Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биосемиотика (А.Е. Седов, консультант С.В. Чебанов)




 

Не только в пределах России, но и в мире биосемиотика – это одна из самых молодых научных областей: до 1990-х гг. она лишь зарождалась – отдельные исследователи сформулировали первые ее концепции и опубликовали несколько работ, которые теперь считаются основополагающими (см. ниже). Поэтому понятийный аппарат, тезаурус и профессиональный язык биосемиотики находятся еще в стадии зарождения и формирования. Однако она уже охватывает немало знаний и концепций, а также публикаций, сообществ и событий в мировой науке.

Автор данного текста кратко излагает историю и концепции биосемиотики, приводит словарь терминов и разнообразные биологические примеры, подтверждающие концепции биосемиотики и полезные для ее развития. Читателю рекомендуем вернуться на мгновение в конец статьи Коммуникация в разделе «Биополитика» (2.1), где упомянуто понятие «биосемиотика».

4.2.1. Что такое биосемиотика. Приведем в виде цитат несколько типовых определений и характеристик биосемиотики. «Биосемиотика (bίoς, жизнь + sέmion = sign, знак)- это междисциплинарная область теоретических и эмпирических исследований, анализирующих коммуникации и значения, смыслы (communication and signification) в живых системах [21]. Знаковые процессы, в масштабах от молекулярных до экологических и эволюционных, фактически (хотя это не всегда осознавалось) спонтанно изучались в течение всей истории биологии; однако очень часто описания информационно-коммуникативных аспектов живых систем рассматривали как «лишь метафорические» – считая, что их должны заменить физические и химические описания. В биосемиотике же, напротив, информационные знаковые процессы рассматриваются как исконные, базовые (genuine, a basic set) феномены жизни, требующие нового понимания. Семиотика – это изучение значений и смыслов (meaning, sense, and significance) динамических кодов и соответствующих знаковых процессов. Между биологией и семиотикой существуют глубинные взаимодействия. Наличие значений, знаковость (signification) – это специфическое свойство живых систем; его можно считать столь же фундаментальным, как и особенности их молекулярной организации. Поэтому биосемиотика может стать основой как для семиотики, так и для биологии» ([1], здесь и далее в разделе русский перевод А.С.).

Следующий текст начинает Веб-сайт по биосемиотике [2]: «Процесс обмена сообщениями (message), или семиозис, – свойство, присущее абсолютно всем формам жизни на Земле. Именно эта способность хранить, копировать и выражать, формулировать (express) сообщения, извлекать их значение(-я) и смысл(-ы) (signification), и отличает живое от неживого – гораздо более чем прочие, часто упоминаемые, свойства жизни; исключения составляют созданные человеком... компьютеры и роботы, которые можно программировать так, чтобы имитировать и моделировать (simulate) коммуникации. Изучение нерасторжимых процессов – коммуникационных и знаково-смысловых (twin processes of communication and signification) – следует считать необходимым направлением наук о жизни; эти процессы в значительной степени присущи природе, в частности и культуре, которая тоже, конечно, является частью природы».

Далее на сайте читаем: «Знаковые процессы пронизывают все тело живого организма... Наличие значений, смыслов (signification) – это фундаментальное свойство живых систем, которое можно взять в качестве определения жизни. Поэтому биосемиотику можно рассматривать скорее как общий корень и биологии, и семиотики, чем как раздел семиотики» [3, P. 404–405].

«Биосемиотику можно определить как науку о знаках в живых системах. Принципиальная и отличительная черта семиотической биологии – понимание того, что живые целостности взаимодействуют не как механические тела, а скорее как сообщения (messages), фрагменты текста. Поэтому интерес для биосемиотических исследований представляют феномены распознавания, памяти, категоризации ( см. ниже в тезаурусе), мимикрии, обучения, коммуникации, – в совокупности с анализом и применением понятий и концептуального инструментария (tools and notions) семиотики, куда входят текст, трансляция, интерпретации, семиозис, типы знаков, значения (meaning), – в их биологических областях применения» [4, P. 386].

«Биосемиотика – достаточно самостоятельная и относительно замкнутая область междисцплинарных исследований, лежащая на пересечении биологии и семиотики и занимающаяся изучением свойственных организмам знаковых систем. Последние характеризуются наличием у них плана выражения и плана содержания, между которыми существует причинно не детерминированная связь. В результате знаковым системам свойственны явления синонимии и омонимии... Биосемиотика исследует знаковые системы разных уровней – молекулярно-биологического / генетический код, см. ниже – вставка составителя (А.О.)/, внутриклеточного (сигнальные пептиды), межклеточного (медиаторы, иммунные взаимодействия), внутриорганизменного (гормоны, условно-рефлекторные реакции) и межорганизменного (телергоны, феромоны, аттрактанты). Семиотические системы организменного и межорганизменного уровней являются предметом специального изучения в этологии. Кроме того, биосемиотика покрывает всю проблематику, связанную с проблемой существования языка и мышления у животных» [5].

Системы коммуникаций людей, включая и многообразные феномены культуры /(см. статью Невербальная коммуникация в конце раздела «Биополитика») – здесь и деле перекрестные отсылки – составителя/ – это очень сложные и высокоразвитые производные гораздо более простой коммуникации (см. такую статью в разделе «Биополитика») животных, имеющие также некоторые сходства и с коммуникациями растений, грибов и микроорганизмов. Многие аспекты и результаты деятельности людей – личностные мотивы, политические события, технические устройства – имеют биологические основы и прототипы. Более того, – многие принципы кодирования информации и интерпретации значений и смыслов оказались сходными в различных сложных системах, имеющих самые разные субстраты – включая как жизнь на всех уровнях ее организации, таки созданные человеком языки и прочие феномены культуры, в частности и программируемые технические устройства. Отдельный вопрос – чем эти сходства обусловлены: тем ли, что принципы организации и функционирования любых сложных систем с необходимостью оказываются общими, или же тем, что так или иначе, все знаковые явления порождены именно биологическими системами, и потому принципы живого легли в основу всех знаковых процессов?

Так или иначе, правомернапозиция вполне биоцентрическая (см. раздел 3.1. – «Биоцентризм как базис для биоэтики» ): не биосемиотика является частью семиотики – лишь той, которая относится к живым организмам, исключая гуманитарные аспекты бытия; напротив: то, что изучает семиотика, – это лишь часть знаковых систем живого – лишь те из них, которые созданы людьми и исторически стали первыми объектами семиотики именно потому, что наиболее им понятны. В таком понимании, именно биосемиотика – это наиболее фундаментальная система знаний о знаках и знаковых процессах, которые лежат в основе структурирования, функционирования и эволюции самых разнообразных сложных систем – живых, включая разумные, а также их творений; поэтому она может охватывать и семиотику языков (лингвосемиотику), и все прочие направления семиотики культуры. Такие представления об общем происхождении и сути знаковых процессов, о биосемиотике как общем корне биологии и семиотики [6] вполне правомочны.

4.2.2. О семиотических корнях биосемиотики. Семиотика определена выше ( 2.1.9.6) как наука о знаковых системах. Явления окружающего мира рассматривались как совокупности знаков в разнообразных мистических, религиозных, художественных и философских традициях различных эпох и ареалов – включая разнообразные архаические культуры, древнейшие и античные цивилизации, средневековые общества. В частности, и явления живой природы интерпретировались как тексты и как формы, осуществлялись различные их сочетания и взаимодействия; отчасти эти представления были и прообразами постановок научных задач.

Автору данного раздела удалось исследовать историю цивилизаций Земли в аспекте впервые предложенной им типологии культур – разделении их на исходно визуальные (иконичсские) и исходно литеральные (текстовые sensu stricto), а также – рассмотреть их взаимодействие в памятниках культур различных ареалов и эпох вплоть до становления рациональной эпохи Нового Времени [7].

В контексте зарождения рациональной науки, в XVII–XIX вв. большой интерес к природе знаков проявляли английские философы Т.Гоббс, Д.Локк, Дж. Ст. Милль. Выделить семиотику как особую науку – теорию знаков – впервые предложил Д.Локк в 1690 г., предложив классификацию наук (в которую вошли физика, этика и др.); он, однако, полностью отождествлял семиотику с логикой. Так была поставлена задача и предложен термин «семиотика» – именно для науки о знаках. (Есть и другие, отчасти близкие, значения этого слова: в медицине семиотикой называют науку о симптомах; Г.Гермес в своем труде «Семиотика» (1938) именует так исследования оснований математики.). Семиотика как научная дисциплина о знаках стала формироваться лишь еще более двухсот лет спустя – благодаря работам Ч. С. Пирса[22] (Ch. S. Peirce) по философии и классификации знаков, Ф. де Соссюра (F. de Saussure) по анализу языка как знаковой системы и Ч. У. Морриса (Ch. W. Morris) по основам теории знаков и проблемам коммуникации. Лицо современной семиотики определили также Бодуэн де Куртене, Л.Щерба, Р.Якобсон, К.Леви-Стросс (C.Levy-Strauss), В.Пропп, Ж. Пиаже (J.Piaget), Ц.Тодоров. Первый Международный Конгресс по Семиотике состоялся лишь в 1974 г., в Милане. Это показывает, насколько семиотика как дисциплина в целом молода. И количество, и разнообразие семиотических исследований стали стремительно расти в последние десятилетия. Так, в 7-м Международном Конгрессе по Семиотике (Дрезден, 1999 г.) участвовало более 2000 представителей гуманитарных, естественных и технических наук из очень многих стран, со всех континентов.

Предмет семиотики охватывает лингвистику, литературоведение, мифологию, коммуникативные акты и многое другое. Развитие семиотики связано с логикой, лингвистикой, филологией, коммуникалогией. Невербальные произведения человеческой культуры и невербальная коммуникация – это тоже знаковые системы. Как область рационального научного знания, невербальная семиотика развивается лишь с середины 20 века; ее объекты – сюжеты и символы живописи, танцев, архитектурные стили, предметы утвари, механизмы и приборы и многое другое (в тезаурусе ниже – см. Мемы).

Развитие семиотики связано не только с разнообразными гуманитарными исследованиями: велики и все более возрастают ее взаимодействия с точными и техническими дисциплинами. Близки к проблемам семиотики работы по двум взаимосвязанным дисциплинам, зародившимся в 1947-49 гг., – кибернетике и теории информации (основателями первой из них были Н. Винер и У. Р. Эшби, второй – К. Шеннон и Г. Кастлер). Для этих направлений характерны общие подходы как к живым, так и к техническим и языковым системам: были разработаны и применяются точные количественные и структурно-функциональные методы вычисления информационных объемов и сложностей различных текстов – как для сообщений, передаваемых техническими средствами связи, так и для устных и письменных коммуникаций между людьми. С 1950-х гг. теоретические положения, формулы и уравнения двух названных выше дисциплин стали основами для ряда новых интересных философско-кибернетических концепций мироздания, жизни, эволюции, разума и культуры. В рамках этих направлений считается, что носители той или иной информации действуют лишь как сигналы (signals) и их совокупности – сообщения (messages). Передаваемая с их помощью информация присуща им самим, а от структур и функций тех систем, которые их кодируют и передают, принимают и декодируют, а также от каналов связи между первыми и вторыми, зависит лишь степень правильности и полноты передачи и приема (восприятия) этой информации – но не ее значения, смыслы, ценности для этих систем.

Однако именно задачи вычисления ценностей и определения смыслов в реальных информационных системах стали для этих подходов «камнями преткновения». Это относится и к самым различным биологическим системам.

Семиотики изучают знаки (signs). При этом варианты смыслов и значений для отдельных знаков и для их сочетаний определяются их контекстами, существование которых является спецификой знаковых процессов, характерных для сложных систем. В биологии примерами этого являются многие генные и биохимические системы живых клеток. В связи с этим возникает вопрос о том, не увеличивается количество знаков, являющихся не только сигналами, по мере усложнения систем?

Теория информации и кибернетика (см. 1.1.6.11) все более сближаются с семиотикой и отчасти входят в нее (есть уже соответствующие понятия – «киберсемиотика» и «кибернетика 2-го порядка»). Теперь технико-кибернетическими аспектами семиотики широко занимаются специалисты по различным технико-информационным системам, ”computer science” и искусственному интеллекту. Стали использовать семиотические концепции и нейробиологи.

Таким образом, современная семиотика – это синтез гуманитарных, естественнонаучных (в основном биологических) и технических знаний, включающий в себя исследование феноменов жизни, разума и культуры и концепции, посвященные разработке новых объектов – от генноинженерных и эмбрио-химерных конструктов до систем искусственного интеллекта.

Семиотика базируется на философских представлениях относящихся к различным традициям, например, позитивизма, прагматизма, эволюционной эпистемологии. Поэтому среди работ по семиотике и биосемиотике есть немало продуктов методологической рефлексии, в которых проводится анализ концептуальных и когнитивных структур и процессов, а в отношении объективно существующих феноменов предлагаются лишь своеобразные «формы представлений данных», порой весьма интеллектуально привлекательные.

 

4.2.3. Ключевые понятия семиотики. Остановимся на тех понятиях семиотики, которые представляются наиболее важными с точки зрения приложения семиотики к биологии, т.е. собственно с биосемиотической точки зрения. К данному выше определению семиотики как таковой (статья Коммуникация в разделе «Биополитика», определение продублировано в самом начале настоящего раздела) необходимо добавить нижеследующую характеристику.

4.2.3.1. Семиотика – междисциплинарная область, охватывающая различные науки (естественные, гуманитарные и технические) и изучающая знаки (см.)и знаковые системы (см.);совокупность концепций и приемов, позволяющих анализировать разнообразные знаки (см.), значения, категоризации (см.), коммуникацию (см. в данном разделе и одноименную статью в разделе «Биополитика»), которые могут иметь самую различную природу.

Последующие статьи данного подраздела посвящены семиотическим понятиям и терминам, подготовляющим почву для развития биосемиотики.

4.2.3.2. Семиотический (semiosic, semiotic) – имеющий отношение к семиотике (см.) или к знакам и другим семиотическим средствам.

4.2.3.3. Знак (sign) – основной элементарный объект и понятие семиотики (см.), «материально, чувственно воспринимаемый (в широком смысле, включающем и различные виды детекции объектов техническими устройствами – прим. автора) предмет или действие, служащие: для обозначения другого предмета, свойства или отношения; для переработки и передачи информации; указывающий на другой предмет, отсылающий к нему организм или машину... а сами ситуации, в которых один предмет функционирует в качестве другого предмета, называются знаковыми ситуациями» [8, C.22].

Каждая знаковая ситуация характеризуется наличием следующих элементов:

1. эмпирического объекта, выполняющего при определенных условиях функцию знака – его называют носителем знака (sign vehicle), сигнификантом, телом знака, планом выражения знака;

2. объекта, к которому знак отсылает – его называют означаемым (signified object), денотатом (denotatum);

3. смыслового значения (следа), при помощи которого осуществляется отсылка (в частности, мысленной модели объекта), – продукта интерпретации – его называют интерпретантом (sign interpretant), десигнатом (designatum), сигнификатом, планом содержания знака;

4. организованной системы, отсылаемой к определенному объекту его называют интерпретатором знака (sign interpreter).

В некоторых случаях к ним присоединяется еще один элемент:

5. организованная система, производящая знаки (например, человек, произносящий слова, адресованные другому человеку). (см.: [8, C.50]; полужирным шрифтом мною вставлены термины, заимствоваванные биосемиотикой из лингвосемиотики прим.А.С.).

 

В качестве знаков или сигналовмогут выступать те или иные целостности: физически существующие объекты (например, молекула, луч света, звук, звучащее или написанное слово), процессы (например, изменения концентрации, температуры и т.п.), ресурсы (см.), и т.п. Они могут иметь значение для той или иной живой системы (клетки, индивида, экосистемы, социальной системы), а также для некоторых технических устройств (сложных автоматов, искусственных информационных систем). Вот пример знакаи его элементов (нумерация соответствует предложенной выше):

1. дым;

2. огонь;

3. ощущение или понимание того, что «нет дыма без огня», мысленный образ дымящего огня;

4. воспринявшее дым животное, человек или электронное автоматическое противопожарное устройство, оснащенное дымоуловителями;

5. индейцы, использовавшие костры в качестве знаков.

Биологический пример:

1. участок ДНК (ген), кодирующий белок – гормон роста – в процессе его работы;

2. функционирующие молекулы гормона роста;

3. процесс и результат роста организма;

4. молекулы-мишени этого гормона; делящиеся клетки и растущие органы, организм в целом

Специалистов – биоинженеров, направленно клонирующих и получающих эти гены и использующих их в медицине или животноводстве, можно отнести к 5) – но с той поправкой, что люди не создают гены, а лишь «тиражируют» их в живых системах (иногда отчасти изменяя).

По Ч. Пирсу (Ch.Peirce), знакибывают индексные, иконические и символьные. Эти аспекты знаков нередко сочетаются (см. Индекс, Символ, Иконический, Icon).

4.2.3.4. Иконический тип знака (см.). Это понятие близко к терминам «визуальный, -ая, -ое» и, шире, «изобразительный, - ая, - ое»; однако он имеет несколько более широкий и строгий смысл, чем ‘visual’ (см. Icon). Слово «икона» в русском языке – синоним слова «образ», означающий, однако, лишь изображения святых и Бога (а в греческом языке, откуда это слово и заимствовано, «икона» – ´eikόna – значит «картина»).

Ч. Пирс полагал, что для иконическогознака характерна однозначная связь между означающим и означаемым.Однако в работах У. Эко и других ученых показано, что иконичность или неиконичность знака определяются кодами конкретной культуры. Например, кружок с треугольником, означающий женскую фигуру, является иконическим знаком в европейской культуре, ибо явно напоминает европейцу обозначаемое, и неиконическим для представителей восточных культур, так как у азиатских женщин широкий таз не является символом феминности.

4.2.3.5. Индекс, индексный (index) знак – такой знак (см.), который соотносится со своим объектом посредством либо прямого физического контакта, либо какого-либо иного физического воздействия, либо причинно-следственных отношений между носителем знака (sign vehicle – см. знак)и объектом. (Примеры: дым и костер, симптом и болезнь). Индексможет иметь и иконические аспекты (см. Иконический, Icon).

4.2.3.6. Символ – один из классов знаков, которому даются принципиально разные трактовки в разных школах семиотики. Для Пирса символ – знак, соотносящийся со своим объектом посредством регулярно воспроизводимого соответствия (механизма в широком смысле, правила или закона) и/или конвенции (явного или неявного соглашения). Символможет иметь иконические (см. Icon) и/или индексные (см. Индекс) аспекты.

Символыполучают разные трактовки:

1. полностью лишенные иконичности (см. Icon) – например, символыв математических формулах;

2. обладающие высокой степенью иконичности, богатой коннотациями – например, солнце как символрадости;

3. допускающие неопределенно большое количество интерпретаций и несущие в себе неограниченный смысл – например, очаг как символ. дома, семьи, рода, огня, культуры и т.п.);

4. объединение трактовок (2) и (3).

4.2.3.7. Значение – содержательная сторона знака (см.) или совокупности знаков: языка, ситуации, действия, объекта или идеи (см. Знак).

4.2.3.8. Информация – многозначный термин, охватывающий различные области науки, имеющее более 26 определений [9] и применяемое в широком диапазоне – от бытовых смыслов («информация из газет»), до теории информации (которую точнее можно называть «теорией передачи информации») – предложенной К.Шенноном в 1948 г. системы формул и методов вычисления статистической сложности и неоднородности самых различных систем, включая последовательности событий, тексты, компьютерные программы и т.п. Отдельный большой сюжет – многообразные, иногда удачные, попытки применить для анализа биосистем теорию информации К.Шеннона, а также другие созданные позже теории информации семантические, прагматические и т.п. Здесь мы дадим лишь общее определение информации в аспекте биосемиотики: информация это то различие, которое действует как знак и этим создает различие (интерпретант)для некоторого действующего элемента, организма или его части (интерпретатора); такое различие можетозначать иной объект и таким образом являться знаком (см.) – явно или потенциально. Так, не экспрессируемые, т.е. не проявляющиеся в виде признаков гены, «молчащие» последовательности ДНК (в частности, псевдогены), могут иметь лишь потенциальное значение для организма и его потомков.

4.2.3.9. Код соответствие между элементами одной совокупности и элементами другой; тот или иной код формируется в результате либо отбора по взаимному соответствию (например, Генетический код – см.), либо подбора по согласию (конвенциональные коды – например, азбука Морзе), либо привыкания (например, системы рефлекторных поведенческих актов типа «сигнал-ответ», см. Инстинкт в разделе 2.1. – «Биополитика»).

 

4.2.3.10. Знаковая система – а) совокупность знаков и правил их взаимосвязи; б) любая система, порождающая, интерпретирующая и использующая знаки (см.), позволяющая строить знаковые (семиотические) конструкции. Знаковая система – это то же, что семиотическая система (см. семиотика). В концепциях современной семиотики, знаковая система гораздо более фундаментальное понятие, чем язык (см.).

4.2.3.11. Семантический вес, или валидность, значимость, полезность, ценность (usefulness, value, semantic value, validity) признака, знака – подразумеваемая или вычисляемая величина вклада знака в знаковый процесс. (Примеры – см. Уровни функциональные.). Семантический вес – не собственное свойство объекта, а характеристика отношений между ним и тем, кто (или что) его получает, интерпретирует и использует. Поэтому семантический вес одного и того же признака – понимаемого именно как интерпретируемый знак – может зависеть от того или иного его аспекта, контекста и/или уровня (см.) интерпретации знака. В некоторых работах по теории информации (см.) и семиотике (см.) предложены методы количественных оценок – вычислений – семантического веса, применимые к тем или иным теоретическим моделям (логическим, математическим, компьютерным).

 

4.2.3.12. Семиозис – то же, что знаковый процесс (см.): генерация (создание), интерпретации и/или действия знаков. Часто используется как синоним термина «коммуникация (-и)», однако является более общим и фундаментальным термином

 

4.2.3.13. Семиосфера – термин, имеющий 3 варианта толкования:

1. глобальная (планетарная) сфера знаков и коммуникаций, сосуществующая и совпадающая с биосферой в пространстве и во времени, но не в конфигурации;

2. глобальная сфера знаков и коммуникаций лишь в культурологическом смысле (см. [10]);

3. космическая сфера знаков и коммуникаций, включающая и биологическую, которая может выходить за пределы биосферы [11, 12].

4.2.3.14. Семиотическая свобода – множественность вариантов, возможностей интерпретаций и выбора, которые подразумеваются в знаке (см.)благодаря категоризации (см.) и принадлежности его к знаковой системе (см.).

4.2.3.15. Язык – такая знаковая система, в которой из знаков (см.)может формироваться открытый, неконечный набор сообщений, текстов (см.),высказываний, коммуникационных актов. Этому определению отвечает и генетический аппарат, с известными теперь принципами его устройства и работы.

4.2.3.16. Текст есть

1. знак или совокупность знаков (в человеческих языках – предложений, слов), построенные из других знаков согласно правилам данной знаковой системы (например, данного языка) и выступающие в качестве сообщения. Существует более 100 определений текста – лингвистических (ср. лингвистику текста) и общесемиотических; во втором случае текстаминазывают самый широкий круг объектов – следы деятельности животных, живописные полотна и прочие памятники культуры и т.п.

2. предлагаемое автором толкование – соответствующее толкованию (1), но применимое для более узкого класса объектов: текст это кодирующая (см. Код)специфические смысл и/или сообщение и построенная согласно правилам данной знаковой системы неразветвленная нерегулярная последовательность знаков с дискретными телами, набор которых – алфавит в широком смысле – конечен и взят из большего количества элементов в качестве элементарных символов (см.)– фонетических, смысловых, молекулярных и т.п.. Это определение охватывает не только все формы письменности (алфавитные, иероглифические, узелковое письмо «кипу» древних инков, компьютерные программы и др.), но и генетические тексты и кодируемые ими белковые молекулы.

Хотя разговор о применении биосемиотики к генетическим системам впереди (см. подраздел 4.2.6), подчеркнем следующий момент. В профессиональной генетической литературе словосочетание «генетический текст», как правило, употребляется без кавычек – именно потому, что природные ДНК, т.е. генетические программы, а также закодированные в них разнообразные РНК и белки – это именно созданные эволюцией тексты в смысле (2) (см. генетический код)–с синтаксисом, семантикой и прагматикой. Тексты (во 2-ом значении) присущи сложным знаковым (информационным) системам – как всем живым организмам, так и всем развитым человеческим культурам и представляющим их индивидам – либо потому, что в принципе текст как цепочка символов – это способ хранения и передачи информации (см.), возникающий в природе, либо потому, что все такие текстыявляются производными эволюционно первичных молекулярно-биологических текстов. Все эти системы выявляют и используют смыслы текстов тремя способами:

1. считывают их в строго заданном направлении (например, в европейских тeкстах –обычно слева направо, в семитских – справа налево, в китайских иероглифических – часто сверху вниз; в ДНК – всегда от 5'– к 3'- концам участков молекулы, в белках – от С- к N-концам, соответствующим 5’→3’ направлениям на кодирующих их участках ДНК-генов),

2. интерпретируют их «аккордом» – сразу (это – моментальное понимание слова тренированным чтецом, работа регуляторных участков в ДНК и т.п.),

3. читают из специфических точек в обоих направлениях (это палиндромы: в литературе их сочиняют специально, в ДНК – таковы сайты рестрикции и многие регуляторные сигналы-«шпильки», в белках – не палиндромны, но тоже однонаправлены участки активных центров ферментов, области связывания антител и т.п.

В нашем мире текстамив смысле (2) являются лишь названные информационные биологические молекулы да человеческие языки (как естественные, так и языки программирования).

4.2.3.17. Синонимия – такая знаковая ситуация, при которой разные знаки (см.) точнее, знаки, имеющие разный план выраженияв одной и той же знаковой системе (см.)имеют одно и то же значение (см.). Синонимами в языке считаются слова, имеющие близкое или даже совпадающее значение (например, в русском языке это слова «пресмыкающееся» и «рептилия»). Синонимами в ДНК служат, например, на ДНК триплеты АГА, АГГ, АГТ, АГЦ, которые все кодируют одну и ту же аминокислоту серин. Дальнейшие биологические примеры – см. ниже, в разделе «Становление биосемиотики».

4.2.3.18. Омонимия – такая знаковая ситуация, при которых идентичные с точки зрения унилатерализма и обладающие одинаковым планом выражения для билатералиста знаки (см.)имеют разные значения (см.) – в зависимости от их интерпретации в различных знаковых системах (см.). В русском языке совпадают в современном написании слова «мир» – покой и «мир» – Вселенная. В ДНК триплет ТЦА обозначает аминокислоту метионин; тот же триплет имеет и другое значение – начало аминокислотной (полипептидной) цепи, т е. начало синтеза белка. Аминокислоты глутаминовая кислота, аспарагиновая кислота, глицин входят в состав белков; помимо структурной единицы белков, они имеют и совершенно другое значение сигнальных веществ нейронов – нейромедиаторов.

4.2.3.19. Естественная история знаков – эволюция знаковых систем; считая, что семиозис (см.)характерен для биологических явлений, мы можем полагать, что в процессе эволюции могут возникать все новые типы знаков и знаковых систем.

4.2.3.20. Референция – термин, к которому по смыслу наиболее близки термины: денотация, обозначивание, способ соотнесения знака с референтом, а также ссылка в тексте, справка, отзыв, круг полномочий, соотношение, связь, соотнесение, эталон, стандарт. В биосемиотике это слово входит в состав двух специальных терминов, один из которых редко встречается в русских текстах, а другой вообще не имеет русского эквивалента: см. Reference: Self-reference, Other-reference (см. ниже в тексте данного раздела).

Таким образом, ключевые понятия семиотики, как видно из приводимых примеров, допускают биологические интерпретации (в применении к живым системам различных уровней). Эти семиотические понятия имеют фундаментальное значение для биосемиотики (см.) как особой междисциплинарной области.

4.2.4. О становлении биосемиотики. Биосемиотика включает в себя подходы, концепции, методы, исследования и их результаты, согласно которым именно разнообразные знаки и знаковые процессы (порождения и интерпретации знаков, акты категоризации и коммуникации) представляют собой фундаментальные свойства живого, его суть.

Независимо от того, считать ли биосемиотику разделом семиотики или же видеть в биологических явлениях природные источники и основы всех прочих знаковых систем, исторически биосемиотика выросла из общей семиотики и базируется на многих ее представлениях, включая идеи различных школ философии, лингвистики и культурологии. Значит, отчасти биосемиотика – это анализ биологических проблем с тех позиций, которые порождены гуманитарными знаниями и подходами. Наряду с этим все более возрастает и вклад в биосемиотику методов и концепций технических наук.

Здесь уместен вопрос: может ли эта система понятий и концепций стать «когнитивным инструментом» для решения конкретных биологических проблем? Что дает биосемиотика – лишь систему форм представления данных, полезных для описательного понимания живых объектов, или же гораздо большее – систему логических моделей, живых систем, которая позволяет изучать и прогнозировать их состояния, развитие и поведение? Есть основания считать, что именно для решения фундаментальных и в то же время конкретных проблем биологии биосемиотика может дать многое (в частности, именно таковы задачи биосемиотических работ, написанных автором: [13—18]).

Отметим, что еще один из основателей семиотики – Ч.Моррис – считал, что в целом семиотика «не обосновывается на определенной философии», а должна рассматриваться в контексте науки о поведении (ср. статью Кратко об этологии в разделе «Биополитика» выше); что она «может быть развита наиболее плодотворно на биологической основе» (цит. по: [8, C.7.]).

Первые концепции биосемиотики – представления о взаимодействиях организмов со средой как о знаковых процессах – связаны с исследованиями того, как воспринимают окружающий мир (die Umwelt) животные и как он соотносится с их внутренним миром (die Innenwelt). Эти исследования принадлежат перу жившего в Эстонии немецкого биолога Якоба фон Икскюля[23] [19] и допускают интерпретацию с биосемиотических позиций. Однако сам термин «биосемиотика» появился значительно позже. Считалось, что впервые его ввел в употребление наш соотечественник Ю. С. Степанов [20]. Однако недавно эстонский биосемиотик К. Кулль обнаружил, что впервые этот термин, а также три закона биосемиотики за 9 лет до Степанова предложил в своих работах Ф.С.Ротшильд – нейроанатом, медицинский психолог и психиатр (см. [4]). Концепции Я. фон Икскюля и Ф.С.Ротшильда стали лишь первыми шагами к зарождению биосемиотики, и наследие этих ученых было в полной мере оценено лишь в последние десятилетия, причем развитие биосемиотики происходит все более и более интенсивно.

С начала ХХ века, зоопсихологи, далее бихевиористы (см. о них в статье Этология раздела «Биополитика» -- 2.1), а затем все более этологи и экологи, изучали процессы взаимодействия и коммуникации между живыми существами – в природных биоценозах, в лабораторных популяциях и экосистемах. Наряду с оптическими и акустическими коммуникациями, эти исследования охватывают все более и более широкий круг феноменов – в частности, воздействия одних организмов на другие посредством как различных физических контактов (включая и пищевые), так и многообразных биогенных молекул – феромонов, фитонцидов, антибиотиков, катаболитов, молекулярных медиаторов межклеточных коммуникаций, а также биологических полей. С биосемиотических позиций интересны разнообразные формы взаимодействий между организмами – поедание (включая хищничество и паразитизм), симбиоз, комменсализм, конкуренция, мимикрия и другие. При этом были получены очень интересные результаты. Так, оказалось, что нередко живые организмы разных видов – партнеры по тому или иному жизненно важному коммуникационному акту – относятся к очень далеким друг от друга систематическим группам, разным экологическим нишам и далеким друг от друга пищевым (трофическим) уровням. Ныне результаты исследования этих взаимодействий привлекли внимание биосемиотиков, однако, до сих пор у них нет единого мнения о семиотическом или несемиотическом статусе того или иного вида взаимодействий.

Первоначально семиотические подходы касались лишь различных высших животных – и такие подходы по существу прослеживаются уже в трактатах Аристотеля и других античных авторов. Позже ставилась цель выяснить знаковые аспекты тех или иных их действий (поведенческих актов) – как в рамках популяций, так и в лабораторных экосистемах и в природных биоценозах.

Для развития этих взглядов – на пересечении семиотики, этологии и зоопсихологии – многое сделал крупнейший семиотик и биосемиотик T.A. Себеок. Начало положила его публикация 1963 г. [21]; в 1972 г. [22] он предложил термин «зоосемиотика» (см. такую стать

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...