Семинар 2. Человек в системе социальных связей
П л а н 1. Социальная общность и её характеристики. 2. Элементы социальной структуры общества. 3. Историческое развитие социальных общностей. 4. Особенности социально-диффузного общества ХХ века.
Основная литература 1. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. для вузов. – М., 1999. – С. 83-139. 2. Лепёхин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. – 1988. – № 4. 3. Основы современной философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – СПб, 2001. – С. 289-302.
Методические рекомендации Первоначально определите спектр социальных общностей: класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. Затем сравните определение социальной общности, данное в «Философском энциклопедическом словаре», с тем, которое даёт В.С.Барулин. Обратите внимание на частое смешение социальных общностей с другими общественными явлениями; чтобы этого избежать, необходимо учитывать критерии их выделения и признаки [56]. При подготовке второго вопроса необходимо выяснить главные черты основных социальных общностей и связи между ними. Начните с такой социальной общности как народ. Читая учебник [1, с. 87-90], обратите внимание на роль общественного производства, которое выступает интегрирующим эту социальную общность фактором. В качестве другого конституирующего фактора народа рассмотрите его роль в исторически прогрессивных преобразованиях. Проследите, как В.С.Барулин объясняет, почему территория, являясь объективной, естественной предпосылкой, средой народа как общности, не относится к числу интегрирующих её факторов [Там же]. Дополняют и развивают объективные факторы – факторы субъективные [57]. Народам всех стран присущи такие духовные факторы, как гордость и достоинство человека, чувство солидарности со всеми людьми труда и ненависть к паразитизму, вера в исторический прогресс, в лучшее будущее, традиции и нравственные ценности.
Нельзя не считаться с таким весьма сложным социальным организмом как народ страны. Эту качественно определённую социальную реальность характеризуют не только перечисленные факторы, но и общее проживание и общая жизнедеятельность в рамках определённой страны. Рассмотрите консолидирующую роль субъективных факторов на фактах всемирной и отечественной истории. Важнейшим элементом социальной структуры общества, начиная с эпохи рабовладения, являются классы. Социальное равенство на первых этапах общественного развития обусловлено крайне низким уровнем развития материального производства. Общественное разделение труда [58] способствовало росту производительности труда. Получение избыточного продукта создало условия для сосредоточения его у небольших групп людей. Это обусловило появление первой формы частной собственности – рабовладельческой, а с ней – и раскол общества на классы. Таким образом, исходным для определения сущности классов является их выведение из понимания материального производства в качестве определяющего фактора их конституирования. При выделении класса как общности акцентируйте внимание на общей роли в общественной организации труда определённой группы людей (это выражено в одной из черт в известном определении классов В.И.Лениным [59]). Далее рассмотрите, какие коррективы в систему критериев определения социального состава классов внёс ХХ век [3, с. 293-294]. Дайте характеристику наиболее известных моделей социальной дифференциации [Там же, с. 295-296]. Информационное общество ХХ века характеризуется новыми особенностями социальной дифференциации [3, с. 296-302]. Обратите внимание, почему привычные термины «буржуазия», «рабочий класс» или «пролетариат» сменили новые – «правящий класс», «класс производственных и непроизводственных работников»?
Важно отметить, что в новой социальной структуре общества всё большую значимость приобретает так называемый средний класс, к которому относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих [3, с. 299-300]. Особой общностью людей являются нации. Природно-территориальный комплекс – объективная предпосылка и реальная черта нации. Рассмотрите все моменты этноинтегрирующей роли этого комплекса [1, с. 94]. Изучая субъективно-сознательные факторы в консолидации национальной общности, следует рассмотреть роль языка, общность психологического склада, духовную культуру, традиции, особенности самосознания [1, с. 94-97]. При изучении третьего вопроса рассмотрите конкретно-историческую роль и социальный эффект отношений собственности [1, с. 117-120]. Вопрос четвёртый. ХХ век внёс свои изменения в классовые структуры и отношения, рассмотрите особенности этих преобразований. Во-первых, перечислите те из них, которые касаются социальной защиты трудящихся, социальной справедливости. Во-вторых, укажите причину утраты классами качества своеобразного центра всей социальной жизни общества [1, с. 120-122; 122-124]. Основную массу населения общества составляют средние слои. Сгруппируйте их основные характеристики в динамике их развития [1, с. 124-126]. В заключение, на примере развития различного типа маргинальных групп, сконцентрируйте внимание на причинах всё большего превращения современного общества в социально-диффузное, для которого характерно ослабление социологически-редукционистских начал в социальной области [1, с. 126-128]. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте две объективные характеристики народа как общности. 2. Почему территория не принадлежит к числу факторов, сплачивающих народ как общность? 3. Имеют ли факторы субъективно–сознательного порядка какое-либо значение в складывании народа как общности? 4. Можно ли считать язык чертой народа как социальной общности? 5. Дайте определение понятиям как общностям – «народ», «народ страны».
6. Назовите основной критерий дифференциации классовых общностей. 7. Назовите особенности социальной дифференциации в информационном обществе. 8. Дайте определение новых терминов: «правящий класс», «класс производственных и непроизводственных работников». 9. Назовите ведущие тенденции в развитии средних слоёв в последние десятилетия. 10.Перечислите объективные факторы объединения нации. 11.Какую роль в консолидации национальной общности играют субъективно-сознательные факторы? 12. Какие два основных изменения в классовые структуры и отношения внёс ХХ век? 13.Перечислите основные характеристики средних слоёв общества к концу ХХ века. 14. Чем объясняется социальная эволюция ХХ века, отмеченная развитием различного типа маргинальных групп? Темы докладов и рефератов 1. Спектр социальных структур общества в философско-социологической науке. 2. Роль народных масс и личности в истории. 3. Особенности взаимоотношений национальной общности и человеческой индивидуальности. 4. Историческое развитие социальной роли отношений собственности. 5. Проблемы формирования среднего класса в современной России. 6. Социальный облик современного западного общества.
Источники 1. Авраамова Е.Л. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. – 1999. – № 7. 2. Александрова О.А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. 3. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. – М., 1997. 4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1982. 5. Геллнер Э. Нация и национализм // Вопросы философии. – 1989. – № 7.
6. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. – 1990. – № 3. 7. Космарская Т. Средний класс и социальная политика // Вопросы экономики. – 1999. – № 7. 8. Ленин В.И. Великий почин. – Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 13-18. 9. Лепёхин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. – 1998. – № 4. 10.Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. – М., 1990. 11.Ташков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. – 1990. – № 12. 12.Тихонова Н.Е. На пути к новой стратификации российского общества // Общественные науки и современность. – 1998. – № 3. 13.Фарж А. Маргиналы. Опыт словаря нового мышления. – М., 1989. – С. 143-144. 14.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Т. 21. 15.Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 142-143.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|