Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 3. Из опыта работы психолога при эвакуации беженцев из Ливана (2006).




«Удалось с детьми прорисовать их страхи. Те, кто знает русский язык, рассказывали о перелете, о ситуации на родине. Те дети, которые не понимают по - русски, приглашали к столику своих мам, и те помогали понять ребенка. Хорошо помогало при общении знание английских слов, некоторых понятий.

Родители оставили девочку рисовать за моим столом. Предупредили, что она не слова не знает по - русски. Мы общались с ребенком, как могли: через рисунок, через жесты, используя английские слова. Вдруг в конце нашего общения девочка очень чисто по - русски, спрашивает: «Напомните, как вас зовут, я забыла». Меня это привело в крайнее изумление. Передавая ребенка родителям, я спросила у её отца, что бы это могло значить? Отец рассказал следующее: «Девочка, напуганная бомбежкой, переездами, чужими людьми отказывалась общаться даже с семьей. Последнее время она просто молчала. И, не желая, чтобы к ней приставали с вопросами, мы объявили, что она не знает русского языка». «Спасибо вам большое», - услышали мы от отца, «Мы рады, что она начала общаться!»

 

Во время ЧС при работе со страхами наиболее эффективно срабатывают самые простые методы.

Если возможен физический контакт с пострадавшим.

1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку, положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс - это сигнал: «Я с тобой рядом, ты сейчас не один». При проявлении страха, у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. Чтобы его немного успокоить, можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же, он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он уже не один, а значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.

2. Предложите пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще всего у пострадавшего при страхе напряжены трапециевидные мышцы. Лёгкий массаж расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь.

3. Когда пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. Как мы уже говорили, зачастую активное слушание может помочь и поддержать пострадавшего. Человек почувствует, что его слышат и понимают.

4. Предложите пострадавшему найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран: «На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д.?» Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить или удалить его. Это позволяет почувствовать контроль над собственным страхом: «Попробуй увеличить образ страха на 1%, теперь уменьши на 2%» и т. д. Помогая пострадавшему визуализировать страх, помогая прочувствовать его в теле, локализовать, Вы тем самым поможете справиться с этим страхом.

5. Можно использовать технику «Вынесение страха вовне». После того, как пострадавший смог создать образ своего страха, попросите вынести его во вне. Расспросите его о том, какой это страх, его цвет, форма, структура, можно ли его потрогать. Далее спросите, что бы хотел пострадавший сделать с этим образом, чтобы не бояться его больше, например, изменить или уничтожить. Позвольте ему это сделать.

6. Используйте приемы саморегуляции.

7. Применяйте отвлекающие занятия.

8. С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины. Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребенком. Можно предложить ребенку «заговоренный» амулет, предварительно обыграв беседу в виде старинной легенды, сказки, заклинания. Можно предложить ребенку вспомнить любой сказочный, мультяшный или героический персонаж из фильма и попытаться его наиболее полно и ярко представить. Затем договориться с ребенком, что и днем, и ночью этот персонаж неотступно будет находиться рядом, оберегая и защищая его, помогая во всех делах.

Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности, поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает адекватным ситуации действиям. Например, человек может начать прятаться в опасном для жизни месте либо бежать неизвестно куда.

А также хорошо зарекомендовали себя следующие психокоррекционные техники:

- Установка ресурсного якоря.

- «Круг Силы» или Ресурсный круг.

- Психокоррекция флэшбэка (Кучер А. А.)

- Визуальная психокоррекция страха (Владиславова Н.В.)

- Аудиальная диссоциация (Кучер А. А.)

- Визуально-кинестетическая психотехника коррекции страха (Кучер А. А.)

- Техника аудиального взмаха при работе со страхами у детей (Владиславова Н. В.)

Пример 4. Случаи работы специалистов – психологов со страхами, возникших у школьников при переживании смерти одноклассника.

Случай 1.

Ученик 3 класса, проживающий недалеко от места, где был совершен суицид (девочка из соседней школы выбросилась из окна), категорически отказывается ходить в школу по маршруту, которым ходил ранее. Они с мамой теперь обходят место падения девочки за 3 квартала.

Помощь психолога:

Психокоррекция страха: техника «Круг силы», техники арттерапии, обучение приемам саморегуляции.

Случай 2.

Одна из близких подруг девочки 9 лет, покончивших жизнь самоубийством, стала бояться оставаться дома одна, предпочитает засыпать с включенным светом. Объясняет это тем, что боится, что умершая подруга может каким-то образом ей навредить.
На вопрос: «Как та может это сделать, если она умерла?», – девочка ответа не дает. Она понимает необоснованность своих страхов, но от понимания не испытывает облегчения.

Помощь психолога:

Рациональная терапия, техника на позитивное мышление «Расскажи мне о подруге». Обучение приемам саморегуляции. Прием: о чем вместе мечталось? что нужно завершить за подругу? За что она могла бы сказать тебе спасибо?» Изготовление русского лоскутного оберега.

 

Пример 5. Рассмотрим работы учащихся образовательного учреждения № 123 г. Челябинска, переживших психотравмирующее событие (падение метеорита и частичное разрушение школы)техниками арттерапии при групповой и индивидуальной работе.

 

Рисунки детей сразу после падения челябинского метеорита

 

 

 

 
     

Рисуем и лепим свой страх

 

Индивидуальная работа с учащимися по психокоррекции страхов (делают обереги)

 

 

 

Групповая работа с учащимися: тренинг по работе с детскими страхами.

 

Как мы можем помочь семье, пережившей травму? (для психологов, социальных работников, добровольцев):

1. Следует помочь им понять, что все члены семьи, независимо от возраста, испытывают боль.

2. Объясните, что каждый выражает горе по-разному.

3. Иногда может создаваться впечатление, что человек равнодушен (например, когда он не плачет) или что он не владеет собой (например, когда он плачет «слишком много») – и то, и другое суждение могут быть ошибочными.

4. Всегда помогайте семье принимать совместные решения относительно похорон, панихиды и т.д. Обычно в семье царит растерянность и кто-то один берет на себя ответственность за организацию необходимых формальностей. Однако позже, когда люди приходят в себя, могут возникнуть обиды и недоразумения.

5. Рассказывайте семье о том, какие реакции могут возникать в ближайшие месяцы, чтобы они не пугались каких-то неожиданных проявлений и не думали, что у них возникают какие-то отклонения от нормы.

6. Помогите обеспечить основные потребности семьи. Принесите продукты, поинтересуйтесь, не нужно ли их куда-то подвезти.

7. Дайте родителям и детям понять, что естественно хранить воспоминания об умершем.

8. Постарайтесь убедить семью присоединиться к группе поддержки – к людям, пережившим аналогичную травму. Это может быть полезно хотя бы для того, чтобы получить необходимую литературу.

9. В период траура родителям, имеющим маленьких детей, понадобится помощь и совет по поводу того, как лучше вести себя с детьми. Было бы хорошо, чтобы кто-то из родных помог с детьми и дал им возможность побыть в одиночестве.

10. Дети снова и снова хотят слышать, что родители их не покинут, что они не останутся одни. Иными словами, надо позаботиться о том, чтобы они чувствовали себя в безопасности.

11. Напомните, что каждый горюет по-своему и в свое время. Для кого-то два года – это нормальный срок. А кто-то переходит к нормальной жизни раньше.

12. Тем не менее, иногда мы становимся свидетелями саморазрушающего поведения, и в этом случае следует насторожиться. Речь идет о случаях, когда человек пьет, не возвращается на работу или перестает заботиться о себе или о детях. Обычно рутинные заботы по хозяйству возобновляются через несколько недель после пережитой трагедии. Конечно, приступы депрессии и печали могут случаться и в более поздний период, но если человек не в состоянии позаботиться о себе или о детях, следует обратиться за помощью.

13. Если возникают малейшие сомнения относительно нормативности поведения, сопровождающего утрату, следует обратиться за консультацией к специалисту.

14. И наконец, постарайтесь подготовить семью к переменам, которые будут происходить с течением времени. Кто-то должен будет взять на себя роль, ранее принадлежавшую покойному. Изменятся отношения. Жизнь станет иной. Это означает, что нужно поддерживаться связь с семьей в течение нескольких- месяцев, следующих за травмирующим событием, поскольку вслед за периодом острого горя могут возникать трудности, проблемы, неадекватное поведение.

Пример 6. Примеры работы со страхами и ощущением одиночества у детей техниками арттерапии.

 

  «Страх, что с родителями что-то произойдет, ведь папа утонул, когда я был маленьким»   «Потеря сестры – близнеца, одиночество»
«Поможет бог, музыка и любовь» «Как хорошо дома, все за столом!»
Хочу быть вместе – мама, папа и я!» «За решеткой»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...