Тема 5. Учет основных средств и нематериальных активов
Краткий план лекции: 5.1. Понятие и классификация основных средств 5.2. Оценка и переоценка основных средств 5.3. Документальное оформление учета движения основных средств 5.4. Синтетический и аналитический учет основных средств 5.5. Учет амортизации основных средств 5.6. Понятие и оценка нематериальных активов 5.7. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов 5.8. Амортизация нематериальных активов
- 5.1 - Основные средства являются материальной основой деятельности любого экономического субъекта. Требования к бухгалтерскому учету и отражению в отчетности основных средств едины для всех организаций и определяются нормами ряда законодательных актов: 1. Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н; 2. Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н; 3. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»; 4. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»; 5. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н. Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода времени, превышающего 12 месяцев. Кроме того, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» приводит еще ряд критериев, комплексное соблюдение которых необходимо для отнесения объекта к категории основных средств:
1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организаций; 2) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; 4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Сроком полезного использования основных средств называется период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Определяется он, как правило, в единицах времени (годы, месяцы), однако для отдельных групп основных средств срок полезного использования может устанавливаться исходя из количества продукции или объёма работ в натуральном выражении, ожидаемых к получению в результате использования объектов. Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Поэтому для ведения бухгалтерского учета необходима их систематизация по однородным группам. В настоящее время в организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по следующим признакам: отраслевому, функциональному назначению, видам, в зависимости от имеющихся прав на объекты основных средств, степени использования. Группировка основных средств по отраслевому признаку (торговля, промышленность, сельское хозяйство и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли. По функциональному назначению основные средства организации делятся на производственные и непроизводственные. К производственным относят объекты, непосредственно используемые при производстве продукции (работ, услуг). Остальные основные средства считаются принадлежащими к объектам непроизводственного назначения (например, административные здания, объекты социально-культурного назначения, числящиеся на балансе организации).
В соответствии с действующим законодательством по видам основные средства подразделяют на следующие группы: § здания; § сооружения; § рабочие и силовые машины и оборудование; § измерительные и регулирующие приборы и устройства; § вычислительная техника; § транспортные средства; § инструмент; § производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; § рабочий, продуктивный и племенной скот; § многолетние насаждения. Подобная классификация необходима для организации аналитического учета объектов. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: 1) в эксплуатации; 2) в запасе (резерве); 3) в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; 4) на консервации. - 5.2 - К основным средствам в бухгалтерском учете применяются первоначальная, восстановительная и остаточная виды стоимости. Первоначальная стоимость основных средств складывается из затрат по их возведению (сооружению) или приобретению, включая расходы по их доставке и установке, а также иных расходов, необходимых доля доведения данного объекта до состояния, пригодного к эксплуатации по назначению. Таким образом, в зависимости от способа поступления объекта в организацию первоначальной стоимостью его являются: § для объектов, приобретенных за плату у других юридических или физических лиц, а также изготовленных в самой организации – сумма фактических затрат по возведению и сооружению объектов, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). К фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств относят: 1. суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
2. суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; 3. суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; 4. таможенные пошлины и таможенные сборы; 5. невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; 6. вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; 7. иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. § для объектов, внесенных учредителями в качестве вкладов в уставный капитал – их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации; § для объектов, полученных организацией от других юридических и физических лиц безвозмездно – их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету; § для объектов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств – стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе. Объекты основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, и принятые к учету после 1 января 2011 г., могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01. Так, изменение первоначальной стоимости основных средств, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Законодательно возможность проведения переоценки определена п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в соответствии с которым организациям предоставляется право переоценивать не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При переоценке основные средства либо дооцениваются (их первоначальная стоимость увеличивается), либо уцениваются (их первоначальная стоимость уменьшается). В бухгалтерском учете результаты переоценки отражаются в зависимости от того, проводилась ли ранее переоценка данной группы объектов или она осуществляется впервые. Так, если организация производит переоценку основных средств впервые, то результаты ее отражаются следующим образом. Суммы дооценки относятся на счет 83 «Добавочный капитал», по дебету которого отражается прирост первоначальной стоимости объекта, по кредиту – скорректированная сумма амортизации. В результате прирост стоимости основных средств от переоценки отражается как сальдо одноименного субсчета, открываемого при этом к счету 83 «Добавочный капитал». Для учета сумм уценки используется счет 91 «Прочие доходы и расходы»: в дебет счета относят уменьшение первоначальной стоимости, по кредиту корректируют сумму начисленной амортизации. Отражение последующих переоценок зависит от того, как была отражена переоценка первая. Если последующее изменение стоимости совпадает с первичным (повторная дооценка или уценка), то бухгалтерские записи аналогичны составленным в результате первой переоценки. Если же результатом первой переоценки было увеличение стоимости, а в результате второй произошло ее снижение, то уценка оформляется следующими бухгалтерскими записями по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 01 «Основные средства» на сумму уценки в пределах предыдущей дооценки основных средств, и по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства» на сумму разницы между уценкой и первичной дооценкой. В обратном случае, когда за первичной уценкой объекта следует его доценка, то на бухгалтерских счетах вначале производится списание сумм, отраженных ранее на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а затем на счете 83 «Добавочный капитал» показывается превышение последующей дооценки над суммой предыдущей уценки как увеличение добавочного капитала. Результатом проведения переоценки является формирование восстановительной стоимости основных средств, то есть стоимости данной группы активов при сложившемся на настоящий момент уровне цен. Остаточная стоимость основных средств представляет собой первоначальную (восстановительную) стоимость, уменьшенную на сумму накопленной амортизации. Именно в данной оценке объекты основных средств отражаются в бухгалтерском балансе.
- 5.3 - Движение основных средств в организации складывается из нескольких этапов: поступления, эксплуатации и постепенного износа и выбытия. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Единицей бухгалтерского учета в данном случае выступает инвентарный объект, представляющий собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Учет движения основных средств, таким образом, оформляется следующими типовыми документами: 1) актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1); 2) актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а); 3) актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3); 4) накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2); 5) актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4); 6) актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); 7) актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б). 8) инвентарной карточкой учета объекта основных средств (форма № ОС-6); 9) актом приемки (поступления) оборудования (форма № ОС-14); 10) актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15); 11) актом о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). К бухгалтерскому учету объекты принимаются организацией только после документального оформления хозяйственной операции. На каждый поступающий (в том числе безвозмездно) объект основных средств составляется акт приемки-передачи основных средств, к которому прилагается вся техническая документация по объекту. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. Принимает объекты назначаемая руководителем комиссия, она же присваивает объекту инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период нахождения в организации. Все основные средства закрепляются за отдельными материально-ответственными лицами. При нахождении в организации на каждый объект открывается инвентарная карточка, содержащая основные технические характеристики и стоимостные показатели по объекту. Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляются накладной на внутреннее перемещение основных средств, выписываемой в двух экземплярах. Списание основных средств также осуществляет специально созданная комиссия. Она осматривает средства, которые подлежат списанию, и оформляет соответствующие документы. Документами на списание основных средств являются «Акт на списание зданий и сооружений», «Акт на списание машин и транспортных средств» и др. Указанные выше документы состоят из двух разделов. В первом разделе отражают характеристику объекта, а во втором – результаты от ликвидации. На основании этих документов в бухгалтерии списывают основные средства и учитывают выручку от ликвидации основных средств. - 5.4 - Бухгалтерский учет движения основных средств ведется на активном балансовом счете 01 «Основные средства», на котором объекты отражаются в оценке по первоначальной (восстановительной) стоимости. Поступающие в организацию объекты в соответствии с действующим порядком первоначально отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», кредитуемый счет же зависит от способа поступления объекта в организацию: § 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – при приобретении основных средств за плату; § 75 «Расчеты с учредителями» – при внесении активов в качестве вклада учредителей в уставный капитал; § 98 «Доходы будущих периодов» – при безвозмездном получении объекта; § 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п. – при сооружении объектов силами организации. Таким образом, при поступлении основных средств на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» формируется их первоначальная стоимость. Аналитический учет при этом ведется по каждому приобретаемому или строящемуся объекту внеоборотных активов. На учет по счету 01 «Основные средства» объект принимается уже в состоянии полной его готовности к использованию. При необходимости обязательной регистрации поступившего в организацию объекта он также не может быть принят к учету по счету 01 до ее осуществления. Кроме того, до принятия объекта в состав основных средств по нему не должна начисляться амортизация и не могут учитываться расходы по его содержанию, в частности, расходы на ремонт. Ввод объекта в эксплуатацию и постановка его на баланс отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Аналитический учет по счету 01 строится, как правило, по видам объектов основных средств (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.). Обособленному учету подлежит «входной» НДС, уплачиваемый поставщикам за приобретенный актив. Одновременно со списанием основной суммы счета в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», выделенный в счете НДС относится в дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», откуда после погашения задолженности поставщику и принятия основного средства на баланс списывается на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Выбытие объектов основных средств может осуществляться вследствие их полного износа и невозможности дальнейшей эксплуатации или в результате продажи. В бухгалтерском учете организации выбытие объектов отражается с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» и специально открываемого к счету 01 «Основные средства» субсчета 9 «Выбытие основных средств», предназначенного для формирования остаточной стоимости списываемого объекта. Такой вариант учета позволяет обособить данные об объектах, находящихся в процессе выбытия. Так, при списании объекта основных средств при его продаже составляются следующие бухгалтерские записи: Дебет 01 «Основные средства», субсчет 9 «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Основные средства» – списывается первоначальная стоимость реализуемого объекта; Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01 «Основные средства», субсчет 9 «Выбытие основных средств» – списывается сумма начисленной по объекту амортизации; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 01 «Основные средства», субсчет 9 «Выбытие основных средств» – списывается остаточная стоимость реализуемого объекта; Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» – отражается выручка от продажи актива; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчета «Расчеты по НДС» – начисляется НДС со стоимости реализуемого объекта; Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – отражается поступление выручки от продажи объекта. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 91 «Прочие доходы и расходы» выявляется финансовый результат от списания объекта. Сумма его подлежит зачислению в общий финансовый результат деятельности организации, то есть на счет 99 «Прибыли и убытки». Если в результате продажи актива организация получает прибыль, то она списывается по дебету счета 91 и кредиту счета 99. При получении убытка – составляется обратная бухгалтерская запись. Достаточно похожая система бухгалтерских записей составляется при выбытии объекта вследствие его полного износа. Отличие будет заключаться в отсутствии бухгалтерских записей по расчетам с покупателями и начислению НДС. Кроме того, в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть отнесены затраты по оплате труда работников, занятых на разборке и ликвидации объекта, а также социальные отчисления, а с кредита счета по рыночной стоимости оприходованы возвратные материалы (доски, кирпич, шифер и т.п.), полученные от ликвидации. Финансовый результат от списания также формируется сопоставлением оборотов по счету 91 «Прочие доходы и расходы». - 5.5 - Стоимость объектов основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», погашается посредством начисления амортизации. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Объекты основных средств стоимостью не более 100 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу, и предусматривается в учетной политике организации. В течение срока полезного использования объекта основных средств или их группы начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объектов на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации или перевода на консервацию на срок более трех месяцев. Таким образом, начисление амортизации производится непрерывно до полного погашения стоимости объекта либо списания его с баланса. Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. Организация вправе самостоятельно выбирать один из четырех способов начисления амортизации, предложенных ПБУ 6/01: 1) линейный способ, 2) способ уменьшаемого остатка, 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Вне зависимости от используемого метода начисления в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст. 258 – 259 Налогового кодекса РФ, согласно которым амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования, а для начисления амортизации налогоплательщик может пользоваться линейным или нелинейным методами. Классификация объектов основных средств по принадлежности к амортизационным группам приведена в постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Годовая сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете организации определяется следующим образом. Линейный способ. Сумма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. Согласно данному способу амортизируемая стоимость объекта основных средств равномерно списывается на себестоимость продукции в течение всего срока полезного использования объекта. Способ уменьшаемого остатка предусматривает расчет суммы амортизации исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации, по отдельным видам и категориям основных средств для расчета амортизации может применяться коэффициент ускорения. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета амортизации используются первоначальная стоимость объекта основных средств и коэффициент чисел лет, представляющий собой соотношение, в числителе которого находится число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) основан на том, что амортизация по объекту основных средств начисляется исходя из натуральных показателей объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта. Для обобщения информации об амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения относят в дебет счетов учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) в корреспонденции с кредитом счета 02. По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется единовременно в конце года на забалансовый счет 010 «Износ основных средств». Накопленную на счете 02 амортизацию списывают при списании объекта с баланса и относят в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет 9 «Выбытие основных средств». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам основных средств и отдельным инвентарным объектам. - 5.6 - Нормативное регулирование учета нематериальных активов в настоящее время осуществляется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 г. № 153н. В соответствии с положением к нематериальным активам относят объекты, в отношении которых одновременно соблюдаются следующие условия: 1. отсутствие материально-вещественной (физической) формы; 2. возможность идентификации (отделения) от другого имущества; 3. применение в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 4. использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев); 5. не предполагается последующая перепродажа данного имущества; 6. способность приносить организации экономическую выгоду; 7. имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.). В состав нематериальных активов входят, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), а также интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, то есть совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. Срок полезного использования НМА определяется организацией самостоятельно, при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом организация может руководствоваться: § сроком действия патента или свидетельства; § ожидаемым сроком использования объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды; § количеством продукции или иным натуральным показателем объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта. При невозможности определения срока полезного использования нематериальных активов он считается неопределенным и такой объект НМА не подлежит амортизации. Как правило, это применимо к деловой репутации, товарному знаку обслуживания, наименованию места происхождения товаров. Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости, правила формирования которой аналогичны формированию стоимости объектов основных средств. - 5.7 - Для синтетического учета нематериальных активов Планом счетов предназначен активный балансовый счет 04 «Нематериальные активы», по дебету которого отражаются принятые на баланс организации объекты в оценке по первоначальной стоимости, по кредиту – их списание при продаже или истечении срока полезного использования. Кроме того, по некоторым видам нематериальных активов со счета 04 на счета затрат списывают суммы начисленной амортизации. По аналогии с основными средствами первоначальная стоимость нематериальных активов формируется на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»: 1) при приобретении объектов за плату первоначальная стоимость НМА складывается из фактических затрат на их приобретение для чего кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), материальных запасов (10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») и т.п.; 2) активы, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, оцениваются по согласованной стоимости (при этом кредитуется счет 75 «Расчеты с учредителями»); 3) безвозмездно полученные активы приходуются в оценке по рыночной стоимости с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Стоимость их в дальнейшем ежемесячно списывается в размере начисленных сумм амортизации в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»; 4) объекты НМА, полученные в порядке бартера (обмена), оцениваются по стоимости обмениваемого имущества и отражаются в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». «Входной» НДС, возникающий при поступлении нематериальных активов в организацию, учитывается обособленно и относится в дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям». Принятие объектов НМА на баланс организации отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Основными видами выбытия нематериальных активов являются их продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций. Бухгалтерские записи при отражении выбытия нематериальных активов также аналогичны отражению списания с баланса основных средств. Первоначально на счет 04 формируется остаточная стоимость объекта, для чего в кредит счета списывают сумму накопленной по объекту амортизации со счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Остаточная стоимость объекта НМА списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Туда же относятся и все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91отражается сумма выручки от продажи объекта или другой доход от выбытия нематериальных активов. Финансовый результат от списания формируется сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 91 «Прочие доходы и расходы» и подлежит зачислению в общий финансовый результат организации на счет 99 «Прибыли и убытки». При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций или в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества остаточная стоимость нематериальных активов списывается с кредита счета 04 в дебет счета 58 «Финансовые вложения». При этом превышение согласованной стоимости над остаточной стоимостью по переданным нематериальным активам отражают по дебету счета 58 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если же согласованная стоимость оказывается ниже остаточной – составляется обратная корреспонденция. Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным объектам нематериальных активов. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении нематериальных активов, необходимых для составления бухгалтерской отчетности. - 5.8 - В связи с длительным сроком использования стоимость нематериальных активов равномерно (ежемесячно) переносится на стоимость производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг путем начисления амортизации. Амортизационные отчисления производятся организацией ежемесячно, исходя из первоначальной стоимости объектов и срока их полезного использования. По окончании срока полезного использования нематериальных активов амортизацию по ним не начисляют. Амортизация по нематериальным активам может начисляться одним из следующих способов: 1) линейным; 2) способом уменьшаемого остатка; 3) способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). Применение выбранного метода амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока их полезного использования. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в бухгалтерском учете двумя способами: 1) накоплением начисленных сумм на отдельном счете; 2) путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. В первом случае накопление сумм начисленной амортизации осуществляется на кредите пассивного счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Дебетуются при этом счета учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.). При втором способе первоначальная стоимость нематериальных активов списывается на счета учета затрат непосредственно с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Данный способ применяют по организационным расходам и положительной деловой репутации организации. После полного списания первоначальной стоимости объектов и истечения срока их полезного использования эти объекты продолжают числиться на балансе организации в условной оценке с отнесением суммы оценки на финансовые результаты организации. Аналитический учет по счету 05 «Амортизация нематериальных активов» ведется по отдельным объектам НМА.
Контрольные вопросы к теме 5: 1. Указать критерии отнесения объектов к основным средствам, привести их определение как объекта бухгалтерского учета. 2. Раскрыть принципы формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа поступления их в организацию. 3. Указать, в чем заключается главное отличие нематериальных активов от основных средств. 4. Дать определение деловой репутации организации. Что такое положительная и отрицательная деловая репутация? 5. Кратко рассмотреть методы начисления амортизации по основным средствам.
Рекомендуемая литература к теме 5: 1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие для вузов. Гриф МО. Издательство: Юрайт. Серия: Основы наук. Социально-экономические, 2011 г. – 955 с. 2. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с. 3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник. –3-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011. – 656 с. 4. Черненко Н.Ю. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2011 г. – 476
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|