Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 11 глава




 

...Каждый человек есть дом Божий, он предназначен на то, чтобы в нем обитал Святой Дух, чтобы в нем непре­станно возносились славословия Богу. А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него. Как это сделать? — Очищать себя от страстей и мо­литься. Тогда сердце наше будет храмом - домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его (преп. Никон, 6, с.270).

 

Вчера раскрыл книгу святителя Димитрия Ростовско­го, и открылось место, где сказано: «идеже (где) любовь, там и Бог; идеже правда, там Бог; идеже целомудренное, чистое и непорочное житие, и там Бог. Идеже сих нет, и Бога нет там». Да помним сие и да держимся присутствия Божия при нас, всячески удаляясь противного и неугод­ного Богу (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 35).

 

У Адама было два сына: Каин и Авель. Авель и его потомки были ближе к Богу, и в Нем Одном они находили утешение и удовлетворение, не стремясь ни к чему другому. Потомки же Каина были далеки от Бога. Их ум и душа не стремились к Нему. Поэтому они не были удовлетворены, тосковали, искали утешения в другом, надеясь найти его в музыке, искусствах и тому подобном (преп. Никон, 8, с. 324).

 

Сокрушение сердца

 

...Вы желали бы иметь сокрушение сердца, но его не видите в себе, а если бы получили сей дар Божий, то верно бы увлеклись мыслию, что уже достаточно приготовились <к Таинству причащения>, потому-то и не допускает сего Господь, а приемлет ваше желание и благое произволение, а за недостаток сокрушения надобно смиряться, сознавая свою нищету, то и успокоитесь, а в смущении познается тайная духовная гордость, которая и не может успокоить вас (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 377).

 

Сон

 

Только не спи много, чтоб не проспать своего Жени­ха, потому что не знаем, когда Он придет к нам: вечер, заутро или в куроглашение. Впрочем, мы недавно пели, да и теперь поем: «Жены с миры богомудрыя, в след Тебе (Жениха) течаху, Егоже, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующеся Живому Богу» (преп. Анатолий, 7, с. 62-63).

 

...Пришли мне теперь на память детские уроки из про­писей, которые твердил я и писывал так: «если кто хочет много знать, тому подобает мало спать, рано вставать и на помощь Бога призывать». — А ты, друг мой, очень нежишь­ся и любишь более определенного тебе поспать, от чего и то перезабудешь, что прежде знала, как и святой Давид подтверждает, говоря: «уснуша сном своим, и ничтоже обретоша богатства в руках своих» (Пс.75, 6) (преп. Анто­ний, 22, с. 254).

 

...Если постоянно проводить время свое так, т.е. спать до полудни, потом молиться до 2-го часу за полдень, после чай кушать и в 6 часов вечера обедать, в 1-м и 2-м часу за полночь ужинать, то таковая жизнь называется безала­берная и предосудительная, и не только предосудительная, но и богопротивная. И кто всегда живет так, то не может быть в доме ничего хорошего, а посему да сохранит вас Господь. Намерение же ваше, чтоб приучить себя поменьше спать — воистину благое! Это, при помощи Божией, так же должно начать, как и запоем одержимых вытрезвливают, т. е. не вдруг, а помалу. Тем, которые пили по 10 чарок в день, дают по восьми, и потом постепенно умень­шают. Так, если и вы спали каждый день по 10 часов, то чрез каждый месяц уменьшайте по четверти часа, и вы чрез год будете спать по семи часов в сутки, каковой меры для беззаботного барина довольно, а заботливому достаточно и шести часов (преп. Антоний, 22 с. 79).

 

В описанных тобой согрешениях и упущениях да про­стит Господь и дарует тебе искреннее покаяние в грехах, усердие к исправлению и мир душевный. Унывать не надо, но больше смиряться и зазирать себя. Но надо и понуж­даться. А по десять часов спать, и без особой болезни — неприлично. Святые отцы по четыре спали, нам по шесть велели, а по десять нигде не сказано. Также и пятисотницу не велят оставлять, как бы занят ни был монах, — это долг пред Богом. Не молясь же Богу ложиться — это по мирскому. Но с покаянием приходящих Господь не отвер­гает, но милостиво приемлет, грехи прощает и в первом чине устрояет (преп. Иосиф, 11, с. 252).

 

Ты меня конфузишь: я все хвалю свою М., а она смиряется — лезет на печь спать. Наспимся — будет время. А теперь потрудимся. Будешь смиренна и внима­тельна, все придет в свое время. А теперь пока утешай себя хранением глаз, смирением (словом, взглядом, посту­пью и проч.) и взыванием: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную (преп. Анатолий, 7, с. 206).

 

Насчет сна можно так попробовать, как думаешь: в ночи спать четыре часа и два днем... (преп. Иларион, 49).

 

Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть (преп. Иларион, 47).

 

Когда ложишься спать, — кровать и келью крестить с молитвою: «Да воскреснет Бог» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

На ночь ложиться и утром вставать — все члены кре­стить можно: сердце с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», а прочие члены — уши и перси и даже всю, — с молитвою «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

Шесть часов спать, а то (если более) с покаянием (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

В подряснике можно спать, и ничем не накрываться. Сны не рассказывать (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками уви­дишь (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком со­стоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У святого Иоанна Лествичника об этом написано (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

Утром, когда проснешься, говори: Слава Тебе, Боже! Батюшка отец Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать прошедшее и сны (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 68).

 

Описала ты еще свой сон. — Снам вообще доверять не следует. Но молиться преподобному Серафиму можно, и если угодник этот Божий увидит, в какой ты нуждаешься помощи, то и поможет (преп. Иосиф, 107).

Спасение

 

...Начало нашего спасения состоит в искреннем со­знании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50, 19). И при этом надобно иметь самоотвержение, т. е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствую­щим и наставникам, как учат святые отцы... (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 158).

 

Для всех, ищущих спасения, Господь показал путь — исполнение Его заповедей, во Святом Евангелии нам пре­данных, а оные суть любовь к Богу и ближнему: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает», сказал Господь (Ср.: Ин. 14, 21), и далее. Святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как и нам идти путем сим, и показали нам различные образы против каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость виновна всех наших грехопадений, зол и смущений, так, на­против, смирение губительно <для> всех страстей и грехов и подает спокойствие, по слову Господню: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29) (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 9).

 

В чем же состоит успеяние нашего спасения? как вы полагаете? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем в оном надежды спасения, но считаем себя землю и пепел. Когда же мы, делая что благо, возмним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя худше всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и самая одежда есть нам помощь к стяжанию смирения? (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 177).

 

...Путь, ведущий ко спасению... должны проходить, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее, не простираясь к превосхождениям и не уклоняясь во оскудение делания; при благом нашем произволении, имеющем основание веру, должно отвергнуться во всем своей воли и разума и пре­даться в повиновение духовному отцу и учителю, от сего стяжавается смирение, которое сохраняет инока от всех сетей и козней вражиих (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 190).

 

Спасение наше состоит в вере и в уповании на мило­сердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 428).

 

Приноси покаяние в исповедуемых тобою согрешениях и полагай начало исправления. Начало же всего добра есть смирение и самоукорение, которому научаться из од­них слов нельзя, а надобно, во-первых, читать отеческие книги, научающие монашеской жизни и борьбе со страстя­ми и прилогами вражиими, и, читая, подвизаться посильно на делание заповедей Божиих с самоукорением, прося по­мощи Божией (преп. Макарий, 24, т.2, с.152).

 

...Бог «всем хощет спастися и в разум истины при­йти» (1 Тим. 2, 4), но как видим из священных повествований, что есть спасающиеся и погибающие, то неужели виновен Бог, что не дал им мысли благой, могущей их к Нему привести? Это была бы хула на Бога. Он сотворил человека самовластным и хочет, чтобы он сам избирал пра­вый путь и к Нему стремился, Он же готов ему воспомоществовать и укреплять в оном, но не нудит не хотящего избирать правый путь, а попутает по злой его воле, и потому виновен сам человек, не избравший благого пути, как пишет в псалме: «не восхотел благословения, - оно и удалится от него» (Пс.108, 17). Посему надобно, по данному от Бога нам разуму и самовластию, избирать самим благое и просить, да утвердит Он в нас сие Своим благоволением и поможет исполнить, «ибо без Него не можем творити ничесоже» (Ср.: Ин. 15, 5) (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 195—196).

 

...Без самоукорения, смирения, терпения и любви спас­тись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражий низлагаются (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 408).

 

...Я, сколько мог, говорил им о согласии, о снисхож­дении друг другу, но они плохо на деле исполняют, и сами говорят, что не могут мирно между собою жить, а что толку из того? И какая надежда спасения? Не имея пло­дов мира, любви и смирения, хоть бы и великие подвиги подъяли, но пользы не принесут... Без мира, любви и сми­рения сомнительно спасение (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 425).

 

...Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повеле­но искать не «своего, но каждый [пользы] другого» (1Кор. 10, 24) (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 75).

 

Из твоих суждений и рассуждений ясно показывается, что ты желаешь видеть, как на ладони своей, свое спасе­ние. Но такое ясное видение может приводить человека или к гордости, или к разленению, а неполезное и не дается людям, равно как и безвременное, т. е. преждевременное ведение о смерти своей (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 62).

 

...Вы имеете желание приблизить себя к Богу и по­лучить спасение. В этом состоит весь долг каждого хри­стианина; но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 256).

 

Ты пишешь, что хочешь спастись, но гордостное твое устроение много тебе мешает, а святые отцы пишут, что гордость и совсем лишает спасения; для того-то и книги нам написаны, чтобы мы отвергали гордость и стяжавали смирение, и каким образом оное делать — учат нас и вразумляют. Читая книги, внимай более сему: как про­гнать гордость и как приобретать смирение. А Бог подаст тебе случай к тому, например: тебя оскорбляют, укоряют, причиняют тебе досаду. Как же они могут сами собою это делать, ежели бы Бог им не попустил сего? И потому они суть орудия, коими действует Бог в деле твоего спа­сения (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 132—133).

 

...Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, т. е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное! (преп. Антоний 22, с. 7).

 

Надобно стараться быть кроткой и смиренной, и тогда взятое иго Христово будет благо и бремя легко. Уха­живай за больным, как за самим Христом, и за это ты получишь спасение и на земле будешь избавлена от тяже­лых страстей. Не бросай больную, а то Господь пошлет другую, добрую, а ты лишишься уготованной тебе награды. Враг потому больше и нападает, что твое послушание ему очень не по вкусу, а может быть он, пронырливый, и приметил близкий конец и хочет лишить награды. Кто за мзду делает что, то за что же еще ему будет награда? Кто охотно ради Христа делает туне, тот и получит от Него во сто крат больше и наследует жизнь вечную (преп. Иосиф, 11, с. 281).

 

...Будь внимательней к своему спасению, пока есть день, т. е. надо себя всячески понуждать на всякое доброе дело, повторяю тебе: понуждать надо себя, ибо нуждницы получают Небесное Царство (преп. Иосиф, 11, с. 282).

 

Пишешь: «Я от кого-то слышала, что спасутся только те, которые предызбраны Богом». — Правда. Но почему некоторые предызбраны Богом ко спасению? — Потому что Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и нерадящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. Притом из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене об­стоятельств. Например, Господь определил некогда истре­бить ниневитян. Но когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд несмотря на то, <что> пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: «еще три дня, и Ниневия превратится...» (преп. Иосиф, 104)

 

Мать Евграфа! Пишешь, что о телесном заботишься, а о душе своей нет — ведь душа-то дороже всего мира, а ну-ка, скажет Праведный Судия, смотря на тебя: «Свя­жите ей, ленивой и лукавой монахине, руки и ноги и вверзите во тьму кромешную»; там будет плач и скрежет зубов и будешь вечно мучиться, томиться в одном месте с бесами. Смиряйся больше — когда не успеваешь в делах спасения, считай себя хуже всех в свете, прощай всех всегда и за все и прибегай всегда с покаянием и за помощью ко Господу (преп. Иосиф, 57).

 

О ваших скорбях касательно трудности спасения в ми­ре, и при мирских занятиях, и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Мф.19, 26), только бы про­изволение ко исправлению не ослабевало, и нелицемер­ное покаяние смягчало бы суд Божий (преп. Лев, 223).

 

Душу спасти — не лапоть сплести (преп. Лев, 12, с. 82).

 

Вопрос: «Как это праведники, зная, что они хорошо живут, по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью?» Ответ: «Они не знают, каков ожидает их конец». «По­тому, — прибавлял старец, — спасение наше должно соделываться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 98—99).

 

Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в испол­нении правил, но предостерегаю вас от сего. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, — много и сим были обольщаемы, но на ми­лосердие Божие возлагаться надобно о своем спасении. Надобно и делать, но с великим смиренномудрием (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 227).

 

...Пишешь, что ты вполне не получаешь удовлетворе­ния в том месте, где живешь. На это много причин, а не одна. Святой апостол Павел пишет: «верою ходим, а не видением» (2Кор. 5, 7). А ты хочешь спасение свое так видеть ясно и удовлетворительно, как на ладони, тогда как, по свидетельству опытных и духовных мужей, спасение хри­стианина во всю жизнь его находится между страхом и надеждою. Ты же все вдруг хочешь знать и видеть ясно, тогда как и человеческого своего знания, относительно грамматики и прочего, не могла и не можешь вдруг пе­редать своей N. А для этого требуется немалое время, особенно когда человек пожелает побольше приобрести научного знания. Потребуются многие годы и много уси­лия и труда, к тому же и немало издержек. Словом, ты хочешь быть скорохватом. И, подобно апостолу Фоме, хо­чешь все испытывать осязательно. Хотя Господь и оказал снисхождение святому апостолу Фоме, но с упреком, гла­голя ему: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20,29) (преп. Амвросий, 23, ч.1, с.42).

 

Господь всех призывает, всех любит, за всех пролил Свою Святейшую Кровь, чтобы спасти человека, а не погу­бить. И вот видим — Святая Церковь воспевает спасен­ных блудников, разбойников, мытарей, хищников — и мы со Святой Церковью молимся: «Господи, сопричти мя мытарю, разбойнику и блуднице». Вон какие спасаются! А ты какую ахинею взвалила на мою голову, будто ты не спасешься. Но хотя бы ты была даже хуже меня, и тогда не теряем надежды, что Господь спасет тебя (преп. Анатолий, 7, с. 278—279).

 

Смирись!.. Верю, что и тебе, и Г. тяжело, но разве и у нас, при старцах, нет таких примеров? Ей, обильно бывает, а чем поможешь, когда Бог попускает? Не на погибель же Он на нас попускает искушения, беды, скорби и болезни, потому что иначе и надежды спасения негде отыскать. А Господу Спасителю нашему, за спасение наше умершему позорною крестною смертью, хочется всех спасти. Он зо­вет, учит, угрожает, — а мы что? Мы себе почиваем на одре лени и самообольщения, а о спасении и думать забы­ли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много; ну, и некогда подумать о душе своей и о вечности! (преп. Анатолий, 7, с. 87—88).

 

Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом опре­делялось, а, напротив, в Святом Евангелии прямо и ясно читаем: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф.19, 17), где бы кому ни пришлось жить, по сказан­ному в псалмах: «на всяком месте владычество Его: бла­гослови, душе моя, Господа» (Ср.: Пс.102, 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии, в другом месте, читаем и следую­щее: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19, 21) и проч. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенст­ве, — которые совершенно посвящают себя Богу, остав­ляя мир». При этом вникни в слова Господа: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную]; если хочешь быть совершенным» (Мф.19, 17, 21) и увидишь, что нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обви­нять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершен­ству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии свя­щенника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спа­сителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за три-десять сребреников... (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 45).

 

Вход в рай, в вечное блаженство открывается не на­шими трудами и добрыми делами, а заслугами и Искупи­тельною Жертвою Спасителя Христа Бога нашего. Прежде всего, это совершается через Таинство крещения, коим омы­вается первородный грех Адама, и человек становится спо­собным к принятию Божественной благодати Господа Иису­са Христа, которою мы и вводимся в жизнь вечную, а наши добрые дела, т. е. совершение Евангельских заповедей, нуж­ны только как доказательство нашей любви к Господу, ибо сказано в Евангелии: «Любяй Мя, заповеди Мои соблю­дет» (Ср.: Ин. 14, 21). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай, обязательно спросят: «А ты любил Господа?» — «Любил!» — «А чем ты это дока­жешь?» — «По силе моей, сколько мог, исполнял заповеди Божии, кои и есть доказательство любви». — «Ну, иди». А если <бы> вход в рай открывался не заслугами Спаси­теля, то тогда могли бы войти в него язычники, магометане, евреи и проч. Поэтому мы должны надеяться не на свои дела, а на милосердие Божие... (преп. Варсонофий, 5, | с. 146, от 28.02.1910).

 

Вопрос: «Помысл пришел: зачем спасаться? Не спа­семся все равно, как ни жить. К тому же теперь нет спасающихся, как написано в видении афонского монаха». Ответ: «Это сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиеся есть. Не каждый может быть генералом, а иной — генерал, другой полковник, майор, офи­цер, солдат, и простой человек такой же, как и они» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 77).

 

...Вы скажете: везде есть спасение, и в мире с женами можно спастись. Истинно правда! но там более требуется труда к исполнению заповедей Божиих: жена, дети, попече­ние о стяжании богатства, мирская слава — все сие служит большим препятствием к благоугождению Божию. Запове­ди Божий всем повелено исполнять, а не одним монахам, монахам же только излишнее: сохранение себя в девстве и нестяжание, которые способствуют к сохранению прочих заповедей. Не заботимся о пище и одеянии, ибо в оных Промыслом Божиим оскудения не имеем... В мирском же житии удобнее увлекаются в преступление заповедей; иму­ще в сердце залог страстей, не только не пекутся об искоре­нении их, но и не считают за нужное, и при всяком случае пришедшей вине является действие страстей... Слава же мирская сколько увлекает человека от Бога и святых Его заповедей, известно из слов Господних: «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12, 43)... Видите, что и самая вера от славы челове­ческой оскудевает, то может ли исполниться любовь к Богу и ближнему?.. (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 100—102).

 

О себе же самой пишешь, что ты постоянно более же­лаешь достигнуть внутреннего христианства. И держись этого, памятуя всегда Евангельское слово: «Царствие Бо­жие внутрь вас» (Лк. 17, 21) и паки: «аще внутренняя сткляницы будут чисты, тогда и внешняя будут чисты» (Ср.: Мф.23, 26). Очищается же внутреннее наше испол­нением заповедей Божиих, и терпением, и смирением, и ис­кренним раскаянием, чего ежедневно требуем или требует­ся от нас (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 70).

 

...Все мы, христиане, пока живы, должны быть осторож­ны и внимательны к своему спасению. «И мнящиеся из нас стояти,- по слову Апостольскому, - да блюдутся, да не падут» (1Кор. 10, 12), памятуя всегда ужасающий пример погиб­шего Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбужда­ются надеждою исправления, видя утешительный пример благоразумного разбойника, наследовавшего рай (преп. Амв­росий, 23, ч. 2, с. 5).

 

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. — У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргу­ментами. — Дело же спасения совершается очень просто, как говорит Апостол: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12, 14). — И паки: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 85).

 

...Все оставим на суд Божий и предадим забвению, за­ботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрес­ти и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе — и довлеет нам (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.74).

 

Немощны мы. Ничего не можем сделать своими силами. Какое бы ни было великое дело, все это — внешнее, земное. Все по воле Божией и по неисповедимым судьбам Его обращается в ничто. Все — временно, и дорожить им мы должны, поскольку оно служит нам для спасения нашей души. Одно только это надо неизменно помнить и об одном только этом, спасении своей души, заботиться, а все осталь­ное предать в волю Божию. Смиряться должно (преп. Никон, 8, с. 333).

 

Если святые, достигшие бесстрастия, должны были иметь бдение над собою, чтобы не спасть из своего благодатного состояния, то тем паче нам грешным необходимо повсед­невное внимание и забота о своем вечном спасении. То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потру­дится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение. Нам дана свобода выбирать вечную радость или горе; потщимся же избрать первое (преп. Иосиф, 11, с. 268—269).

 

Прошу тебя внять своему спасению и не верить своим глазам... кои видят издалека чужие пороки, но не свои... (преп. Лев, 185).

Сплетни

 

...Для чего вы на свою беду и расстройство любопыт­ствуете и испытываете, что, кто, где про вас говорил, и после слышания оскорбляешься и смущаешься до избытка, но не о познании своих немощей, — до чего оное нас довело с тобою и душепагубное любопытство. А когда бы вы, да как мы вам советовали относиться во всех своих <скорбях> и недоумениях к матери Анфии, то бы вы в сих, пустотою исполненных слухах, так не пострадали, и прельщающего вас беса так долго не утешали, и свою слабую голову предрассудками не ломали, потому что святой Авва Дорофей пишет в своей книге: «...кто пал — тот, кто последовал своему разуму» (преп. Лев, 165).

 

А что распустили про вас в Москве сплетни, этим не смущайтесь, паче же радуйтесь, ибо чрез это делаетесь подражательницею Самому Сыну Божию, на Которого тоже клеветали и обвиняли Его — Бог знает в чем. Да помни­те еще слова Господа: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6, 26). Так вот, видите ли, Господь обещает горе тому, о ком будут говорить хорошо все люди. Поэто­му это милость Божия, если кто-нибудь скажет об нас и худое. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф.5, 11-12) (преп. Иосиф, 73).

 

На всех ли равно действуют встречающиеся в монас­тыре случаи скорбей? Не равно, а весьма различно и многоразлично. Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения, во страхе Божием, и сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слово «сплетни» для него и существовать не будет. Ежели Господь, ради нашего спасе­ния, перенес заплевания, и заушения, и всякий вид уничи­жения, то кто из хотящих спастись не должен знать, если только он имеет правильное стремление ко спасению, что и ему должно понести подобное, хотя в меньшей мере, за грехи свои и ради своего спасения. Главная мысль при пострижении выражена так: имаши досадитися, и уничижитися, и изгнатися, и вся скорбная понести. Кто это знает и помнит, для того слово «сплетни» не может иметь силы. Если кто спросит: для кого же они существуют и име­ют силу? Разумеется, еще для немощных, хотя и благо­намеренных, у которых самолюбие еще в силе, хотя бы и прикрывалось благовидно какими-либо мнимо благословными предлогами, для тех, которые смотрят на вещи, хотя в некоторых случаях, человеческим оком, не быв еще сво­бодны от того, чтобы получать внимание, и ласку, и при­ветствие, и некоторое почтение, а иногда и предпочтение, особенно когда представляется на это как бы некий пред­лог чрез бывшие от них благотворения. Святой апостол Павел оба сказанных состояния ясно выразил упреком: «начав духом, теперь оканчиваете плотью» (Гал.3, 3). Как же быть в таком случае немощным? Очень про­сто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других, и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту, и будем думать и толковать: что и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а выйдет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и недоразумения, не обой­дется и без жалобы. А скорби-то! будут скорби невыно­симые! Не помню, где-то написано, что тщеславие, если дотронуться до него пальцем, кричит: «кожу дерут». Хотя и не всегда так, а бывает не по малой части, только в различ­ных видоизменениях. Самолюбие наше — корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок. Впрочем, и не одно самолюбие бывает причиною скорби, а часто и бла­гая решимость жить благочестиво, как сказано у Апо­стола: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). И в другом месте сказано: «многи скорби праведным», только с прибавлением ободрения: «но от всех их избавит я Господь» (Пс.33, 20). Блажен, кто принадле­жит к числу таких и терпит скорби за правду и за жизнь благочестивую (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 142—143).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...