Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что помогает справиться со стрессом?




Израильский профессор Мули Лаад предложил модель, сущность которой состоит в том, что существуют по крайней мере шесть каналов, которыми люди пользуются для преодоления состояний стресса и неопределенности.

 

Каналы для преодоления состояний стресса и неопределенности
Чувство (эмоциональный канал) человек обсуждает свои ощущения, пытается сбросить напряжение с помощью плача, описания чувств.
Ум (когнитивный канал) человек стремится получить информацию, составляет планы, устанавливает порядок предпочтений, пытается понять логику ситуации.
Верования (система верований и убеждений) человек обращается к религии, обращается к приметам, к мифам, пытается придать смысл ситуации или событию, испытывает надежду.
Социум (социальная сфера) человек пытается найти поддержку у друзей и родных, принимает на себя общественные функции.
Тело (телесный канал) человек стремится к физической активности, к совместной деятельности; испытывает облегчение при массаже, ванне, принятии пищи.
Воображение (сфера фантазии) фантазии о путешествиях, юмор (в том числе черный юмор), творчество (в любом виде искусства).

 

При этом профессор Лаад утверждает, что у каждого человека существуют все шесть каналов, но превалирует обычно один из них.

Это теоретическое построение приводит к по крайней мере к двум практическим выводам.

Во-первых, человеку полезно знать, что стресс можно преодолевать различными способами. Если размышления больше не приносят облегчения, может быть, стоит съесть шоколадку? Или поболтать с подругой?

Во-вторых, важно помнить, что разные люди преодолевают стресс по-разному. Способы, помогающие одним, не утешают других.

Если вы заметили, что ребенка что-то беспокоит (будь то страшные сообщения о теракте или полученная в школе двойка), вы можете прийти ему на помощь, не дожидаясь психолога. Важно только "настроиться на волну" ребенка, понять, что помогает ему в стрессовой ситуации.

 

Чувство Дети приходят в мир, обладая лишь элементарными ощущениями. Постепенно у них развивается способность не только ощущать, но и чувствовать. Они научаются выражать чувства разными способами, принятыми в той культуре, где они выросли. Зачастую детям, которые для преодоления стрессовой ситуации используют канал чувств, говорят: "Прекрати плакать!", "Ты как маленький!". "Мужчина не плачет!": на них указывают пальцем как на "слабаков", презирают их, дразнят "плаксами", и стыдят. А им так важно, чтобы их выслушали, поняли их переживания, утешили их и сказали: "Ты плачешь, потому что тебе грустно... Это нормально, все в порядке..." Беседа о чувствах. Поговорите с детьми о чувствах. Это можно сделать в любом месте: у телевизора, если дети видят страшные вещи, вызывающие тяжелые переживания, в игре, при подготовке домашнего задания. Одно только то, что вы спрашиваете о их самочувствии в связи со сложившейся ситуацией, даст детям ощущение того, что их состояние вам не безразлично, а значит, они могут говорить с вами о том, что с ними происходит. В такой беседе не берите инициативу на себя, дайте детям выговориться, не стремитесь приукрасить или смягчить происходящее. Вы можете дать ребенку надежду, сказав:"Сейчас нам трудно, но всегда, когда нам было трудно, мы с этим справлялись. Чтобы ни произошло, я здесь, я с тобой. Мы вместе, и мы сможем все преодолеть...." Старайтесь избегать выражений типа: "Не преувеличивай, все было не так уж страшно, нечего плакать..." После таких высказываний дети могут подумать, что им не стоит делиться с родителями своими чувствами. Коллажи. Вырежьте из газеты несколько снимков, связанных с ощущениями, которые вы сейчас переживаете, и несколько снимков с изображением людей или животных. Попросите ребенка выбрать снимок, который лучше всего отражает то, что он чувствует в настоящее время. Пусть ребенок объяснит, почему он выбрал именно эту картинку. Не прерывайте его рассказ, дайте ребенку высказаться. В конце обнимитесь с ним. Рисунки. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок, связанный с ситуацией, а потом объяснить его. Потом можно попросить ребенка сделать из газеты или журнала вырезку, которая может дополнить или изменить его рисунок (это даст ребенку ощущение, что он владеет ситуацией). Когда работа сделана, расспросите его, что он чувствовал вначале и что - сейчас.
Ум Есть дети, которые преодолевают кризисную ситуации через информационный канал. Они обращаются к взрослым за информацией о происходящем - получив ее, затем объяснить самим себе сложившуюся ситуацию. Им важно получить материал для собственной рациональной трактовки. Все ли стоит рассказывать детям? Прежде всего, важно не врать им. Информацию следует давать им в доступной для них форме и объеме. Например, в случае теракта вы можете сказать детям, что был взрыв, что есть убитые и ранены. Сообщите им факты: Скажите, что раненные отправлены в больницы и им оказывают помощь. При этом не стоит нагружать фантазию детей тяжелыми деталями или страшными картинами: поэтому не стоит разрешать ребенку смотреть прямые телевизионные репортажи с места событий. Часто мы не располагаем информацией, которая нужна ребенку. В этом случае важно выяснить у него, что именно ему хотелось бы узнать и постараться добыть для него эти данные. Так ребенок будет знать, что вы действительно хотите помочь ему. Составление списка "Известно – неизвестно". Можно составить вместе с детьми список по принципу "Известно – неизвестно". Для этого на картоне или на листе ватмана заготовьте форму со следующими разделами: "что мы знаем наверняка", "что мы не очень хорошо знаем" и "чего мы абсолютно не знаем". Заполните эти графы. Список, по возможности, должен быть длинным. В течение какого-то времени уточняйте список, попытайтесь перенести данные из раздела "неизвестно" в раздел "известно". Дети увидят, что постепенно вещей, о которых мы что-то знаем, становится все больше. Составление плана. Ощущение владения ситуацией возникает при составлении плана – например, плана на ближайшие дни, на неделю. Спланируйте с ребенком комплекс действий, которые надо проделать в ближайшем будущем. В соответствие с изменением ситуации можно вносить изменения в план, но при этом следует придерживаться временных рамок.
Верования Люди стремятся верить, что мир рационален. В момент неопределенности эта вера может поблекнуть, и ее место могут занять другие верования, которые помогают людям справиться с ситуацией. Здесь речь идет не только о вере в Бога. Это может быть вера в принципы ("Мы сильны, и мы справимся с этим") или мистическая вера ("Я оказался на этом месте не случайно"). Человеку свойственно стремиться придать смысл происходящему. В поисках такого смысла он руководствуется не логическими рассуждениями, а верой. Составьте список идей, в которые, вы бы хотели, чтобы ваши дети верили, когда станут взрослыми. Обсудите этот список со всей семьей. Поговорите с детьми о верованиях, придающих смысл вашей жизни (зачем мы пришли в этот мир, почему появился человек и т.п.) Придумайте вместе с детьми молитву и регулярно читайте ее. Детям постарше можно рассказывать о мужественных поступках других членов семьи, о трудностях, которые пришлось преодолеть.
Социум Ребенку, который черпает ресурсы для преодоления стресса в социальном канале, необходимо чувствовать, что он не один, ощущать поддержку близких людей: членов семьи, друзей, школьных товарищей, сотрудников. Иногда такой ребенок чувствует себя лучше на людях – может быть, даже незнакомых. В трудной ситуации таким детям помогает беседа или совместная деятельность. Например, собравшись вместе, все члены семьи могут построить на большом столе общую модель семьи – в такой модели можно воочию увидеть схему взаимоотношений, связи, поддержки, которые существуют в семейной системе. Можно всем вместе приготовить вкусный обед, чтобы потом вместе собраться за дружеским столом. Если ребенку плохо, другие члены семьи могут написать ему письма или что-то нарисовать.
Тело Мы можем сказать детям: «Как вам известно, мы сейчас проживаем напряжённый период, давайте поможем себе освободиться от стресса!" Семейный массаж. Усадите всех членов семьи на ковёр в салоне. Научите детей семейному массажу в паре – сначала делают массаж ступней ног или ладоней, затем массаж спины – дети могут массажировать родителей, а родители – детей.. При массаже можно, если пожелаете, пользоваться кремом или душистыми маслами, главное – дайте детям почувствовать, как это приятно и успокаивающе. Расслабляющие ванны. Приготовьте для ребёнка ванну с пеной и объясните ему, что в конце, когда вода уйдёт, то вместе с ней уйдут беспокойство, волнение и напряжение, которые появились за время этой сложной ситуации или события. Пока ребёнок находиться в ванной, попросите его перечислить то, что его беспокоит и пугает, и расскажите ему, что вода впитывает в себя всё и что скоро она заберёт с собой его тревоги и волнения. Игры с поролоновым мячом. В случае, если из дому выйти нельзя, для освобождения напряжения в теле можно использовать мяч, сделанный из губки или из хозяйственного поролона. Поставьте в салоне ведро на стул и сыграйте в «ведро-бол». Записывайте результаты и наградите победителя призом. Зеркала. Включите тихую музыку и разбейтесь по парам таким образом, чтобы один из пары был «зеркалом». Это действие требует сосредоточенности и медленных движений, потому что подражание должно быть точным. Гимнастика. Проведите с детьми «уроки гимнастики», в которых вы являетесь тренером. Они будут очень довольны! Прыгайте, подтягивайтесь, делайте упражнения на укрепление мышц живота. Эти занятия всегда полезны и действуют расслабляюще. Делать, чтобы делать. Иногда очень помогает быть просто чем-то занятым. В экстренных ситуациях, когда нужно оставаться в доме, возникает прекрасная возможность навести порядок в шкафах, переложить одежду на полках, разложить по парам носки, сложить постельное бельё и полотенца, заняться приготовлением еды, протереть обувь, разобрать беспорядок на рабочем столе. Приобщите к этим занятиям и детей.
Воображение   С помощью воображения, мы можем перенестись в любое место, какое захотим. Это просто - не нужно тащить чемоданы, оформлять страховку. Воображаемое перемещение в то место, где чувствуешь себя уверенным и защищённым – это не только приемлемый, но и рекомендуемый способ преодоления стресса. Поскольку этот способ не мешает нашему обычному функционированию и не мешает нам и нашим детям заботиться об удовлетворении основных потребностей (еда, сон, распорядок дня и т.д.), мы можем позволить себе и своим детям, с помощью воображения расширить собственную «зону безопасности». Управляемое воображение. Перед вами короткий текст, с помощью которого вы можете сопровождать вашу семью или друзей в управляемом воображении. При этом стоит (но не обязательно) закрыть глаза, обязательно удобно сесть или лечь и отключиться от всяких шумов вокруг. «Мы приготавливаем сумку с небольшим количеством одежды, зубную щётку и ещё кое-что, затем выходим из дому. Нас ожидает такси, мы садимся в него, по дороге в машине открыто окно и на лице ощущается ветер... Издали мы видим аэропорт, нас ожидает самолёт... Мы поднимаемся на него, самолёт взлетает. Сверху мы любуемся прекрасными видами: синее небо, облака... Медленно, медленно мы приземляемся на прекрасный остров – деревья, озёра. Мы присаживаемся на берег озера, вода тихонько касается наших ступней... Нам хорошо, тепло и приятно... Какое-то время мы остаёмся там: мы спокойны... мы отдыхаем....Мы возвращаемся назад к самолёту, который ждёт нас, поднимаемся на него и взлетаем. Сверху все выглядит изумительно... Когда самолет приземляется, мы видим наше такси... мы садимся в него и улыбаемся... На обратном пути мы опять ощущаем ветер на лице... И вот наш дом... Совсем близко... Мы дома.» Ваша фантазия подскажет вам множество таких прогулок.
Юмор и чёрный юмор Юмор – это часть канала воображения. Даже в особенно тяжёлых ситуациях мы, взрослые, от волнения или смущения можем засмеяться. Много анекдотов придумано по поводу смерти (чёрный юмор), и даже люди, пережившие Холокост, и солдаты, сражавшиеся в тяжёлых боях, находили убежище в юморе, уходя от напряжения. Дети не всегда реагируют на несчастья так, как взрослые. Очень часто они чувствуют смущение и начинают смеяться. Это вовсе не потому, что они хотят кого-то обидеть или уменьшить серьёзность случившегося – это их способ противостоять стрессу. А вот еще несколько упражнений, позволяющих использовать воображение: - Страхи уменьшились!!! – Попросите детей нарисовать на большом листе то, чего они боятся. Потом попросите нарисовать тоже самое на меньшем листе и т.д., пока листик не станет совсем маленьким. Спросите ребёнка, что сделать с этим маленьким листиком (выбросить, повесить на стенку и т.д.) - Совет себе – Пригласите детей подумать, что на сегодняшний день их тревожит больше всего. Попросите их выбрать известный образ (им может стать герой мультфильма, кино, известный певец и т.д.), и скажите им, что у этого образа есть часы приёма для консультаций. Дайте им время посоветоваться с этим героем в воображении. Потом спросите их, какие рекомендации они получили у своего советчика по поводу той ситуации, которая их беспокоит. - Парад рассказов – Попросите детей придумать рассказ на основе картинки или игральной карты, которую они выбрали. Затем пусть каждый расскажет свою историю. Постарайтесь вместе с ними понять, как их герой может противостоять стрессу. После этого проведите параллели между способностями героя и их собственными в проживании происходящего. - Воображаемый подарок – Используя управляемое воображение, отправьтесь с детьми на прогулку в красивое место, где дарят подарки. В конце, расскажите всем членам семьи о подарке. В случае, если ситуация вынуждает к долгому пребыванию в доме, важно переоформить дом таким образом, чтобы у детей было больше пространства. Сделайте вместе с детьми на большом листе бумаги рисунок и приклейте его на стену или предоставьте кафельные плитки в ванной комнате для рисунков красками или специальной пенкой, а потом всё смойте. Занятие такого рода - в большом пространстве на знакомой, защищённой территории - позволяет детям расслабиться и освободиться от напряжения.

 

Из опыта работы психологов:

Детская психика особенно чувствительна к психической травме, а незначительный личный опыт не позволяет ребенку полностью самостоятельно справиться с последствиями перенесенного. А в ситуации, когда травмированными оказываются не только дети, но и родители, и близкие, это осложняет коррекционную работу, поскольку родители не имеют ресурсов для оказания эмоциональной поддержки детей.

Поведение взрослых в присутствии детей оказывает на них очень сильное влияние: если взрослые внешне спокойны и сдержаны в оценке ситуации, это способствует нормализации состояния детей, и наоборот, наличие в семье атмосферы паники с подробным и постоянным обсуждением многочисленных деталей бедствия оказывает на детей дополнительное травмирующее воздействие. Поэтому психическое состояние и поведение родителей могут, как снижать, так и усиливать последствия психотравмы для своих детей. Как правило, родители сами находятся в состоянии тревоги и страха и не только не в состоянии успокоить своих детей, но и нередко поддерживают их страхи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...