресса) на биологическую эволюцию и вообще на живую природу, возникновение биотехнологии и биомедицины, означающее возможность искусственного вмешательства в самые сокровенные жизненные процессы – таковы лишь некоторые из проблем биофилософии на современном этапе ее развития.

 

1.3.3. Биофилософия как компонент биокультуры (гуманитарной биологии). Необходимым условием решения этих и подобных им проблем является установление широкой системы связей биологии с этикой, политикой, правом, менеджментом, социальными и когнитивными технологиями. Видимо, мы можем говорить о становлении на этой основе нового раздела культуры – биокультуры, или гуманитарной биологии, охватывающей приложения наук о живом ко всей социальной и гуманитарной проблематике, о включении биофилософии в биокультуру в качестве одного из компонентов и о переходе к биокультуре функций, ранее выполняемых биофилософией. При этом в отличие от биофилософии, у биокультуры отсутствует концептуальная целостность и единое теоретическое ядро, свойственные биофилософии. Если и можно говорить о концептуальной целостности биокультуры, то она скорее носит ситуативно-проблемный характер.

Связи гуманитарной биологии с философией осуществляются на всем пространстве философской мысли, через все философские дисциплины. Именно философская культура, во всем богатстве и разнообразии накопленных ею идей, будучи квинтэссенцией и системообразующим фактором в системе культуры, призвана осмыслить «биокультурные» вызовы эпохи, стать фактором действенных стратегий оптимизации отношений «двух культур», заложить фундамент решения культурно-практических проблем, связанных со становлением биокультуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...