Экологическая этика (С.А. Остроумов)
-Я, - подтвердил польщенный кот и добавил: - Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Изложение вопроса об экологической этике требует освещения следующего (см. соответствующие статьи ниже): · принципы экоэтики и место экологических ценностей в сознании человека; · история экоэтики; · экоэтика и религия; · экоэтика и наука.
3.4.1. Принципы экоэтики связаны с глубинной системой ценностей человека. Экоэтика – осознание человеком важности, ценности сообществ живых существ и экологических систем, необходимости заботливого и бережного к ним отношения, включение этого осознания в глубокие, фундаментальные ценности своего миропонимания. Экологический компонент присутствует во всех системах взглядов и принципов человека, отражаемых в философских и религиозных воззрениях и в практике ежедневной жизни общества. Этот компонент – отношение человека к природе, особенно к живой природе. Экологический компонент может быть со знаком плюс (собственно экоэтика как часть внутренних регуляторов и ограничителей поведения человека) и со знаком минус (отсутствие таких внутренних регуляторов, отсутствие внутренних ограничений), что проявляется в агрессивном, циничном, безрассудном поведении по отношению к живой природе. Интересно, что нередко экологический компонент в системе этических, моральных, внутренних ценностей современного человека присутствует в смешанном, противоречивом виде – одновременно и со знаком плюс (любовь к домашним животным, готовность вносить деньги на экологическую благотворительность, осознание зла, связанного с загрязнением воздуха и воды), и со знаком минус (тот же человек ничтоже сумняшеси охотно пользуется современным транспортом и продукцией промышленности, что связано с огромным загрязнением среды, выбросом в атмосферу двуокиси углерода, разрушением местообитаний живых существ в местах добычи минеральных и энергетических ресурсов и т.д.). Эта противоречивость разительна и вместе с тем она, как правило, не осознается современным человеком. Не здесь ли один из многих глубинных корней тех психологических и психиатрических проблем, которые пропитывают существование современного человека в индустриальном и постиндустриальном обществе – проблем, связанных с переживаемым многими состоянием тревожности, неудовлетворенности, раздвоенности, душевного дискомфорта?
Человек инстинктивно желает правильно осознать свое место в мироздании и разобраться в противоречиях своего отношения к реальности и взаимодействия с ней. Внешним выражением этого желания являются поиски позиции по отношению к живой природе, которые проявляются и в высказываниях ярких личностей своего времени, и в религиозных системах, и в научных изысканиях.
3.4.2. История экоэтики. История экоэтики тесно переплетается с историей биоэтики, с эволюцией мировоззрений человечества, с эволюцией представлений о природопользовании и практикой эксплуатации природных ресурсов [1—4]. Будда (623 – 544 до н.э.) провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Пифагор Самосский (VI в до н.э.) и Плутарх (ок. 45 – ок. 127) рассматривали доброе отношение к животным как основу нравственного воспитания человека. Франциск Ассизский (Franciscus Assisiensis, 1181 или 1182 - 1226) воспринимал природу как отражение своего создателя. Томас Мор (T.More, 1478 –1535) и Мишель де Монтень (M. Montaigne, 1533 – 1592) призывали к милосердию по отношению к животным. Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) говорил: "Мы не можем убивать коров, мы должны быть солидарны со всякой страдающей тварью".
Американский автор Олдо Леопольд (1887-1948) развивал свои взгляды на экологию, экоэтику (этику земли) и природоохранную этику в трудах "Календарь песчаного графства" (издан в 1949, на русском языке издан в 1983 в издательстве "Мир" в Москве), "Круговая река" (издано в 1953). Альберт Швейцер разработал этику благоговения перед жизнью в работе "Культура и этика" (1923) и "Учении о благоговении перед жизнью" (написано в больнице в 1961, опубликовано в ГДР в 1963, затем в русском переводе – см. [5]). В 1822 г. принят первый в Европе закон о наказании мучителей животных. В 1824 г. в Лондоне основано первое в мире общество покровительства животным. К 1896 г. в мире состоялось 12 международных конгрессов обществ покровительства животным. В 1959 г. создано Международное общество защиты животных. С 1971 г. в университете штата Висконсин читается курс экологической этики. В 1979 г. в США философ Юджин Харгроув основал журнал "Environmental Ethics". С 1992 г. в Англии выходит журнал "Environmental Values". В ФРГ выходит журнал "Ethics in Science and Environmental Politics (ESEP)". На 1981 год библиографический список литературы по экологической этике насчитывал более 3200 источников. Среди работ, существенных для обсуждения проблем экоэтики, следующие (в хронологическом порядке): 1965 В.И.Вернадский, "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения" 1975 Родерик Наш "Дикая природа и американский разум" 1976 Линда Грабер "Дикая природа как священное место" 1981 Кристин Шрейдер-Фречет "Экологическая этика" 1983 Доналд Шофер и Том Аттиг "Этика и окружающая среда" 1983 Робин Этфилд "Этика и человеческая забота" 1983 А.В.Яблоков, С.А.Остроумов "Охрана живой природы" 1984 Том Риган "Граница Земли: новые эссе по экологической этике" 1985 А.В.Яблоков, С.А.Остроумов "Уровни охраны живой природы" 1986 Холмс Ролстон "Философия уходящей дикости" 1992 А. Швейцер. "Благоговение перед жизнью" (русский перевод).
Развитие природоохранного движения и экологии как науки во второй половине 20-го столетия привело к четкому осознанию важности экоэтики. Одним из понятий, тесно связанных с экоэтикой, стала концепция экологизации сознания. " … Необходима экологизация и сознания человека, и функционирования общества" [6].
3.4.3. Идеи экоэтики в высказываниях и цитатах. Идеи экоэтики иллюстрируют следующие высказывания: "Предмет экоэтики – не отдельный вид, а сообщества различных, сосуществующих форм жизни" (буклет Международного союза экоэтики). "…Хороша любая мера, способствующая сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Все же, что этому препятствует, дурно" [1]. "Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного – даже самого незначительного" [5] "…Для сохранения биосферы и ее звеньев необходимо, чтобы понимание ценности биосферы и всех видов живого, важности их сохранения занимало одно из первых мест в системе ценностных установок и этических принципов современного человека" [6, C.253].
3.4.4. Экоэтика и религия. Связи экоэтики с религией многосторонни. Язычество содержит в себе элементы, перекликающиеся с экоэтикой или созвучные ей: сакральность жизни, уважение к видам фауны и флоры, благоразумное и щадящее использование природных ресурсов, построение отношений с природой на основе взаимности, глубокого уважения, стремления сохранить деликатное равновесие. Отношения экоэтики с христианством неоднозначны. С одной стороны – "плодитесь и размножайте, и наполняйте Землю, и властвуйте над всякой тварью…". С другой стороны, все творение – это хорошо. Ной собрал и спас почти все биоразнообразие. Завет "Возлюби своего ближнего" может трактоваться расширительно, включая ближние существа – растений и животных. В 1980 г. Ватикан назвал Франциска Ассизского патроном экологов. Индуизм проповедует защиту животных, неубийство, гуманное отношение к живым существам, о чем много написано и сказано. В буддизме один из важных этических принципов – воспитание чувства сострадания ко всем живым существам и ненасильственное отношение к растениям. О совместимости буддизма и индуизма с экологической этикой уже сказано так много, что нет необходимости повторяться. Чуть подробнее остановимся на другой мировой религии.
Ислам учит, что плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Ислам считает, что (в отличие от христианства) животные имеют душу. Священный Коран гласит: "Если ты любишь Аллаха, то ты не можешь не любить его творения". Охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы пользоваться природными ресурсами. Пророк Мухаммед сказал: "Если придет Судный день, и у тебя в ладони окажется росток пальмы, ты обязан его посадить". Этим подчерчивается, что даже если будет потеряна всякая надежда и утрачены перспективы пользоваться благами природных ресурсов, посадка деревьев должна продолжаться, ибо это – хорошее дело само по себе. В исламе есть этическая основа для заповедного дела. Таковы концепции "химы" и "харим". "Хима" – защита правителями особых "ничейных" территорий. Никто не имеет право что-либо строить на этой заповедной территории, пахать, заниматься разработкой месторождений. "Харим"– ненарушаемая зона, которую нельзя эксплуатировать без особого правительственного разрешения. "Харим" часто ассоциируется с источниками, колодцами, подземными водами, реками и деревьями, посаженными на бесплодной земле. Это - заповедные территории, которыми, как завещал пророк Мухаммед, следует управлять с особой осторожностью.
3.4.5. Экоэтика и наука. Уважая и приветствуя существенные элементы экоэтики во многих религиях, приходится признать, что в современном мире этих элементов недостаточно. Это особенно сильно акцентировано в буклете Международного союза экоэтики: "Корни экоэтики – не в откровении, вере и философии, а в научном исследовании, знании и совместимости между природой и человечеством". Важным этапом в научном познании взаимодействий и связей между биосферой и человечеством стали труды В.И.Вернадского (1863-1945). Он одним из первых осознал, что человек должен понимать ценность не только индивидуальной жизни отдельного живого существа, но и ценность жизни на уровне биосферы; он одним из первых осознал и потенциальную угрозу, которую может нести человек не только отдельным живым существам, но и жизни биосферы в целом. "Человек … изменяет лик планеты, создает бесчисленное множество новых в истории биосферы физико-химических процессов, пока действует более или менее бессознательно. В ноосфере урегулирование этой функции человека должно явиться одной из основных черт ее будущей структуры" [7, C.247]; книга была написана в период с 1935 по 1943. Именно после трудов Вернадского и его единомышленников возникла формулировка проблемы "Человек и биосфера", которая надолго определила и научные, и этические поиски.
Серьезный подъем интереса к экоэтике произошел вслед за серьезным развитием экологии как одной из важнейших наук. Многие из проповедников экоэтики – авторитетные ученые-экологи, которые, сформировав аргументированное научными данными мировоззрение, пришли к необходимости придерживаться принципов экоэтики и пропагандировать их. Не случайно именно ученые-экологи стали основателями Международного союза экоэтики – профессор Отто Кинне (ФРГ) и профессор, академик Г.Г.Поликарпов (Украина, Севастополь). Работы современных ученых-экологов способствовали формированию важного и популярного сейчас принципа устойчивого развития. Этот принцип, который объединяет в себе попытки совместить экологическую мудрость и общечеловеческую жажду развития и увеличения материального комфорта, имеет много граней и концептуально многослоен. Одна функций принципа устойчивого развития состоит в том, что его существование привлекает внимание широких кругов людей, задавленных ежедневными проблемами или, наоборот, обуянных эйфорией экономической экспансии, к тем важным и далеко не всеми исповедуемым моральным ценностям, которые связаны с экологической этикой. Отметим, что Указом Президента РФ в 1996 г. утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
3.4.6. Будущее экоэтики. Повышение приоритетности принципов экоэтики – далеко не простой процесс, этот путь не усеян розами. Экоэтика встречает и будет встречать большое сопротивление, поскольку "мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но он слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность" (М. Ганди). Но долговременное выживание и развитие человечества немыслимо без торжества экоэтики. Принципы экоэтики обладают огромной интегрирующей силой. Благодаря им объединяются мысли многих ученых, философов и поэтов прошлого и настоящего. Возможно, и мыслителей будущего - к теме экоэтики еще неоднократно придется возвращаться и в будущем, ибо есть еще немалый резерв для развития общественного мировоззрения, поскольку преобладающее в обществе мышление пока еще не достигло той степени зрелости, о которой сказал Максимилиан Волошин:
Каждой ступени в области познанья Ответствует такая же ступень Самоотказа: Воля вещества Должна уравновеситься любовью.
При всем несовершенстве реального положения дел и во взаимодействии человека и биосферы, и в системе ценностей человека, именно на пути экоэтики существует реальная возможность прогресса и изменений к лучшему. Ибо "история человечества не есть только история его освобождения; она по преимуществу история его воспитания " (Жозеф-Эрнст Ренан). "Экологизация человеческой мысли, как "планетарное явление" …, по-видимому, одна из наиболее общих черт естествознания, общественных и технических наук последней трети ХХ века" [6]. Думается, эта особенность развития мышления человечества сохраняется и в ХХI столетии. Необходимость дальнейшего развития в этом направлении будет только нарастать.
4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ БИОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|