Классификация экономического ущерба
С принятием Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон определил чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Одной из трех целей настоящего закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. В целях установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций Правительством Российской Федерации 21 мая 2007 года приняло Постановление №504 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором определило ущерб в денежном выражении. Подробно об этом Постановлении см. в гл.1. данной книги (1.5). К понятийному аппарату чрезвычайных ситуаций относятся термины: авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие и экологическое бедствие. В определениях этих терминов напрямую или опосредованно применяются такие экономические категории и термины, как технические устройства и сооружения (это не что иное, как элементы основных производственных фондов), материальный ущерб, экономика. Без них характеристика приведенных понятий была бы не полной. Помимо этого, без применения экономических показателей практически невозможно идентифицировать чрезвычайные ситуации, сопоставить их между собой по масштабам последствий. В этих целях при классификации чрезвычайных ситуаций используется критерий наличия материального ущерба, экономическим показателем которого избрано количество минимальных размеров оплаты труда. Следует учитывать, что экономическое наполнение имеют и другие критерии чрезвычайных ситуаций. Так, например, население в экономике рассматривается как трудовые ресурсы, привлекаемые для создания материальных и нематериальных благ, потребляемых обществом. Следовательно, мы вправе рассматривать гибель людей или ущерб их здоровью как безвозвратное или временное сокращение трудовых ресурсов вследствие воздействия чрезвычайной ситуации, и оценивать стоимость потерянных трудовых ресурсов. Эффективная деятельность по предупреждению и ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций невозможна без выявления подлинных причин их возникновения, в том числе экономических. Основными экономическими причинами чрезвычайных ситуаций в мире выступают:
Ø высокая степень износа основных производственных фондов на предприятиях с опасными технологическими процессами (по различным оценкам их износ в России превышает 70 процентов); Ø значительное превышение уровня жизни городского населения над уровнем жизни сельского населения, что повсеместно вызывает миграцию последнего в города, где значительно выше уровень техногенной опасности; Ø активизация промышленно-производственной деятельности человека, что ведет к созданию все новых и новых предприятий с потенциально опасными технологиями; Ø недостаточность финансовых ресурсов для проведения фундаментальных исследований проблем обеспечения безопасности технологических процессов и утилизации потенциально опасных и вредных отходов производственной деятельности и т.д.
Использование экономических показателей и экономические причины чрезвычайных ситуаций, наряду с другими предпосылками, обусловливают необходимость оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Общепризнанным является необходимость применения основных понятий теории риска для рассмотрения проблем оценки экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Применительно к рассматриваемой проблеме экономического ущерба они могут быть определены следующим образом. Риск - это величина, качественно характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах. Опасность - это величина, дающая качественную характеристику возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определенного объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, при планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и может выражаться в процентах от стоимости объекта оценки или в стоимостной форме. Экономический ущерб - это величина, характеризующая размер негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или в денежных единицах. Категория ущерба является наименее разработанной в научном и практическом плане. Причина этого кроется в сложной структуре категории ущерба, вокруг которой ведутся дискуссии в научных кругах. До настоящего времени этот показатель не получил официального статуса, утвержденного правительством. Проблема усложняется еще и тем, что мы рассматриваем чрезвычайные ситуации с точки зрения их воздействия на общество, а не только на объекты материальной культуры. С этих позиций мы вправе рассматривать социально-экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций, что в еще большей степени усложняет структуру данной категории.
Уязвимость - это величина, характеризующая размер экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Она зависит от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации. Необходимость изучения рассмотренных величин как для органов государственной власти и управления, так и для предпринимателей очевидна. Они обеспечивают обоснованность принятия решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушения. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений; в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций. Одно из первых определений экономического ущерба было дано применительно к загрязнению атмосферы В.П. Халдеевым. Под ущербом народному хозяйству, причиняемым промышленными предприятиями, он предложил понимать дополнительные затраты, необходимые для ликвидации негативных социально-экономических последствий загрязнения воздушного бассейна, выраженные в стоимостной форме. И.Я. Блехцин под ущербом в общем виде понимает фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений вследствие антропогенного воздействия. Оригинальную трактовку экономического ущерба дают Л.А. Белашев, Л.Я. Миленина и др. Под экономическим ущербом они понимают минимальную сумму затрат живого и овеществленного труда, необходимую для поддержания неизменными уровня производства и условий проживания населения, а при неизбежности их снижения или ухудшения - для развития производства продукции и услуг в объеме, обеспечивающем полное предупреждение возможных негативных последствий.
Макроэкономическую трактовку эколого-экономического ущерба предложил В.В. Немченко. По его мнению, под эколого-экономическим ущербом следует понимать разность между совокупным общественным продуктом, который мог бы быть получен на основе рационального природопользования, и фактически полученным при существующем состоянии окружающей среды и уровне использования природных ресурсов. Анализ приведенных формулировок понятия экономического ущерба позволяет сделать вывод об общности методологии и некоторых расхождениях в методиках оценки. Суммируя сказанное, экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определить как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, выраженных в стоимостной форме. Исходя из данного определения, экономический ущерб дифференцируется на: - прямой ущерб, который целесообразно разделить на хозяйственный и демографический; - косвенный ущерб; - ущерб от упущенной выгоды; - затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|