Тема 3. Учет денежных средств в организации
Краткий план лекции: 3.1. Учет кассовых операций и денежных документов 3.2. Учет операций на расчетных счетах организации 3.3. Учет операций на валютных счетах 3.4. Учет операций на прочих счетах в банке 3.5. Учет текущих обязательств организации
- 3.1 - Денежные средства, принадлежащие экономическому субъекту, качественно неоднородны и представляют собой его финансовые ресурсы, размещённые на банковских счетах, во вкладах, принимающие вид наличных денег в кассе. Наличное денежное обращение неизбежно присутствует во взаимоотношениях любых физических и юридических лиц, поэтому организация кассовых операций является неотъемлемой частью деятельности любого экономического субъекта. Организация наличного денежного обращения в организациях координируется Центральным банком Российской Федерации, которым утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 г. № 373-П, которое вступает в силу с 1 января 2012 года. Для целей первичного учета кассовых операций применяются перечисленные ниже типовые формы первичных документов и учетных регистров: § приходный кассовый ордер (форма № КО-1), § расходный кассовый ордер (форма № КО-2), § журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), § кассовая книга (форма № КО-4), § книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5). Для накопления учетной информации о наличии и движении денежных средств, находящихся в кассе, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен активный счет 50 «Касса». Сальдо по счету отражает наличие свободных денежных средств в кассе организации на начало и конец каждого отчетного периода. По дебету счета 50 учитывается внесение денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражают выплаты денежных средств и выдачу денежных документов.
К счету 50 «Касса» рекомендованы к открытию следующие субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др. Субсчет 50-1 «Касса организации» открывается для учета денежных средств, находящихся в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 «Касса» должны быть предусмотрены также субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты. Субсчет 50-2 «Операционная касса» используется для учета наличия и движения денежных средств в кассах предназначен, территориально обособленных от самой организации. Субсчет 50-3 «Денежные документы» используется для учета временно находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и прочих денежных документов. Одним из основных источников поступления денежных средств в кассу организации, являются расчетные счета. В бухгалтерском учете при поступлении денежных средств с расчетного счета составляется запись: Дебет 50-1 «Касса организации» Кредит 51 «Расчетные счета». Поступление денежных средств от покупателей в организациях оптовой торговли и в неторговых организациях отражается в учете как погашение задолженности покупателя за отгруженный товар записью: Дебет 50-1 «Касса организации» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Денежные средства в кассу организации могут поступать также от учредителей организации в качестве вклада в уставный капитал. Вклады учредителей определяются учредительным договором и протоколом собрания учредителей. Учет расчетов с участниками общества по денежным и имущественным вкладам в уставный капитал ведется с применением счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Подтверждением факта принятия денежного вклада от участника является квитанция к приходному кассовому ордеру, скрепленная печатью организации. Сумма вклада участника, поступившая в виде наличных денежных средств в кассу, отражается записью:
Дебет 50-1 «Касса организации» Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Денежные средства могут поступать в кассу организации при возврате подотчетных сумм от работников организации. Остаток подотчетных сумм определяется на основании авансового отчета, его поступление оформляется приходным кассовым ордером и отражается в учете записью: Дебет 50-1 «Касса организации» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Могут иметь место и иные операции поступления денежных средств в кассу организации. Выбытие денежных средств из кассы организации отражается по кредиту счета 50 «Касса» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от назначения расходов. Одним из основных направлений выбытия денежных средств является их зачисление на расчетный счет. Денежные средства передаются в банк кассирами организаций или через службу инкассации. Денежные средства, переданные кассиру для сдачи в банк, оформляют расходным кассовым ордером. В бухгалтерском учете при этом составляется запись: Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 50-1 «Касса организации». Выбытие денежных средств из кассы организации может произойти в результате осуществления инвестиций наличными денежными средствами в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, представленные займы. В бухгалтерском учете такие инвестиции организации отражаются записью: Дебет 58 «Финансовые вложения» Кредит 50-1 «Касса организации». Выдача денежных средств из кассы организации в виде займов может осуществляться не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и работникам организации. В этом случае делается запись:
Дебет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» Кредит 50-1 «Касса организации». Из кассы организации денежные средства могут быть направлены и на иные цели. - 3.2 - Для относительно длительного хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетно-кредитных операций организации вправе открывать расчетные, валютные, кредитные и прочие счета. При этом организация самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания, отношения с которым строятся на договорной основе. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законодательством, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. Для открытия расчетного счета экономический субъект предоставляют в банк следующие документы: 1. свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2. учредительные документы юридического лица; 3. лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида; 4. карточка с образцами подписей и оттиска печати; 5. документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете; 6. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Ежедневно или в сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки с расчетного счета с приложением сопроводительных документов. Выписка – это копия лицевого счета экономического субъекта. Она содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на банковских расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетные счета, в кредит – их списание со счетов. Основанием для бухгалтерских записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами. - 3.3 - Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Центральным банком РФ на проведение операций с иностранными валютами. Порядок открытия валютного счета и схема документооборота по нему аналогичны порядку, применяемому для расчетных счетов организации. Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте предназначен активный бухгалтерский счет 52 «Валютные счета». Об открытии валютного счета организация обязана в десятидневный срок поставить в известность налоговый орган, в котором организация состоит на учете. Открытие валютного счета за пределами Российской Федерации возможно только с разрешения Центрального Банка РФ. Зачисление на счет денежных средств в иностранной валюте отражается по дебету счета 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами, отражающими источник этого поступления. Списание денежных средств в иностранной валюте отражается по кредиту счета 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами, отражающими цели этого списания. Операции по валютному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и прилагаемых к ним расчетных документов. Аналитический учет по счету ведут по каждому счету, открытому в учреждениях банка для хранения денежных средств в различных иностранных валютах. К счету 52 «Валютные счета» предусмотрены следующие субсчета: 52-1 «Транзитные валютные счета»; 52-2 «Текущие валютные счета»; 52-3 «Валютные счета за рубежом». Субсчет 52-1 «Транзитные валютные счета» открывается для зачисления всей суммы поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащей обязательной продаже.
С кредита субсчета 52-1 «Транзитные валютные счета» иностранная валюта списывается в дебет субсчета 52-2 «Текущие валютные счета». Субсчет открывается организациями для учета средств, оставшихся в распоряжении организации после обязательной продажи части экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. По дебету субсчета 52-2 отражаются суммы в иностранной валюте, перечисленные с кредита субсчета 52-1, а также суммы, которые зачисляются сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный счет. С кредита субсчета 52-2 валюта списывается в безналичном и наличном порядке. Снятие наличной иностранной валюты с субсчета 52-2 «Текущие валютные счета», разрешается лишь на оплату расходов, связанных с командированием работников организаций в иностранные государства, а также по специальному разрешению Банка России. На субсчете 52-3 «Валютные счета за рубежом» отражается движение средств в иностранной валюте на валютных счетах за рубежом. Такие счета открываются организациям, получившим разрешение Центрального банка Российской Федерации на открытие счетов в иностранных банках. Стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, ценных бумаг (за исключением акций), средств в расчетах, включая по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами (за исключением средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. - 3.4 - Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для учета наличия и движения денежных средств организации в рублях или иностранной валюте, находящихся на прочих банковских счетах экономического субъекта – в аккредитивах, чековых книжках или иных платежных документах, кроме векселей. Таким образом, к счету 55 могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы»; 55-2 «Чековые книжки»; 55-3 «Депозитные счета» и др. Аккредитивная форма расчетов. Аккредитивной называется форма безналичных расчетов за товары и услуги, при которой оплата выставленных поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящихся на его расчетном счете в другом, возможно, иногороднем банке. Таким образом, специфика аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении получателем документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Характер расчетов по аккредитиву устанавливается договором, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.). Аккредитив может быть создан плательщиком (выставлен) за счет собственных средств или за счет привлеченного кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 55 «Специальные счета в банках», субсчета 1 «Аккредитивы» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Если же аккредитив создается за счет заемных средств – кредитуется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Оплату счетов поставщиков за счет выставленного аккредитива оформляют записью по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 55 «Специальные счета в банках», субсчета 1 «Аккредитивы». Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита. Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все чаще используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями). При приобретении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в обслуживающий его банк, для зачисления денег на расчетный счет поставщика (подрядчика). Депонирование (обособление) средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчете 2 «Чековые книжки» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета». По мере оплаты товаров и услуг чеками уплачиваемые суммы списывают с кредита субсчета в дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.п. Аналитический учет по субсчету ведут по каждой открытой чековой книжке. Учет средств на депозитных счетах. Для учета средств, вложенных организацией в банковские и иные вклады, предназначен открываемый к счету 55 субсчет 3 «Депозитные счета». При этом зачисление денежных средств во вклады отражают по дебету субсчета в корреспонденции с кредитом счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией основной суммы вклада производят обратные бухгалтерские записи. В случае начисления на основную сумму вклада процентов, они представляют собой доход организации, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы» и на счете 55 не отражаются. Аналитический учет по субсчету ведется отдельно по каждому вкладу. - 3.5 - В хозяйственной практике к поставщикам относят организации, поставляющие экономическому субъекту сырье, товары и различные услуги, к подрядчикам – организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы. Расчеты с поставщиками и подрядчиками строятся на договорной основе. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на пассивном балансовом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты расчетных документов. Счет 60 кредитуют на стоимость фактически полученных товарно-материальных ценностей, принятых работ или потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и т.п.) или соответствующих затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»). Выделенная в расчетных документах сумма «входного» НДС отражается обособленно и относится в дебет счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям». Счет 60 дебетуют на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно (на отдельном аналитическом счете). Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете. Выданный собственный вексель отражается внутренней бухгалтерской записью по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту этого же счета, субсчета «Расчеты по векселям выданным». Погашение собственного векселя, выданного поставщику (подрядчику), отражается записями по дебету субсчета «расчеты по векселям выданным» и кредиту счетов денежных средств в зависимости от формы расчетов и валюты платежа. В случае истечения срока исковой давности (а именно – трех лет с момента возникновения кредиторской задолженности) задолженность поставщикам (подрядчикам) подлежит списанию с дебета счета 60 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы». Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому контрагенту и предъявленному счету. Расчеты организаций-производителей товаров и услуг с покупателями также строятся на договорной основе. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц о правах, обязанностях и ответственности за выполнение обязательств. Наибольшее распространение в отношениях «продавец-покупатель» в настоящее время получил договор поставки. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен активный балансовый счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы. При отгрузке покупателю продукции (товара), после того как к нему перешло право собственности на эти ценности, составляется бухгалтерская запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 91 «Выручка». Счет 62 кредитуют на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. При получении от покупателя (заказчика) денежных средств в оплату задолженности делается запись по дебету счетов денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета») и кредиту счета 62. По истечении срока исковой давности (три года) сумма непогашенной задолженности подлежит списанию в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы». При этом списанная задолженность продолжает учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» также ведется по каждому контрагенту и выставленному счету. Формирование резерва в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». По истечении рока исковой давности списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списанные долги также должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007«Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если до конца года, следующего за годом формирования резерва по сомнительному долгу он в какой-либо части оказывается неиспользованным, то оставшаяся сумма присоединяется к прибыли отчетного года и списывается в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» с дебета счета 63. В соответствии с действующим законодательством налоги, сборы и иные аналогичные платежи можно классифицировать на следующие группы: 1. налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) (относимые на счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 97 «Расходы будущих периодов»); 2. налоги, относимые на счета продаж и включаемые в цену реализации (счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»); 3. налоги и сборы, относимые за счет прибыли до налогообложения (счет 91 «Прочие доходы и расходы»); 4. налоги, уплачиваемые за счет общей прибыли (счет 99 «прибыли и убытки»); 5. налоги, уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц (относятся в дебет счетов учета соответствующего вида расчетов). Для обобщения информации о расчетах с бюджетами разных уровней по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников используется бухгалтерский счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет кредитуется на суммы, причитающиеся к уплате по налоговым декларациям (расчетам). Корреспондирующий счет при этом определяется источником возмещения конкретного налога. По дебету отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет (в корреспонденции со счетами учета денежных средств), а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов с целью обеспечения контроля за состоянием расчетов по каждому виду налогов и сборов с разбивкой их по получателям. Кроме того, он должен обеспечивать возможность формировать информацию, необходимую для составления налоговых деклараций. На конец отчетного месяца счет может иметь развернутое сальдо (одновременно дебетовое и кредитовое). При составлении баланса дебетовый остаток отражается в активе баланса, а кредитовый – в пассиве. К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть, например, предусмотрены следующие субсчета: 68-1 «Налог на добавленную стоимость»; 68-2 «Налог на доходы физических лиц»; 68-3 «Налог на прибыль»; 68-4 «Налог на имущество организаций». Подотчетными лицами являются работники организации, которые получают денежные средства на командировочные расходы и на хозяйственные нужды. Соответственно, подотчетные суммы – это денежные средства, выданные работникам из кассы на мелкие административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть произведены безналичным путем, а также на расходы по командировкам. При выдаче денежных средств в подотчет организация обязана: § определять сумму подотчетных средств и срок, на который она выдается; § получить от подотчетного лица отчет о расходах не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства; § выдавать денежные средства работнику под отчет при условии его полного отчета по ранее выданным авансам; § запретить передачу подотчетных денежных средств от одного работника другому. Командировочное удостоверение – это документ, выдаваемый сотруднику на время выполнения им служебных обязанностей вне постоянного места работы. Он служит оправданием о месте и времени нахождения в командировке и прилагается к авансовому отчету для начисления суточных и учета командировочных расходов. Оформление командировки и расчеты с работником производятся в следующем порядке: § для командировки работнику выдается командировочное удостоверение, наряду с командировочным удостоверением по организации может быть издан приказ о командировке; § фактическое время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в пункт назначения и дне выбытия из него; § перед командировкой работнику наряду с командировочным удостоверением выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся ему для выполнения установленного задания (на оплату проезда, найма жилого помещения, суточных и т.п.); § по возвращении из командировки работник обязан в течение 3-х дней представить руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов. При утверждении отчета руководителем он передается в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете использованных сумм. Наряду с командировочными расходами работники организации могут получать в кассе наличные денежные средства на хозяйственные нужды. Под хозяйственно-операционными расходами понимаются расходы работников на покупку в установленных пределах товаров, на оплату работ и услуг. Для бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами предназначен активно-пассивный бухгалтерский счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету счета отражается выдача денежных авансов – в корреспонденции со счетом 50 «Касса». По кредиту – списание понесенных затрат: 1. по командировочным расходам – в дебет счетов учета затрат (преимущественно, счета 26 «Общехозяйственные расходы»); 2. по хозяйственным расходам – в дебет счетов учета приобретаемых ценностей (10 «Материалы», 41 «Товары» и т.п.) или оплаченных работ и услуг (26 «Общехозяйственные расходы», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Также по кредиту счета отражается возврат в кассу остатков неиспользованных подотчетных сумм. Аналитический учет по счету ведут отдельно по каждому подотчетному лицу и выданной подотчетной сумме, чем сальдо счета в балансе организации представляется развернуто. Для учета расчетов с прочими организациями и отдельными лицами предназначен активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом под дебиторской понимают задолженность организаций, работников и физических лиц (дебиторов) экономическому субъекту (задолженность покупателей за реализованную им продукцию, подотчетных лиц за выданные по полученным денежным суммам и др.). Кредиторской называют задолженность экономического субъекта другим организациям, работникам и лицам (кредиторам). На счете 76 организации могут учитывать расчеты с транспортными организациями, по депонированной (не полученной вовремя) заработной плате, по суммам удержаний по исполнительным документам и т.п. Для этого к счету могут быть предусмотрены следующие субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»; 76-2 «Расчеты по претензиям»; 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»; 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др. Аналитический учет по счету ведут отдельно по каждому дебитору и кредитору. В бухгалтерском балансе сальдо счета отражается развернуто: дебетовое – в активе, кредитовое – в пассиве. На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» организацией учитываются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному и обязательному медицинскому страхованию). Исчисление суммы страховых взносов отражается по дебету счетов учета затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту субсчета 76-1. При уплате страховых взносов субсчет 76-1 дебетуется, кредитуются счета денежных средств (чаще 51 «Расчетные счета»). Обратной корреспонденцией отражается сумма полученного страхового возмещения при наступлении страхового случая. В дебет субсчета также относят возникшие потери по страховым случаям при страховании имущества – в размере остаточной стоимости утраченных активов (с кредита счетов 01 «Основные средства»,10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция»). Та часть потерь, которая по условиям договора страхования не подлежит возмещению, относится в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При страховании персонала организации суммы страховых выплат, причитающихся по договору страхования работнику, начисляется записью по дебету субсчета 76-1 и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по договору страхования». При выплате страховой суммы дебетуется счет 50 «Касса» (51 «Расчетные счета») и кредитуется счет 73. Аналитический учет по субсчету 76-1 ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования. На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по спорным суммам, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Предъявление претензии относят на дебет субсчета 76-2 с кредитованием счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в случае выявления расхождений сразу), счетов производственных запасов (в случае выявления расхождений после того, как записи по счетам учета материальных ценностей или затрат были совершены) или денежных средств (в случае ошибочного списания сумм по счетам организации). Аналитический учет по субсчету 76-2 ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, начисление которых отражается по дебету субсчета в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». По кредиту субсчета 76-3 отражается фактическое получение доходов в виде денежных средств или других активов. На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок из-за неявки получателей. Депонированные суммы списываются в кредит субсчета со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и числятся в Книге учета расчетов с депонентами до их выдачи работнику. Выплата депонированной суммы отражается бухгалтерской записью по дебету субсчета 76-4 и кредиту счетов денежных средств (чаще, счета 50 «Касса»).
Контрольные вопросы к теме 3: 1. Охарактеризовать, что представляет собой отчет кассира. 2. Указать, кто и с какой целью устанавливает для организации лимит остатка кассы. 3. Раскрыть, в каких случаях в организации допускается создание валютной кассы, и каким требованиям она должна удовлетворять. 4. Составить корреспонденции счетов по расчетам с покупателями при продаже им неиспользуемого организацией объекта основных средств. 5. Охарактеризовать, чем вызвана необходимость создания организациями резерва по сомнительным долгам. 6. Раскрыть разницу между кредитом и займом.
Рекомендуемая литература к теме 3: 1. Астахов В. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие для бакалавров. – М.: «Юрайт-Издат», 2012. – 988 с. 2. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. Издательство: КноРус, 2011 г. – 592 с. 3. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с. 4. Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2010. – 470 с. 5. Чая В. Т., Латыпова О. В. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: «КноРус», 2011. – 520 с. 6. Шилова Л. Ф., Токмакова Е. Г., Руф Ю. Н., Зылев Н. В. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: «Флинта», 2011. – 656 с.
Интернет-ресурсы к теме 3: 1. http://www.ivaudit.ru/examples/books_and_reference_materials/cash_accounting_sredst/ 2. http://www.consensus-audit.ru/audit-info/article/buxgalterskij-finansovyij-uchet/9/2/ 3. http://www.dist-cons.ru/modules/study/accounting1/section2.html 4. http://wmr1000.ru/b-stati/ychet-kreditov.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|