Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биоэстетика (И.В. Ботвинко)




 

4.1.1. Что такое биоэстетика. В «Краткой философской энциклопедии» эстетика – учение о прекрасном, о его законах и нормах. Исходя из первичных смыслов (βίος – биос, др.-греч. – жизнь, греч. - живое; ‘αισθητιkός – эститикос, др.-греч. – чувственно воспринимаемый), биоэстетика – это чувственное восприятие жизни, живого. Возвращаясь к приведенному определению эстетики, можно сказать, что биоэстетика – это учение о прекрасном, его законах и нормах в живой природе, в том числе в восприятии человека как части биоса.

Биоэстетика – интегральная часть биополитики, рассматривающей все возможные социально-политические приложения наук о живом в плане как политической теории, так и практической политики, она играет важную роль в формировании культуры человечества. Интересно, что по-гречески культура определяется двумя словами: πνέυμα (пневма) – культура духовная, интеллектуальная и πολιτισμόn (политизмон) – культура гражданская, общественная. Первое в Древней Греции означало дух и жизнь. Новый тип культуры, т.е. культуры людей-биополитов, «граждан биоса», предполагает принятие ценностей биоэтики, квинтэссенцией которых можно считать идею «благоговения перед жизнью» А. Швейцера, запечатленную в девизе: «Я жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить». Тонкий коэволюционный механизм, сформировавший этическую сердцевину биоса, в человеческом социуме, обретая духовное стремление, преображается в эмпатию, т.е. сострадание, сочувствие, что отражено в «золотом правиле» христианства и других религий. Биоэтика, если определять ее из первичных смыслов (биос – жизнь, ‘έθιμο этимо, др.-греч. – обычай), – это обычаи, или образцы поведения живых существ. Биоэтика, по нашему мнению, визуализируется, проявляется в биоэстетике. Т.е. только то, что этично, мы назовем красивым.

Пифагорейская школа видела основной закон прекрасного в числах; числа – это одновременно и принципы мира, а числовые отношения, пропорции – отражение гармонии мира. Мир, вселенная – это «упорядоченное единство», или, по Пифагору, «космос» (κόσμος - козмос, др.-греч. - порядок). Интересно, что телу Вселенной пифагорейцы полагали лишь два начала – «право» и «лево».

Платон высказывал идею единства в эстетическом прекрасного, доброго, разумного и любви. Плотин говорил, что красота есть внутренняя божественно-духовная гармония вещей.

Вершина эстетической мысли античности и, на наш взгляд, канон – эстетика Аристотеля, где совершенство основано на объективной реальности. Эстетические характеристики, с которыми связывается представление о совершенстве, – это мера, пропорции, гармония, единство в многообразии и целостность. Эти же принципы, очевидно, лежат в основе биоэстетики, что и отражает единство природы.

 

4.1.2. Первый принцип биоэстетики. Гармония(от др.-греч. 'αρμονία – придыхание) – скрепление, связь, слаженность – представляет соотношение частей целого между собой и с целым, что определяет порядок мироздания. В гомеровской Греции гармониями назывались скрепы, сплачивающие доски в обшивке корабля. Пифагорейская школа этим же термином обозначала музыкальные интервалы и числовые пропорции.

Древние понимали пропорцию следующим образом: две величины могут быть связаны между собой только посредством третьей. Т.е. возникает идея среднего пропорционального. По мнению М.А.Марутаева, оно содержит в себе «качественное обобщение, т.к. выражается одним числом, а не множеством». Итак, отдельные числа способны выражать не только количество, но и качество. Или, как говорил Пифагор, законы природы могут быть выражены числами и их соотношением.

Особое значение имеет пропорция, выражающая деление отрезка в среднем и крайнем отношении и обнаруживаемая всегда по ощущению красоты. Это – «божественная пропорция», по определению Пифагора, или «золотое сечение» (Птолемей, Л.Пачоли, Леонардо да Винчи).

Далее будет показано, что по сути, это – общая формула закона гармонии бытия и творенья, который гласит: «Целое так относится к своей большей части, как большая часть – к меньшей». Или, в математическом виде, = , где 1 – целое, х – большая часть целого. Получив квадратное уравнение и решив его, находим два корня:

х1= = 0,618… и х2= - = -1,618…

Таким образом, «золотое деление» целого (1) дает величины 0,618… и 0,382… , и тогда решением «золотой пропорции» будет

= = 1,618…

Ф = 1,6180339… – «золотое» иррациональное число, получившее свое обозначение в честь скульптора Фидия, положившего это число в основание своего творчества.

А присуща ли «божественная пропорция» живому и жизни? Или закон гармонии управляет лишь миром косной материи, не подверженной действию «жизненной силы» (vis vitalis, лат.), т.е. миром небесных тел, кристаллов и атомов?

Рассмотрим некоторые примеры из биоса. В XII в. математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) наблюдал за размножением пары кроликов и, регистрируя ее потомство, вывел следующую последовательность чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 …

Общей формулой ряда Фибоначчи будет fn+1 = fn-1 + fn при f1=f2=1 . Через 400 лет Иоганн Кеплер показал, что lim (fn+1/fn) → Ф. Создавая свою модель Солнечной системы, он обнаружил, что основные размеры планет, периоды их обращения и взаимные расстояния образуют ряд Фибоначчи. Кеплер же одним из первых обратил внимание на проявление «золотого сечения» в ботанике. Остается неизвестным, кто из ученых первым обобщил винтовые типы листорасположения в виде ряда дробей 1/2, 1/3, 2/5, 3/8, 5/13, 8/21 … , где в знаменателе – число листьев одного оборота спирали между двумя ближайшими листьями по вертикали побега, в числителе – число полных оборотов спирали. Если эти дроби представить в десятичном варианте, то ряд стремится к пределу 0,382… = 1/Ф , уже известному нам из «золотой пропорции». Интересно, что последовательность чисел знаменателя и числителя представляет собой ряд Фибоначчи. При взгляде на побег с листьями сверху обнаружится, что листья размещены так, чтобы не заслонять один другому свет. Т.е. гармоническое расположение листьев выявляет этический план строения живого.

Применяемая в ботанике для описания спирального расположения семянок в головке подсолнечника или чешуй в шишках сосновых последовательность дробей 1/1, 1/2, 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21, 21/34 … стремится к числу 0,618…= 1/Ф.

Дельта-ритмы мозга, проявляющиеся в ответ на действие раздражителя, представляют собой затухающие колебания, соседние периоды которых соотносятся в «золотой пропорции».

Принцип «золотой середины» лежит в основе этики Аристотеля. Подразумевается, что добродетель как основа счастья есть середина между двумя крайностями, полярными качествами, например, благородство – между кичливостью и приниженностью. Добродетель противоположна по смыслу одному из полярных качеств, а другое есть доведение этой добродетели до абсурда. Важно, что добродетель никогда не лежит ровно посередине между полюсами. Так, в благородстве все же больше приниженности, чем кичливости. Полярные качества взаимно дополняют и ограничивают одно другое в стремлении к гармоническому сочетанию. Только то, что красиво, мы назовем этичным. Одно из центральных понятий античной эстетики – калокагатия (от др.-греч. kαλός – калос – красивый и kαγαθόςкагатос – добрый), обозначающая гармонию внешнего и внутреннего, что является условием красоты, необходимой предпосылкой целостного развития личности.

Гармония соприкасается с симметрией (в рассмотренных примерах это спиральное расположение листьев и семян), т.е. внутренняя, «божественная пропорция», заложенная в основание строения, визуализируется в структурно-функциональной упорядоченности физических тел.

4.1.3. Второй принцип биоэстетики. Симметрия (от др.-греч. συμμετρία сим-метрия – соразмерность) – равномерное, сходное расположение частей целого в пространстве, соответствие одной его части другим частям. Или, говоря современным языком, симметрия есть установление сохраняющихся величин (инвариантов) в объекте и групп соответствующих им преобразований.

Особенностью «золотой пропорции» является то, что в ней неравные сопрягающиеся элементы целого подобны друг другу. Это отношение одновременно выражает меру симметрии и асимметрии. Обратившись к инварианту гармонии – «золотой пропорции», мы увидим, что один ее корень с числовым значением Ф = 1,618… является отрицательным числом. Известно, что направление времени можно определить по возрастанию энтропии, т.е. существует «стрела времени». Она характеризует необратимые процессы как проявление асимметрии. Кроме этого существуют обратимые процессы как проявление симметрии, где изменение энтропии равно 0 (времени нет). И, наконец, существуют самоорганизующиеся процессы, идущие с уменьшением энтропии, стремящиеся упорядочить систему. Эти системы питаются отрицательной энтропией, или негэнтропией (мнимое Время). Не является ли отрицательное число –Ф «золотым инвариантом» живых самоорганизующихся систем?

П.Кюри впервые указал, что симметрия определяет физическое состояние пространства, а принцип симметрии является основным для всех физических явлений. Т.к. время и пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных явлениях, то наблюдается и симметрия времени. Изучение живых тел, форма которых не может быть полностью сведена к сочетанию геометрических фигур, показывает прямую зависимость их структуры и типа их симметрии от способа движения данного тела и асимметрии факторов среды. Т.е. симметрия имеет пространственно-временную характеристику.

По мнению В.И.Вернадского, живому соответствует особое состояние пространства-времени. Оно проявляется в диссимметрии живого, обнаруженной Л.Пастером, которая отражает глубинное свойство симметрии живого – неравное соотношение правого (D) и левого (L), зеркальности как молекул, так и морфологических признаков.

Принцип Ф.Реди “Omne vivum e vivo”(“Все живое из живого”) в сущности является экстраполяцией принципа Пастера-Кюри: «Диссимметрия может вызываться только причиной, которая сама уже обладает этой диссимметрией».

D- и L-энантиоморфы существуют и в неживой природе; это кристаллы. Однако в природных месторождениях они представлены поровну. В органических веществах, химически синтезированных из неорганических веществ, правые и левые молекулы встречаются также в равном количестве, т.е. в виде рацемических смесей. Растворы их оптически неактивны. Органические вещества, выделяемые из живых организмов, как правило, обладают оптической активностью. Г.Ф.Гаузе, изучив результаты теоретических исследований по кинетике энзиматических реакций в диссимметрическом и рацемическом состояниях, пришел к выводу о том, что «переход от рацематов к оптически активным веществам должен значительно повысить скорость всех стереоспецифичных реакций, протекающих в живых системах». По мнению В.И.Вернадского, движения «посолонь» (по часовой стрелке) и «противосолонь» (против часовой стрелки) вызывают в поле живого организма резкое сопротивление, что и выражается в существовании правых и левых организмов, молекул и в преобладании правых, указанном Л.Пастером. С явлением диссимметрии связана спиральность морфологических признаков живого: право- или левозакрученность раковин моллюсков, чешуй в шишках хвойных, мицелиоподобных (напоминающих грибницу гриба) структур в колониях некоторых бактерий, расположения листьев на побеге, (рис. 30).

Наряду с «правыми» и «левыми» особями в каждом организме есть правые и левые отличающиеся признаки, расположенные по обе стороны его продольной оси. Есть организмы с билатеральной, или зеркальной, симметрией; они имеют плоскость симметрии, делящую тела на правую и левую половины по продольной оси, являющейся одновременно и осью движения (у высокоорганизованных животных). А.П.Дубров обнаружил, что зеркальной симметрии подчиняются и ритмы живых организмов, и назвал этот вид симметрии функциональной, в отличие от обычной морфологической. Зеркально-симметричная форма биоритмов людей наблюдается при анализе белка в плазме крови, при изучении кровяного давления, температуры и других показателей.

К спиральной симметрии примыкает поворотная симметрия, достигаемая переносом и отражением элементов структуры по окружности. Поворотная симметрия порядков 2, 3, 4 и 6 встречается и в мире кристаллов, а симметрия 5-го порядка – только в морфологии живых организмов (морские звезды, морские ежи, цветки растений). Интересно, что правильный пятиугольник (пентаграмма) считался у пифагорейцев священным, поскольку эта фигура симметрична и в то же время асимметрична, т.к. воплощает в себе золотую пропорцию. Пентаграмма была символом жизни и здоровья. Поворотная симметрия 5-го порядка свойственна икосаэдру – 20-граннику, гранями которого являются равносторонние треугольники. Дж.Кендрю показал, что форму икосаэдра имеют молекула миоглобина и РНК-вирусы.

В живой природе существует и переносная (метамерная) симметрия (например, сколопендра, побеги клена). Перенос и продольное отражение являются здесь основным преобразованием. В одномерном повторении во времени через равные интервалы состоит принцип музыкального ритма. Можно сказать, что в процессе своего роста побег растения переводит медленный временной ритм в ритм пространственный.

На уровне полимерных молекул симметрия и асимметрия выражаются в симметричном повторении асимметричных структурных элементов, т.е. и здесь наблюдается определенная метамерность, ритм. В целом симметрия живого означает определенный ритм, повторение, асимметрия – изменение этого порядка. Такое повторение, в частности, задается процессами роста, деления клеток, процессами синтеза биомолекул и т.д. Г.Вейль выделяет еще орнаментальную симметрию (это шестиугольные узоры в паренхиме кукурузы, в сетчатке глаза, кремнистых панцирях диатомовых водорослей, пчеиных сотах). С.В.Петухов, занимаясь исследованием биосимметрии высших порядков (конформными преобразованиями), установил, что двойное отношение длин трехзвенных конечностей человека, млекопитающих, птиц и насекомых равно величине 1,309… , и назвал ее «золотой вурф» (от нем. Wurf – бросок).

W=

W=Ф2/2 =1,309… , если АВ=Фа , ВС=Ф2а , СD=Ф3а при а › 0

Для живого организма, по сравнению с неживым, характерно обеднение элементами симметрии, что является выражением его взаимосвязи со средой обитания. Симметрия, т.о., может рассматриваться как фактор стабильности системы, асимметрия – изменчивости. Процесс развития от низшего к высшему связан с закономерным усложнением структуры, нарушением ее однородности, количественным ростом структурных элементов. Развитие от преобладания симметрии к преобладанию асимметрии в структурах живого характерно для всех его уровней.

В живой и неживой природе существуют различные тенденции: живое – упорядоченный беспорядок (или, по определению Э.Бауэра, жизнь – это «устойчивое неравновесие»), а неживое – строгий порядок, либо беспорядок. В живой природе асимметричные элементы структуры соединяются строго симметрично. Для неживой же природы характерно симметричное повторение симметричных же компонентов.

 

4.1.4. Третий принцип биоэстетики. Фрактальность. Свойство фрактальности биосистем – подобия частей целому – в общей форме кратко рассмотрено в разделе 1.1. – «Общие принципы жизни…» данного тезауруса. С биоэтетических позиций принцип фрактальности содержит в своем основании два первых принципа биоэстетики – гармонию и симметрию. В образном виде этот принцип можно назвать «правилом матрешек», вложенных одна в другую; это как бы эстетический взгляд на концепцию мира, единого в многообразии. Он близок идее Анаксагора «все во всем».


Бенуа Б.Мандельброт, придумавший в 1975 г. термин «фрактал» и открывший фрактальную геометрию природы, определяет фрактальные структуры как «нерегулярные, но самоподобные», причем слово «подобный» не всегда имеет классический смысл линейно увеличенного или уменьшенного, но всегда находится в согласии с толкованием слова «похожий». По одному из определений Б.Б.Мандельброта, фракталом называется структура, состоящая из частей, в каком-то смысле подобных целому (см. рис. 31). Если граница природного объекта, сильно изломанная, под лупой (или при разном увеличении микроскопа) выглядит столь же изломанной, можно говорить о фрактальной структуре такой границы. При взгляде на любой из ее поворотов и изломов, можно обнаружить, что одна и та же форма встречается в различных местах и имеет разные размеры. Итак, особенность этой границы – ее самоподобие.

Некоторое упрощение, идеализация понятия самоподобия фракталов отражается и на особом типе их симметрии. Это масштабная симметрия природных объектов, выявляющая в них подобие структур различных масштабов, что отражает иерархический принцип организации. Лишь отдаленно облака напоминают сферы, береговые линии – окружности, деревья кажутся конусами, а кора на них – гладкой. Фракталы повсюду вокруг нас, как в неживой, так и в живой природе. Фракталы неживых объектов постоянно меняются, как, например, очертания гор или границы мерцающего пламени; фракталы живых объектов, например, контуры кроны деревьев или сосудистые системы, сохраняют структуру, приобретенную в процессе эволюции. Фрактальная, или природная, геометрия, таким образом, отличается от Евклидовой, которая может определить основные пропорции и типы симметрии природных объектов, но не способна описать их форму. Недостаточно открыть основные законы природы и понять, как работает мир «в принципе». Все более важным становится выяснение того, каким способом принципы проявляют себя в реальности.

Природные объекты могут быть фрактальными вплоть до молекулярного уровня. Физические системы обладают характерным минимальным линейным размером, определяемым радиусом атома или молекулы. Т.е. математическая фрактальная граница имеет физический смысл линейной цепочки молекул или мономеров, фрактальная поверхность – плоскостного набора мономеров, фрактальный объем – своеобразной упаковки кластеров мономеров, например, в случае агрегации белков или структуры бактериальных колоний.

Фракталы естественным образом возникают в динамических системах. Это обычные процессы с обратной связью, в которых одно и то же действие выполняется снова и снова, причем результат одного является начальным значением для последующего. Например, закон ограничения роста популяций П.Ф.Ферхюльста гласит: «любая экониша может обеспечить существование популяции только определенного максимального размера, и коэффициент прироста должен снижаться, когда размеры популяции приближаются к максимальному». Таким образом, процесс становится нелинейным, а коэффициент прироста – переменным.

Подчеркнем, что случайность – существенная часть происходящих в природе явлений. На физическом уровне это связано с постоянным тепловым движением атомов и весьма наглядно проявляется в броуновском движении микроскопических частиц. Броуновское движение самоподобно; броуновские диаграммы не меняют вида при изменении разрешения. Фрактальную структуру имеет и диффузионный фронт при диффузии от источника.

Смоделированные компьютером фракталы, как плоскостные, так и пространственные, содержат большие регулярно упорядоченные области, наряду с хаотическим компонентом, заметным в очень небольших локусах, т.е. своеобразное сочетание порядка и беспорядка, что типично для природных процессов. Более того, наше ощущение прекрасного возникает именно под влиянием гармонии порядка и беспорядка в объектах природы. Их очертания – это визуализированные в физических формах протекающие в них динамические процессы, для которых характерно определенное чередование порядка и беспорядка.

Не удивляет, когда индексы инвариантных кривых на компьютерных моделях фрактальных множеств располагаются в соответствии с последовательностями Фибоначчи или имеют углы поворота α= , т.е. соответствуют золотому сечению.

Так, гармония, явленная в симметрии и фрактальности, соединяет, скрепляет два комплементарных начала: космос – хаос, единство – многообразие, покой – движение, постоянство – изменение, ян – инь… Целостность – вот главное качество жизни. Лишь язык гармонии позволяет описывать целостные события целостно же. Это эстетический способ познания мира. Он дополняется научным способом познания целого путем его анализа. Фракталы демонстрируют сближение этих двух способов познания человеком мира. Компьютерная графика, в т.ч. компьютерные фрактальные модели, дает нам возможность постигать новый язык, мыслить в образах. Сама Природа в ходе своего эволюционного развития вкладывает математику в наш разум как свое атрибутивное свойство. «Число есть сущность всех вещей», по Пифагору. Способность к математическому видению мира – это часть генетически зафиксированного видового опыта, априорного для индивидуума и апостериорного для вида в целом. Эстетические принципы, проявляющиеся в законах образного мышления, являются свойством человеческого мозга и используются им при распознавании, сравнительном анализе и описании объектов. «Красота вещей – в воспринимающем их сознании» (Дэвид Юм). Визуальное сообщение полнее и яснее словесного. Используя как средство общения только язык слов, мы автоматически принимаем принципы линейного упорядочивания и лишаем себя сознания красоты, этого признака гармонии, лежащего в основании мироздания и нашего мировосприятия. Интересно высказывание математика Германа Вейля: «В своей работе я всегда пытался объединить истину с красотой, а когда мне приходилось выбирать между ними, я обычно выбирал красоту».

Самоподобие – общий принцип пространственно-временной организации природы. Принцип «подражания» природе, или мимесис (от др.-греч. μιμησήмимиси), со времен античности является основным принципом творческой деятельности. По Аристотелю, который особо подчеркивал образно-целостную природу красоты, он включает и адекватное отражение действительности (изображение вещей такими, «как они были и есть»), и деятельность творческого воображения (изображение вещей такими, «как о них говорят и думают»), и идеализацию действительности (изображение вещей такими, «какими они должны быть»). Последний момент отражает отправной пункт эстетических взглядов Платона – представление об отвлеченном мире идей как сущности чувственно воспринимаемых вещей. Платон считал, что красота не зависит от времени, места и личных мнений, а обладает чисто внутренней, самостоятельной ценностью. Ф.Ницше принадлежит гипотеза о биологической основе представлений человека о прекрасном. Она согласуется с современным взглядом на эстетические ценности как средство и результат эволюционной адаптации. Эстетическое поведение является коммуникативным процессом, создающим основу для утверждения вида в целом и каждого индивидуума в рамках его социальной организации и культуры. Таким образом, осознание человечеством красоты, гармонии биоса является внутренним механизмом эстетического становления и восстановления цивилизации, каждого человека.

Не уходит ли красота неслышными шагами, когда человек пытается разорвать живую ткань бытия, абсолютизируя сравнительно-аналитический метод познания истины?

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.