Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 5 глава




 

А о том, что жизнь проходит не без горя, — что делать? Ибо не было на земле ни одного счастливца, кто б прожил весь свой век без печали и без слез, поелику живем мы не в Царствии Небесном, а во юдоли плачевной. Но есть надежда, что сеющий слезами радостью пожнут. А посему и ты возверзи печаль свою на Господа, и Той тя препитает (преп. Антоний, 22, с. 112).

 

Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. — Мо­жет быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры, а скорее всего — по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело — в постигшем вас временно на­казании усматривать должно благость Божию к вам и лю­бовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений, о ко­торых подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословено от­ныне и до века!» (Ср.: Иов 1, 21) (преп. Иосиф, 11, с. 256).

 

Господь да поможет тебе. Трудись по совести, молись Богу и проси терпения. Скорби — добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и укоряй (преп. Иосиф, 11, с. 256).

 

Пишешь, что скорби и скорби, и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших про­ступков, и для получения вечнорадостной блаженной жиз­ни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит. А ты эти маловременные скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями бесконечными, которые ты заслужила грехами. Одумайся и скажи: «Господи, благодарю Тебя за скор­би. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от адских вечных мучений и томлений бесконечных» (преп. Иосиф, 11, с. 257).

 

...Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим (преп. Иосиф, 11, с. 258).

 

Оскорбления... по необходимости должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них да избавит нас Господь Своею благодатью и человеколюбием... (преп. Иосиф, 11, с. 258—259).

 

...Если терпеть не будем скорбей, а если и будем терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадою, с раздражением, то что это за терпение. Это только укоренение в себе злобы, гнева, а от сего гордость. Ничего нет удивительного, что монах терпит скорби, которых мир не знает. Путь в Царство Небесное узкий и тернистый, по которому прошел первый Сам Спаситель мира...

 

В него иного пути нет, как только узкий и прискорбный (на малое время). Так вот, радость моя, монах не на скорби и труды должен смотреть, а на то, что следует за скорбями: там _ неизглаголанная вечная радость, там свет Трисолнечного Божества никогда-никогда не престает веселить злотерпящих на юдоли земной (преп. Иосиф, 11, с. 259).

 

Возмогай во Господе и в державах крепости Его. Да поможет Господь вам с м. Игуменьей жить в единодушии. Ибо святой Давид сказал: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс.132, 1). Вкупе — зна­чит в мире и единодушии. Ибо где мир, там и Бог. И если Бог за нас, кто на нас? Но должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т.е. один другого поддерживает (преп. Иосиф, 11, с.274).

 

Пишешь, что находишься в скорби: погорело все в корпусе, что делать? — Что погорело, того не воротишь, а чтобы получить душевный покой, то надо считать, что за грехи Господь попустил. И потом, живешь очень немир­но с сестрой. Тоже надо себя укорять и обвинять, то и получишь покой, почитай книгу святого Аввы Дорофея, и что пишет, то постарайся делом исполнять. Вот и руки болят за такие же грехи. Если хочешь, чтобы руки прошли, то считай себя внутренно хуже и последнею всех и сих молитв по 500: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и исцели мои руки», и святым маслом от святого мученика Никиты мажь (преп. Иосиф, 11, с. 283).

 

...Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радо­сти тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, и скорбь — радость. Вам это кажется странным, вспомните слова Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). День сменяет ночь, ночь — день, ненастная погода — вёдро, так и скорбь и радость сменяют друг друга. Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: «Если вы остаетесь без наказания, вы незаконные дети» (Евр.12, 8). Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют, но лю­дям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное. «Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси». Скорби и есть «огненное прещение», или испытание, но не надо бояться их, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посыла­ются Богом для нашего спасения (преп. Варсонофий, 3, с. 283, от 01.01.1913).

 

Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хо­рошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно уте­шит. И скажешь: «Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!» (преп. Варсонофий, 3, с. 286, от 06.01.1943).

 

Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем, этою болезнью он избавляется от большего зла, которое он намеревался сделать... (преп. Варсонофий, 5, с. 159, от 07.06.1910).

 

Помни, что вси святии сим путем, т. е. путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего, скорби потому-то и скорбны, что боль­ны. Хватают за самое сердце... А чем больнее, тем цели­тельнее (преп. Анатолий, 7, с. 66).

 

Очень сожалею, что ты нерассудно скорбишь и сама себя мучишь. Ведь нельзя же прожить и без скорбей-то, да и спастись без них нельзя, по слову Божию: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). А ты разве не желаешь войти в Царствие Божие? Терпи же, если неизбежно нам терпеть, молись, трудись — и наследуешь Царство Небесное со всеми святыми... (преп. Анатолий, 7, с. 190).

 

...Господь хочет нам не только даровать вечную жизнь, но и еще сделать искусными, а без скорбей сего сделать нельзя. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит, и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением. Это и Апостол говорит: «Аще и зерно пад не умрет, не оживет» (Ср.: Ин. 12, 24). Значит, Господь тебя любит, ибо «Господь, кого любит, того наказывает. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12, 6, 8) (преп. Анатолий, 7, с. 224).

 

...Святой апостол Павел пишет: «зерно, аще пад не умрет, не оживет» (Ср.: 1Кор. 15, 36). Так и все земное, пока не отдаст долг земле (пока не выстрадает все земное), не может не страдать. А потому и ты страдаешь обыкновенною немощью естества человеческого — ну и терпи. Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей, а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скор­би невольные, чтобы не отстать там от святых. Сказано: ничтоже скверно не внидет в Царство Небесное: значит, имеющему войти в сие Царство непременно нужно пото­миться (преп. Анатолий, 7, с. 227).

 

Но письма, правда, иногда облегчат, но совсем не из­бавят от скорбей и напастей. Лучшее от них средство не утешение, а терпение. Говорю это не к тому, чтобы ты не искала советов, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломо­на не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научи­лись духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и прийми Духа (преп. Анатолий, 7, с. 234).

 

Что касается до великих скорбей твоих, то, кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я, грешный, вижу, и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райского вечного наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хо­чешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире и нигде не бывает и быть не может. «Претерпевый до конца, той спасется!» (Мф.10, 22) (преп. Анатолий, 7, с. 248).

 

Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия! Так учат святые отцы. Терпи, и ты спасешься (преп. Анатолий, 7, с.258).

 

Не забывай заповеданного тебе. Особенно — молитвы Иисусовой и толкования, что в скорбях сокровена есть ми­лость Божия. И чем, значит, больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имею­щим наследовать жизнь райскую вкусить от горького дре­ва искушений, но за все это воздастся сторицею. «По мно­жеству болезней утешения Твоя (Господи) возвеселиша душу мою» (Пс.93, 19) (преп. Анатолий, 7, с. 258).

 

А потому, если обымут тебя скорби — радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скор­бей и несет оные по силе, тот и получит Царство Вечное (преп. Анатолий, 7, с. 274).

 

Очень сочувствую тебе в скорбях твоих. Но это не есть наша погибель. Господь возлюбленным Своим ученикам обетовал: «В мире скорбь имети будете, и мир возраду­ется: вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22). Теперь сама смотри: если хочешь возрадоваться радостью неизглаголанною, то потерпи те скорби, которые от Бога посылаются тебе, и не раскаешь­ся (преп. Анатолий, 7, с. 281).

 

/Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить празд­ник сей радостью и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче беструдным самоукорением... Будет, по­жалуй, мало скорбей — тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созрева­ешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид (преп. Анатолий, 7, с. 297).

 

Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого, и понесли бы, подобно Ему, скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю, а мы и совсем не хотим Божиего, а чтоб непременно было — хоть хуже, да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших да здоро­вых девиц, а кого же любит? Кротких! «На кого воззрю, - говорит Он, - только на смиреннаго и кроткаго и трепещущаго словес Моих» (Ср.: Ис. 66, 2) (преп. Анатолий, 7, с. 46—47).

 

Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи, и зело ищи Того, Кого мы с тобой обяза­ны, и неотложно обязаны, искать; ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся (преп. Анатолий, 7, с. 47).

 

Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое... Ведь ты терпишь скорби-то за Него, Жениха своего Слад­чайшего Иисуса, а не за земное счастие! Будь же мудрою девою! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследни­цею вечного, Небесного Царства! (преп. Анатолий, 7, с. 82).

 

Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобою тучу скор­бей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное все минует, а правда Божия пребывает во веки. «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: «По множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19) (прей. Анатолий, 7, с.88).

 

То-то меня, матушка, и утешает, что у тебя скорбей, как у богатого купца денег да товару, т.е. видимо-неви­димо. А ты, глупенькая, и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь. А еще собиралась учить других! Смирись! и помни, что хуже нас с тобою нет никого. Если будешь так думать, то спасешься. А послушания не бойся никакого и не брезгуй никаким (преп. Анатолий, 7, с. 104).

 

Скорби терпеть должны мы. А не совладаем с собою, то должны зазирать себя и каяться... Страсти истребить сама не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Ешь умеренно и благодари Бога. В келье сидеть хорошо... Скорби от всех старайся нести... Тогда, будь уверена, — не погибнешь, (преп. Анатолий, 7, с. 116).

 

А чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное Царствование (преп. Анатолий, 7, с. 121).

 

Говоришь, что я не понимаю твоих страданий, — са­молюбие тебя ослепляет, а я очень понимаю. Но я вместе и верю Господу, сказавшему Своим возлюбленным: «В мире скорбь имети будете. И мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никтоже возмет от вас..» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22) (преп. Анатолий, 7, с. 126).

 

Диавол видит, что ты делаешь и откуда получаешь, и вот старается тебя отбить от пастыря, как юную неопытную овцу. Держись! Кошки и мыши еще никого не съели. Пусть <они> грызут пол, а хлебушку береги, не давай им точить (преп. Анатолий, 7, с.128).

 

...Скорби — это приданое драгоценному нашему Же­ниху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, и чем больше любит Его Пречистого, Прелюбезного, Сладчайшего Иисуса, тем боль­ше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит (преп. Анатолий, 7, с. 128—129).

 

Помоги, Господи, благодушно тебе терпеть находящие на тебя скорби. Таков путь друзей Божиих — в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми (преп. Анатолий, 7, с. 153).

 

...Молитва Иисусова не может быть крепка без креп­ких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей... Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). В скорбях со­кровенна есть милость Божия (преп. Анатолий, 7, с. 156).

 

...Тебе тяжело не оттого, что скорби твои невыно­симы, а что ты сама-то недопеченная. Ведь вот потерпе­ла — перешла буря искушения — и те же скорби, и та же жизнь, а терпится — ничего себе! Знай же, если будешь слушать вперед, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей — этого ничем не заменимого сокровища, — да поздно будет! (преп. Анатолий, 7, с. 156—157).

 

Мир тебе, АЛ Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т. е. скорбей. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и Горнего вели­чия! Вижу, что это тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу (преп. Анатолий, 7, с. 170).

 

В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во Святом Писании: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15) (преп. Анатолий, 7, с. 202).

 

Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит (преп. Никон, 8, с. 331).

 

Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кто кого считает виновниками, думать, как у пре­подобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения... (преп. Никон, 8, с. 272).

 

Все святые страдали, потому что они шли путем Спа­сителя, Который страдал, был гоним, поруган, оклеветан и... распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбни будете. И вси желающие благочестно жити, гоними будут. Аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение...» (Ин. 16, 33; Ср.: 2 Тим. 3, 12; Сир. 2, 1). Чтобы легче переносить стра­дания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Гос­поду, не привязываться ни к чему земному, всецело пре­даться воле Божией... (преп. Никон, 8, с. 308—309).

 

Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по види­мому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек прини­мает их (преп. Никон, 8, с. 318—319).

 

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их (преп. Никон, 8, с. 323).

 

Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали. «В трудех человеки не суть, сего ради одержит их гордыня до конца» (Ср.: Пс.72, 5—6). Мы должны жить в трудах и скорбях, должны получать раны (преп. Никон, 8, с. 333—334).

 

Скорбь есть не что иное, как переживание нашего серд­ца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу (преп. Никон, 8, с. 375).

 

Когда скорби обуревают души наши и колеблется серд­це наше, смущаются мысли наши, единое прибежище — Господь (преп. Никон, 8, с. 376).

 

Унывать не следует. И в скорбных переживаниях со­крыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Гос­подь жизнь нашу. И потеря отца промыслительна. Верь сему (преп. Никон, 8, с. 376).

 

Смысл и польза переживаемого по большей части знается впоследствии (преп. Никон, 8, с. 376)

 

Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями (преп. Никон, 8, с. 377).

 

Не унывай от скорби жизни сей, это — наш удел, это — суд Божий (преп. Никон, 8, с. 377).

 

Выгоднее быть в бесчестии и страдать, но на все воля Божия да будет; нельзя самому вдаваться в скорби. Это дерзость и гордость; и может случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно (преп. Никон, 20, с. 8).

 

...Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без при­знания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. От преда­ния себя воле Божией в сердце человека является духов­ная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует за­видовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они явля­ются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воле о нас, Цер­кви с ее учениями и таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безу­мие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей — в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить (преп. Никон, 20, с. 13).

 

В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! (преп. Никон, 20, с. 13).

 

Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпе­ния скорбей. Когда уготовятся души наши, если будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее (преп. Никон, 20, с. 13-14).

 

Преподобный Марк Подвижник говорит: «С каждым встречается должное, соответственно настроению его; по­пускаемые наведения бывают разнообразны, приличное на­ведение для каждого ведает Един Бог». «Наведением» на­зывается то, что Господь попускает (наводит) человеку терпеть, иначе говоря, скорби. Если скорби зависят от на­шего душевного устроения, то не на кого роптать. Смирим­ся и потерпим. Преподобный Марк советует признавать смиренно себя достойными всякой скорби, как должного возмездия за грехи, а потому и терпеть их (т. е. скорби) мужественно, привести себя в покаянное настроение (преп. Никон, 20, с. 16).

 

Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли — смиримся (преп. Никон, 20, с. 18).

 

Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответст­вуют. Отсрочка и несходство наказания с проступками наши­ми приводят некоторых к неверию правде Божией. По­мыслы — причина всякого скорбного случая (преп. Никон, 20, с. 18).

 

Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благо­дарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами (преп. Ни­кон, 20, с. 19).

 

Сначала были тебе скорби, не хотели тебя допустить в казначеи, а Бог судил иначе. Так нужно и вперед смотреть на это дело. — Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби. Утешительно благое расположение, с которым Преосвя­щенный викарий решил твое назначение. И теперь тебе нужно ждать скорби, по слову Писания: «аще принял eси заповедь, жди от нея искушения» (Ср.: Сир. 2, 1) (преп. Иларион, 50).

 

В ободрение скорбящих братий преподобный Иларион часто говаривал: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). Потерпим немного, и получим вечное блаженство. Преда­дим забвению все утехи и радости земные — они не для нас. Сказано: «где сокровище наше, тут будет и сердце наше» (Ср.: Лк. 12, 34), а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Оте­честву. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение — в славу, печали, слезы и возды­хания — в утешение, болезни и труды — в вечный без­болезненный покой (преп. Иларион, 10, с. 180).

 

Нельзя же прожить так, чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а Апостол говорит: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22), и «тяготы друг друга носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2). Будем поэтому просить, чтобы нам с самоукорением и смирением нести скорби, не быть побежденными от зла, но благим побеждать злое и с пророком сказать: «с ненавидящими мир я мирен» (Пс.119, 6-7) (преп. Иларион, 10, с. 179-180).

 

Ты скорбела о том, что по возвращении твоем из поездки с артосом Матушка приняла тебя холодно и с выгово­ром за продолжительное отсутствие и не обратила внимания на твои и сопутствовавшей тебе монахини труды. Скорбеть не о чем. Ежели от игуменьи не получила воздаяние за труды, то от Бога получишь (преп. Иларион, 10, с. 206).

 

Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота, а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом (преп. Исаакий, 15, с. 88).

 

Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится (преп. Нектарий, 13, с. 91—92).

 

Пишешь ты, что за гордость твою сильны и тяжелы тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся: так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т. е. в смирении. О чем и святой Исаак Сирин в 79-м Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые; кто ж сему виною — сами они; врачевство тем же полагает смирение. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, и принимай их с терпе­нием и самоотвержением, как бы не ты их несла, и благода­ри Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражие семя — гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшею всех, то хотя и укоризны, и поноше­ние придет, вменяй себя достойною, удобнее понесешь, (преп. Лев, 167).

 

...Достожалостное горестное твое положение и для нас весьма прискорбно, тем паче, что ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели; удержись от сих порывов, но в скорби прибегай к Премилосердому Господу; наказуя тело скорбными <наведениями>, Он вра­чует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно бы славосло­вила Господа, наказующего здесь, чтобы избавить вечных мук. Когда же примешь <поползновение> себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вме­няя достойною быти наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей (преп. Лев, 171).

 

Ежели ты признаешь себя грешною, то знаешь, что «многи раны грешному» (Пс.31, 10), а когда праведною, то еще писано: «многи скорби праведным» (Пс.33, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто же их устрояет? Сам Бог, о всех промышляли и всею тварью управляли, кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется (преп. Лев, 172).

 

Пишешь ты о скорби своей во братьях, но это уже не новое для тебя; надобно в скорбях и умиротворяться, по­лагаясь на Промысл Божий, который все действует по человеколюбному Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели ж и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сие же творит, да спасет души их, а ты, сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься, и с тем погрешаешь. Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась во сию обитель: мого имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторг­нуть и соделать благоплодну (преп. Лев, 175).

 

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это силь­ное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные. Святые отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано... прочти у святого Исаака Сирина в 51-м Слове, о чем и у святого Аввы Дорофея: о еже себя укоряти, а не ближне­го. В этом ты обретешь покой, ибо Господь на смиренных призирает, а гордым противится (преп. Лев, 176).

 

Ты описываешь в письме твоем свои скорби, но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равною мерою. А все посылает Бог по мере нашего устроения. Гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойны­ми, и никого не обвиняют, а только себя (преп. Лев, 177).

 

...Если еще иногда утесняемы от скорбей и молвы приходящих или других неприятных вин, но и еще да восстанем и потецем, и Премилосердый Господь, увидя твое таковое долготерпеливое тщательное течение, всячески ото­мстит соперникам, врагам твоим, борющим тебя, и дарует вам сугубую благодать Свою к совершенному побеждению мыс­ленных и чувственных супостатов наших (преп. Лев, 244).

 

.Скажите ей, что во искушении ее требуется терпе­ние и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, на что Бог призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби (преп. Лев, 202).

 

...Из (письма вашего) усматриваю ваше смущение и малодушие еще (не пришедшей) скорби. А может быть, Милосердый Господь и избавит вас от оной… сему многие видим примеры из Святого Писания, что Господь, умилосердився их покаянию, простил и избавил от предлежащих скорбей. – Скорби суть точно как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит нам пользою на всю жизнь их. Божий же Промысл простирается к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни… Советую вам и ему укреплять себя верою и надеждою на милосердие Божие, что все на пользу (строит), и так несмущенно да пребывайте, в чем да укрепляет вас Премилосердый Господь (преп. Лев, 204).

 

...(Крайне сожалеем), что вы так сделались нетерпеливы, злы и малодушны, как вы сами описываете свое положение. Жалеем очень, просим и молим впредь на таковые вещи не дерзать, но внимать себе самой, своим, своим немощам душевным и телесным … и всячески стараться претерпевать находящие приключения, скорбные и неприятные!.. и вменять оные, что попущены за наши мысленные и чувственные поползновения и согрешения перед Богом, коими (скорбями) терпением со благодушием и упованием очищаются наши согрешения. А Как Сам Спаситель наш Иисус Христос Своими пречистыми усты изрек так во Святом Своем Евангелии: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19) (преп. Лев, 131).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...