Детский посттравматический стресс и его особенности протекания
В нашей стране преимущественно выполнялись работы, посвященные изучению отдельных видов травматических переживаний на личность ребенка, например, при таких психотравмирующих ситуациях, как: эмоциональная и сенсорная депривация, психологические особенности детей – сирот, детей – реабилитантов, детей из неполных семей, описания поведения детей, побывавших в зоне стихийных бедствий (Н.В. Тарабрина, 2007). Последствия психологических травм у детей проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребенка. Так по данным Н.В. Тарабриной (2001), основнымипоследствиями физического насилия для детей является их недостаточный контроль над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия может быть деликвентность и даже садистские наклонности. По данным американских исследователей (Jacobson, Alan, 2001), жертвы с симптоматикой ПТСР часто обнаруживают навязчиво стремление к получению новых психотравм путем нанесения обид окружающим, причинения самоповреждений или поиска опасных ситуаций. Кроме того, для них характерно саморазрушающееся поведение, включая нанесение самопорезов, прижигания тела сигаретами, алкоголизация и употребление наркотиков. Согласно концепции «цикла насилия», отмечает Е.Г. Дозорцева (2007), жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствует формированию у ребенка агрессивности и склонности к подобным формам поведения в социальных контактах, а в последствие и к своим детям (Curtis, 1963; Spinetta, Rigier, 1972). Насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение. Для того, чтобы прервать это цикл, пишет Е.Г. Дозорцева (2007) необходимы большие усилия специалистов, занимающихся реабилитацией жертв насилия.
Дети, пережившие психотравму, не всегда могут установить причинно – следственные связи между своими чувствами и, поведением и травмой. Им сложно описать свои чувства в момент травмы, но из описания родителей, которые отмечают некорректное или возбужденное поведение детей в этот момент, можно предположить, что дети испытывали чувство ужаса и беспомощности – пишет Н.В.Тарабрина. Так же, Н.В Тарабрина, ссылаясь на Amerikan Psychiatric Association. Diagnostic, 1994) отмечает, что развод родителей и запугивание в школе без причинения реального физического вреда не должно относится к понимании травматического события как «реальной или воспринимаемой угрозы смерти или угрозы физическому здоровью, угрозы физической неприкосновенности по отношению к себе или другим, сопровождающуюся чувством страха, беспомощности или ужаса, или дезорганизованным возбужденным поведением детей непосредственно после травматического события», но однако в ряде исследований авторами отмечается, что такие события могут привести к развитию ПТСР. Навязчивые воспоминания проявляются в специфических играх или рисунках, в них ребята не в силах придумать какое – либо развитие, изменение сюжета (Черепанова, 1991). Сны могут быть, на первый взгляд, непонятными ребенку, но вызывающими ужас, тогда как взрослому человеку, очевидно, что сон каким – то образом отражает пережитую катастрофу. Нарушения в познавательной сфере у детей достигают такой выраженности, что их успехи в обучении ухудшаются. Дети, как правило, переживают это. Навязчивые мысли у детей, как правило, не осознаются и проявляются в общем, дезорганизованном поведении, повышенном возбуждении (Т.Ю. Матафонова, 2013).
Ниже мы рассмотрим виды травмирующих событий, приводящих к развитию посттравматического стресса у детей и подростков и последствия их переживания. Обычно ребенок проходит пять фаз развития посттравматического стресса (Тарабрина, 2007):
Проявления посттравматического стресса у детей в целом схожи с таковыми у взрослых, однако специфика проявлений последствий травматических событий в значительной степени опосредована возрастом ребенка. Как и у взрослых, признаки ПТСР у детей могут быть описаны согласно классификатору DSM-IV, пятью критериями: A, B, C, D и F.
Использование стандартизированного исследования посттравматической реакции делает возможным сравнение состояния жертв травматических случаев одного типа, а также сравнение последствий различных видов травм. Многие авторы в своих работах ссылаются на Роберта Пиноса, который рассматривал последствия психологической травмы у детей как сложное взаимодействие травматического стресса и его последствий с процессом развития ребенка. Автор считает необходимым при диагностике и терапии ПТСР у детей анализировать три взаимодействующие фактора:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|