Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 6 глава




 

...Видя скорбь вашу о недуге уважаемой мною матушки Игуменьи, не умаляю ее, но делю вместе с вами! Но ни суд Божий, ни человеческий; о вещах, близких нашему сердцу, мы часто судим против нас, а потом и суд наш нередко бывает превратен, и то, что кажется нам тягостно, скорбно в настоящем, - впоследствии радостно, легко, блаженно. – Конец все венчает (преп. Лев, 126).

 

А что вы мудрствуете от непознания своих немощей, вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпения… Премилосердый Господь, виды нашу немощь с тобою, преподал отдохновение, но не думай, чтоб не последовала перемена, но ожидай по тишине … бури и волнения.. (преп. Лев, 148).

 

Всеобщий и всезлобный враг-диавол, хотя и многие творит подсады нам, но ничтоже успеет, если мы будем уповать на Бога, помня сие учение: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф.5, 11-12), и хотя есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий доколе сохраняет мое ничтожество, и впредь уповаю и вручаюсь Промыслу Его (преп. Лев, 228).

 

мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не в том, что оскорблена, на сие устроение призрит Бог, и будет надежда к исправлению (преп. Лев, 180).

 

....Поболел о твоем страдательном положении. Но что делать? Ко Господу, внегда скорбети, обратим взор свой, с Ним понесем крест свой, покоряясь Его святой воле, без коей не приидет к нам никакое злоключение. Ежели при­ятны Богу человеки в пещи смирения, то, вводимым нам во оную, надобно с великодушием благословлять Его и тем об­легчать всю жесткость искушения, которого ни отвратить, ни избегнуть не можем (преп. Моисей, 271).

 

...Получил твое писание, видя в болезненном и скорб­ном положении тебя. Скорбь и болезнь обретох и имя Гос­подне призвах, да даст тебе великодушие и крепость. Вда­ваться в печальные мысли о случившемся не должно, а возлагать всю печаль на Господа. Это нужно. От Него все, и спасение наше. Господь да помянет любовь отца бла­гочинного архимандрита Геннадия, утешившего тебя своими щедротами. Оскорбленные имеют утешающих. Скорбь же и теснота на душу человека, творящего злое, неизбежна (преп. Моисей, 312).

 

...Если солнце всегда будет светить, то в поле все по­вянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дож­дить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полез­но, потому что он изменчив (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 47).

 

Внутренняя скорбь значит: например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, — потому что дру­гой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 75).

 

Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, -то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез.33, 13). Во-вторых, праведным Гос­подь посылает различные скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и полу­чили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 6) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 40—41).

 

Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями... (преп. Амвросий, 23, ч.2, с.56).

 

...У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не даром глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой Апостол пишет: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Ср.: Рим. 8, 18; 2Кор. 4,17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс.32, 1). А подобные мне грешные да пере­носим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 143).

 

Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. — И хорошо сделала. Елей означает милость. «Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его» (Пс.102, 17), и «нет скудости у боящихся Его» (Пс.33, 10); и еще: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33, 20) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 157).

 

Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем Апостольских слов: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3, 12), если не по древне­му, различными муками, то по-новому, различным поноше­нием. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Гос­подь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Ср.: Мф.5, 11—12). Если же еще по немощи нашей не можем... побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. — Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели (преп. Амвро­сий, 23, ч. 2, с. 159-160).

 

...Знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпе­нию и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более вни­мательным к своему спасению (преп. Амвросий, 23, ч.1, с. 35-36).

 

...Пишешь... что согласна бы жить в N.. если бы полу­чала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадле­жит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Слова эти ясно пока­зывают, что, хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только эти­ми духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 36).

 

Не напрасно в Писании сказано: «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6) или в сей жизни, или в будущей. Праведен суд Божий. Хотя читаем во многих местах Пи­сания, что «Господь благ, преблаг, щедр и многомилостив» (Ср.: Пс.144, 8—9), но милосердие Свое растворяет и правдою, и правосудием. Господь помиловал разбойника на кресте, сознавшего свою вину и исповедавшего благость и праведность Господа, но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и муче­нии. Поэтому никто да не помышляет, что благоразумный разбойник легко наследовал рай. Правда, что получил это скоро, но не без великого страдания, и томления, и мучения. Немного таких людей, которые терпят скорби и томления за одну благочестивую жизнь, по сказанному от Апостола: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3, 12). — Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения (преп. Амвросий, 23, ч.1, с.61).

 

...Все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя не­ожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобрете­нию благ не временных, а вечных, которые прочны и никог­да не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмер­ной любви Своей к человекам, как говорит Апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12, 6, 8). Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что чрез эту скорбь вы вклю­чены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христиан­ское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 100—101).

 

Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей, но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже, и томительнее, и безотраднее, и оттуда уже нет на­дежды избавиться. А если человек терпит скорби с покор­ностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляется от тяготы вечных мучений. Поэтому лучше потерпим здесь неприятности, как бы они тяжки ни были, возверзая печаль свою на Господа и молясь Ему со смире­нием, да избавит нас от малодушия и отчаяния, которые хуже всяких грехов (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 108—109).

 

Пишешь, что видела во сне каких-то двух лиц, сделав­ших у вас возмущение, которых во сне назвали антихрис­тами... Думаю, что вернее тут разуметь двух злых духов, посланных из ада, которые под благовидными предлогами внушали N. и другому лицу действовать так, как они дей­ствовали, обещая из этого выйти большой пользе, а на самом деле вышло зловредное возмущение, как и всегда бывает от благовидных вражеских внушений. Еве обещано было быть богинею, а богиню эту в тот же день изгнали из рая, вместе с Адамом, послушавшим ее злого совета. Всегда так бывает: неразумные советчики и неразумные послушатели вместе изгоняются. Если кто из них захочет покаяться, то вместе с покаянием должен понести и скорби, как нака­зание за согрешение. Ежели, по слову Писания, «многи скорби праведным» (Пс.33, 20), то кольми паче «многи раны грешному» (Пс.31, 10). Потому-то и читаем в слове Божием: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). А почему? Это объясняет Апос­тол, говоря так: «скорбь соделовает терпение, терпение — искусство, искусство — упование: упование же не по­срамит» (Рим. 5, 3—5) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 41)

 

Писала ты, что в своем монастыре терпишь скорби и желала бы перейти в другой монастырь. — Но от себя и от бесов куда можно уйти? Скорбишь, что тебя от должно­стей отставили. — Но в этом случае должно видеть Промысл Божий о тебе, Который чрез это доставляет тебе свободу и возможность упражняться более и более в мо­литве. Поэтому не скорбеть должно об отставлении тебя от должностей, а благодарить за сие Благодетеля Бога. А что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очи­щен в тебе внутренний человек. А это самое должно накло­нять тебя к смирению, которое при молитве крайне необ­ходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят оные людям, чем бо­лее замечают их стремящихся к богоугождению, и в осо­бенности желающих упражняться в молитве, которая для них несносна. Милосердый Господь да вразумит тебя и да укрепит в постигших тебя скорбях, а аще будет Его святая воля, да облегчит оные, насколько для тебя это полезно и потреб­но (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 53).

 

Если каешься в грехах с тем, чтобы на будущее время в них не согрешать, то таковое покаяние истинное, и в них Бог простит и аз прощаю и разрешаю. Если бы ты хотя немного могла понять, какую величайшую пользу душе при­носят несправедливости и вообще скорби, то ты поистине радовалась бы, а не печалилась и не роптала бы. Покайся искренно в малодушии, нетерпении, ропоте на несправед­ливый поступок матушки Игуменьи, проси у Господа терпе­ния, считай себя достойно наказываемою за грехи, благо­дари Господа и молись за игуменью, чтобы Господь ее спас и помиловал. Если ты все это потрудишься исполнять, то утерянная душевная польза ропотом, снова тебе будет возвращена. Посмотри заповеди Блаженства, и ты увидишь, на какой высоте расположено блаженное благодушие в терпе­ниях скорбей и поношений. Святой Пимен Великий ставит на одной высоте благодарное терпение с истинным под­вижничеством и послушанием в чистой совести. Терпение всего и благодарение за это Господа выше милостыни и милосердия. Мир ти (преп. Иосиф, 11, с. 252—253).

 

Горе нашему времени; ныне тесный и прискорбный путь, ведущий в живот вечный, оставляем, а ищем отрадного и спокойного, но Милосердый Господь невольно сводит с сего пути многих и поставляет на прискорбный. Неволь­ными скорбями или болезнями приближаемся ко Господу, ибо они нас невольно смиряют, а смирение, когда оное стяжем, и кроме дел может нас спасти, по слову святого Исаака Сирина... (преп. Макарий, 24, т.2, с. 228).

 

...Не без Его же воли посылаются и скорби: чтоб нас искусить, яко злато в горниле. И вы, яко человек, имеете какие-нибудь свои немощи, а скорбями все это очищается; только благодарите Премилосердого Господа, имеющего о вас таковое отеческое попечение и любовь, ибо, посылая скорби к очищению, однако не попускает до конца и нис­пасть в изнеможение (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 135).

 

Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N. общины или обите­ли. — Не буду тебя убеждать к благодушию и велико­душию словами Писания, которые я многократно тебе по­вторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и пе­реворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы монахи, обрекшие себя на вся­кую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11, 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет Апостол: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится» (1Кор. 7, 15). Предадим все и всех таковых воле Божией и собственной их воле (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 134).

 

...Делающаяся с тобою скука Промыслом Божиим по­пускается к искусу твоей к Нему веры и любви, и называ­ется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды и терпела их со смирением, то избежала бы оного внутреннего огор­чения, а как ты находишься от всех оных невольных при­скорбии свободною, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты долж­на не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, вся премудростию Своею устрояющего к нашей пользе. Бывает причиною оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 461).

 

...Все это во власти Божией: и скорби, и утешения по Его смотрению нам посылаются, по недоведомому для нас Его Промыслу, но, конечно, к нашей пользе. Дай Бог, чтоб только не изнемощи в терпении и в избрании благого пути иметь благорассмотрение (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 79).

 

Все-то тебе хочется попасть в рай, да прямо без скорбей. Нет, матушка, без скорбей монах — головешка. А мы желаем тебе веселия вечного. Не унывай, все пройдет. Вси святий сим путем, т.е. скорбным, шли (преп. Анатолий, 7, с. 281).

 

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и со­знай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас по­чувствуешь облегчение. Сказано: «многи скорби правед­ным» (Пс.33, 20) и «многи раны грешным» (Ср.: Пс.31, 10). Такова жизнь наша здесь — все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокой­на, повторяй чаще: «взыщи мира, и пожени и» (Пс.33, 15) (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 103).

 

Писала, выехавши из Орла и приближаясь к Севску, сердце твое сжималось от ожидания многого труда и скор­бей, — на месте подвига, но эти помыслы не должны бы тебя устрашать, в деле послушания нашего требуется только ревностное исполнение нашей обязанности со смирением, а все прочее есть дело Божие, зависит от святой Его помощи и нашего рачения, насколько привлекаем мы ее нашим по Бозе тщанием; в оскудение же сего последнего, познавая немощь свою, да нисходим во глубину смирения и не сим же отщетимся. — А скорби послушания твоего, они спасают тебя и спасут. — А побеждение твое дорогою не что иное, как попущение тебе за гордость (преп. Иларион, 27).

 

Очень жалею твое бедное сердце: какое оно прилип­чивое! И к о. Н., и к о. Эконому, и к... и ко всякому полу и возрасту — так и прилипает. Да ведь как крепко-то, после не отдерешь! Ну, разумеется, и боль чувствуется! Следовательно, и разум приобретается. Даждь премудрому вину, и премудрейший будет. По крайней мере, я этим утешаюсь, что хоть и поскорбишь, но зато поумнеешь. А скорби-то всякие пройдут, а разум нет. Значит, унывать не будем, если ты будешь от несения скорбей дороже. А что дороже скорбями битый, всякий мужик знает, ибо за битого двух небитых дают. И Священное Писание тоже говорит: «муж неискушен, неискусен» (Ср.: Иак.1, 12). А мне желается, чтобы ты была искусная (преп. Анато­лий, 7, с. 195-196).

 

Многоскорбная С. П., в миру тебе все были скорби, и теперь скорби. И в Святом Писании сказано: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). А тебе разве не хочется туда войти? Терпи, матушка, благодари Господа, что Он сподобил тебя Своей чаши скор­бей вкусить. И спасет тя (преп. Анатолий, 7, с. 256—257).

 

Скорбный путь

 

Не знаю, как вы теперь здоровы и как возмогаете под бременем великого креста. Господь Всемогущий да помо­жет вам перенести чрезмерную его тяжесть и претерпеть все гвоздиные язвы! О чем и мы, по долгу любви нашей, благость Его умоляем, да увенчается жизнь ваша пре­восходнейшим благополучием. Верьте сему, что Отец Не­бесный любит вас особенно и потому просвещает вас в познание суетности человеческой силы находящими скор­бями. Верно Божие слово, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» в живот вечный (Деян. 14, 22). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7, 13—14). Не видим ли в самой вещи, что мало таких, которые бы, по слову Христову, произвольно стяжавали тесный путь: расточали бы имение свое на бедных, и сами себя делали нищими, и во уничижении от всех проводили жизнь, терпя скудость и лишение собственного покрова, пребывая волею во алчбе поста, в труде всенощного бдения и молитвах сокрушенных к Богу? Очень немногие видятся, а все более стремятся к пространной жизни. Всем вожделенна земная слава, изо­билие вещей и все услаждающие телесные чувства удоволь­ствия. Весь ум и сердце заняты попечением и печалями о том, несмотря на объявленное Господом ужасное по­следствие. Что, если <бы> Милосердый и Человеколюби­вый Бог Сам не стеснял Промыслом Своим пространных замыслов человеческих к удовлетворению похотей плоти, похоти очес и гордости житейской? Едва ли бы обрелся един из многих тысяч человек, который произвольно бы из любви Божией возгнушался славою и сладострастием и плоть свою распял со страстями и похотями. По большей части Сам Отец Небесный вводит человека в тесный путь жизни судьбами Своими. О чем и Спаситель сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). Привлечет броздами и уздою, егоже возлюбит, по Своему предведению. Мне кажется, и вас... любовь Божия, яко доброго раба Своего, сближает с Собою находя­щими скорбями, которые по видимому вас окружают, теснят, и насилуют, и нехотя истончавают, дабы тесными вратами могли вы пройти за Христом Спасителем в живот Его и не остались с прочими на пространстве душепагубном (преп. Моисей, 332).

 

Скука

 

Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды — душевно­го спокойствия; оно даруется тем, кои претерпели многие ' раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 42).

 

Случающаяся с вами тоска, полагаю, есть духовный крест, который надобно принимать со смирением, благода­рением и терпением; оным очищаются наши неисправ­ности, грехи и немощи, и приходим даже в познание и тех, кои мы ни за что считали, а они-то и причиною бывают такой тягости. Терпя с благодарением, вы получите об­легчение оной тоски, а когда стужаете и малодушествуе­те, то более отягощаете себе оный крест (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 352).

 

...Причина <твоей скуки> — самая важная — это Гос­подь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников — скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя». А пророк Давид и причину скуки объясняет: «Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся» (т. е. забыл о Боге), «и малодушствоваше дух мой» (Пс.76, 4). И унывает дух... (преп. Анатолий, 7, с. 332).

 

В церкви скучаешь; отчего это? Бог смиренных утешает, а ты не смиряешься, а других осуждаешь и, не хотя понести креста тяготящего, хочешь умереть; это желание не по Бозе; ты полна страстей, и как явишься туда? Совлекайся их самоукорением и смирением, считай себя последнейшею всех и недостойною утешения; когда будешь так себя иметь, то и спасешься... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 103)

 

Пишете, что скука и грусть вам без отрады. Это испытание вашей веры и любви к Богу — они противными искушаются, а между тем, это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть сия, может быть, восполнят скудость деланий ва­ших... (преп. Макарий, 24, т.6, с.31).

 

Говоришь, что тебя давит какая-то тоска, П. кажется тебе пустынею, и ни в чем нет отрады. Мрачность и тоска происходят, может быть, попущением Божиим к искусу твоего произволения и любви к Богу; любовь Божия не тогда только является в нас, когда мы упоеваемся духовны­ми наслаждениями, но паче тогда, когда, при отъятии оных, не малодушествуем, видя в себе мрак и тьму. Любовь Божия противными искушается (преп. Макарий, 24, т.1, с. 683).

 

М. Н—а томится скукою и тоскою; это происходит от бездействия ее — что она ничем не занимается таким, что бы могло ее потрясать и показывать ей страсти ее и немощи, от чего бы она могла смиряться, а притом не имеет утверж­денного помысла пребывать в обители вашей; все это ее мучит и томит... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 182—183).

 

...Лучше от нечего делать заняться от скуки форте­пиано, для которого я иногда покупывал и духовные пьесы и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу Страшного Дня Судного...», которою и наигра­лись бы вы, и нарыдались вволю, а может быть, и в страх Божий пришли бы от сего, которого якобы не имеете вы (преп. Антоний, 22, с. 18).

 

Советую вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этою надеждою и утешайте вы себя (преп. Антоний, 22, с. 195).

 

...Монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние, а изредка даже и легкое отчая­ние... (преп. Анатолий, 7, с. 54).

 

Встречающиеся неприятности, неизбежные в жизни, старайся принимать благодушнее и умудряйся не только во спасение, но и во успокоение (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 189).

 

Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более все­го искушается унынием. «Претерпевший же до конца спасется» (Ср.: Мф.10, 22) (преп. Анатолий, 7, с. 89).

 

Что тебе скучно — это не беда, это со всеми бывает, но всегда проходит скука со временем (преп. Анатолий, 7, с. 90).

 

Христос бо возста, веселие вечное. А у А. скука — не глядел бы ни на что. А отчего? Оттого, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодые: как им было жутко в осенние ветры и зимние вьюги, а теперь гляди, как бутончики выставляют — точно хвалят­ся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возраду­емся (преп. Анатолий, 7, с. 173—174)

 

Оттого тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых (преп. Анатолий, 7, с. 203).

 

Слава человеческая

 

Одна приезжая посетительница сказала старцу: «Батюш­ка! мы о вас уж очень много хорошего слышали». — А он ей в ответ: «славны бубны за горами, а подойдешь — лукошко» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 120).

 

Славолюбие

 

...Должны нас устрашать всякая слава и похвала че­ловеческая, ибо, по учению святых отцев: «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы!.. (преп. Макарий, 24, т.2, с.235).

 

Какую принесет пользу тебе, что имя твое у всех носится? Тем паче погружай мысль свою в смирение, взирая на неисправность свою, и помни, что услаждающиеся славою, и кроме худых дел, лишатся мзды будущего воздаяния. Хотя бы ты и достойна была славы, но пред Богом приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостью (преп. Макарий, 24, т. 5,с. 189).

 

Славословие

 

Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете сла­вить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовью к сестрам, мо­литвенным непрестанным призыванием Иисуса, и тогда по­знаешь славу Христа и дары Сладчайшего Иисуса. Терпи, и спасешься (преп. Анатолий, 7, с. 112).

 

Славить Христа — общий долг всякого христианина и самый вожделеннейший. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 20), по учению Апостольскому. Сие дело прославления наипа­че в монашеском ангельском образе должно быть неупустительно. Хотя по домам со крестом Христа славить и монахам не возбранно, но и не определено. Это более прилично причту церковному, по прихожанам Христа сла­вить со крестом, а монашескому чину внутрь ограды монастырской славословие приносить в подвигах постни­ческой жизни со смирением (преп. Моисей, 269).

 

Слезы

 

Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 21).

 

Говорите, что нет слез, и сердце какое-то каменное, и не знаете, как Господа умолить? Не ищите слез, это осо­бенное дарование Божие, но памятью грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию, а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в са­момнение, потому Господь и не дает оных, чтобы не возгор­дились, а если будете иметь залог смирения, то и при даро­ваниях не возгордитесь (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 373).

 

Ты скорбишь, что нет слез, но слезы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 92).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...