Этика экспериментов на животных (А.С. Лукьянов)
Хотя животные широко используются в биомедицинских исследованиях, вопрос о допустимости этого продолжает дискутироваться. Среди противников экспериментов на животных можно встретить не только активистов защитников животных, но и философов, биологов, ветеринаров и медиков. Вопрос сложен и в настоящее время не может быть решен однозначно. В настоящее время преобладает мнение, что эксперименты необходимы для прогресса биомедицинских наук и благополучия человечества. Нравственные проблемы, связанные с использованием животных в экспериментах, входят в круг вопросов биоэтики - философско-практической области знания, охватывающей моральные проблемы, имеющие давнюю историю, такие как отношение человека к диким и домашним животным, а также этические проблемы, возникшие недавно в связи с внедрением достижений биотехнологий в биомедицинские исследования и медицину.
3.2.1. История отношения человека к живым организмам. Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей живой природой, с дикими и домашними животными. Древний человек не отделял себя от живой природы. Однимиз свидетельств этого служат дошедшие до наших дней мифы и такие явления, как тотемизм и охотничьи культы. Классическим примером тотемических верований считаются Австралия. Тасмания и Новая Гвинея. Происхождение тотемизма связано с ранними этапами развития человечества, когда человек не выделял себя из природы и не видел различий между собой и окружающими его живыми существами. Наиболее распространенная и древняя форма тотемизма - родовой тотемизм, когда члены рода считают, что ведут свое происхождение от одного предка (тотема), чаще всего, определенного вида животных, например, кенгуру, эму, белого какаду. Позже возникли тотемы фратрий, т.е. объединения кровных родственников и тотемы племен. Самой поздней формой тотемизма считается территориальный тотемизм, когда от одного животного предка ведут происхождение все племена на определенной территории. Главное в тотемизме - это представление о кровном родстве с животными, равенство с животными во всех отношениях как в физическом, так и в духовном, и социальном. Элементы тотемизма встречаются у многих народов мира, ведущих примитивный образ жизни, и отражаются в мифах, в запретах на охоту на определенные виды животных, в символических танцах.
Другой, более поздней формой почитания животных, являются промысловые культы, сохранившиеся до сих пор у многих коренных народов Африки, Америки, Азии. Классическим примером может служить культ медведя у народов Сибири, в основе которого лежит вера в то, что медведь подобен человеку и может понимать человеческую речь. Особая форма почитания животных известна у народов с высоко развитой культурой. Это так называемые зоолатрические культы. Дошедние до нас исторические источники свидетельствуют о том, что в Древнем Египте почитание животных приняло формы обожествления отдельных их видов. смертной казнью. Несомненно. что культ животных в Древнем Египте был составной частью господствовавшего космического мировоззрения, где Природа в целом и все формы ее проявления занимали центральное место. Элементы обожествления животных, хотя и не в таких масштабах, как в Древнем Египте, были характерны и для Древней Греции, и стран Востока. До наших дней сохранилось почитание коровы и обезьяны в Индии, в стране с типичным для традиционных культур уважительным отношением к Природе и космическим мышлением. Отношение к животным в Западном мире формировалось под воздействием философии Древней Греции и христианства. Миропонимание в Древней Греции развивалось от равноправного, справедливого отношения к животным в учениях орфиков и пифагорейцев до антропоцентризма Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Учение орфиков связано с именем Орфея - мифологического героя, олицетворяющего могущество искусства [1], и сформировалось, по-видимому, еще во втором тысячелетии до новой эры. Существует мнение, что в орфизме сказалось влияние древнеиндийских представлений на древнегреческую мифологию, хотя возможно, что сходство связано с общими протоиндийскими корнями европейской и индийской культур. По представлениям орфиков, человек имеет душу (духовное начало), а цель его жизни - освобождение души от тела ("мокша", т.е. избавление от тела по древнеиндийским представлениям). Но перед освобождением душа должна пройти длительный путь очищения через существование в различных телах, при этом такими телами могут быть не только люди, но и животные, и растения. Переселение души в другие живые существа после смерти тела имело свое название - метемпсихоз (древнеиндийская сансара - последовательность перевоплощений). Орфики были вегетарианцами и не убивали животных.
Аналогичные представления характерны и для ведического мировоззрения, сохранившегося в ряде стран Востока до наших дней: человек – это часть живой Природы, различия между растениями, животными и человеком не принципиальны, ибо и люди, и животные, и растения имеют бессмертную душу. В VI веке до новой эры учение о переселении души (метемпсихоз) вошло в философское учение Пифагора (середина VI века до н.э.) и определило отношение его ко всему живому. Сам Пифагор рассматривал доброе отношение к животным как основу нравственного поведения человека, считая этическое вегетарианство необходимым условием жизни и справедливого отношения к животным. Согласно Ветхому Завету, Бог создал человека и дал ему права управляющего живым миром, при этом предполагались хорошие добрые отношения с другими созданиями Бога. В Новом Завете акцент делается на права человека на животных, но сохраняется и моральный долг, долг управляющего созданиями, сотворенными Богом. Позже под влиянием греческой философии роль управляющего отходит на задний план и на первое место выдвигается суждение о кардинальном различии между человеком и животными, возвышающее человека над животными: среди живых существ только человек имеет бессмертную душу высшего порядка. Человек занимает центр мироздания, животные же лишаются морального статуса и соответственно прав. Антропоцентризм окончательно утверждается усилиями известного богослова Фомы Аквинского (1226-1274), утверждавшего, что растения и животные существуют не для себя, а ради человека. Он считал, что, поскольку животные неразумны, то сострадание на них распространяться не может.
Новый этап отношения к животным на Западе связан с именем известного ученого и философа Р. Декарта (1596-1650), опиравшегося на механистическую философию, согласно которой реакции на боль человека и связанные с этим страдания связаны с наличием у человека особой души, дающей ему способности к рациональному мышлению и сознанию. Поскольку животные лишены такой души, то реакции их на боль можно рассматривать как простые рефлекторные действия, не сопровождающиеся страданиями. Моральные ограничения по отношению к животным, основанные на сострадании к чувствующим боль и страдающим созданиям, были сняты. Получив нравственное обоснование, болезненные эксперименты на животных, такие как вскрытие живых животных без наркоза и манипуляции с их органами, проводившиеся и ранее и получившие название "вивисекция", более двух веков считались нормой в биомедицинских исследованиях. Особенно большие масштабы вивисекция приняла во Франции. В Великобритании распространение картезианской философии сдерживалось разработкой И. Бентамом (1748-1832) философии утилитаризма. Согласно этому учению все действия должны оцениваться с точки зрения их последствий для людей. Если человек намеревается совершить действие, то он должен оценить сумму полезного и плохого от этого действия, и если полезное перевешивает плохое, то такое действие будет правильным. К отрицательным последствиям И. Бентам относил и страдания животных, признавая их чувствующими боль и способными на отрицательные эмоции. Поэтому человек должен совершать действия, не вызывающие страдания животных, а если это невозможно, то стремиться к уменьшению их страданий.
В XIX веке отношение к животным в Европе начинает меняться. Гуманизм становится все более популярным. В 1822 г. в Великобритании принимается закон, направленный против жестокого обращения с домашними животными. Великобритания стала первой страной в мире, принявшей такой закон, а в 1824 г. в Великобритании начинает действовать и первое в мире общество по защите животных, которое активно и с успехом работает и в настоящее время - это Королевское общество защиты животных, находящееся под покровительством королевы Великобритании. К концу века общества по защите животных и законы, защищающие животных от жестокостей. создаются во многих развитых странах мира. Общее их число приближалось к тысяче. В христианстве возникает тенденция возврата к первоначальной трактовке основных положений. Происходит гуманизация общества, вводятся запреты на работорговлю и использование детского труда. Разработка теории эволюции приводит к переосмыслению отношения к животным и природе вообще. Способствует этому и экологический кризис, охвативший к тому времени территорию Западной Европы. Отдельные выступления против вивисекции перерастают в широкое общественное движение. В 1875 г. в Лондоне Френсис Кобб организовала общество для борьбы с вивисекцией. Через сто лет это общество преобразовалось в Международную ассоциацию против болезненных экспериментов на животных. Общество Френсис Кобб поставило перед собой в качестве главной задачи добиться того, чтобы болезненные хирургические операции на животных проводились под наркозом. К тому времени уже были открыты наркотические свойства хлороформа, но многие экспериментаторы предпочитали работать без наркоза. Вскоре после создания общества антививисекционистов в Лондоне аналогичные общества были созданы в других государствах: в 1879 г. в Германии, в 1882 г. во Франции и в 1883 г. в США. В начале XX века эволюционная теория окончательно завоевывает общественное признание, что способствует пониманию глобальности природных явлений и разработке теорий биосферы и ноосферы. Величайший гуманист XX века Альберт Швейцер (1875-1965) в классическом труде «Культура и этика» [2], вышедшем в свет в 1923 г., обосновывает новую универсальную этику - этику "благоговения перед жизнью". Большое влияние на А. Швейцера оказали гуманистические взгляды Л.Н. Толстого о сострадании к животным и обоснование этического вегетарианства.
3.2.2. Этические основы отношения к живым организмам. А. Швейцер распространил моральный статус на все живое на Земле, на все формы жизни, считая, что инстинкт самосохранения, стремления жить заслуживает глубокого уважения независимо от того, человек ли это или одноклеточное существо. "Этика есть ответственность за все, что живет", - так сформулировал А. Швейцер основной постулат своей философской системы. "Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной". Так писал А.Швейцер в работе "Культура и этика" [2]. Христианская церковь продолжает пересматриватьсвое отношение к животным. Богослов A. Линзи, выпускник Оксфордского университета, активно борется за признание христианской церковью самостоятельной ценности животных [3], рассматривает экспериментирование на животных как массовое принудительное жертвоприношение ради интересов человека. Развивается учение о правах животных [4–6]. Господствовавший ранее взгляд на животных как на объект меняется на отношение как к субъекту. Наметился переход от антропоцентризма к биоцентризму (см. 3.1. – «Биоцентризм как базис биоэтики»),на первый план выдвигаются стратегия ненасилия и принцип ахимса (неприченение вреда живым существам - древнейший обет религий Востока). Сторонники биоцентризма отстаивают точку зрения, что все виды живой Природы имеют, как и человек, подлинную (внутреннюю, врожденную) ценность, независимую от пользы, которую они приносят человеку. Наиболее крайняя позиция прав животных изложена в работах Т. Ригана [4, 5] - яркого представителя биоцентризма. По его мнению, почти все взаимоотношения человека с животными носят эксплуататорский характер. В то же время животные имеют права на удовлетворение и реализацию своих природных целей. Поскольку животные имеют моральный статус, то они имеют и права. Моральный статус животных вытекает из признания индивидуальной самоценности животных, ценности, которая не зависит от пользы для человека. Самоценность живого существа определяется не его полезностью, а способностью к субъективному восприятию своей индивидуальной жизни и степени ее благополучия. Т. Риган отмечает, что люди не лишают морального статуса младенцев, умственно отсталых людей и стариков, от которых мало пользы обществу, поэтому мы должны признать и моральный статус животных. Он возражает и против утверждения, что решающую роль играют различия в юридическом статусе человека и животных, указывая на переменчивость юридических норм. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что совсем недавно права негров не отличались от прав домашнего скота. Признание прав животных ставит вопрос о правильных и неправильных действиях без учета их последствий, т.к. права не зависят от пользы. Морально правильные действия не могут оцениваться с позиции пользы. Неправильное действие всегда аморально,даже если оно может принести кому-то пользу. Например, пытки подсудимых или пленных всегда аморальны. Теория прав животных принимается далеко не всеми и подвергается критике. В связи с этим Т. Риган отмечает, что "истина никогда не совпадает с мнением большинства". Движение за права животных можно рассматривать как часть движения против дискриминации по расовому и половому признакам в человеческом обществе и рассматривается как дискриминация по видовой принадлежности [6]. Перестать видеть в существе другого вида орудие достижения своих целей - это тот нравственный рубеж, который необходимо преодолеть людям. Получил в XX веке дальнейшее развитие и утилитаризм - философское течение, оказывающее основное влияние в настоящее время на формирование отношения к животным, особенно на отношение к использованию животных в биомедицинских исследованиях. Появилась новая разновидность утилитаризма - плюралистический утилитаризм. Кроме оценки действий по их результатам с точки зрения пользы. выдвигается необходимость того, чтобы эти действия были правильными в понимании как можно большего числа людей. Если считать, что у животных есть желания и интересы и они, так же как и мы, испытывают боль, страх, страдания и удовольствия, то это требует признания морального статуса животных. Поэтому действия могут быть неправильными, если они приносят вред животному, хотя и не вредят человеку. Но из этого не следует, как считают утилитаристы, что моральный статус животных такой же, как у человека. Такие характеристики, как планирование своих действий и целенаправленное их выполнение, абстрактное мышление, способность создавать и оперировать символами, сложные личные и общественные взаимоотношения выделяют человека и делают его моральный статус наивысшим. При определении правильности действия надо учитывать моральный статус животных, но при этом ценность жизни человека неизмеримо выше ценности жизни животных. Плюралистический утилитаризм рекомендует стремиться проводить эксперименты на низкоорганизованных животных. Анализируя отношение человека к животным с позиций современного утилитаризма. П. Сингер [6] делает следующие выводы: · человек должен одинаково относиться к домашним и диким животным; · не ешьте мясо, поскольку это не необходимо; · используйте в экспериментах животных только тогда, когда это необходимо, если цель важна и нет других путей достичь ее и если польза будет превышать ущерб, нанесенный животным. П. Сингер провел анализ современных методов исследования на животных и пришел к выводу, что при учете страданий животных все эксперименты на животных надо считать аморальными. По его мнению, большая часть экспериментов дает малый эффект,а чисто научные исследования вообще не поддаются оценке на "полезность". Поэтому необходим, поиск иных путей достижения положительных результатов, например, вместо того, чтобы тратить деньги на большое количество экспериментов на животных, обеспечивающих операции на сердце человека, можно было бы потратить эти деньги на убеждение людей вести более правильный образ жизни. На формирование отношения к экспериментам на животных влияют и другие теории и рассуждения. Одно из них, "органическое единство", имеет общий базис с универсальной этикой. Все живое на Земле едино по проявлению основных свойств живого. Объединяет все живое и целенаправленность жизни и это все рассматривается как нравственная ценность. При этом более сложные организмы, близкие к человеку по своей организации, имеют большую ценность, поскольку у них и потребностей больше по сравнению с низко организованными. Более ценны виды "природные", чем лабораторные и домашние виды животных. Теории и подходы продолжают разрабатываться и совершенствоваться. В настоящее время нет общепризнанного базисного подхода для выработки единого мнения по отношение к экспериментам на животных. В одних странах, как в Великобритании, предпочтение отдается гуманистической позиции, признающей долг перед животными, в других, например в США, примат имеет защита прав животных. Животные защищаются от произвола, в том числе и со стороны владельцев животных, из чего следует, что животные имеют права. Хотя сейчас законы защищают животных от жестокостей и страданий, они могут быть расширены и защищать жизнь животных. По отношению к животным в природе ориентируются на право животных реализовать свои природные цели. В 1982 году Генеральная ассамблея ООН приняла «Всемирную Хартию Природы». Основные положения ее кратко освещены в разделе 3.1. – «Биоцентризм как базис биоэтики» настоящего тезауруса.
3.2.3. Этическое нормирование использования животных в экспериментах. Общепризнанно, что исследования с использованием экспериментальных животных должны проводиться с соблюдением определенных нравственных норм. Требование этичности эксперимента стало обязательным условием проведения экспериментов на животных во всех странах мира. Это показатель цивилизованности страны.В начале1985 г. Совет международных медицинских научных организации (СММНО) опубликовал "Этический кодекс", который содержит "Международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных". Работа над ним была начата в 1982 г. и поддерживалась Консультативным комитетом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по медицинским научным исследованиям при активном участии экспертов штатных сотрудников этой организации. В этическом кодексе сформулированы приемлемые для научных работников и для общественных групп защитников животных теоретические принципы и этические правила, которые могут быть приняты за основу при разработке регламентирующих мер и нормативных документов в разных странах мира в отношении использования животных для биомедицинских исследований. Рекомендации составлены, исходя из следующих положений: · в принципе использование животных для научных целей нежелательно; · по возможности следуетприменять методы, не требующие использования животных; · при существующем уровне знанийиспользование животных является неизбежным; · моральный долг ученых - гуманно относиться к подопытным животным, по возможности не причинять им боли и неудобства и постоянно стремиться изыскивать способы получения того же результата без привлечения живых животных. Исследователь должен помнить, что на нем лежит ответственность за общее состояние экспериментальных животных. Они должны содержаться в хороших условиях, получать достаточное количество нужного корма и обслуживаться квалифицированными специалистами. При планировании экспериментов вначале нужно четко определить, действительно ли необходимы эти опыты на животных. Требуется тщательное изучение литературы, чтобы определить, не сделано ли это другими исследователями.. Существуют методы сравнительной оценки важности проекта и тех страданий, которые при выполнении его будут испытывать животные, позволяющие сказать, насколько оправдан проект (полностью, частично или вовсе не оправдан). В 1959 г. Рассел и Берч [7] предложили концепцию "трех R " ("The three Rs"), которой следует придерживатьсяпри проведении экспериментов на животных. Она включаеттри составляющие: гер1асеment -замена, reduction – уменьшение и refinement – повышение качества. Рассмотрим эти составляющие отдельно. 3.2.3.1. Замена (гер1асеment). Когда это возможно, то надо заменять животных другими моделями и приемами, например, культурами клеток тканей, компьютерными и биохимическими моделями; вместо млекопитающих использовать животных с менее развитой нервной системой, а вместо живых животных - изолированные органы. Проблеме замены животных на альтернативные модели уделяется очень большое внимание. Альтернативные методы нашли применение в различных областях:производстве вакцин, в вирусологии, в токсикологических исследованиях, при тестировании безопасности различных продуктов и лекарственных препаратов, в физиологических исследованиях, в санитарно-гигиенических работах. Число животных, используемых в биомедицинских экспериментах в европейских странах, непрерывно снижается,что во многом определяется замещением.Предполагается использовать альтернативы при изучении поведения животных (поведенческие тесты), в экспериментальной хирургии, при исследовании боли. Информация, имеющая отношение к разработке альтернатив, собирается и анализируется в специальных информационных центрах, например в библиотеке министерства сельского хозяйства в США. Работы в области альтернативных методов ведутся в разных направлениях. Отметим основные из них. Большие успехи достигнуты в использовании культур клеток тканей (методы in vitro) с целью определения общей токсичности химических соединений для человека и животных, для оценки иммунотоксичности, повреждающего воздействия на почки, печень и нервную систему, фототоксичности, раздражающего действия, канцерогенности. Разработаны модели с использованием изолированных органов (например, глазное яблоко) и срезов тканей (кожи. роговицы, почки, мозга и др.). Исследуются и биохимические модели - сложные биополимерные матриксы и трехмерные многослойные структуры. Перспективны и модели с использованием рыб и других гидробионтов, а также растений, насекомых. бактерии и развивающихся эмбрионов позвоночных и беспозвоночных животных. 3.2.3.2. Уменьшение (reduction). Если нет возможности заменить животных в болезненных экспериментах иными моделями, то необходимо попытаться так построить эксперимент, чтобы использовать минимальное количество животных. Этого можно достигнуть путем правильного планирования эксперимента и использования здоровых животных нужного стандарта по экологическому и генетическому статусам. 3.2.3.3. Повышение качества (refinement). Страданий животных будет меньше, если в работе применяется высококачественная хирургическая техника и если операции выполняются опытными специалистами с использованием нужной анестезии, анальгезии и обеспечением хорошего ухода за животными в период до и после хирургических вмешательств. Усыплять животных после экспериментов следует специальными безболезненными методами, чтобы минимизировать их страдания. Следует отметить, что часто все три правила R связывают с термином "альтернативы", а не только первое правило, рекомендующее заменять болезненные эксперименты на животных другими методами. Применение правила трех R на практике ведет и к пересмотру системы обучения в учебных заведениях биомедицинского и ветеринарного профиля. Процесс обучения должен строиться так, чтобы живые животные использовались только в самых необходимых случаях. Работа с трупным материалом и муляжами, видеофильмы и компьютерные модели, специальные обучающие программы - вот те альтернативы, которые должны широко применяться в учебном процессе. Большую часть необходимых практических занятий с животными необходимо проводить как показательные, и только, когда профессиональная подготовка требует получения специальных навыков, обучающиеся могут самостоятельно работать с животными, но обязательно под непосредственным наблюдением высококвалифицированного специалиста. В Европе в ряде стран приняты законы, согласно которым учебные заведения биомедицинского профиля обязаны обеспечить возможность желающим учиться по индивидуальным альтернативным программам, исключающим эксперименты на животных.
3.2.3.4. Правовые основы защиты экспериментальных животных. Первые законодательные акты, защищающие животных от жестокости, появились в Европе в начале XVIII века. Во второй половине XIX и в начале ХХ века такие законы приняли почти все европейские страны и США. Законы о защите животных от жестокостей легли в основу сложной системы нормативных и законодательных актов, регламентирующих использование животных в биомедицинских экспериментах во многих странах мира. Законы были приняты под давлением общественных движений против вивисекции и обществ по защите животных. Великобритания и здесь стала первой страной в мире, принявшей в 1876 г. закон о защите экспериментальных животных. В начале 1986 г. Совет Европы принял Европейскую конвенцию по защите животных, используемых в экспериментах и для других научный целей, в которой отражены все положения Этического кодекса СММНО [8]. В конце этого же года принимается еще один документ – директива Совета Европейского Экономического Сообщества по защите животных, используемых в экспериментах (86/609/EEC). Это потребовало от государств Европы привести свои законодательства по защите экспериментальных животных в соответствие с этими законами. Законодательные и нормативные документы в большинстве мира, регулирующие эксперименты на животных, также базируются на Этическом кодексе СММНО. Контроль за исполнением законов осуществляется как государственными органами, так и общественными этическими Комитетами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|