Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная сфера жизни общества




Вопросы и задания для самоподготовки

1. Платон строит свою модель социального неравенства на основе своего учения о структуре души [42]: «Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должны быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной части, добродетель которой в му-жестве, – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников».

Аристотель. «Земледельцы, ремесленники и всё торговое сословие, –сказано в «Политике», – необходимо входят в состав каждого государства; но существенные его части суть: воины и члены совета» [43].

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) социальное расслоение и неравенство считал справедливым, полагая, что народ неразумен.

· Как эти философы эпохи античности относились к феномену рабства?

 

2. Гоббс Томас: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей…

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей.

…Там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия … от жизни в обществе.

…при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося… необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов…» [44].

· Как, по мысли философа, должна строится субординация подданных с обладателем верховной властью?

 

3. Жан Жак Руссо: «Человек рождён свободным, а между тем везде он в оковах. Иной считает себя повелителем других, а сам не перестаёт быть рабом в ещё большей степени, чем они.

Поскольку ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создаёт никакого права, то в качестве основы всякой законной власти среди людей остаются соглашения.

Вместо отдельной личности каждого договаривающегося этот акт ассоциации немедленно создаёт моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, целое, которое получает путём этого самого акта своё единство, своё общее я, жизнь и волю. Эта общественная личность, составленная путём соединения всех остальных личностей, получала в прежнее время название гражданской общины, а теперь называется республикой или политическим телом, которое именуется своими членами государством, когда оно пассивно, и сувереном, когда оно активно, державой – при сопоставлении её с ей подобными. По отношению к участникам они коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участники суверенной власти, и подданными, как подчинённые законам государства» [45].

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель по сравнению со своими предшественниками сделал огромный шаг в развитии понимания сущности и структуры социальной жизни общества. Он первым, в качестве основы гражданского общества, проанализировал экономику. Социальную структуру гражданского общества он представил как систему сословий. К субстанциональному сословию он отнёс земледельцев, дворян и крестьян; к промышленному – фабрикантов, торговцев и ремесленников; к всеобщему – чиновников. Исследуя противоречия современного ему буржуазного общества, философ писал: «Бедность сама по себе никого не делает чернью; чернью делает лишь присоединяющееся к бедности умонастроение, внутреннее возмущение против богатых, общества, правительства и т.д. …Таким образом, в человеке, принадлежащем к черни, возникает дурная черта, состоящая в том, что он не имеет чести зарабатывать себе средства к существованию своим собственным трудом и всё же претендует как на своё право на получение этих средств к существованию. От природы никто не может искать своего права, но в общественном состоянии людей лишения тотчас же приобретают форму несправедливости, совершаемой по отношению к тому или иному классу. Важный вопрос о том, как бороться с бедностью, волнует и мучит преимущественно современные общества» [46].

· Как изменились взгляды на сущность социального неравенства и его последствия со времён Гегеля? Дайте их оценку с позиции справедливости.

 

5. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) видел в современном ему обществе ХVIII века «угнетателей и угнетённых», «воров и обворованных». Жак Неккер (1732–1804), будучи французским финансистом, тоже хорошо различал борьбу между трудом и капиталом. Другой француз, основоположник позитивизма, Огюст Конт (1798-1857) развитие общества поставил в зависимость от так называемых трёх стадий интеллектуальной эволюции. В соответствии с этой идеей первоначально все явления объясняются религиозными представлениями, затем, на второй стадии, – сущностями, причинами, и только на третьей стадии, позитивной, – возникает наука об обществе, призванная примирить принципы «порядка» и прогресса. Он рассматривает предпринимателей-капиталистов и пролетариев-рабочих не как два антагонистических класса, а как один класс, утверждая о наличии «социальной гармонии» и «единстве» общественных классов. Более того, он возлагал на «позитивную философию» надежду заставить капиталистов (как только они усвоят её) узреть в себе только «необходимых хранителей общественных капиталов».

· Сравните эти взгляды и дайте оценку благодушия О.Конта в контексте особенностей социального времени ХХ века.

 

 

6. Марксистско-ленинской теорией о социальной структуре общества выделены два её типа[47]: однородная (доклассовая и бесклассовая [48]) и классовая (антагонистическая и неантагонистическая [49]). Целостное марксистское определение классов было дано В.И.Лениным [50]. Социальное положение людей, условия их труда и быта, общественную психологию и идеологию, их объективные интересы марксисты связывают с принадлежностью к классам.

· Применима ли марксистская методология анализа социально-классовой структуры к изучению внутриклассовой дифференциации (если да, то по каким критериям), межклассовых слоёв и групп, территориальных, демографических и этнических общностей, к социальным перемещениям (миграции) и т. д.?

 

7. Итальянский философ Вольфредо Парето (1848-1923) автор учения о социальной гетерогенности общества, согласно которому общество делится на элиту [51], которая может быть как управляющей, так и неуправляющей [52], и неэлиту [53]. Обладающие способностями к манипуляциям, хитрости и обману названы «лисами», а склонные к консерватизму, насилию – «львами».

· Что лежит в основе этого деления?

· Из чего, по мнению В.Парето, складывается социальная устойчивость, и чем обеспечивается динамика общества?

 

8. Процессы социальной мобильности и социальной стратификации первым исследовал русский и американский философ Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). В общей социальной структуре он выделял формы неорганизованных и полуорганизованных групп [54], «односторонние» и «многосторонние» группы [55].

· Учитывая отличительные свойства и характеристики каждого элемента данной структуры, подумайте, на какой основе была проведена философом дифференциация социального целого?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...