Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 9 глава




 

...Кайся и смиряйся, и помышляй о том, отчего проис­ходили грехи, как не оттого, что не имела смирения, но противный сему порок. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь (преп. Лев, 173).

 

...Где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает... (преп. Лев, 178).

 

...Должны о себе смиренно мудрствовать и посмирней мечтать... А где смирение, там неподалеку и спасение! (преп. Лев, 243).

 

Вопрос: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?» Старец отвечал: «Живи попроще, — Бог и тебя не оставит». Потом прибавил: «Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом ус­талого и без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою» (преп. Лев, 12, с. 71).

 

Помни Симона волхва, как он, высоко поднявшись, опустился низко, так и ты, буде <если> не смиришься, то погибнешь... (преп. Лев, 12, с. 136).

 

..Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29) (преп. Лев, 12, с. 375).

 

Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... железной — значит иметь большое терпение, а золотой — большое смирение (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98).

 

Если кто тебя обидит, не рассказывай никому кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внима­ния, отвечают ли тебе на поклон, или нет. Смиряться нуж­но пред всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98).

 

Бог посещает Своею милостью только смиренных (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98).

 

Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса Христа и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. — Госпожа подумала, что и ее за доброту и вообще за все ее добродетели Он также возьмет. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже и звать! Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он совсем отвра­тился от нее. Тогда она упала на землю и начала сми­ренно сознаваться, что она действительно хуже всех и не­достойна быть в Царствии Небесном. — Батюшка затем прибавил: «а вот такие-то и годятся, таких-то там и надо» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98).

 

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98).

 

Лишь только смирится человек... как тотчас же сми­рение поставляет его в преддверии Царства Небесного... (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 99).

 

Батюшка поучительно объяснял слова Спасителя: «ког­да ударят тебя в десную ланиту, подставь другую» (Ср. Мф.5, 39). «Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукою в левую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую — значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это со­знание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 12).

 

Смиряйся больше духом, — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Господу (преп. Амвро­сий, 1, ч. 2, с. 16).

 

Век медный, рог железный кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: «Роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго» (Пс.74, 11). У грешных два рога, а у праведного один, — это смирение (преп. Амв­росий, 1, ч. 2, с. 47).

 

Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон (выходит из терпения) (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 72).

 

Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).

 

Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдешь (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).

 

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и счи­тать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).

 

Ведать подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень — покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень — поко­ряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень — покоряться и меньшим, и вменять себе ничто-же быти, яко единому от скотов, недостойным сопребывания человеческого (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).

 

Прежде надо наружно кланяться в ноги старцам. Это положили святые отцы. А потом внутри будет (ощущаться), точно как кто (кланяющийся) беден, а затем кучу золота дадут, и он богат будет (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 73).

 

Кто уступает, тот больше приобретает (преп. Амвро­сий, 1, ч. 2, с. 74).

 

Смиряйся, и все дела твои пойдут (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.74).

 

Иди мытаревым путем, и спасешься, — говори: «Боже, милостив буди мне грешной!» (Лк. 18, 13) (преп. Амвро­сий, 1, ч. 2, с. 74).

 

Если не имеешь любви (к ближним), смиряйся (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 74).

 

...Силен Господь сотворить <о нас> по воле Своей свя­той. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется по­корение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евою изгнаны из рая. Это всем нам должно пом­нить и не забывать. В псалмах сказано: «да рекут избавлениии Господем» (Пс. 106, 2). А мы еще и не начинали духовного дела, как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какою-то прямотою; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны, другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 27—28).

 

...Беспокоишься... о том, что ты не можешь подвижно жить, как другие. Святой Иоанн Дамаскин в слове о страстях пишет, что подвижничество потребно для тех, кто имеет тело здоровое и крепкое. А для немощных телом более потребно смирение и благодарение. Благодарить Бога должно за то, что немощами смиряет нас, чтобы смирившихся помиловать и спасти, по сказанному в псалмах: «смирился, и спасе мя Господь» (Пс.114, 5) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 55).

 

«Кто яму копал, тот вместе с ворами в тюрьму попал». Предсказание верное. Эта тюрьма и научит нас настоя­щему уму-разуму и невольно смирит, а когда смиримся, тогда и вознесет нас. У Господа Бога милости много, хочет всем спастись и в разум истины прийти (преп. Амвро­сий, 23, ч. 1, с. 70).

 

Пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят: это очень опасно и есть начало прелести. Когда бы всякому исправлению после­довало смирение, то это бы добре было. Помни больше свои грехи и считай себя меньшей всех, тогда благодать Божия тебя оправдает. Где ж твои исправления, когда ты не пере­носишь никаких оскорблений? И как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 105).

 

Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе сми­рение. Но ведь оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: «дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, т. е. все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных живот­ных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди трево­жат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей; то и поневоле будешь считать себя плохою. Или, например, осуждать будешь, подозревать других, опять поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом бу­дешь о плохоте своей и неисправности сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смире­ния. Одно тут нам кажется нехорошо, что и больно, и беспокойно, и неприятно. Это правда, зато для души полез­но. Да еще скажу тебе, что нам кажется, — и для души то бесполезно. Все это с тобой так и бывает, потому что ты не понимаешь духовной жизни. Ведь и Господь путь в Царствие Небесное назвал узким путем. — А если бы никто тебя не трогал и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки? Никак не могла бы счесть себя плохою, а скорее стала бы считать себя праведницею и, может быть, дошла бы до того, что и с ума бы сошла, как и было много подобных примеров даже на наших глазах. Ты скорбишь, что, по твоему замечанию, все тебя стараются унизить. Если стараются унизить, значит, хотят смирить тебя, а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей? — Ты жалуешься на несправедливо­сти людей, окружающих тебя, по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Госпо­дом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающи­ми Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он нико­му не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания, несмотря на то, что орудиями испол­нения воли Отца Его были самые пребеззаконные люди. Он видел, что они действовали слепо, в неведении, и пото­му не ненавидел их, а молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 88-89).

 

Цель... православных, при исполнении заповедей Божиих... — видеть свои недостатки, познавать свою не­мощь, и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину. Смирение же и при неисправности человека очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии чрез притчу о фарисее и мытаре. И в другом месте, убеждая нас к смирению, Господь сказал: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Ког­да так должно смиряться исполняющим заповеди Божий, то кольми паче потребно и необходимо нарушающим заповеди Божий (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 90).

 

Апостол говорит: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1, 28). То есть что годится для мира, Господь избирает для Себя и не требу­ет великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуй­те, уповая на милость и благость Божию. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), глаголет Он в Святом Евангелии; и означил целый ряд блаженных обите­лей для неспособных для мира. Первая обитель — нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель — плачущих о грехах своих. Третья обитель — кротких, по­давляющих в себе самолюбивые претензии и удерживаю­щих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 107).

 

...Никакая добродетель так не приятна Богу, как сми­рение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, не­жели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подра­жают фарисею. Благоразумные из них и смиренные зани­мают у Бога первое место, а уже сзади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, да в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли в нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «иное есть возноситься, иное — не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй, хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает» (Степень 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову святого Аввы Дорофея, трудно усто­ять человеку на пути благочестия (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 19-20).

 

...Сердечно желаю тебе духовного восхождения при­личными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, т. е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень — благодарное терпе­ние встречающихся и постигающих нас скорбных искуше­ний. От сих трех степеней изрождается четвертая — нача­ло смирения, если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и настав­лениям святых отцов, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения. Впрочем, скажу про­ще — когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 62).

 

...Будем мирны и смирны, паче же смиренны. — Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: «чистым все чисто» (Тит. 1, 15). — Да будет и у нас все чисто-начисто (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 90).

 

Пишешь: тебе кажется, что теперь к тебе как будто бы все изменились и смотрят на тебя не по-прежнему. Нет ли тут какой тонкой мысленной вещи, то есть скрытой претензии нашего самолюбия. Мы, вступая и на смирен­ный путь благочестия, не вполне отрекаемся от того, что бы и на этом пути иметь какое-либо значение, и самолюбие наше умеет тонко прикрывать это благовидным желанием доставлять какую-либо пользу и в обители. Но как значение имеют и способны доставлять пользу видимую в обители по большей части пользующиеся здоровьем, хоть в некоторой мере, а не больные и слабые, то последним-то и бывает часто скучненько, что смотрят на них как на боль­ных, и сами они чувствуют и сознают, что ко многим монастырским делам и занятиям неспособны и по нездо­ровью исполнять их не могут. В таком-то положении, по слову святого Лествичника, более всего пригодно смирение, которое сильно успокоить человека во всяком месте и во всяком положении. Святой Исаак Сирин пишет, что смире­ние и одно, кроме других добродетелей, может привлечь на нас милость Божию; а где милость Божия, там всякая польза духовная, всякая отрада душевная. При смирении всякая вещь бывает на своем месте, ни к кому нет ревно­сти и зависти: ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным — всем свое, а нам наше при смирении бу­дет и полезно, и богоугодно, и даже приятно, если вполне восчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людь­ми (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 114).

 

Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоя­щем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т. е. считай себя достойною всякого попрания и уни­чижения, и досаждения (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 6).

 

Говоришь: «желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа». Другими словами, нечис­тый желал бы быть чистым. Все это очень высоко, а достигается то, чего ты желаешь, покаянием, и исполнением за­поведей Божиих, и смирением. Если, по словам святого Лествичника, и вошедши на всю лествицу добродетелей, че­ловек должен молиться о помиловании, то тем более мы, грешные и немощные, сознавая, что страсти и грехи тянут нас к земле, должны каяться и смиряться, а паче меры за высокое не браться, потому что с высоты падают, и возносяйся поневоле смирится (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 10).

 

...Пишешь ты, что не видишь в себе доселе улучше­ния. А как жила в мире, так и теперь живешь. А я удивля­юсь, как ты доселе не видишь, что ты стала хуже, и не видишь потому, что собственное исправление более припи­сываешь другим, а не себе. Великие же древние подвижни­ки и все святые, внимательно проходившие духовную жизнь, считали себя хуже всей твари, потому что истязывали ис­правления духовного от самих себя, а не чрез других, и, видя море заповедей Божиих и собственное скудное исправ­ление, и нарушение во многом или словом, или делом, или помышлением, смирялись и считали себя хуже всей твари, и таким смирением восполняли свое недостаточество и неисп­равление. Некто из святых говорит: смирение едино сильно поставлять нас пред Богом, а все дела без смирения бесполезны. Господи, якоже веси, помози нам смириться (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 51—52).

 

Как бы ни получить милость Божию, трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смирен­ные, как свидетельствует о сем Сам Господь в Святом Еван­гелии, глаголя: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 29—30) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 34).

 

Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 35).

 

Пишешь: не могу вместить попечения о временной жизни, оно как цепью оковало дух мой. Не страшное ли это высокоумие? Сказано: попечение лукаво даде Бог сыном человеческим, да не в горшее уклонятся. Вспомни из жи­тия преподобного Макария, что ему говорил бес: он не пьет, и не ест, и вовсе не спит — одного только смирения у него недостает (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 9).

 

Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Си­рин в 58-м Слове пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святой <апостол> Иоанн Богослов пишет в 1-м Послании: «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всяким неправды» (гл. 1, ст. 8 и 9) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 57—58).

 

Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение, — это прочнее (преп. Амв­росий, 23, ч.3, с.105).

 

Пишешь, что иногда м. Игуменья наговаривала на те­бя то, чего нет, ты должна была принудить себя говорить, что это правда. Не понимаю, почему же ты должна это делать? Никакой надобности нет говорить то, чего нет (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.136).

 

Что мы о себе можем думать, не имея смирения? Паче должны благодарить Господа, что смиряет нас, хотя невольно. А ты мечтаешь о мнимой свободе! — но не ху­же ли она и рабства, ежели страсти нами господствуют? (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 140).

 

Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их (преп. Макарий, 24, т.6, с. 271).

 

Авва Дорофей... поучает нас рассматривать свою жизнь, чтобы видеть, в каком мы устроении, много ли пре­успели. Это рассматривание себя, это внимание себе не­обходимо нужно. И кто этого не делает под предлогом неумения, тот пусть знает, что преуспеяние, главным обра­зом, заключается в смирении. Преуспели мы в смирении, значит, идем вперед. И никто пусть не смеет отговаривать­ся... Оскорбил один брат другого, рассердился, обиделся обиженный брат, идет жаловаться к начальнику на своего брата, а если и не идет, то волнуется внутренно, может быть, ответит ему. Какое же тут смирение? Смолчать, пере­нести обиду, простить — вот что нужно было сделать. Это и сделал бы смиренный (преп. Варсонофий, 5, с. 66—67, от 18.09.1908).

 

Истинные рабы Божий скроют себя (преп. Никон, 20, с. 14).

 

Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокру­шаться и плакать, и считать себя хуже всех — это желание твое благое, этот путь — истинный и самый верный, и ведет к добродетели смирения, о которой читая в «Лествице», пришла в отчаяние, что Господь никогда не даст тебе этой добродетели. Отчаиваться не надо, будешь нудиться, так Бог даст тебе и эту добродетель (преп. Иларион, 47)

 

В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, сми­ряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправ­ления; от рассматривания грехов приходит человек в сми­рение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит (преп. Иларион, 44).

 

Уничтожение своих действий в мысли нашей и созна­ние пред Богом немощей наших, а также и труд и понужде­ние себя к молитве приемлет Он лучше, нежели благие дела наши, оскверненные высокоумием и мнением, и ту молитву, о которой мы думаем, что от души приносим. Когда прийдем во смирение, то все наши действия освятятся оным. Святые отцы чем святее были, тем больше видели свою худость и смирялись, а дарования Божий еще более на них ниспосылались, а ежели которые из них умом о себе возвышались, то лишались и дарований, пока паки приходили во смирение (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 46).

 

Если же что опечалило меня, то это чувствуемое вами сошествие во ад, которое чувствование не от места, обита­емого вами, и не от образа теперешней жизни, но от недостатка в духе вашем смирения Христова и от того еще, что нет готовности железную волю свою сломить и поко­рить ее в волю Божию, а потому-то и сахар нам несладок, якоже древним ропотником манна. Будем, любезнейшая ма­тушка, словами святителя Христова Димитрия благодарить Бога, что душа наша находится не во аде, а во обители святой, чего по всей справедливости за премногие и тяж­кие грехи не стоим мы. Если иначе будем мыслить мы, то должно будет отчитывать над нами, дабы не умереть нам в безумии. А за вину эту, в надежде исправления вашего, вас простит; равно и я, недостойный, от всей души прощаю вас и разрешаю, а посему будьте благодушны и ко мне милостивы (преп. Антоний, 22, с. 317—318).

 

...Святые отцы, при всех своих великих исправлениях, считали себя ничтоже благо сотворшими, но вменяли себя прах и пепел, посему самое смирение и сохранило их от прелести самомнения, а которые обольщались мнением о своих деланиях, те окаянно отпали и поползнулись или в страсти, или в смущения и неустроения, лишившись мира душевного. В житиях святых отцев упоминается об одном иноке, который удостоился такой благодати, что получал от Ангела пищу, но когда подумал, что он уже спасен, и утвердился в этой мысли, то лишился всего этого, впал в скверные помыслы и после должен был идти смирен­нейшим путем. Также и преподобный Исаакий, затворник Печерский, проведя семь лет в затворе, в посте и молитве, обольщен был бесом, явившимся ему в виде Ангела и Хрис­та, и известно, что пострадал и каким путем после обрел спасение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 56—57).

 

Спрашиваешь: как сделать, чтобы считать себя за ничто? Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия. Как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай и помни всегда, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом. Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренномудрствовать: «Ничего доброго моего у меня нет, и никаких своих преимуществ я не имею. Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божий. А моя собственность — только одни мои бесчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердого Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем». И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа. Во всех греховных поползновениях одно врачевство — ис­креннее покаяние и смирение (преп. Иосиф, 11, с. 279).

 

А что вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь, нам попущенная, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу — смирению, и от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаиваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже доспевшие пристанища и необуреваемые пребыть возможем. Но до конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнута к совершенству, но на сем свете совершенства не обретется, но только Премилосердый Господь Един совершен есть, и труждающихся и повсечасно с простотою, и беззлобием, и смирением в Его совершенную волю и Промысл вдавшихся, хотя и при смер­ти, сподобляет Своими щедротами в совершенство! (преп. Лев, 144).

 

Смущение

 

В смущении же нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием (преп. Макарий, 24 т. 1, с. 498).

 

Сердце ее смутилось, уже это и значит — приняла вражеский прилог к лишению ее пользы. А где смущение, там и враг; где же мир, там Бог... (преп. Макарий, 24, т. 3 с. 496).

 

Смущение, вероятно, происходит в тебе оттого, что ты не все открыл духовнику на исповеди, что следовало бы... Может быть, не сделал ли того-то и того-то? (преп. Лев, 12, с. 66).

 

В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но в сущности составляет только ду­шевный бред, а бредят только в болезни, потому и смуще­ние должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией. «Господь бо хощет всем спастися и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 33).

 

...Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тай­ной гордости, и доказывает неопытность и неискусство че­ловека в прохождении своего дела (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 83).

 

Но вы видите в себе нерадение на делания благие, и сие вас смущает, вместо того чтобы должно было вас смирять, чем бы могли привлечь к себе помощь Божию, а вы смуща­етесь — смущение же есть вражия колесница, и сие есть знамение духовной гордости (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 42).

 

...Видя здесь свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не мо­жет нести оскорбления — смущается (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 191).

 

Скорбеть о неисправлениях наших есть наш долг, но не смущаться; скорбь оная к покаянию приводит и к смире­нию, а смущение показывает в нас высокоумное устрое­ние. Смирение заставляет видеть свою немощь, никого не судить, а себя, а высокоумие всех судит, а хотя и себя касается, но краем языка, и не получает спокойствия и мира (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 471).

 

...Чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном Суде. Если сие последнее сильно на вас действу­ет и смущает, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаиваться, а паче смиряться и дивиться челове­колюбию Божию, терпящему вас и ожидавшему вашего обращения и покаяния (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 9—10).

 

Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 19).

 

Смирение успокаивает и подает благонадежие к ис­правлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням (преп. Макарий, 24, т 1 с. 63).

 

...Смущением за малейшую мысль враг сильнее на тебя вооружается, будь мужественна и презирай их (преп. Ма­карий, 24, т. 3, с. 367).

 

Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невоз­можно, надобно соблюдать: «смятохся и не глаголах» (Пс.76, 5), а внутренно зазреть и укорить себя за подвижение страсти... и дойдешь до того: «уготовихся и не смутихся» (Пс.118, 60) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 384).

 

Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 426).

 

Тебя часто смущает опасение за мое здоровье и страх лишиться моих советов. Смущение это и боязнь в тебе от неприязненного. Старайся молитвою отбиваться от них и их от себя отгонять (преп. Иларион, 53).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...