Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 1 глава




Содержание

 

Р. 1

Радость. 1

Раздражительность. 1

Рассеянность. 2

Рассуждение. 3

Разум духовный. 4

Рай. 4

Ревность. 4

Ревность не по разуму. 4

Родители. 5

Родственники. 6

Ропот. 8

Руководство. 10

Рукоделие. 12

С.. 12

Самолюбие. 12

Самомнение. 14

Самонадеяния. 16

Самооправдание. 17

Самоосуждение. 18

Самопознание. 18

Самость. 18

Самоубийство. 18

Самоукорение. 19

Самочиние. 22

Сбор. 22

Своеволие. 23

Святость. 25

Святые. 25

Святые иконы.. 25

Святые отцы.. 25

Священное Писание. 25

Священство. 26

Семейная жизнь. 26

Сердце. 28

Сестры милосердия. 28

Скорби. 28

Скорбный путь. 42

Скука. 43

Слава человеческая. 44

Славолюбие. 44

Славословие. 44

Слезы.. 45

Служение больным.. 46

Служение общественное. 46

Смерть. 46

Смех. 50

Смирение. 50

Смущение. 65

Сны.. 66

Соблазн. 68

Соборование. 68

События. 70

Совершенство. 70

Совесть. 71

Совет. 72

Совопросничество. 73

Соединение с Богом.. 73

Сокрушение сердца. 74

Сон. 74

Спасение. 75

Сплетни. 79

Спор. 80

Спорливость. 81

Список использованной литературы.. 81

Неопубликованные источники. 81

Переписка преподобного Илариона. 81

Переписка преподобного Иосифа. 82

Переписка преподобного Льва. 83

Переписка преподобного Моисея. 86

 

Р

 

Радость

 

Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас, и глаголет к нам чрез Апостола: «всегда радуйтесь, о всем благодари­те: сия бо есть воля Божия» (1 Фес. 5, 16, 18). — Слова Апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благо­дарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет испол­няться псаломское слово святого Давида: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 133).

 

...Радость бывает в нас от частого памятования о Бо­ге, по писанному: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4) (преп. Антоний, 22, с. 119).

 

Начинать должно... с благодарения за все. Начало ра­дости - быть довольным своим положением (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.52).

 

Пишешь, что любишь 7-ю неделю не меньше Светлой, то это так и должно быть, ибо в ней вспоминаются спа­сительные страдания Господа ради нашего спасения. О душе думать всегда полезно, нелишне и на Пасхе. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препят­ствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной (преп. Иосиф, 11, с. 267).

 

...Пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучи­тельная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны, но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без при­чины, а видно, было когда-нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную ра­дость за настоящую (преп. Амвросий, 23, ч.3, с. 10-11).

 

Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь. Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить. — Потому что...всех веселящихся по-хри­стиански жилище в Горнем Сионе (Пс.86) (преп. Амв­росий, 23, ч. 2, с. 169).

 

Раздражительность

 

Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умно­жится, а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 298)

 

Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 450).

 

Ты говоришь: редко удерживаю свою пылкость, опом­нясь, прошу у Создателя моего прощения: посему нельзя сказать, чтобы ты не жалела о своих согрешениях. О пыл­кости скажу тебе, по-нашему, просто: это гнев и ярость, которые происходят от гордости, а не от природы, а более оттого, что все, что ни делала прежде, казалось хо­рошо, и принимала хвалу, а иногда укоризну, и во всем составляла свою волю и разум, оттого оные и взяли силу, теперь их надобно противными врачевать... (преп. Мака­рий, 24, т. 6, с. 214-215).

 

...Вы имеете залог яростной части, т.е. раздражи­тельность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение об исцелении оной, а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, а страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снис­хождением, милостью, но ведь этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи, так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действующий страсть <по страсти>, есть противящийся страсти, а есть искореняющий страсть. Мы хотя еще не можем искоренить, но когда будем противляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божий; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собою и бороться с ними (преп. Макарий, 24, т. 1,с. 691).

 

Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, тер­пением, любовью, а не вниманием к слабостям ближних и не осуждением, но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно, не без Промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь и дать средство к исцелению — борьбою, сопротив­лением и смирением (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 213).

 

...В рассуждении раздражительности советую вам охра­нять себя, как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает меди­цинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более име­ет силы (преп. Антоний, 22, с. 17—18).

 

Против раздражения — терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 38).

 

Насчет раздражительности своей, должно всеми мера­ми стараться удерживать себя, дабы не приобрести себе несчастного навыка ко гневу, каковой несносный порок не столько заметен бывает в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной (преп. Антоний, 22, с. 21).

 

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Гос­поди, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается (преп. Нектарий, 13, с. 93).

 

...Исцеляется она <раздражительность> не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от досад, а в случае побеждений ими — познанием своих немощей и смирением. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто их тех, которые лицемерно подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия...» (преп. Лев, 12, с. 369-370).

 

Очень жаль, М, что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допускайте себя до раздражительности; стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надобно оставить так, предоставя случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу приде­те и в навык; ведь и худое и доброе навык укрепляет (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 72).

 

Рассеянность

 

Хорошо, что ты поняла, как вредны для тебя рассеянность и обращение с мирскими. Горький опыт подоб­ных случаев на многих видим. Проси Бога, чтобы не попус­тил на тебя вперед быть таким увлечениям, а за прошедшее приноси покаяние... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 278).

 

Рассеянно стоишь в церкви. — Приучайся помалень­ку не рассеиваться. Для сего старайся внимательно вслу­шиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно. — Не можешь понести оскорбительного слова. — В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшею всех людей (преп. Иосиф, 11, с. 273).

 

Жалуешься на рассеянность, что не можешь всегда внимательно молиться. — Да всегда внимательно молиться и никто из живущих на земле на может. Это, по замечанию святого Иоанна Лествичника, свойственно только Ангелам (преп. Иосиф, 97).

 

Рассуждение

 

Истинный разум, или рассуждение, стяжавается от сми­рения, а смирение от скорбей, по слову святого Петра Дамаскина, и кто бегает скорбей, тот бегает своего спа­сения (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 642).

 

...Должен помнить, что во всех деланиях наших смот­рит Бог на намерение и предложение наше, точно ли Его ради и пользы ради души своей что-либо делаем, а не по человекоугодию или самоугодию, будучи окрадываемы тщеславием или самомнением. И потому во всем потребен наш светильник рассуждения, которого матерь есть сми­рение. Где нет света, там все мрачно, и где нет смирения, там все дела наши суетны, говорят святой Кассиан, святой Иоанн Лествичник и святой Исаак Сирин (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 117).

 

...Говоришь, что не имеешь рассуждения, это оттого, что не имеешь смирения, а водишься самомнением (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 256).

 

Разговор ваш с N. хотя и был правилен, но кто нахо­дится в брани, тот не может судить справедливо, а особли­во когда еще нет самоукорения, что для одного легко, то другому бывает тягостно. Конечно, переход в другое место без благословной вины не принесет никакой пользы, а толь­ко переменит одну брань на другую, а может быть, и ту же встретит. В подобные материи не советую входить, и упорно удерживать свое слово... (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 268)

 

Вы спрашиваете, как приучить себя к рассуждению? Это — дар Божий, а не человеческий, посему от людей и научиться невозможно. Святой Иоанн Лествичник гово­рит: «от смирения происходит послушание, от послуша­ния смиренномудрие, а смиренномудрым Бог дарует и дар рассуждения». А как мы с вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невоз­можно иметь нам оного, т. е. рассуждения. Почему и долж­ны мы с вами отныне смиряться пред Богом и пред со­общающими с нами и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо как бы велики грехи в других не представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами менее сучьев. И так будем просить Гос­пода: Господи, Владыко живота моего! дух целомудрия, сми­ренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (преп. Антоний, 22, с. 280—281).

 

Одно дело ум, другое — рассуждение. Рассуждение есть дар Божий, как и все вообще у нас дар Божий. Но рассуждение выше других даров и приобретается не сразу. Человек может быть очень умным, но совершенно нерассудительным, может удовлетворять самым низменным скот­ским потребностям, иметь любовниц и даже совершенно не признавать Бога. Есть люди плотские, которые только и живут для чрева, для блуда. Есть люди душевные — эти повыше плотских. И, наконец, есть люди духовные. Разница между душевными и духовными людьми — громадная. Ибо как говорит Апостол: «Душевный человек не прини­мает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием» (1Кор. 2, 14). Он может познать всякую человеческую мудрость, всякую философию, одним словом, — но духовного рассуждения не имеет... (преп. Варсонофий, 5, с. 30, от 23.02.1908).

 

Похвально с простотою принимать, но полезнее с рассмотрением и рассуждением внутренно отвечать... (преп. Лев, 234).

 

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 47).

 

Я заметил в тебе одну немалую ошибку. Ты о многом, не скажу о всем, рассуждаешь, сообразуясь с своим те­лесным состоянием и со многими усвоенными привычками и усвоенным взглядом на вещи, и по этому соображению готова писать новые правила для всех, тогда как правиль­ное мнение и здравое христианское рассуждение требует, чтобы мы не только поступки свои, но и самые мысли и мнения поверяли по правилам закона православного и по правилам и постановлениям святоотеческим, и прежде все­го по заповедям Божиим. И что окажется в нас несоглас­ное с заповедями Божиими и правилами святоотеческими, в том должно приносить покаяние и смиряться пред Богом и людьми, а не придумывать новые правила в свое оправ­дание (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 49).

 

Недаром сказано в «Отечнике», что рассуждение выше всех добродетелей, а ты водишься одним желанием без рассуждения, не рассматривая вперед, удобно ли будет исполнение этого желания, и забывая Евангельское слово Самого Господа, глаголющего: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8, 34) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 33).

 

Разум духовный

 

...Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 237).

 

Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 219).

 

...Да сохранит тебя Господь от всех сетей и козней вражиих и да даст тебе истинный разум, обретаемый сми­рением... К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пи­шут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувст­венность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 443—444).

 

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, — и во внешнем по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. — Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 65).

 

Спрашиваешь меня: каким образом можешь достиг­нуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и тер­пением находящих скорбей (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 65).

 

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 594).

 

Рай

 

Радуюсь, что наша Оптина тебе так понравилась, что показалась раем. Впрочем, от нас самих зависит наш рай: потерпи, смирись — и обрящешь рай в себе самой. Как говорит один святой: «Не ищи ни Рима, ни Иеруса­лима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом Ангелов и святых». Поэтому не унывай, что ты не достигла сего, а старайся и начинай не сверху, а с нижней ступени, т. е. со смирения, самоукорения. Говори себе: я недостойна, чтоб живою жить в раю, сподоби меня хоть по смерти вместе с благоразумным разбойником наследовать Твой рай (преп. Анатолий, 7, с. 57).

 

Ревность

 

Видится мне, что вас начинает разбирать лихая не­мочь — ревность. Если есть она — оставьте. И свой покой нарушите и меня огорчите, платя за мои заботы о вас неблагодарностью. Я утешаюсь надеждою, что вы теперь проученные, будете искуснее и смиреннее (преп. Анатолий, 7, с. 204—205).

 

Что касается твоего нерассудного соревнования... то я тебе, сестра, скажу попроще: ты смотришь на дело как девочка, хотя и не безумно ревнующая, но все-таки далеко не рассудительно (т.е. если брать в расчет одни немощи, оставляя рассудительность) (преп. Анатолий, 7, с. 287).

 

Ревность не по разуму

 

Двое из замечательных покойных оптинских старцев часто говаривали, один: искусство половина святости, а другой - при чьих-либо ошибках от неуместной ревности всегда произносил: свят, да не искусен; потому что неискусство, при неуместной ревности, часто может производить бестолковой путаницы не менее самого греха (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 84).

 

Тебе много раз было писано с сестрою, чтобы вы внимали только себе, держались своей кельи, и никак не входили в то, что до вас не касается. — Но ты, как бы вопреки всему этому, лезла и путалась не в свое дело и решилась на такие предприятия, которые выше тебя и выше всех тебя окружающих. Где недоумевали владыки и архипастыри, ты нерассудно и самонадеянно дерзала устраивать судьбу начальниц, забывая слово Всесильного Бога, глаголющего: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8, 15). Ты кто такая, что решилась вопреки мановению Промыс­ла Божия уставлять свою правду? Лучше бы было оста­вить то, что выше нас, и заняться тем, что касается до нас самих, т. е. стремиться к страху Божию, к хранению своей совести по Бозе, и смиренномудрию, и к самоукорению, без которого человек не может устоять в духовной жизни, а только понесет многие труды и скорби, плода же и мзды не достигнет (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 72).

 

...Ты борим часто бываешь ревностью не по разуму. Сам ты сознаешь вред этой ревности, но с тем вместе представляешь и изветы, что ты не можешь не ревновать и не вразумлять бесчинствующих. В первые дни твоего поселения на этом месте я писал и доказывал тебе, что избрал ты место жительства неудобное и с настроением твоего духа несообразное... Ты засел в многолюдном го­роде безмолвствовать, забыв слова святого Ефрема Си­рина, который говорит: если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма. Что тебя понуждает идти к бесчинствующим и, стоя на коленях, упрашивать их и увеще­вать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражаю­щий твои душевные очи (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 116).

 

 

Родители

 

...Печаль твоя, что родные оставили тебя: они вовсе не оставили, а помнят больше, чем ты думаешь, да Бог не внушает им поспешить к тебе с утешением, а когда при­дет время, все обратятся и повезут тебе всякую всячину. Но зато тогда лишишься многого из того, что дороже всего преходящего мира. А теперь Господь тебя испытывает, ка­кою ты окажешься. А преклонить Ему на милость твоих родных есть дело одного мгновения. Вспомни про Мардохея из книги Эсфирь. Как его царь многие годы ничем не на­градил, а он был дядя жены царской и самый искренний слуга. А все до времени... (преп. Анатолий, 7, с. 174).

 

На родных не сердись. Они не понимают нас. Если бы самих протянуть по-нашему — узнали бы, как тут трудно. А что тебе тяжело — не унывай! В этом все наши венцы — в этой тяготе-то (преп. Анатолий, 7, с. 176).

 

...Мать не любишь — от гордости, которой ты в себе не сознаешь, но которою переполнена. Если б она была знатная, то любила бы ее и куражилась этим. Помни пятую заповедь! (преп. Анатолий, 7, с. 204).

 

А что отец тебя недолюбливает — это тебе полез­нее, чем его любовь и ласки. Помни великую Божию угодницу, юную подвижницу святую Варвару Великомуче­ницу. Ее тоже недолюбливал отец. А разве она потеряла от этого? Ей, сторицею обрела. Мало того, но и доселе в христианском мире светит, как яркая звезда, помогая немощным (преп. Анатолий, 7, с. 320—321).

 

А что нет у тебя матери и никто к тебе не ходит проведать — радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: «отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26, 10). С родными трудно жить монаху. А что ты монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя (преп. Анатолий, 7, с. 105).

 

Что касается благословения матери твоей на поступле­ние в монастырь, то на этот счет не беспокойся: и о тебе, и о мне, и о всех подобных детях Господь Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10, 37). Смириться перед нею и попросить благосло­вения теперь — это нелишне (преп. Анатолий, 7, с. 141).

 

П. И. требует моего совета, как поступить с родите­лем. Жалко мне его, но нечего делать, должно потерпеть от родителя. Если что несродное для него бывает, в церков­ных историях на многих местах видим заповеди — чтить родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: чтый отца очистит грехи своя, чтый отца возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чтый отца твоего, да найдет на тебя благо­словение от него. Чадо, заступи в старости отца твоего, если и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостью твоею, молитва бо отча незабвенна бывает пред Богом, в хуле не оставляй отца твоего; проклят бо Господом раздражаяй отца и матерь свою. Если же ро­дитель отпустит его с благословением, это дело другое. Бог да благословит его. Если же нет, советую потерпеть (преп. Лев, 219).

 

...Ты по силе твоей просила у родителя твоего про­щения, и хотя не сказал прямо, но все мирно, то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним; и Господь ему <возвестит> и даст чувство более сострадательное... (преп. Лев, 168).

 

Родственники

 

…Не должно столь много беспокоить дела об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственна для серд­ца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны ни были, но ни­когда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем и тем страстнее... А для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних на­ших Промыслу Отца Небесного, быть как можно умерен­нее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного <огорчения>... (преп. Лев, 169).

 

Помни слова, сказанные в старчестве: от ближнего живот и смерть... А скажу вкратце: умудряйся приоб­ретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем жи­вешь, стараясь иметь заповеданное Апостолом, т. е. «бла­гость, милосердие, сострадание и любовь» (Ср.: Гал.5,22), которая «есть исполнение закона» (Рим. 13, 10), а как? — послушай того же Апостола: «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6,2) (преп. Амвро­сий, 23, ч.3, с.39).

 

Спрашиваешь, как тебе быть с родными: получила совет оставить их, а между тем ни от кого не имеешь помощи и не знаешь, писать ли им или не писать? Я тебе говорил, чтобы оставить излишнюю заботливость о родных и близкую связь с ними, а не то, чтобы вовсе не писать им. По времени можно им писать. В теперешних же твоих обстоятельствах можешь не просить прямо, а спросить их, что вот прошло пять месяцев, как ты живешь кое-как, как они сами там живут, — воздухом, что ли, пита­ются, и платят ли за что-нибудь, или без денег все име­ют. — Если бы от других ты получила потребное, то могла бы и не напоминать им, а теперь почему же не сделать такого вопроса (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 89—90).

 

...После всего, что тебе было писано мною, ты упорно стоишь на своем — не хочешь писать родным, а между тем, по причине твоего молчания, они не только огорчаются на тебя, но и тебе денег не высылают, и между собою не могут кончать дела, так что чрез тебя выходит общая неприятность. Ну, не безрассудная ли и не упрямая ли ты. Писала ты мне не раз о какой-то доверенности, но ни разу не объяснила толком, какого рода доверенность от тебя требуется. Как прежде писал я тебе, так и еще повторяю, что дельную и основательную доверенность следует по­слать, если того требуют семейные ваши обстоятельства. Ты оправдываешь себя тем, что обещала не писать родным. Древние отцы от всего родства отреклись, но зато ни у кого ничего не просили, а питались травами и зельями или от труда рук своих. Если ты не можешь подражать им, никого ни о чем не просить, работать и питаться от труда своих рук или, пожалуй, если можешь питаться воздухом, и при этом быть мирною, не роптать и никого не укорять и не обвинять, если можешь все это сделать, тогда и держись за свое обещание. А если не можешь, то сознайся в своей немощи и в нерассудном обещании и смиренно проси у Господа прощения: «Господи, солгала я окаянная, обещала, чего не могу исполнить! Прости мя грешную!» Спрашиваешь: кому лучше угодить — Богу или людям. Но ты, упорно держась за свое безрассудное обещание, людям досадишь, а Богу этим не угодишь (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 91).

 

Что же касается до слабости <братьев> твоих, этому ты помочь не можешь, советовать можно о воздержании, а в прочем предать их Промыслу Божию, Он силен укрепить Свое создание, <если> их будет на сие произволение; ста­райся примирить себя к родителю, дабы и Божие благо­словение тебе содействовало его благословением (преп. Лев, 167).

 

Видишь, что Господь не презрел тебя, но послал тебе велие утешение, умиротворил твоего родителя к тебе, это для тебя весьма немаловажное дело, и еще брат твой снабдил тебя нужным к прожитию. За все сие приноси Богу благодарение и старайся более себя смирить, тогда и больше будешь иметь от Бога промышление и от ближних соболезнование (преп. Лев, 179).

 

Принимать... братьев в келью, хотя и родных, сверх благословенного времени решительно не советую, иначе навлечешь на себя искушение (преп. Лев, 169).

 

<Одна монахиня, у которой остались сироты... взяла их воспитывать, и так привязалась к ним, что меньше стала заботиться о своем спасении.> «Любить надо, — говорил старец, — а привязываться страстно не надо. Заповедь повелевает чтить родителей, и даже награду назначает за это. Но если ты, говорит Тот же Господь, «любишь отца, матерь, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть Моим учеником» (Ср.: Мф.10, 37). Значит, только пристрастие не позволяется, а не любовь» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 9).

 

В последнем письме твоем пишешь, что брат твой бо­лен и ты желала бы его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний поря­док. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшею к ним матерью. Не ложно слово Господне: «всякий, кто оставит домы, или братьев... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную...» (Мф.19, 29; Мк.10, 30). Молись Богу, чтобы Господь устроил полезное для брата по Своей святой воле (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 67).

 

Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: «старцу пакости не твори» (1 Тим. 5, 1). Кольми паче дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успо­коить их всем, что не противно заповедям Божиим (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 79).

 

...Надежду же свою всю возлагай на Бога, всеблагим Своим Промыслом устрояющего все полезное нам. Этою же мыслию руководствуй себя и в отношении к родственни­кам. Если Господь возвестит им, то они возвратят тебе должное, хоть и не все, а если не отдадут, то лучше прини­мать от чужих, чем со своими ссориться. Что же касается до их собственной пользы — это предоставь им самим: пусть каждый поступает по своему усмотрению (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 177—178).

 

Вы писали, что, подав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться об упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки и недоразумения нищего не могло и не может произойти ничего противного для вашего сына, и ничего большего и лучшего никому нельзя пожелать, как в свое время сподобиться Царствия Небесного. А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живет, — за это укорите себя и с полною верою предайте и себя самую, и сына вашего воле Всебла­гого и Премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует, если чью жизнь пресекает, то паки благодетельствует, и вообще, по слову Святой Церкви, Гос­подь глубиною мудрости человеколюбие все устраивает и полезное всем подает. И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией, а нам судьбы Божий непостижимы. — Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться, также не должно очень тревожиться вам мыслию, будто вы одни — невольною причиною теперешнего положения ва­шего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом. — Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву, и как ему написать, чтоб тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится, а когда узнаете, то можете написать ему и подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство, что, стремясь к необуз­данной свободе, он забыл, что от греха, особенно досажде­ния родителям, произошло самое рабство, которого прежде не было на земле, и т. п. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. Но сперва, повторяю, нужно вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще, вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глуби­ны зла извлекла блаженного Августина молитва благоче­стивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению со­грешили (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 184—185)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...