Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы метода бухгалтерского учета




Краткий план лекции:

2.1. Предмет и объекты бухгалтерского учета

2.2. Элементы метода бухгалтерского учета

2.3. Бухгалтерский баланс: понятие, строение, структура

2.4. Типы изменений в балансе под вилянием хозяйственных операций

2.5. Бухгалтерские счета и двойная запись

2.6. Бухгалтерские документы, организация документооборота

2.7. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

- 2.1 -

В качестве предмета бухгалтерского учета в настоящее время в соответствии с действующим законодательством выступает имущество организации, выраженное через ее хозяйственные средства и источники их формирования, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, осуществляемых в сфере снабжения, производства и продажи продукции, а также полученные результаты хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 402-Ф3 от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются:

§ факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказывать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств);

§ активы;

§ обязательства;

§ источники финансирования деятельности;

§ доходы;

§ расходы;

§ иные объекты, установленные федеральными стандартами.

Имущество любого экономического субъекта, представляющее собой объект бухгалтерского учета, обращается в трех стадиях производственно-финансовой деятельности:

1) процесс снабжения: на этой стадии организация заключает договора с поставщиками и подрядчиками на поставку товаров, работ и услуг. Здесь определяются источники финансирования закупок, условия транспортировки приобретаемых материальных ценностей, перечень лиц, ответственных за совершение снабженческих операций;

2) процесс производства: результатом данной стадии является создание нового продукта, в котором участвуют все виды ресурсов организации: средства труда, предметы труда, живой труд. Учет процесса производства – важнейший участок бухгалтерского учета, поскольку на этой стадии подсчитываются все затраты предприятия по изготовлению продукции и в конечном итоге, на этой сумме базируется расчет цены изделий (работ, услуг);

3) процесс реализации: это стадия, на которой изготовленная в процессе производства продукция реализуется и определяется ее полная себестоимость как совокупность всех затрат, связанных с производством и сбытом.

Состав, размер и структура объектов определяются сферой деятельности, размерами и отраслевой принадлежностью экономического субъекта. Однако существуют общие подходы к классификации групп объектов в целях единообразия организации их учета. Так, имущество организации классифицируется по составу и размещению (рис. 1) и по функциональной роли в процессе производства (рис. 2).

По составу и размещению хозяйственные средства делятся на используемые в одной из трех сфер: сфере производства, сфере обращения и в непроизводственной сфере.

В целях данной классификации под средствами труда подразумеваются те объекты, которые используются в целях производства, действуют в неизменной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость постепенно, путем переноса на вновь созданный продукт (производственные здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и инвентарь и т.п.). Предметы труда участвуют в одном производственном цикле и полностью потребляются в процессе производства (материальные запасы, незавершенное производство).

 

Классификация имущества по составу и размещению
                     
                     
  Сфера производства     Сфера обращения     Непроизводственная сфера
         
                     
  средства труда     предметы обращения (готовая продукция, товары)     объекты культурно-бытового назначения, числящиеся на балансе организации
         
                 
  предметы труда     денежные средства        
             
                     
          ценные бумаги        
                 
                     
          средства в расчетах (дебиторская задолженность)        
                 
                     
          средства, обслуживающие процесс обращения        
                 

 

Рис. 1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

 

По функциональной роли в процессе производства хозяйственные средства делятся на две группы в зависимости от срока службы:

 

  Классификация имущества по функциональной роли в процессе производства  
           
           
Основные средства     Оборотные средства
           
совокупность объектов, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода более 1 года     объекты сроком службы менее года (большая часть средств труда и средства сферы обращения, за исключением зданий, сооружений и оборудования)
               

Рис. 2. Классификация хозяйственных средств по функциональной роли

Источники формирования имущества классифицируются по принадлежности на собственный и заемный (привлеченный) виды капитала:

 

    Классификация источников формирования имущества организации  
         
             
  Собственный капитал     Заемный капитал
     
             
  капиталы и резервы     кредиты и займы
     
             
  нераспределенная прибыль     кредиторская задолженность
     
             
  целевые финансирование и поступления        
         
                   

 

Рис. 3. Классификация источников формирования имущества организации

 

- 2.2 -

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, состоящая из восьми перечисленных ниже элементов, в совокупности определяющих, каким образом организациями осуществляется ведение учета:

1. документация – первичная регистрация хозяйственных операций с помощью установленных форм первичных учетных документов в момент и в месте совершения операции;

2. инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;

3. бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации в денежной оценке на определенную дату;

4. бухгалтерский счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой накапливается и систематизируется текущая информация о состоянии и движении отдельных видов имущества и обязательств организации;

5. метод двойной записи – способ регистрации хозяйственных операций, заключающийся в том, что каждая операция затрагивает не менее двух объектов бухгалтерского учета;

6. оценка – способ выражения в денежном измерении имущества и обязательств организации;

7. калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости готовой продукции;

8. отчетность – представляет собой систему показателей, характеризующих производственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год).

- 2.3 -

 

Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Таким образом, баланс – это систематизированный перечень имущества и обязательств организации по состоянию на отчетную дату.

Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей для раздельного отражения хозяйственных средств и источников их формирования. В левой части баланса отражается имущество в группировке по составу и размещению, в правой – по источникам их образования. Левая часть баланса называется активом, правая – пассивом.

Каждый отдельный вид средств в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса. Экономически однородные статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же хозяйственные средства, сгруппированные по различным признакам. Равенство итогов актива и пассива баланса (валюты баланса) имеет большое контрольное значение. Оно является одним из средств проверки правильности учетных записей, а отсутствие его свидетельствует об ошибках в учете.

Бухгалтерский баланс является основной формой финансовой отчетности организации, поэтому структура его закреплена законодательно и включает пять разделов. Первые два раздела (внеоборотные активы, оборотные активы) входят в состав актива, оставшиеся три (капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства) – формируют пассив баланса.

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, результаты научных исследований и разработок, нематериальные поисковые активы, материальные поисковые активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы, то есть средства, используемые в хозяйственной деятельности организации в течение длительного времени.

Оборотные активы представляют собой денежные средства и денежные эквиваленты, производственные запасы, дебиторскую задолженность и краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), прочие оборотные активы, то есть совокупность объектов с коротким сроком использования или обращения.

Капитал и резервы включают собственные источники средств (уставный (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей), собственные акции, выкупленные у акционеров, переоценка внеоборотных активов, добавочный капитал (без переоценки), резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Долгосрочные обязательства – это заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства.

Краткосрочные обязательства – это заемные средства, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, оценочные обязательства, прочие обязательства.

В зависимости от стадии развития той или иной организации и целевого назначения различают следующие виды балансов:

§ вступительный – формируется при создании организации, то есть это ее хронологически первый бухгалтерский баланс;

§ текущий – составляется в процессе деятельности на какую-либо внутригодовую дату (например, месячные и квартальные балансы);

§ заключительный – основная отчетная форма организации, составляемая по итогам финансового года, основной вид баланса;

§ ликвидационный – формируется при ликвидации организации и является хронологически ее последним составляемым балансом.

Различают также баланс-брутто и баланс-нетто. Баланс-брутто предусматривает оценку всех видов активов и обязательств по первоначальной стоимости, не отражающей зачастую фактическое состояние имущества. То есть в нем обособленно выделяются, например, статьи «амортизация основных средств», «амортизация нематериальных активов» и т. п. В интересах сближения отечественной практики с международными стандартами ведения бухгалтерского учета в настоящее время баланс составляют в реальной оценке на дату составления баланса, то есть в нетто-оценке.

Бухгалтерский баланс, как правило, составляется на 1-е число каждого календарного месяца и является одним из главных отчетных документов организации по хозяйственной деятельности. Месячные балансы предназначены для внутреннего использования в организации, квартальные или годовые балансы предоставляются в налоговые органы; в банки, обслуживающие организации, то есть в органы внешнего контроля, а также собственникам капитала (учредителям).

- 2.4 -

Любая хозяйственная операция, осуществляемая организацией, оказывает влияние на состав и структуру принадлежащего ей имущества и его источников. То есть, любой факт хозяйственной деятельности приводит к одновременному увеличению и уменьшению в составе хозяйственных средств или их источников или к росту или сокращению их общей величины, что отражается в бухгалтерском балансе организации. По характеру влияния на бухгалтерский баланс хозяйственные операции делятся на четыре типа.

Операции первого типа изменяют только состав имущества, то есть затрагивают только актив баланса, увеличивая одну его статью и уменьшая другую. В этом случае валюта баланса не изменяется, а происходит лишь перераспределение средств внутри актива.

Например, получены в кассу организации с расчетного счета в банке 50 000 руб. для выдачи заработной платы. Данная операция затрагивает две статьи баланса «Касса» и «Расчетный счет», предназначенные для учета денежных средств и находящиеся поэтому во втором разделе актива баланса. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье «Касса» средства увеличились на 50 000 руб., а по статье «Расчетный счет» - уменьшились на 50 000 руб.

Математически данный тип изменений отражается формулой:

SА + а1 – а2 = SП.

Операции второго типа изменяют только состав источников формирования, то есть затрагивают только пассив баланса, увеличивая одну его статью и уменьшая другую. В этом случае валюта баланса также не изменяется, а происходит лишь перераспределение средств внутри пассива.

Например, по решению собрания акционеров часть резервного капитала в сумме 150 000 руб. направлена на увеличение уставного капитала. Данная операция затрагивает две статьи баланса «Уставный капитал» и «Добавочного капитал», предназначенные для учета собственного капитала организации и находящиеся поэтому в третьем разделе пассива баланса. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что средства по статье «Уставный капитал» увеличились на 150 000 руб., а по статье «Добавочный капитал» - уменьшились на 150 000 руб.

Данному типу изменений в балансе соответствует формула:

SА = SП + р1 – р2.

Операции третьего типа одновременно увеличивают состав имущества и источников его формирования, то есть затрагивают одновременно и актив и пассив баланса. При этом происходит увеличение средств по одной статье актива и по одной статье пассива. Валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.

Например, на расчетный счет организации зачислен краткосрочный кредит банка в размере 200 000 руб. Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса: «Расчетный счет» (предназначена для учета денежных средств и находится во втором разделе актива) и «заемные средства» (предназначена для учета краткосрочных обязательств и находится в пятом разделе пассива). Выполнение операции вызывает увеличение статьи «Расчетный счет» на сумму 200 000 руб. и одновременно увеличение задолженности организации по полученному в банке краткосрочному кредиту, то есть статья «Заемные средства» также увеличивается на сумму 200 000 руб. Таким образом, валюта баланса и по активу (общая величина имущества) и по пассиву (общая величина источников) возрастает на 200 000 руб.

Влияние хозяйственной операции на бухгалтерский баланс можно записать в виде следующей формулы:

SА + а1 = SП + р1.

Операции четвертого типа одновременно уменьшают состав имущества и источников его формирования, то есть затрагивают одновременно и актив и пассив баланса. При этом происходит уменьшение средств по одной статье актива и по одной статье пассива. Валюта баланса по активу и пассиву снижается на равную величину.

Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации в сумме 70 000 руб. Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса: «Касса» (предназначена для учета денежных средств и находится во втором разделе актива) и «Задолженность персоналу по оплате труда» (предназначена для учета краткосрочных обязательств и находится в пятом разделе пассива). Выполнение операции означает, что сумма по статье «Касса» уменьшилась на 70 000 руб., но одновременно уменьшилась и сумма по статье «Задолженность персоналу по оплате труда», также на 70 000 руб., так как при выдаче заработной платы осуществляется погашении задолженности персоналу. Валюта баланса и по активу, и по пассиву также уменьшилась на 70 000 руб.

Данному типу изменений соответствует формула:

SА – а1 = SП – р1.

Резюмируя, можно сделать следующий общий вывод, что любая хозяйственная операция, во-первых, затрагивает не менее двух статей баланса, и, во-вторых, при этом обязательно сохраняется равенство между активом и пассивом баланса.

- 2.5 -

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организацией ежедневно проводится большое количество хозяйственных операций, требующих обязательной регистрации в целях ведения их бухгалтерского учета. Для ее осуществления предназначен такой элемент метода бухгалтерского учета, как бухгалтерские счета, которые построены по принципу экономической однородности.

Бухгалтерский счет – это способ группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов по отдельным их видам. Таким образом, счет представляет собой основную единицу хранения учетной информации по конкретным видам имущества и обязательств.

Поэтому для каждого вида объектов бухгалтерского учета предусмотрены отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют отдельным балансовым статьям (01 «Основные средства, 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы» и т. д.).

Графически бухгалтерский счет представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из двух частей: левая сторона счета – дебет (от лат. «должен»), правая сторона – кредит (от лат. «верит»). В начале таблицы дается название счета (наименование объекта учета). Для обозначения остатков на счетах используется термин сальдо. Оно может быть начальным (на начало отчетного периода) и обозначаться СН, С’, S’ и конечным (на конец периода): СК, С”, S”. Сумма итогов записей по дебету и кредиту счета называется оборотом (соответственно дебетовым и кредитовым). Термин «открыть счет» означает – составить его форму и записать в ней начальный остаток по счету.

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Счета, на которых отражается наличие и движение хозяйственных средств (имущества организации), называются активными. Открываются они на основании актива баланса и имеют дебетовое сальдо. К ним относятся, например, счета 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Для того, чтобы определить конечное сальдо по активным счетам используют формулу:

Ск = Сн + Одт – Окт.

Конечное сальдо на активных счетах может быть только дебетовым или равным нулю.

Счета, предназначенные для отражения наличия и движения источников хозяйственных средств (обязательств организации), называются пассивными. Такие счета открываются на основании пассива баланса и имеют кредитовое сальдо. В их состав входят, например, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 80 «Уставный капитал», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей» и др.

Конечное сальдо по пассивному счету определяется по формуле:

Ск = Сн + Окт – Одт.

Кроме того, в бухгалтерском учете используются активно-пассивные счета, которые представляют собой соединение на одном счете активного и пассивного счетов и применяются для учета расчетных взаимоотношений, где возможно одновременное возникновение и дебиторской, и кредиторской задолженностей (например, счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Необходимость ведения подобных активно-пассивных счетов объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно. Особенностью таких счетов является то, что они могут одновременно иметь и дебетовое и кредитовое сальдо, называемое развернутым.

В результате хозяйственных операций начальное дебетовое сальдо по активно-пассивному счету может стать конечным кредитовым и наоборот. Для расчета развернутого сальдо выше указанные формулы не используются. Для этого необходимы более детальные данные, то есть данные о состоянии расчетов с каждым дебитором и кредитором.

Хозяйственные операции текущего учета записываются на счета по мере их накопления и систематизируются по отдельным объектам учета. Поэтому запись данных на бухгалтерских счетах, называют систематической регистрацией хозяйственных операций.

Любая совершаемая организацией хозяйственная операция характеризуется свойствами двойственности и взаимности, то есть затрагивает одновременно два или более объектов учета. Для реализации этих свойств в системе бухгалтерского учета используется прием регистрации хозяйственной операции методом двойной записи. Сущность этого метода состоит в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого в равных суммах.

Возникающая при этом взаимосвязь между бухгалтерскими счетами называется корреспонденцией счетов. Это, например, могут быть взаимосвязи между счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса» – при выдаче заработной платы; между счетами 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – при приобретении материальных ценностей и т. п. Подобным образом взаимосвязанные счета называются корреспондирующими счетами. Оформление же корреспонденции счетов в письменной форме называется бухгалтерской проводкой (бухгалтерской записью). То есть бухгалтерская проводка представляет собой указание дебетуемого и кредитуемого по данной операции счетов и суммы хозяйственной операции.

Рассмотрим алгоритм составления бухгалтерской проводки на примере операции по получению у поставщиков материалов стоимостью 75 000 руб. В первую очередь необходимо определить состав объектов учета, участвующих в отражаемой хозяйственной операции – в данном случае это материалы (счет 10 «Материалы») и кредиторская задолженность поставщикам (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Далее устанавливается характер изменений, происходящих с учитываемыми объектами – здесь возрастает количество и стоимость материальных запасов организации с одновременным увеличением суммы кредиторской задолженности поставщикам. И в заключение определяется по дебету или кредиту корреспондирующих счетов (в зависимости от их отношения к балансу) отражаются происходящие изменения. Так, счет 10 «Материалы» предназначен для учета имущества организации, то есть является активным, поэтому увеличение стоимости материальных запасов будет отражено по дебету счета. В свою очередь, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для учета обязательств организации, поэтому относится к группе пассивных счетов, и рост кредиторской задолженности будет учтен по кредиту счета. Таким образом, хозяйственная операция «получены от поставщика материалы стоимостью 75 000 руб.» будет записана следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и

подрядчиками» – 75 000 руб.

В зависимости от экономического содержания хозяйственной операции все бухгалтерские записи могут быть разделены на четыре типа:

1) операция представляет собой получение со стороны каких-либо хозяйственных средств (внесение учредителем вклада в капитал организации, приобретение материальных ценностей у поставщиков, получение заемных средств от кредитных учреждений и т. п.) – в корреспонденции будет задействован дебет активного и кредит пассивного счетов;

2) операция представляет собой возврат ранее полученных средств или платеж по долгам (погашение кредитов и займов, уплата налогов, выдача заработной платы и т. п.) – в корреспонденции будет задействован дебет пассивного и кредит активного счетов;

3) операция представляет собой изменения в структуре имущества организации (обналичивание денежных средств, отпуск материалов в производство, перемещение запасов между складами и т. п.) – в корреспонденции и по дебету и по кредиту будут задействованы активные счета;

4) операция представляет собой изменения в структуре источников образования хозяйственных средств (распределение прибыли, начисление налогов на заработную плату, перераспределение капитала и т. п.) – в корреспонденции по дебету и кредиту будут задействованы пассивные счета.

Бухгалтерский учет в организациях строится в двух направлениях: с одной стороны в нем даются обобщенные (синтетические) показатели. В них соединяются вместе однородные средства и источники. Однако для контроля за действиями материально ответственных лиц, наблюдения за обеспеченностью организации необходимыми запасами и т. д. нужно располагать подробными (аналитическими) сведениями, детально характеризующими состояние и движение каждого вида ценностей. Поэтому выделяются синтетический и аналитический виды учета.

Синтетический учет представляет собой учет обобщенных данных об имуществе и обязательствах, ведется на синтетических счетах и только в стоимостном измерителе. Аналитический учет – это учет детальных данных об отдельных видах имущества и обязательств, который ведется на аналитических счетах в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Синтетический и аналитический учет организуются таким образом, чтобы их показатели контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали. Поэтому записи по синтетическим и аналитическим счетам ведутся параллельно на основании одних и тех же первичных учетных документов, но с разной степень детализации.

В соответствии с видами учета по степени детализации информации бухгалтерские счета также делятся на синтетические и аналитические. Синтетические счета дают обобщенные показатели о средствах, их источниках и процессах по экономически однородным группам только в денежном выражении. Аналитические счета – детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам хозяйственных средств, их источников и процессов как в денежном, так и в натуральном выражении. Например, если организация занимается производством одновременно нескольких видов продукции, то общая ее стоимость и движение отражаются на синтетическом счете 43 «Готовая продукция», однако в целях оперативного управления следует знать не только ее общее количество, но и конкретно – наличие и местонахождение каждого из видов продукции. Или, например, синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дает информацию лишь об общей сумме задолженности, аналитические же счета, открытые к нему, характеризуют задолженность организации каждому контрагенту, что дает возможность ее оперативного контроля за своевременностью погашения.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь, которая выражается в трех равенствах:

1) сумма начальных остатков по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равна начальному сальдо синтетического счета;

2) сумма оборотов по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равна оборотам по синтетическому счету;

3) сумма конечных остатков по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равна конечному сальдо синтетического счета.

Между синтетическими и аналитическими счетами располагаются субсчета. Субсчета представляют собой дополнительную группировку хозяйственных средств в пределах данного синтетического счета. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов – один синтетический счет.

В учетной практике синтетические счета называются счетами первого порядка, субсчета – счетами второго порядка, аналитические счета – счетами третьего порядка и далее в зависимости от специфики деятельности организации.

Например: синтетический счет 11 «Животные на выращивании и откорме» (счет I порядка), имеет субсчета (счета II порядка):

11-1. молодняк животных;

11-2. животные на откорме;

11-3. птица по видам;

11-4. звери по видам;

11-5. кролики по породам;

11-6. семьи пчел;

11-7. молодняк животных, переданных гражданам на доращивание;

11-8. скот, принятый от населения для реализации.

К субсчету «Молодняк животных» в организации могут быть открыты аналитические счета (счета III порядка):

§ молодняк крупного рогатого скота;

§ молодняк мелкого рогатого скота;

§ жеребята и др.

К аналитическому счету «Молодняк крупного рогатого скота», в свою очередь, могут открываться аналитические счета IV порядка:

§ молодняк КРС молочного направления;

§ молодняк КРС мясного направления и др.

Взаимосвязь между бухгалтерскими счетам и балансом проявляется следующим образом. Большинству бухгалтерских статей соответствуют отдельные синтетические счета. Так, статье актива «Нематериальные активы» соответствует счет 04 «Нематериальные активы», статье пассива «Уставный капитал» – счет 80 «Уставный капитал» и т. д. Иногда несколько синтетических счетов бывают объединены в одну балансовую статью. Например, статья актива «Запасы» включает данные по счетам 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и ряду других. Бывают, напротив, синтетические счета, отражаемые по нескольким балансовым статьям. Это, например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Его данные входят одновременно в статью актива «Прочие дебиторы» и в статью пассива «Прочие кредиторы». В целом же, бухгалтерский баланс представляет собой обобщение данных о конечных остатках по синтетическим счетам и субсчетам.

В бухгалтерском учете организации применятся большое разнообразие счетов, которые для большего удобства могут быть классифицированы по двум признакам:

1) по экономическому содержанию;

2) по структуре и назначению.

Обе классификация тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Классификация по экономическому содержанию отвечает на вопрос: что отражается на том или ином счете и включает в себя три группы:

1. счета хозяйственных средств;

2. счета источников хозяйственных средств;

3. счета хозяйственных процессов.

Подобная классификация необходима для того, чтобы установить, какие счета нужны для отражения каждого объекта учета. Поэтому счета в ней группируются в зависимости от той роли, которую выполняют учитываемые на них объекты. При этом счета хозяйственных средств и процессов подразделяются на:

§ счета учета процесса производства (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства» и др.);

§ счета непроизводственной сферы (29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);

§ счета процесса обращения (41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.);

§ счета процесса распределения (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).

Счета источников хозяйственных средств делятся на счета собственных источников (80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал» и др.) и счета заемных источников средств (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») в соответствии с правилами классификации объектов бухгалтерского учета.

Классификация счетов по структуре и назначению дает ответ на вопрос: для чего нужны те или иные счета. В рамках данного признака выделяют 5 групп счетов:

1. основные счета;

2. регулирующие счета;

3. операционные счета;

4. финансово-результатные счета;

5. забалансовые счета.

Основные счета предназначены для учета и контроля хозяйственных средств и их источников и включают в себя инвентарные, денежные, фондовые и расчетные счета, предназначенные для учета соответствующих объектов бухгалтерского учета. На таких счетах накаплива­ется информация, характеризующая движение имущества и капитала организации и состояние расчетов с ее контрагентами. Счета этой группы являются основой для фор­мирования статей бухгалтерского баланса.

Инвентарным

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...