Раздел «Организация судебной деятельности»
Раздел «Организация судебной деятельности» Учебный материал призван дать студентам основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного плана. В разделе «Организация судебной деятельности» определяются вопросы, связанные с организационным обеспечением судебной деятельности, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература по теме, раскрывается основной понятийный аппарат, обращается внимание на законодательство по вопросам организационного обеспечения деятельности судов, на имеющуюся литературы по рассматриваемым вопросам. При подготовке к семинару-дискуссии работа студента должна строится по схеме: ü Смотри изучаемую тему; ü Подбери нормативную правовую базу; ü Подбери учебную и научную литературу; ü Изучи собранный материал; ü Подготовься к семинару/практическому занятию; ü Законспектируй необходимый материал; ü Сохрани наработанный материал до конца курса, чтобы подготовиться к зачету. Запомни изученный материал и применяй для профессиональной работы (в том числе и на преддипломной практике). В процессе преподавания дисциплины «Организация судебной деятельности» используются как классические методы обучения (семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию и под контролем преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив. Для более детального и глубокого изучения студентами теоретических вопросов, привития им первоначальных навыков в работе с нормативными правовыми актами, а также решения практических вопросов, возникающих при осуществлении деятельности по организационному обеспечению судебной работы, проводятся семинарские (практические) занятия.
На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, выступают с докладами по проблемным вопросам, решают задачи, выполняют иные письменные и практические задания. Рекомендации при подготовке к семинару студента: - ознакомление с планом семинара; - подбор рекомендованной литературы; - изучение нормативных правовых актов и учебной литературы; - конспектирование отдельных положений изучаемых источников; - выписка основных понятий, определений; - необходимо ответить для себя на вопросы предстоящего семинара. Достаточно большой объем часов отведен для самостоятельного обучения. Рекомендации при организации самостоятельной работы студента по изучению нормативных правовых актов: - изучить конкретный нормативный правовой акт (рекомендованный по теме) в библиотеке или в справочно-правовой системе «Консультант Плюс», «Гарант» и др.; - вначале необходимо уяснить, каким органом принят изучаемый акт, когда он вступил в силу, какова его структура, какие отношения регулирует; - конспектирование отдельных положений. В настоящее время использование Интернет-ресурсов является неотъемлемой частью работы любого студента и юриста. Необходимо вести справочник Интернет-ресурсов. При работе со справочно-правовыми системами, следует учитывать правила работы с программами и знать возможности информационного обеспечения. Отдельные рекомендации даны отдельно по темам раздела. Тема 1. Основные понятия, предмет и система учебной дисциплины «Организация судебной деятельности». В рамках данной темы важным является понимание судебной деятельности, ее соотношение с понятиями «судебная власть», «правосудие», «организация судебной деятельности».
Необходимо разграничивать основную и обеспечивающие (вспомогательные) функции судебной власти. Судебная власть, институционально представленная системой судебных органов, реализует функцию правосудия, а также ряд вспомогательных функций, создающих условия надлежащего кадрового, материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности. При изучении данной темы особое внимание следует уделить уяснению основных направлений организации судебной деятельности. Тема 2. Судебная система Российской Федерации – организационно-правовая основа судебной деятельности Судебную систему Российской Федерации следует определить как совокупность обозначенных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» федеральных судов и судов субъектов РФ, построенных в соответствии с их компетенцией и призванных обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, государственных и общественных интересов, законность и правопорядок. Определяя судебную систему Российской Федерации как упорядоченную совокупность обозначенных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» федеральных судов и судов субъектов РФ, необходимо отметить сложность построения данной системы, ее развитие: появление новых звеньев и судебных инстанций. Порядок создания, реорганизации и упразднения судов определен нормами Федерального от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05. 02. 2014) «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7). В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 07. 02. 2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21. 07. 2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
С образованием судебных районов появляется практическая возможность создать районные суды не по принципу административных территорий, а по принципу судебных округов (территорий) и устранить зависимость судов от местной власти и административной системы. Районные суды создаются и упраздняются только на основании федеральных законов. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Принципом создания судебных участков является численность населения, проживающего на данной территории. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Кроме того, следует знать полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов по перераспределению образовавшихся в судах вакантных судейских должностей. Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г. ) «О Судебном департаменте при Верховном Суде» перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона начальник управления Судебного департамента в пределах своей компетенции: перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов, образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей.
Студент должен четко разграничивать представление о звене судебной системе и судебной инстанции. Если представление о звене – это представление об организации судов, то представление об инстанции – это уяснение порядка движения дела (процессуальное понятие), поскольку движение дела происходит от одной инстанции к другой. Тема 3. Ресурсное обеспечение судебной деятельности. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Студент должен обратить внимание на понятие и принципы организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, основные направления организационного обеспечения деятельности судов: мероприятия финансового характера, кадрового обеспечения, материально-технического обеспечения, информационного обеспечения. Уясняя место и роль Судебного департамента при Верховном суде РФ в механизме организационного обеспечения деятельности судов, необходимо акцентировать внимание на систему и структуру Судебного департамента, его взаимоотношения с органами судейского сообщества, правоохранительными органами, органами законодательной и исполнительной власти. Студенты обязаны обратить внимание на особенности обеспечения деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, порядок обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также на особенности организации судебной деятельности военных судов. Особое внимание в рамках указанной темы следует уделить изучению правового статуса администратора суда и его функциям. Правовое положение администратора суда определяется ст. 17, 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а также приказами Судебного департамента. Так, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. № 80 утверждены типовые должностные регламенты администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 06 ноября 2014 г. № 232 утвержден типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, занимающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|