Использование финансовых средств, выделяемых на ликвидацию последствий ЧС
О путях развития системы противодействия чрезвычайным ситуациям. Чем опаснее чрезвычайная ситуация, чем ближе она к катастрофе по своим масштабам, чем меньше возможностей справиться с ней местными силами, тем серьёзнее должно быть научно-техническое обеспечение, противодействие ЧС. Это противодействие включает в себя четыре основных направления действий: 1. Прогноз, предсказание места, времени, характера и возможных последствий катастрофы. 2. Обнаружение реальной опасности. 3. Предупредительные меры по предотвращению ЧС или уменьшению возможности тяжести ее последствий. 4. Ликвидация негативных последствий катастрофы. Уже сегодня каждое из этих направлений реализуется и как научно-аналитическая и прогностическая деятельность, и как комплекс технических средств, и как организационная структура со специфической технологией. Однако единой системы комплексного противодействия ЧС, обладающей всеми качествами системы органично объединяющей все перечисленные направления, пока не существует. ЧС как фактор нестабильности, угрожающей безопасности страны в целом, возникают в различных сферах жизни: экологической, экономической, военной, социально-политической и т.д. И хотя сегодня признано наличие определенных причинно-следственных связей между этими сферами жизни, практические мероприятия по предупреждению ЧС и противодействию им планируются и выполняются разрозненно. Так, наблюдаемое сегодня бездумное вырубание лесов, отражающееся на состоянии государственного бюджета, или применение мощных взрывов для кратковременного увеличения действия нефтяных скважин, оказывает резко отрицательное влияние на экологическую, социально-политическую, а вслед за этим на экономическую и военную составляющие национальной безопасности.
Разнообразие причин, характера и масштабов ЧС столь велико, а уровень научной проработки настолько недостаточен, что пока не созданы универсальные методы и приемы противодействия ЧС. Даже краткий перечень чрезвычайных ситуаций дает наглядное представление о масштабах и разнообразии проблем, связанных с противодействием этим ситуациям (табл. 1.1). Таблица 1.1
В настоящее время большинство возможных ЧС, особенно антропо- и техногенного характера, находятся в сфере компетенции специализированных промышленных предприятий, оборудование, рабочие среды которых и являются источниками ЧС. Эти предприятии, равно как и местные властные структуры, располагают, как правило, ограниченными материальными, финансовыми и методологическими возможностями предсказания противодействия ЧС. И только концентрация всех усилий на угрожаемых направлениях позволяет добиться успеха, нередко запоздалого и за счет чрезмерных затрат. Надежное предсказание, обеспечивающее своевременную концентрацию разнообразных сил противодействия в районе зарождения и развития ЧС, осуществляемую в рамках единой методологии и единого командования, позволит либо существенно уменьшить ущерб, либо при имеющемся ущербе уменьшить суммарные затраты на противодействие ЧС путем обоснованного выбора масштабов этих затрат.
Вопрос о правильном выборе масштабов противодействия ЧС является ключевым в части организационно-финансового обеспечения. Величина суммарных затрат на противодействие ЧС включает затраты на предсказание, обнаружение, предупредительные меры по противодействию ЧС и ликвидацию последствий. Величина ожидаемого ущерба будет максимальной при нулевых затратах на противодействие и будет уменьшаться по мере роста масштабов противодействия. Когда минимальными затратами удается практически исключить негативные последствия ЧС, оказывается, что на один рубль, потраченный на противодействие, приходятся тысячи или миллионы предотвращенного ущерба. В качестве показателя эффективности противодействия ЧС используется отношение чистого предотвращенного ущерба к величине затрат: Э = (ПУ-З)/З, где Э – коэффициент эффективности; ПУ – предотвращенный ущерб (под терминами «ожидаемый» и «предотвращенный» ущерб понимаются соответствующие математические ожидания); З – затраты на противодействие ЧС. Перспективы дальнейшего совершенствования средств и методов противодействия ЧС лежат в области создания общенациональной системы противодействия, связанной с другими федеральными системами в рамках концепции национальной безопасности России и вытекающей из нее концепции научно-технического и организационно-финансового обеспечения противодействия ЧС. Порядок использования финансовых средств на мероприятия по ликвидации ЧС и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Одной из основных задач в единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Статья 20 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»[2] для ликвидации ЧС предусматривает создание: 1. Резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва, - за счет средств федерального бюджета.
2. Ведомственного резерва финансовых и материальных средств – за счет средств федерального органа исполнительной власти. 3. Резерва финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ – за счет средств бюджета субъекта РФ. 4. Местного резерва финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления – за счет средств местного бюджета. 5. Объектового резерва финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных средств организации. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Выделение средств на ликвидацию последствий ЧС из резервного фонда Правительства РФ производится в случаях глобальных и региональных ЧС, распространение которых охватывает значительную территорию, и в отдельных случаях местных ЧС, если они по своим параметрам могут быть отнесены к бедствиям федерального масштаба, при которых средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, страховых и резервных фондов министерств и ведомств РФ, а также собственных средств предприятий, учреждений и организаций недостаточно для ликвидации ЧС. В этих случаях потребность в денежных средствах из резервного фонда определяется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителя МЧС России. Заявка на выделение финансовых средств представляется в Правительство.
В МЧС России представляется: 1. Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи и ликвидацию ЧС и ее последствий, согласованная с Региональным центром по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2. Документы, подтверждающие факт ЧС (акты на каждый пострадавший объект, в которых указываются степени и характер разрушений (повреждений), сумма нанесенного ущерба, и смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ), справка Росгидромета, Госгортехнадзора России и т.д. 3. Основные сведения о материальном ущербе; 4. Протокол заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям; 5. Справки страховых организаций. Смета потребности в денежных средствах состоит из нескольких разделов: - оказание единовременной помощи пострадавшим; - развертывание и содержание быстровозводимых временных пунктов и аренда зданий (сооружений) для проживания пострадавших; - развертывание и содержание временных пунктов питания для пострадавших; - расходы на проведение первоочередных мероприятий по ликвидации ЧС и их последствий; - оплата экспедиций, привлекаемых МЧС России в зону ЧС. Основные сведения о материальном ущербе содержат данные: - о повреждении (разрушениях) производственных зданий и сооружений, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, мостов, дорог, материальном ущербе от ЧС; - о повреждениях (разрушениях) жилых домов частного сектора; - о гибели сельскохозяйственных животных и птиц; - о гибели сельскохозяйственных культур. Финансирование расходов на ликвидацию ЧС за счет средств резервного фонда Правительства РФ, перечисляемых МЧС России по решению Правительства, осуществляется по схеме: МЧС России – региональные центры – отделы (управления) по делам ГО и ЧС. Распорядителями средств проведения мероприятий по ликвидации ЧС в этом случае являются: s Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ – главный распорядитель средств; s начальники региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ – распорядители средств второй степени; s начальники отделов (управлений) по делам ГО и ЧС республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга – распорядители третьей степени. Средства, выделяемые МЧС России из резервного фонда, могут расходоваться в пределах назначенных сумм только на следующие цели: - производство аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах;
- оказание единовременной помощи пострадавшему населению; - развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для пострадавших граждан; - возмещение расходов, связанных с командованием для проведения мероприятий по ликвидации ЧС сотрудников министерств, ведомств и организаций РФ, привлекаемых МЧС России в установленном порядке. Взаимоотношения региональных центров и отделов (управлений) ГО и ЧС с учреждениями, предприятиями и организациями, привлеченными к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе аренда зданий и помещений для временного проживания и питания пострадавших граждан, оформляются договорами. Выплату единовременной помощи пострадавшему населению осуществляют отделы (управления) ГО и ЧС через отделения Сберегательного банка РФ из расчета не более 10-кратного размера установленной минимальной оплаты труда на одного человека. В отдельных случаях финансирование мероприятий по проведению аварийно-восстановительных работ за счет денежных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства, может осуществляться Минфином России непосредственно министерствам и ведомствам РФ, Советам Министров республик в составе РФ, администрациям краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Квартальные и годовые отчеты, а также отчеты по завершению ликвидации ЧС об израсходованных денежных средствах из резервного фонда отделы (управления) ГО и ЧС через региональные центры представляют в МЧС России. Финансовый контроль за законностью и целесообразностью использования выделяемых денежных средств осуществляется: - отделов (управлений) ГО ЧС – региональными центрами по мере освоения денежных средств, но не реже одного раза в год; - региональных центров – МЧС России, один раз в два года, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности региональных центров.
Глава 2 Организация защиты населения в ЧС.
Изучив эту главу, Вы должны: · знать способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций; · уметь в роли руководителя организовать обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; · владеть методикой подготовки и проведения мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов всех видов чрезвычайных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|