Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 2 глава




 

Ропот

 

...Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 624).

 

Я тебе удивляюсь, что ты не благодаришь Бога, при­звавшего тебя ко взятию «легкого Его бремени и благого Его ига» (Ср.: Мф.11, 30), и вместо того, ропща, делаешь себе и тяжким, и неблагим бремя и иго (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 79).

 

...Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 28).

 

...За все слава Премилосердому Богу, изливающему нам во всяком случае неизреченные блага! ибо Источник бла­гости не может источать из себя никаких других волн, кроме благостных, не понимая коих, человек часто роп­щет на Всеблагого (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 105).

 

Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных (преп. Антоний, 22, с. 23).

 

Что касается до ропотливости вашей на Всеблагого и Премилосердого Господа Бога, что Он будто бы неспра­ведлив и непризнателен к вашим добрым делам и по­жертвованиям, то таковую ропотливость должно отнести или к высшей степени гордыни, или к крайнему неразу­мию. И за что же роптать? Чем обидел вас Бог? По моему мнению, за такую безрассудную ропотливость свою не только должно стыдиться людей, но и самих стен своей комнаты (преп. Антоний, 22, с. 162—163).

 

И опять я остаюсь виноват, что засадил тебя в мо­настырь. А я ждал за это благодарности. Что хоть Бога-то поблагодаришь за толикую Его к тебе милость!.. Что ты согрешаешь помыслами, за это Бог простит, когда каешь­ся, а вот когда скорбишь, зачем не променяла Сладчайшего Иисуса на мужика, за это потерпишь. Ты все представ­ляешь, как муж кормил бы тебя блинами и тыквою, а обратной горькой стороны не хочешь видеть. И будто у мужа, какой бы он там ни был, больше сокровищ и на­слаждений, чем у Творца неба и земли? Не ропщи! Ста­райся зреть свои прегрешения! Будь благодарна Богу и С. терпи и люби! (преп. Анатолий, 7, с. 268—269).

 

...Пишете, что погружаетесь ропотом на Создавшего вас Господа; конечно, погрешительно, но умоляю вас любовью Сего же Спасителя нашего, не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте грех свой со смирением и просите у Него прощения и милости; не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т. е. согрешения наши вам мило­сердием отпущает. А что пишете, что на меня скорбите, сие неудивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю потерпите Господу своему, что посылает, Он силен нас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а это все скоро минется (пре Лев, 140).

 

...А от ропоту себя, яко от тлетворного яду, удержи­вать. И о сем много не предавай себя смущению и отчая­нию, что у вас внутри и вне противные действия возобно­вились, потому они внутри укрывались и таились. А как пришли нечаянно вины к действию яростной части и огор­чению со рвением, то сими винами открылись и вознеистовились, но да прибегаем по Бозе к Единой Предста­тельнице и Покровительнице, всеобщей нашей Заступнице, Пресвятой Богородице и Деве Марии, и Та Своими все­сильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни, телесные и душевные! (преп. Лев, 191).

 

Особенно остерегайся ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятем­ся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу ду­шевную (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 42).

 

В сердце благодарящее всегда вкапает благодать, так­же и сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Перестанем носить в себе двоедушие и роптать на добро­детель, для которой созданы, и в особенности призваны. Будто она неудобоносима? Правда, одними нашими силами она несносна, ибо требует в содействие благодатной муд­рости, мужества, правды и целомудрия, а мы в оных чув­ствуем себя весьма скудными. Так что же предпринять? Бежать от добродетели, понося оную хулою и возвещая всем людям, знаемым в Москве и Ярославце, что это не­сносное бремя, тебя убивающее. А кто оное на тебя возло­жил? Не Господь ли? Вспомни трех отроков, в пещь вверженных, как они выдержали себя среди ужасного пламени, прославляя Бога? Ты же малодушествуешь и воздеваешь руки свои куда? К людям немощным. Лучше возводи очи свои в горы, отнюдуже приидет помощь. «Лишен ли кто от вас премудрости, - говорит святой апостол Иаков, - да просит с верою, ничтоже сумняся» (Ср.: Иак.1, 5—6), и Господь близок ко всем призывающим Его, дает благодать просящим у Него. От людей же, как научает святой Исаак Сирин, сокрывай все твое состояние. На кого призирает Господь, только на кроткого и молчаливого... Да будет воля Твоя, Господи, во мне грешном. Покой обещан нам в бу­дущем веке, а здесь, на земле, труд и искушение. Блажен человек, иже претерпит (преп. Моисей, 299).

 

Руководство

 

...Должно, принявши оный <монашеский образ>, со­блюдать три главные, преданные святыми отцами правила: веру к духовной матери, совершенное откровение помыс­лов и совершенное повиновение, и во всем надобно поста­раться отвергнуться своего разума и воли, хоть и кажется, что хорошо, что я понимаю или хочу сделать, но оному не верь, а когда подтвердит мать Н., тогда прими за истину (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 481).

 

Всегда несовершен пребывает тот, кто думает, что он сам есть доволен руководствовать самого себя, итак, потребен другой руководитель, а не мы сами; мы не должны никогда вручать самим себе таковое начальство; другому руководи­телю надобно нам посвятить волю свою и ему повиноваться, нам самим (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 26).

 

Ты пишешь, что некоторые из братии обращаются к тебе по временам за добрым словом и советом? И как тебе поступать в сем? Полезное сказать что знаешь — не отка­зывайся, но берегись командовать им и, сказав, что зна­ешь, — подвизайся против духа тщеславия. Говорить же надобно со смирением, памятуя о своих немощах и неис­правлениях, а не со властью и любоучительно (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 143-144).

 

Ты скорбишь о слабости матери Н., опасаешься за жизнь ее и боишься остаться одна без подпоры... Ежели Господь воззовет ее в будущность, то да будет Его святая воля, а дотоле ты старайся идти путем, показанным от отец, послушанием и отсечением своей воли и разума. Не доверяя оным совершенно и противясь противным оному действи­ям, ты получишь духовный разум, смирением руководимый и управляемый, и безопасно можешь идти путем спаситель­ным, но доколе не получаешь сего дара, опасайся вверить себе над собою управление; предайся воле Божией (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 471—472).

 

Ибо он <руководитель> — как никогда не увлекается сладостью страстей наших и как не чувствует самолюбия, которое обладает нашею душою, — имеет спокойный ум в рассуждении нас, понуждает нас ежедневно, со вниманием и весьма умеренно, и так ведет нас путем спасения (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 26-27).

 

...Господь даровал нам слово Свое, научающее нас в житии нашем, и вразумил богодухновенных отцев наших, прошедших путь жительства монашеского, оставить и нам учение, которое проходя, можем победить врагов наших, борющихся с нами чрез наши же страсти. Но как бы ни были разумны и старательны, а без видимого руководителя трудно одним подвизаться, и потому отцы уставили чин повиновения старшим и опытным в духовной жизни, дабы, отсекая свою волю и разум, повинуясь во всем руководи­телям, пришли в навык добродетелей и стяжали бы смире­ние, которое всю силу вражию сокрушает и все сети и козни его разрушает (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 292).

 

Воистину, только одна вера их есть для них руковод­ство, ибо когда в простоте сердца с верою предают себя в послушание, то Сам Бог руководствует ими и чрез наше недостоинство, а буде кто с испытанием, с самочинием и с лукавством приступает, то и пророка Бог обезумит сказать ему против развращенного сердца его (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 393).

 

Смирение рождается от истинного послушания и отло­жения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум, отсекая, вверяем другим, могу­щим нас управить, и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось, этот самый удобный путь, который нам показан в учении святых отцев, прошедших опытом духов­ную жизнь и потерпевших брани духовные (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 669-670).

 

Ты жалуешься на себя, что иногда порождается у тебя ревность к прочим сестрам, что Матушка более их предпо­читает и любит, нежели тебя, а с тобою обходится строго, и сама знаешь, что это козни вражий, ты знаешь сему и врачевство: должна тотчас же открыть это чувство Матуш­ке со смирением и порицанием себя, то при помощи Божи­ей и освободишься от сего недуга... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 444).

 

...В чем мог, я его предостерегал, и в настоящее время не беру на себя такой обязанности, чтобы те, которые просят моего совета, непременно исполняли, а предоставляю их свободной воле, да и тех, которые имеют близкое сожитель­ство и сношение со мною, не могу понудить, а всякий по мере своего произволения и веры — или получает пользу, или напротив, и это зависит не от меня, а от них, а кольми паче живущие в дальнем расстоянии и в год раз или два пишу­щие, а паче еще без произволения — могут ли пользоваться, не знаю, да и что я значу, сам подверженный немощам душевным и телесным? (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 160).

 

Хотя чувствуешь себя и немощною, а все приходящим, по вере, возвещай путь спасения, да поне (чтобы, по крайней мере) сим устыдишься самой себя, и случающиеся попущением Божиим скорби приемли яко должница, обвиняя себя и не ропща на других (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 13).

 

Пишешь о вновь ищущих иметь к тебе отношение: сама не наскакивай и не ищи быть наставницею, а когда кто ищет и просит сего с верою — нельзя отвергать; вера их и твое усердие сказать то, что мнишь им полезно, — не на свой разум надеясь, но на Божию помощь, может быть, и послу­жит им во спасение... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 84).

 

Кто же из сестер, изливая скорбь свою, ищет от тебя утешения, то можешь подать готовность к оному и уте­шить, побуждая к терпению, за что ожидает вечная на­града. А ежели придет кто и начнете обе судить других, то вместо врачевства более болезнь принесете друг другу... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 109-110).

 

К матери понудь себя иметь расположение; тебя это много успокоит, хотя и слово когда услышишь не по тебе, — все это тебе полезно, а что тебе враг представляет на нее хулы, то это завидуя твоей пользе и не хотя допустить тебя до оной. Вспомни о святом Елисее: какие ему были брани на старца Исайю? Враг то представлял, даже в виду, чего и быть нельзя было, и он всем приходящим к старцу пользы ради говорил: зачем идете к идолослужителю и блуднику? но они, невзирая на это, все пользу получали. Но после он исправился наказанием Господ­ним. Ты видишь, что многие пользуются ею, почему ж и тебе уклоняться от оной? (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 331).

 

Ты скорбишь, что водишься своею волею и не можешь предаться так, как отцы повелевают. Где же этого взять? когда уже старец Паисий, в его время и в центре мона­шества, или в монашеской колыбели — святой Афонской горы, не мог найти сего блага, то что речем о наших бедственных временах? Оскудели старцы! Нет и учеников! Разве ты одна о себе так мечтаешь, что могла бы поко­риться с отвержением себя; живи хотя с равным себе и, по возможности, покоряйтесь друг другу, то Господь поможет созидаться вашему душевному граду, и спасение получишь несомненно благодатью Божиею (преп. Макарий, 24, т.3 с.378-379).

 

Не имея никого окормляющего, или, по-твоему, с кем бы душу отвести, — паче должна читать книги и окормлятися ими с призыванием Божией помощи (преп. Макарий 24, т. 5, с. 188).

 

Не могу одобрить отвержения твоего N., иногда и сама возымеешь нужду в духовном укреплении. Не берись за окормление, но в скорби утешить не отрицайся, ты о сем найдешь у Симеона Нового Богослова и у прочих (преп. Макарий, 24, т.5, с.61).

 

Ежели нет руководителя человека, может руководствовать своя совесть и разум. В случае же скудости разума, может наставиться от Писания. Писания ли здраво не может разуметь, может, по совету святого апостола Иако­ва, обращаться к Богу и молиться об оном. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак.1, 5) (преп. Моисей, 328).

 

Рукоделие

 

Не надейся на то, что ты можешь успеть более в руко­делии, оставляя Божественную службу, напротив, более бу­дешь иметь скорость и успеха, когда будешь тщиться о благоугождении Божием... (преп. Лев, 179).

 

Рукоделия чужого лучше не бери, а ходи в церковь и дома занимайся чтением и молитвою, от уныния же мо­жешь заняться своим рукоделием не на срок, и это после за что-нибудь продашь. Господь доселе промышлял о тебе, и далее силен это сотворить, подая потребное к жизни (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 84).

 

Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием, и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки или иное что подобное (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 185).

 

С

 

Самолюбие

 

Самолюбие не есть врожденное, но прибывшее от гре­ха. Не по самолюбию ли пал и первый ангел, пожелав быть равен Богу. Он сам изобрел оное, а не так был сотворен, и тем же прельстил первозданных, внушив им: «будете яко боги» (Быт. 3, 5). Они, приняв сей совет, возлю­били себя, презрев заповедь Божию, вкусили от запре­щенного плода; оттого помрачили и разум, и волю. Види­те, самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив; когда мы будем нищи духом и смиренны серд­цем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 688—689).

 

Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя; вы сами сознаете себя в самолюбии, а оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, а видеть свои добродетели или стараться таковыми похвалиться пред людьми, но смирение открывает глаза нам, и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как чрез самолю­бие и гордость мы отпадаем от Бога и тьмою помрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь Славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научаться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 686).

 

Любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каж­дая в свою очередь, ни от чего другого, как от самолюбия, а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 18).

 

Ты, М. А., находишь в себе вину греха — самолюбия и не можешь его возненавидеть, да оно и во всех нас есть главная вина грехов; все от него: гордость, и тщеславие, и гнев, и сластолюбие, и сребролюбие, и зависть и прочее, но вообще мы называем гордость виною всех грехов; «где воспоследовало падение, там предварила гордость»,— пи­шет св. Лествичник. Так надобно наступать и на гордость, и на самолюбие, как на змию и скорпию (Лк. 10, 19), всегдашним самоукорением, видением своей худости, пред­почтением ближних, приятием досад и укоризн, хотя и с болезнью, недоверием своему разуму, отвержением своей воли и прочее; на все это надобно иметь подвиг, и Бог поможет (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 362).

 

Пишешь, поскорбела на слова наши, сказанные на слу­чай перемены новых наметок опять на старые. — Не знаю, что ты нашла в этом обидного, не самолюбие ли твое было виною? А я думаю так, как Промысл Божий указывает нам, так и должны мы покоряться ему, хоть бы двадцать раз пришлось переменить свой костюм, что за беда (преп. Иларион, 33).

 

...Да осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, то не нужно ли нам, по Апостольскому завещанию, «отложити всяку гордость и с терпением тещи на предлежащий нам подвиг» (Ср.: Евр.12,1) (преп. Лев, 178).

 

И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего пор­тит наше дело и препятствует душевному исправле­нию. — Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, ко­торого Господь и повелевает прежде всего отрещися: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мк.8, 34). — Самолюбие наше примешивается и противодействует каж­дому доброму делу, и портит, и растлевает оное, особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 96).

 

...Советую вам... крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содейст­вует христианину удерживаться на настоящем пути. — В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердою решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного. — От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и по­рицание других, от него негодование, и ропот, и самооп­равдание, и нехотение ничего потерпеть, а вследствие все­го этого малодушие и оставление молитвенного правила и чтения духовного и прочего, что требуется от монаха (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 97).

 

В 6-й Степени <святой Иоанн Лествичник> говорит, что остроугольные камни, друг с другом соударяясь, округляются и лишаются своей угловатости и остроты. Как ты замечаешь в этом отношении около себя? Стерли ли хоть уголка два у тебя, которые ты думала стирать сама в мнимом безмолвии? Да у самой ведь руки не наляжут. Себя как-то жаль! Ведь от себялюбия и самолюбия вся беда. Они не любят, когда и другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и самую кору (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с.105).

 

...Упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто ува­жаешь оное, красуешься им, как некоею утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством, и это по неведению или от помрачения страстей, а нам надобно во всем противить­ся ему смирением и самоотвержением... Мирская мудрость буйство есть пред Богом, а духовная мудрость кажется для мира буйством, но «мудрование плотское вражда есть на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может» (Рим. 8, 7) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 219-220).

 

Самомнение

 

Смотрите же паче, не закрался бы татский помысл, что вы живете лучше и внимательнее других; и оный так опа­сен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совер­шенной гордыне и далее. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью... (преп. Ма­карий, 24, т. 4, с. 22-23).

 

...Вы, как видно, хотите, чтобы неуклонно идти исправ­лением всего должного; и когда бы так могли исполнить, то конечно бы это вас утешало, а вместе с тем увлекались бы в мнении о себе, что живете, благоугождая Богу, чем могли бы и дела ваши благие помрачиться. Хотя это и вражий прилоги, но по неопытности можете увлечься оными: враг не престает бороть нас — если не на греховные действия, то на похвалу о делах своих (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 436).

 

...Писал я вам, чтоб вы, имея каждая свой взгляд на вещи, не считали оный правильным, а паче когда относится к укоризне ближнего и нарушению мира, а предложив свою мысль на суд другой, оставаться покойной в сем, — как она утвердит, хоть бы и противное казалось; сим придете в навык не составлять свой разум и оставлять свои хотения, часто нарушающие ваш мир (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 41-42).

 

...Могло быть даже незаметное для тебя мнение о своих дарованиях, а что оно может укрыться от нас, в сем ника­кого нет сомнения (когда и при многих добродетелях под­крадывающееся мнение укрывается и только искушениями в познание приходит) (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 205).

 

Всякий гордый прилог и о себе мнение считай немалым грехом, повергай себя пред Богом, проси прощения и помощи о избавлении от оного... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 180).

 

Если же вы не будете подвержены искушениям и, не познавая своих немощей, будете только видеть свои исправ­ления и на них полагать надежду спасения, то можно впасть в другую крайность — высокоумия и прелести неисцельной, ибо враг, когда не может кого победить страстями и немощами, то влагает во ум высокоумие и мнение о себе, от которого впадают в прелесть и в помрачение... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 304).

 

Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощью Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, — дабы мы смирились. Если же нет неприятно­стей от людей, то внутреннее смущение и неустроение духа служит нам показанием в нас гордости и побуждением к смирению... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 402).

 

...При исправлении добродетелей вы не можете удер­жаться от мнения о себе, а оное и причиною бывает падения, дабы смирить наше мудрование и дабы всегдаш­ним самоукорением и смирением привлекли к себе благо­дать Божию, ибо Он «на смиренных только призирает» (Ср.: Пс.112, 6) и дает им Свою благодать (преп. Мака­рий, 24, т. 1, с. 19).

 

Враг же сопротивными старается обольстить мнением о себе, чего надобно сколько можно остерегаться, за сие-то и попускается иногда падать в какие-нибудь слабости, что­бы оными обуздать нашу гордость (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 37).

 

...Берегитесь помыслить о себе нечто высокое, за сие благодать Божия лишает своей помощи и предаемся стра­стям и духам в наказание (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 679).

 

Своему же разуму опасайся доверять, хотя ты и точно уверен, что дело так; однако лучше совет, нежели самосмышление: избавишься высимости <высокоумия> (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 295).

 

...Чрез послушание снискивается смирение, и познаем свою меру, избегаем о себе мнения (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 454).

 

Самосознание своих немощей и самоукорение — на­дежное начало к исправлению, но оное должно быть дале­ко удалено от самомнения, что уже исправилась. Это опять та же гордость и путь к падению (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 250).

 

Храните во смирении себя, а не увлекайтесь мнением. Каждая из вас смотрите свои немощи и не увлекайтесь замечать в других по видам о мнимом их устроении, враг запнет этим, и много постраждете; вы знаете, что иногда видим и слышим к обольщению нашему то, чего совсем нет. Берегитесь сего (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 84).

 

У каждого человека свое горе, — иному горе от ума, а другому горе без ума, а у вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему, чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет не много сказать: «не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою» (Пс.37, 22—23) и: Всесвятая Бого­родице, во время живота моего не остави мене, человече­скому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя! (преп. Антоний, 22, с. 12).

 

Знаю я лично тебя и твои способности, которыми ты могла бы в хороших руках приносить пользу обители, но что ж делать, если нас с тобою не ценят? Ужели самим на­значать себе цену? И выказывать собственные достоин­ства (хотя собственного у монаха ничего не может и не должно быть) (преп. Анатолий, 7, с.295-296).

 

Еще ты открываешь мне что-то новое. Пишешь: «Не могу так каяться, чтобы раскаяние могло дойти до Бога». Ишь ты, хитрая какая! Узнала секрет, когда раскаяние ее доходит до Господа, а когда нет! А я вот около тридцати лет твержу духовную азбуку и доселе не могу узнать, когда мое раскаяние доходит и когда нет. В случае — открой секрет. А я и до днесь считал, что один Сердце­ведец знает цену покаяния. Иначе как же сказано: «Ели­ко отстоят востоцы от запад, толико совети Мои от советов ваших, и путие Мои от путей ваших» (Ср.: Ис.55, 8—9) (преп. Анатолий, 7, с. 310).

 

Вот мы и дали тебе легенькую прелегенькую молит­ву - всего пять слов. А ты и тут ухитрилась отыскать что-то особенно великое, отличающее тебя от других, то есть что собственно тебя должно бы смирить, ты в безумии думаешь этим еще гордиться. Врагу, разумеется, страшно, что такая девчонка, ни на что не годная, вдруг спасется, и потому всячески тебя уловляет и внушает такие лживые и глупые мысли, что ты будто должна гордиться тем, что именно должно бы смирять тебя (преп. Анатолий, 7, с. 142).

 

Не знаю, какова ты теперь стала на деле, а на сло­вах — просто пророк Илия: затворяет и, по крайней ме­ре, растворяет молитвою небо и сводит (не дождь, а) снег! Чудо чудное! Я, грешный, тридцать лет живущий в пусты­ни, никак не могу собраться с силами начать молиться о грехах, а Н. небо отверзает. Увы моему окаянству! По­молись, чтобы Господь отверз мне двери покаяния. Впро­чем, и тебе сего желаю! (преп. Анатолий, 7, с. 196).

 

Ты веруешь в свое сердце и в свое смышление!.. Но где свидетельство чистоты твоего сердца? Где доказательство правильности твоего разумения? Смирись, мать! (преп. Анатолий, 7, с. 197).

 

Помни: Богу кающийся грешник приятнее, чем само­мнящий праведник. А кого Бог любит, того и я люблю (преп. Анатолий, 7, с.254).

 

Господь да помилует и да вразумит нас к душеполез­ному, и да избавит от всего зловредного, прежде же всего от самооправдания, и особенно от самомнения и самоверия, которые заставляют нас высказывать свои по­нятия и разумения так положительно и утвердительно, как бы действительно было так, — что мы разумеем и пони­маем паче всех, могущих разумевати. Но если бы вместо самомнения хоть мало бы мы приблизились к смирению, и самоукорению, и к недоверию своему сердцу (потому что оно еще не очищено), тогда бы иначе стали думать и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить и с рассуждением и сбережением себя и других (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 68).

 

Пишешь, что враг шепчет тебе, что ты лучше всех... Подобные внушения от него, к нему и относи; самые же дела показывают, насколько ты хороша... (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.15).

 

Пишете еще, что N. ваш обладает поразительною силою воли. Но сила воли обнаруживается в делах добрых при великих препятствиях или искушениях. Например, свя­тые мученики, несмотря на жесточайшие мучения и лю­тую смерть, не отрекались от веры в Господа Иисуса Хри­ста. Вот тут мы видим поразительную силу воли. А N. ваш, не испытывая никаких скорбей и лишений, если всту­пает с вами в прения религиозные и непременно хочет вас переспорить и поставить на своем, хотя бы и неправом мнении, то это непохвальное качество души называется упорством или упрямством. Вы еще замечаете в нем вели­чайшее самомнение. Вот от этого-то и упорство или уп­рямство происходит; уж кто много о себе думает, тот все свои, даже уродливые, мнения считает за непреложные истины и никого слушать и знать не хочет, а потому чрезвычайно бывает упрям. Даже случается так: иногда разъяснят такому человеку истину как дважды два — четыре, он в негодовании отвернется, и, так как ему ска­зать напротив нечего, будет только твердить: «Да! знаем вас, да! знаем вас»... А уж уступить никогда не уступит. Самомнение же величайшее происходит от величайшей гордости. Гордость же есть начало и корень всех зол в роде человеческом и поистине есть гибель или смерть души (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 200—201).

 

Поползновения ваши, о коих вы пишете, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощи на­шей человеческой, мы никакого доброго дела не можем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно (преп. Лев, 220).

 

...Когда бы видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу, это явная была бы погибель (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 186).

 

Самонадеяния

 

Спрашиваешь, за что же на тебя нашло такое сму­щение во время всенощной, когда ты желала помолиться усердно? Кажется, что за самонадеяние, что желала по­молиться и думала, что «помолюсь», а оному предстало ис­кушение. Ибо всякому благому делу или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо не будет. В твоем искушении надобно бы смириться, то и не было бы смущения, а когда уже смутилась, то и за оное укори себя же, а не других. Смущение происходит от залога, в нашем сердце пребывающего, а кого думаем виновником оного, ошибаемся, ибо он только показывает нам наше устрое­ние, смотрением Божиим к нашему исправлению (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 457).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...