Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Кадровое обеспечение судебной деятельности




Порядок отбора кандидатов на должности судей установлен статьей 5 Закона «О статусе судей в РФ» и осуществляется на конкурсной основе. Кандидат на вакантную должность судьи должен получить положительное заключение квалификационной коллегии судей, что означает рекомендацию органа судейского сообщества для назначения кандидата на должность судьи.

В Федеральном законе «О мировых судьях в РФ» четко определены требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи. Данные требования едины для всех мировых судей и не могут быть изменены законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ не могут предъявляться к кандидатам на должности мировых судей дополнительные требования.

Следует помнить, что порядок отбора кандидатов на должность мировых судей устанавливается на конкурсной основе в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» (ст. 5 указанного Закона).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Правовой статус судьи в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. В силу того, что судебная власть персонифицируется, олицетворяется через судей, к последним предъявляются особые требования и закрепляется их особый статус.

Следует уяснить, что особый статус судей, закрепленный на уровне Конституции РФ и федеральных конституционных законов, есть следствие особого положения судей в правовом государстве. Понятие «статус судьи» охватывает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе.

Такой особый круг прав и обязанностей судей, а также требования, предъявляемые к судьям, гарантии, обеспечивающие независимость судей, закреплены в Законе «О статусе судей в Российской Федерации».

Необходимо знать, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации. Такие особенности предусмотрены в отношении правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации и определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»; а также в отношении правового положения судей военных судов, что закреплено Федеральным конституционным законом «О военных судах».

Единство статуса всех судей означает их равное положение как носителей судебной власти; единые требования к назначению судей на должности, единый порядок прекращения и приостановления полномочий судей, привлечения к ответственности, иные гарантии независимости.

Вместе с тем это не исключает различия полномочий судей в зависимости от того, в суде какого уровня и компетенции судья проходит службу, выполняет ли он обязанности руководителя суда.

 Представляется целесообразным выделять в статусе судей следующие составляющие:

- права и обязанности, связанные с порядком формирования судей;

- права и обязанности судей, которые определяют особое положение судьи как должностного лица, осуществляющего правосудие.

Так, судьи федеральных районных судов назначаются на должность Указом Президента РФ. К кандидатам на должности судей районного уровня предъявляются следующие требования: наличие гражданства Российской Федерации при отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

достижение возраста не моложе 25 лет;

наличие высшего юридического образования по специальности " Юриспруденция" или высшего образования по направлению подготовки " Юриспруденция" квалификации (степени) " магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки " Юриспруденция", полученного в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию;

наличие стажа работы в области юриспруденции не менее 5 лет. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса;

отсутствие судимости либо уголовное преследование в отношении кандидата в судьи прекращено по реабилитирующим основаниям;

состояние здоровья, позволяющего выполнять обязанности судьи (наличие дееспособности, отсутствие ограничений дееспособности; отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, кандидат не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств);

отсутствие порочащих поступков, наличие морально-нравственных, деловых качеств, соответствующих высокому статусу судьи;

сдача квалификационного экзамена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Тема 5. Формирование и организация работы аппарата суда. Деятельность по обеспечению правосудия в силу ее объемности, специфичности, регулирования в большей части ведомственными актами требует наличия профессионально подготовленных сотрудников, состоящих в штате суда. Такие работники суда составляют аппарат суда, основная задача которого заключается в организационном обеспечении четкой и бесперебойной работы судов по рассмотрению дел и отправлению правосудия.

Аппараты федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Аппарат федерального суда общей юрисдикции действует в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции». Аппарат арбитражного суда действует в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 октября 2016 г. № 203 «Об утверждении Положения об аппарате арбитражного суда». С указанными нормативными правовыми актами рекомендуется ознакомиться.

В аппарате федерального суда работники аппарата замещают должности федеральных государственных гражданских служащих, которые учреждены Указом Президента Российской Федерации от 31. 12. 2005 № 1574 (ред. от 23. 08. 2017) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Работники аппарата мирового судьи замещают должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Эти должности учреждаются в аппарате мирового судьи нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для обеспечения.

В ходе изучения этой темы студент должен глубоко освоить должности государственной гражданской службы в аппарате судов, а также правовое положение сотрудников аппарата суда: секретаря суда, секретаря судебного заседания, помощника судьи, помощника председателя суда.

Необходимо помнить, что секретарь судебного заседания относится к числу субъектов судопроизводства и наделен процессуальными правами и обязанностями, закрепленными в процессуальных кодексах (УПК, ГПК, АПК, КАС РФ).

Секретарь судебного заседания является гражданским государственным служащим, проходящим государственную службу в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1]. Должность секретаря судебного заседания в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» и замещается на конкурсной основе. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям.

К квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, замещающему должность секретаря судебного заседания, относятся: наличие высшего юридического образования, владение знаниями процессуального законодательства, основ ведения делопроизводства, порядка работы со служебной информацией, а также обладание умениями применять их на практике.

Ознакомление с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06 декабря 2010 г. № 272 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» позволит уяснить квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на указанные должности, круг их служебных обязанностей.

В рамках темы 6 «Организация документооборота и делопроизводства» н еобходимо уяснить и отметить, что понятие «судебное делопроизводство» не сформулировано в нормативных правовых актах. Однако в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25. 12. 2013 № 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)», Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29. 04. 2003 № 36 (ред. от 09. 01. 2018); Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 " Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"; Инструкции по делопроизводству в военных судах (утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 октября 2014 г. № 219); Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде РФ, утвержденной приказом Председателя Верховного Суда РФ от 8 мая 2015 г. № 32-П с изм. от 29 декабря 2016 г., раскрываются вопросы порядка оформления служебных документов суда, организация работы в суде по ведению делопроизводства (роль председателя суда, администратора суда, судьи, секретаря судебного заседания, секретаря суда, специалиста суда), общие правила ведения и стадии судебного делопроизводства.

Так, Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде является основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению копий процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...