Тема 2. Основные сферы жизни общества
Стр 1 из 8Следующая ⇒ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие Красноярск
Составитель: С.М.Дудина – канд. филос. наук, доцент кафедры обще- гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЛПИ КрасГУ(ф)
Социальная философия: Учеб.–метод. пособие / Сост. С.М.Дудина; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2005. – 54 с.
В пособии представлены материалы для организации самостоятельной работы студентов по курсу социальной философии. В контексте фрагментов социально-философской мысли предложены вопросы для самоподготовки. Методические рекомендации к планам семинарских занятий содержат постраничные указания на литературные источники, а наиболее трудные темы – вопросы и задания для самоконтроля. Тематика докладов и рефератов составлена в соответствии с тематикой курса. Предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических вузов, аспирантов, преподавателей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного университета
© С.М. Дудина, 2005
© Красноярский государственный университет, 2005
Пояснительная записка
Настоящее учебно-методическое пособие может служить ориентиром в большом разнообразии учебной, справочной и научной литературы по философии. Пособие рассчитано на формирование самостоятельности, активности, творческого и диалогического характера мышления будущего учителя, способного аргументировать свою точку зрения. Решению этих задач в первую очередь служит системная работа с текстами философских сочинений. С этой целью в пособии предлагается широкий спектр проблемных вопросов в контексте фрагментов из истории социально-философской мысли, рассчитанных на активизацию интереса к предмету и на вовлечённость в общение со стороны студентов.
К планам семинарских занятий даются методические рекомендации с постраничным указанием обязательной и дополнительной литературы. В качестве структурного элемента аудиторных занятий предусмотрены некоторые из предлагаемых тем докладов и рефератов. Контрольные вопросы для самопроверки дают возможность самостоятельно оценить уровень подготовки по каждому разделу курса, а при затруднениях послужат сигналом для дополнительной работы или консультации у преподавателя. В работе над учебно-методическим пособием максимально использованы новейшие учебники и учтены все требования Государственного образовательного стандарта для специальности.
Тема 1. Общество: основы философского анализа Вопросы и задания для самоподготовки 1. Один из первых древнейших историков Геродот [1] (ок. 484-431/425 до н.э.) твёрдо верил в божественную силу, управляющую миром, это не мешало ему искать рациональное объяснение различным чудесам. · В чём видел Геродот истинную причину прекрасного государственного устройства у лакедемонян при спартанских царях Леонте и Гегесикле [2]? 2. Фукидид (460/451-до 396 до н.э.), младший современник «отца истории», в уста Перикла [3] вложил обычную сентенцию: «Испытания, ниспосланные богами, следует переносить покорно, как неизбежное, а тяготы войны –мужественно». · Как проявились в Перикле, по мнению Фукидида, качества государственного человека, если он, созвав народное собрание, смело заявил, что город может перенести бедствия отдельных граждан, а каждый отдельный гражданин, напротив, не в состоянии перенести несчастье города [4]?
3. Элеаты учили о неизменности бытия и об обманчивой видимости изменений в мире, так как отрицали всякое движение и развитие. Гераклит, не только стихийный материалист, но и наивный диалектик, исходил из того, что всё абсолютно изменчиво (переход одной противоположности в другую, революционные перевороты в природе и обществе).
· Как понимал идею общей закономерности развития человеческого общества Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) [5]?
4. По мнению Платона (427-347 до н.э.), государство возникло по причине общественного разделения труда в целях более удобного удовлетворения многообразных человеческих потребностей. Отсюда его вывод о природном предназначении[6] человека заниматься только одним видом трудовой деятельности. Философ с осуждением относился к существующим формам государства. Платон презирал демократию [7], ненавидел тиранию, отрицательно относился к олигархии [8], и к тимократии [9]. Предпосылкой его идеального аристократического государства является рабский труд; правят в нём «философы»; охраняют – «стражи» или «воины»; ниже всех свободных граждан – «ремесленники». · За что проект идеального государства Платона считается первой социальной утопией в истории общества [10]?
5. Дар речи, по мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), обусловливает природное стремление человека к общежитию [11]. Выбрав за критерий возможность служить общему благу, философ классифицировал все известные ему виды политического устройства. В делении их на правильные и неправильные формы можно обнаружить его собственные идеалы. · Чем отличается социальный идеал Аристотеля от идеального государства Платона? Дайте развёрнутую оценку их идей государственного устройства.
6. Философско-историческая концепция Августина (354-430) одной из первых ввела идею прогресса человеческой истории, рассмотренной во всемирно-историческом масштабе [12]. История человечества представлена им как история борьбы божественного, духовного царства света с государством как царством дьявола и тьмы. · Почему, осуждая всякое государство, в частности Римскую империю, как разбойничью организацию, Августин вместе с тем осуждает любое стремление к равенству социальных низов как противоестественное? 7. Главным источником социально-философских воззрений Фомы Аквинского (1225-1275) были произведения Аристотеля [13]. Однако вопреки предшественнику он считал, что не только церковь, но и государство представляют собой божественное установление. Из общественного порядка как отражения небесного, божественного порядка с необходимостью выступало многообразие «совершенств», различных сословий общественного целого. Беспрекословное и старательное выполнение каждым человеком своих обязанностей, устанавливаемых богом, служит, по мнению Аквината, благу общественного целого, как и каждого в отдельности.
· Какую из форм государственного правления Фома считал наиболее естественной и почему? В чём расходился с Аристотелем в вопросах функционирования власти?
8. В эпоху Ренессанса появились новые концепции государства и права. На примере социально-философской и политической доктрины Никколо Макиавелли (1469-1527) можно рассмотреть, как автор отделяет политику от теологических и религиозных представлений, будучи уверенным, что она (политика) является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости («фортуны») [14]. Исследуя практику, Макиавелли приходит к пониманию того, что мотивы политической деятельности определяют реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Так человек был поставлен лицом к лицу с действительностью, дабы при формировании своей судьбы полагаться не на «божественное провидение», не на спасение, а на собственные силы. Отсюда – мораль силы и термин «макиавеллизм». · Антонио Грамши (1891-1937) первым отверг так называемый «макиавеллизм», приписанный Макиавелли, сведённый к вульгарной реализации принципа «цель оправдывает средства». Каково происхождение этого принципа в действительности? · Как следует понимать творчество Макиавелли?
9. Гуманистическое мировоззрение отличает Томаса Мора (1478-1535) – автора «Утопии», который сумел рассмотреть классовую суть социальных бедствий. В заключительной части своего произведения он констатировал, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и «всех государств» видно, что они не представляют собой «ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах» [15].
· Как строится автором антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая в идеальном государстве, которая составляет самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины «Утопии» [16]?
10.Ещё одна концепция идеального общества находилась в фокусе социальной философии Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Главная социальная программа была изложена им в книге «Город Солнца» и в трактате «О наилучшем государстве». Он пишет о народе, который «решил вести философский образ жизни общиной», создав государственное устройство, исходящее не от бога, а представляющее собой прямой результат деятельности человеческого разума [17]. · Чем отличается государство Солнца от «Государства» Платона и «Утопии» Т.Мора?
11.Принципиально новым был подход к пониманию возникновения и функционирования государства у Томаса Гоббса (1588-1679). Он вывел необходимость государства в целях предотвращения самоистребления, констатируя природное равенство людей, так как «в естественном состоянии, вследствие их страстей, их равенства и права на всё необходимое имеет место война всех против всех, состояние, в котором всё позволено, нет ничего правого или неправого» [18]. · В чём проявился идеализм Гоббса в его концепции государственной власти и почему её считают антидемократичной?
12. Жан Жак Руссо (1712-1778) главной причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства назвал частную собственность. Ему принадлежит утверждение того, что государство и законы так же обманывают народ, как деспот обманывает законы и народ. Мысль о диалектическом характере развития истории привела его к выводу о необходимости замены состояния общественного неравенства состоянием равенства. Политическим идеалом философа была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора [19]. · Что является свидетельством социально-политического радикализма Руссо? 13.С именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) связан принципиальный прорыв в познание философских основ общества. Основу исторического развития он рассматривал как саморазвёртывание всемирного разума «абсолютной идеи», которая проявляется в «духе народа». В лучших традициях гуманистической философии Гегель рассматривает историю как «прогресс духа в сознании свободы», проявляющийся через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга [20]. · «Государство есть наличная, действительно нравственная жизнь» [21]. Не оправдывает ли данное суждение философа любую тиранию и агрессию?
14.Впервые с позиций последовательного материализма философский анализ общества был предпринят Карлом Генрихом Марксом (1818-1883). Им была выделена категория общественного бытия, выработаны понятия общественно-экономической формации, базиса и надстройки, классов и классовой борьбы, нации и национальных отношений, социальных революций, сущности и содержания войны и армии и т.д.; был найден объективный критерий общественного прогресса – производственные отношения [22]. · В чём заключается сущность материалистического понимания истории?
15. Наиболее влиятельными теоретическими моделями общественного развития ХХ ве ка являются теории нейрофрейдизма или антропологические теории [23], технологического детерминизма [24], исторического круговорота или культурно-исторических типов [25], структурно-функционального анализа [26]. · З.Фрейд (1856-1939) считал одним из критериев прогресса счастье человека. Э.Фромм (1900-1980) признавал этот критерий, но выступал против современных представлений о прогрессе и счастье. Он не искал примирения с мыслью, что человек стал «меньше своей человечности» [27]. Почему? · Теорию технологического детерминизма называют в последнее время «экологическим антииндустриализмом». Один из ведущих его теоретиков американец А.Тоффлер (р. 1928). В качестве новых тенденций общественной жизни он рассматривает децентрализацию и автономию в экономике, политике и культуре, их независимость и многообразие, воплощённые в идее «электронного дома», семья в котором является основной производственной и социальной единицей. Выступая против современного индустриализма, он предвидит человечную, чистую технологию, не наносящую вреда окружающей среде [28]. Что положил социолог в основу своей концепции будущего, в противовес традиционным утопии и антиутопии, которую он называет практопией картиной мира?
· Представителей концепции исторического круговорота объединяет идея цикличности в развитии. У Дж.Вико (1668-1744)эпохи соответствуют периодам жизни человека – детству, юности и зрелости. Нисходящая линия развития уступает место новому круговороту. Отождествление культуры с жизнью биологического организма О.Шпенглером (1880-1936) приводит его к выводу о двух главных этапах в общем цикле развития культуры. С собственно культурой он связывает этап восхождения, а цивилизацию рассматривает как этап нисхождения, как возврат в «небытие» культуры[29]. Какое развитие получили эти взгляды в философии А.Тойнби (1889-1975)[30] и П.Сорокина (1889-1968) [31]? Тема 2. Основные сферы жизни общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|