Неопубликованные источники 4 глава
Советую, чтобы ты ни от какого положенного на тебя дела не отрицался и ни на что сам не назывался, и когда сие сохранишь совершенно, то и в тяжчайших трудностях благополучие увидишь и меня помянешь добрым словом. Когда же ты чего прилежно сам искать будешь или отрекаться, то поверь, во всю свою жизнь горько сожалеть будешь (преп. Моисей, 16, с. 39).
Самочиние приводит к тщеславию и оканчивается душевным вредом, а когда то же дело совершается с благословением, то ради молитв братии и настоятеля Господь покрывает послушника от всего вредного, и он получает душевную пользу (преп. Моисей, 16, с. 113).
...Одну сестру нужно было выслать из вашей общины. — Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. — Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 132-133).
Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит, и тогда только научит, когда будем оставлять оную (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 169).
...Пишешь, что всегдашняя твоя мысль — как бы угодить Господу. Сама ты не видишь, в каком искушении находишься, и как у тебя все извращается. Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования. Если же хочешь угодить Господу, то знай, что нельзя Ему угодить безрассудством, и упорством, и ропотом на всех, даже на Самого Господа, а должно угождать Ему смирением, и смиренным покаянием, и покорностью, и рассуждением, — или же, если кто сам не может рассудить здраво, то послушанием к тому, к кому относится. У тебя же во всем впереди своя воля. Читаешь ежедневно молитву Господню: да будет воля Твоя, а между тем настроена да будет воля моя. И на Господа ропщешь, что не исполняет по-твоему, о чем святой Апостол пишет: «просите, и не приемлете, зане зле просите» (Иак.4, 3). — Не замечаешь ты, что ты стремишься исполнять волю общего нашего врага, который чрез безрассудные подвиги хочет расстроить последнее твое здоровье, доколотить тебя и вместе с тем поставить тебя в такое положение, чтобы ты ни от родных, ни от чужих не имела помощи, чтобы не могла жить в монастыре, — и таким образом, сделав тебя ни к чему не потребною, ввергнуть в ропот и отчаяние. Вот чего хочет враг рода человеческого. Подумай — и постарайся, чтобы вместо мнимого твоего благоугождения Господу ты не угождала врагу, ищущему твоей погибели. Повторяю, ты находишься в большом искушении (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 92).
Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить или посуду мыть, тайно, вопреки игуменье? Никак не советую делать это. Преподобный Варсануфий в ответах Авве Дорофею говорит: «не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, — ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда, нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, вот что приводит к преуспеянию» (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 100).
С. К—ной советую, лучше всех ее мнимых подвигов и трудов черноработных и утруждающих, отвергать свою волю и разум; от послушания рождается смирение, а от самочиния гордость, плоды ее прелесть и смущение; подобных выскочек юных и я видал, да когда потеряли здоровье и спокойствие, тогда только опомнились; пусть не слушает совета вражия, понуждающего тещи безвременно на высокие подвиги и труды, а лучше смириться за немощь… Как жаль, что многие начинают самочинную жизнь и горькие плоды пожинают впоследствии, но силен Бог наказуемых здесь исцелить для будущей жизни покаянием (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 84-85).
Келейным вашим скажите, что послушание их будет Богом благословено и приняты их труды, когда будут делать все с благословением, а не самочинно, а в противном случае велий (великий) вред, и труды пропадают. Святые отцы все то, что делано было самочинно, огню предавали или скотам повергали (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 35).
Сердечно сожалею о тебе, что у вас нередко бывают скорбные столкновения между собою, которые, при болезненности твоей, еще более тебя расстраивают. Если бы во власти моей было отвратить это от вас, то конечно бы сделал сие, а как самовластие каждый сами имеем, то и Господь не нудит нас, а попускает, как сами изберем (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 516).
Святость
Преподобный — это человек, исполнивший заповедь: «будите совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5, 48). Они <преподобные> очистили свою душу и освятили ее так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике. Один треугольник маленький, другой — большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. В природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными (преп. Варсонофий, 3, с. 227, б. д.).
Святые
...<Нужно> записывать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею святою жизнью. Это — великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы в их молитвах. Но раз мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же!...Я поминал многих святых. Не думайте, что я это просто так, каких придется, таких и призывал святых. Нет, каждый из поминаемых мною святых имел то или другое отношение к моей жизни. Например, в известный день происходит со мною какое-либо происшествие. Я замечаю святых, память которых совершается, и начинаю поминать их. Их имена запоминаются мне. Потом замечал, что в день памяти я бывал ими избавляем от неприятности или опасности и т. п. (преп. Варсонофий, 5, с. 88—89, от 15.12.1908).
Святые иконы
Говорят, икон не нужно... Но ведь иконы — портреты Бога, Его Пречистой Матери, святых угодников... Свой портрет, небось, стараются получить, когда можно, а портрета Божиего — не нужно! Хороша любовь! (преп. Анатолий 9 с. 92-93).
Святые отцы
...Святые отцы при всей высоте своей имели смирение и помышляли быти себе грешных, отнюдь не обращая ума своего на добродетели и на дарования (преп. Макарий, 24 т. 3, с. 43).
Посмотри на свою жизнь и поверь с жизнью и учением святых отцев. Они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовью совершили оный и получили плод духовный, а мы, не говорю уже ты, ищем только покоя в жизни нашей, укоризн и досад не терпим, а отреваем от себя, и при таком бедном устроении повлачимся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и прочее, то каких же будем ожидать плодов духовных? Что сеем — то и жнем (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 51).
...Они <святые отцы> опасались своим разумом и волею руководиться, дабы избежать обеих крайностей: и оскудения, и преумножения, наносящих вред подвижникам, но шли средним царским путем (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 11).
...Обещал письменно изложить вам о сем немаловажном предмете <молитвенном правиле> рассуждение, не от своего разума или делания, — не могу ничем похвалиться, в лености бо и в нерадении скончаваю дни мои, но от учения и рассуждения святых и богомудрых отец, прошедших деятельную жизнь, путеводившую их к ведению и духовным дарованиям, и тако получивших спасение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 9).
Священное Писание
Я считаю вредоносными для вас сии действия: испытание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых, ибо прежде времени познание оных вредит нам, и прежде делания первых познать второе не полезно, а чрез труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум пренебрежет о деянии: и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает (преп. Мака 24,т.5,с.17).
Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: «разум кичит, а любы созидает» (1Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях» (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 24—25).
Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания, то поне (по крайней мере) да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истинного разума (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 80).
Священство
О. А. добра дела желает — священства. Но никтоже приемлет сию честь, точию (только) званый. Пусть подождет звания. Когда оное будет, хорошо, а если не будет, тем лучше. Смирение прибыльнее. Пусть держится мирного правила святого Дорофея: хочу как будет (преп. Моисей, 313).
Что я делал и делаю, — делаю по данной мне благодати священства. Эту благодать я получил туне (даром) во всех отношениях, то есть и в отношении материальном, ибо благодать не покупается, и в нравственном, ибо поистине недостоин столь великого дара. Трепещу же и прошу Господа, да поможет Он мне употребить сей дар согласно его высокому назначению (преп. Никон, 8, с. 372).
К отцу И. гораздо выгоднее питать благоговение, нежели неблагоговение, к которому и я благоговею. В образ служения его не вникать, поелику это относится до благочинных, а наш долг ходить в храм для молитвы только (преп. Антоний, 22, с. 153).
Как человек я — ничто, но как иерей имею на себе благодать священства и действую так, как дает мне это благодать сия (преп. Никон, 8, с. 371).
Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковнослужителям мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтения пред прочими, кроме того они от церкви, и, исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок, как люди торговые, да и самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому, даже и при неосновательных своих прошениях, должны быть уважаемы и покрываемы христианскою любовью (преп. Лев, 227).
Случившемуся с вами искушению при разговоре с отцом Стефаном, вашим протопопом, поставляйте себя виною, что вошли в не принадлежащий разговор до вас, поучительный разговор, подобно как овца стала учить пастуха; хотя же вы и увидели, что сокрывается под овчею одеждою, и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайная сердец наших коегождо, но он, так как поставлен быть служителем Тайн Христовых, и как достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств, то вы и имейте его честна; впрочем, удаляйтесь подобных разговоров... (преп. Лев, 202).
Одному немощному иеродиакону, тяготившемуся отправлением череды священнослужения, (преподобный Амвросий) сказал: «Брат! не понимаешь дела, — ведь Жизни причащаешься» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 39).
Семейная жизнь
Жены, сколько бы добры и красны ни были, но любить их неограниченно, до обоготворения не должно. Все мы обязаны от всего сердца любить только Единого Господа Бога, а жен или ближних наших любить, по Евангельской заповеди, якоже себе самих. И когда бы мы все так поступали, то о смерти любимых так горько и не рыдали. Есть мужья такие, которые так прилепляются к жене своей, что не только оставляют отца своего и матерь, но и Самого Бога забывают. Если скажет кто: «пойдем, брат, к обедне — сегодня праздник, — помолимся Богу», отвечает: «еще рано, только лишь отзвонили, успею», а другой попросту, без стыда говорит: «жену поях (взял), и сего ради не могу идти». Вот такого устроения мужа или жену, после смерти другого, ей! не скоро утешишь (преп. Антоний, 22, с. 40).
...Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и нетрудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека, а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение! (преп. Антоний, 22, с. 41).
...Святой апостол Петр советует мужьям жить со своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женскому воздающе честь, ибо говорит святой апостол Павел: не муж, а «жена спасется чадородия ради» (1Тим. 2, 14—15), почему и грешно презорливым быть к ним (преп. Антоний, 22, с. 42).
...Цель брака есть чадородие... (преп. Антоний, 22, с. 43).
...Есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения Богом благословенное Таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу, и всеми мерами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то, и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе... Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову святого апостола Павла, «брак есть честен, и ложе его нескверно»(Ср.: Евр.13,4); который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради (преп. Антоний, 22, с. 44).
...Брачная жизнь — Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь — святая и ангельская жизнь, и та и другая богоугодная жизнь (преп. Антоний, 22, с. 174).
...Не брак, а прелюбодеяние должно считать и гнусным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т. е. прелюбодеяния, должно гнушаться как превеликой мерзости всем человекам, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам, и женщинам, должно при собраниях избегать амуров, любодейных взглядов, двусмысленных слов, бесчинных телодвижений и слишком нескромных нарядов, но во всем придерживаться скромности и христианского благоприличия... (преп. Антоний, 22, с. 45).
Что же касается до мысли вашей удалиться от супруга к матушке, удалением таковым вы обесславите себя и заставите дурных людей дурное мыслить о вас и говорить, что вы удалились-де по дурным связям с тем-то и с тем, что самое огорчит и всех ваших родных, а посему и бойтесь думать так, особенно исполнить то. Что же касается до молитвы вашей, чтобы Божия Матерь освободила вас от уз супружеских, то таковая молитва ваша самая богопротивная, которой вам должно страшиться, как нечаянной смерти. Прошу вас и молю, как возлюбленное о Господе чадо мое духовное, оставьте все таковые тревожные мысли свои и с детскою покорностью предайте себя со смирением в волю Божию, Который прежде прошения вашего весть, что вам полезно, а потому ничто и никто ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности вашей в волю Божию. Смиренно взывайте к Нему: «Отче наш, да будет воля Твоя святая во мне грешной! Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» А также и за будущее не страшитеся, ибо если Господь благословит быть вам материю, то в то время, по слову Господню, забывается скорбь за радость, яко человек родися в мир (преп. Антоний, 22, с. 46-47).
Из <письма вашего> увидел ваше неустройство в вашем семействе и, при крайней слабости моего здоровья, поболел душою о вашем положении. Но прошу и молю, достопочтеннейший Ф. Н., яко мнимое первенствующее лицо занимаешь, то и первый положи начало поблагодушней и благосклонней произносить слова не духом рвения и гордости, но духом смирения и кротости, и сим силен Бог и всемогущ исправить ваши дела душевные и телесные и устроить в доме мир, и тишину, и спокойствие... (преп. Лев, 218).
Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так. По совету святого Апостола: «настой, обличи, запрети со всяким учением и долготерпением» (2Тим. 4, 2). Когда же сами подвигаетесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите. И сколько можно, старайтесь удержать себя от гнева: оный помрачает ум, ожесточает сердце и есть явный знак гордости. Ежели помалу будете себя удерживать от оного, то при помощи Божией он ослабеет, и вы будете мирнее (преп. Лев, 205).
Просите вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении ваших детей. Печаль вам многую приносит, что дети ваши не живут, видно, благоволения Божия нет на сие, а бывает сие более за невоздержание ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение святых постов среды и пятка, и праздников. Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, вы и дети ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небесного, вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Но отселе, если вы будете сохранять свою совесть чисту под праздники, под среды и пятки, и посты воздерживаться будете, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, Бог такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнью и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить... (преп. Лев, 125).
Сердце
...Сердце... есть пространная нива, заросшая тернием и волчцами страстей. Как на ней сеять благие семена? Они пропадают и не приносят плода, посему и надобно на всяк день, хотя понемногу, исторгать терние страстей, не попущая (им) происходить в действие... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 47—48).
...Следи за движением своего сердца и низлагай возникающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертвецах, когда свой мертвец лежит перед нами, — умерщвленная грехами душа наша (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 529).
Болезнь сердца <плач духовный> нам очень нужна, о чем старец Паисий приводит свидетельство многих святых в житии его; о сем написано много хорошего в отеческих учениях, когда читаем с верою и смирением, зазирающе себя, а не других, а мы довольствуемся только одним чтением простым, оттого и душа бывает голодна и холодна (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 352—353).
Сестры милосердия
В третьем письме касаетесь сестер милосердия (из монахинь). Если начальство будет формально требовать сего, то определяйте на это дело, во-первых, тех, которые сами изъявят желание пойти в сестры милосердия, а во-вторых, чтобы эти охотницы были пожилые — не менее сорока лет (преп. Иосиф, 83).
Скорби
Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 270).
Жизнь человеческая исполнена скорбей, да и в Царствие Небесное многими скорбями подобает нам внити. Прочтите историю древних веков, найдете, что великие мужи и герои, правители царств и повелители народов не были чужды скорбей, которые посылает всепремудрый Промысл Божий каждому, или по благоволению, или по попущению, испытывая веру, или наказуя за грехи. Еще первозданный человек увидел в детях своих братоубийство Каина и смерть первого Авеля, которые придали ему к первой скорби другую невыразимую скорбь. Пройду прочих молчанием, упомяну только о благочестивом и святом царе и пророке Давиде, какие он нес скорби чрез детей своих; прочтите историю его и представьте себе, что и вы не лучше их и, по неведомым нам судьбам Божиим, подпали таковому искушению. Ежели с покорностью будете переносить, представляя грехи свои, то скорее пошлет Бог вам утешение... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 177—178).
...Невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя по видимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 199-200).
«Многи скорби праведным и многи раны грешному» (Пс.33, 20; 31, 10), Святый Дух устами Давидовыми глаголет. Кто же без скорби из нас? От нищего и до носящего диадему не найдешь здесь совершенно мира и спокойствия; и все оное Господь посылает каждому в свое время и по мере потребы для него, чтобы здешним скорбным путем привести нас в Царствие Небесное. Скорбями очищаются грехи, предотвращаются от грехов и испытуется вера наша. Кто ж похвалится не иметь греха? А потому мы и есмы должницы Богу. Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 170—171).
Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: «чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи» (Сир. 2, 1—2); и это так, как самый первый артикул, должно иметь в памяти и оному следовать. Далее: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2, 4). За сим надобно иметь твердую веру к Богу, что без «Его воли и влас главы нашея не погибнет, и ни едина птица не падет без воли Отца нашего Небеснаго» (Ср.: Лк. 21,18; Мф.10, 29), кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 191).
..Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, — увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями. А ведь Он «нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2, 21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстем Его, когда добльственне и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, — Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему! (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 643).
Премилосердый и Всепремудрый, любящий тебя, знает твои скорби, ибо оные не иначе случаются, как по Его смотрению и по попущению, и жалеет тебя, и укрепляет в оных, а иначе могла ли бы ты понести зельность (силу) и тяжесть скорбей? Он мог бы и освободить тебя от них, но, видно, их требует польза души твоей. Святой Исаак Сирин пишет, что «от сего познавается, яко от Бога промышляем есть человек, егда (Бог) послет ему присно печали» (Слово 35) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 104).
Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 370).
...Встретишь и скорби, но оные неминуемы на пути спасения, а врачевание противу оных в смирении (преп. Макарий, 24, т.2, с.189).
Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему обучению терпения (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 129).
...Скорбей нигде не избежишь, ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощью Божиею, попеклись об исцелении их (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 91).
Касательно же скорбей, на пути сем встречающихся, скажу, что оные происходят более от наших страстей, страсти наши их нам причиняют, посылаются же Промыслом Божиим, для исцеления наших страстей, и не выше силы нашей, а по мере нашего устроения. Без искушений же не познаем себя и не прийдем во смирение. Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 22).
Еще вы, вступая в обитель, не думайте, что уже и найдете скоро покой; нет, этого невозможно без понесения многих скорбей, лишений, уничижений и прочее, ибо страсти ваши те же, с вами и сюда придут, да еще и больше откроются вам, они-то и причиною наших скорбей, а не люди, как мы часто думая, ошибаемся (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 776).
...Как можем мы здесь искать радости, имевши страсти неуврачеванны, да и путь наш такой, что нельзя обойтись без скорбей... Не всем, однако, бывают они в одно время и одного рода, но по мере каждого устроения и силы (преп. Макарий, 24, т.3, с.349).
Благодать Божия знает, сколько надобно сосуду словесному в пещи искушаться огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас! (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 302).
Не ужасайтесь скорбей — сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них; мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 321).
Если вы хотите найти утешение в скорбях, обращайте немедленно сердце ваше ко Господу, Единому Утешителю, испытывайте себя, по слову Божию, т. е. кайтесь, исправляйте себя, веруйте и сердцем и душею во Иисуса Христа и прибегайте к Нему, как к Единому Спасителю вашему. Чем более вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. «Призови Мя в день скорби твоея, - сказал Господь, - и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15). «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак.5, 13) (преп. Антоний, 22, с. 92).
Мы не похвалимся какими-либо подвигами и трудами иноческими, то поне терпением оглаголания и лжи постараемся навершать недостатки наши и молиться за творящих нам напасть (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 415).
...Бог…попущает быть скорбям, которые наполняют место нашей скудости в добрых делах, а это значит — невольными скорбями спасает нас (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 235).
...Если бы не было скорбей и болезней, то страсти всякого рода сильнее бы нас мучили и отводили бы в греховный плен (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 213).
...Только опасайтесь ропота и малодушия, ибо чрез них те же самые скорби тяжелее бывают (преп. Макарий, 24, т. 1,с. 137).
Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиною сего наказания... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 144).
Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 49).
Ты хотела избавиться от скорби безмерными поклонами, но какую принесли они тебе пользу? Терпение с самоукорением скорее доставят тебе спокойствие (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 127).
Все одно да одно твержу и повторяю: надобно терпеть. Совет сей основывается на Священном Писании, и примеры и жития святых отец, и учения их сему нас научают, и сам разум и искус вещей явно показуют во всем на нас Промысл Божий. Когда верою несомненною сему повинемся, то и тяжесть скорбей будет нам приятна и любезна. Пишешь, что не имеешь отрады от скорбей, но самые скорби да будут тебе отрадою... Все святые находили в кресте покой (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 8).
Хотя и с болезнью примете скорбь, укоризну и поношение, но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, вмените себя достойною быть сей скорби за самый тот залог находившегося в вас самолюбия, благодарите Бога, пославшего вам сей случай ко узнанию себя, познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих вас, вы почувствуете облегчение в духе и получите утешение. Еще святые отцы научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо, а Святое Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так, как роза на колких веточках цветет, подобно и добродетель христианская скорбями искушается и прочна бывает (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 192).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|