Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические теории общества.




Античная греция. Платон. Идеальное общество-государство Платон обосновывает: а) исторически, считая, что оно уже существовало раньше и его придумывать не надо (чело­вечество имеет реальный опыт государственного строительства, надо лишь учесть ошибки и перенести в настоящее все самое ценное); б) политически, опираясь на свое учение о положительных и отрицательных формах правле­ния (поскольку правители играют в жизни общества чуть ли не решающую роль, с них и надо начинать перестройку); в) социально, предложив как аль­тернативу существующей социальной структуре свою идеально-типическую конструкцию, где каждому классу отведено свое место в иерархии, предпи­саны функции и даже нравственный характер, которому обязан следовать каждый представитель своей страты. идеальному типу Платон проти­вопоставил отрицательный тип госу­дарства, который у него выражается в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. Тимократия — это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, а образ жизни становится роскошным. При олигархии власть принадлежит немногим богатым, господствующим над большинством, которые постепенно растрачивают свое имущество и превра­щаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но при которой противоречия между богатыми и бедны­ми еще больше обостряются. Демократия возникает в результате восстания бедняков против богатых, богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. Тирания являете результатом вырождения демократии.

Аристотель. политической жизнью правят не личности, пусть и самые мудрые, а объективны законы. Государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе конституция и законы являются высшей инстанцией; он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рас­сматривал как существо политическое. Аристотель считал, что хребтом социального порядка выступают классы, но не все и не любой, а именно средний класс — он стабилизирует общество. Два других класса — богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представ-ляют своего рода социальные девиации (отклонения). Аристократия — праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но з ° вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На соцця Т° ном дне находится плебс, который существует за счет государственной пЬ~ мощи, привилегий и отчислений, и его можно называть социальным пап°~ зитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общ ственную структуру.

Новое время. Макиавелли. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людейПервый принцип: человеческимидействиями правят честолюбие и мотив власти. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обе­щания.творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Макиавелли считал, что можно отобрать у своих подчиненных все, вплоть до жизни, но не посягать на имущество, так как это — главная точка, где концентрируются все интересы индивида.

Гоббс. Разработал теорию обще-ственного договора, послужившую основой современного учения о граждан­ском обществе. Человеческое общество — это производное от интересов, потреб­ностей и взаимоотношений людей. Государство Гоббс определял как «ис­кусственное тело», продуктчеловечес­кой деятельности. Как государство, так и общество строится на определенных нормах, которые сознательно должны соблюдать люди. обществу помимо согласия необходимо еще единство, основанное на власти. Такое единство называется государством, или гражданским обществом. Взаим­ный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объ­единяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединив­шись, люди стараются извлечь из этого выгоду для себя либо достичь уваже­ния и почестей, которых нельзя добиться, оставаясь в одиночестве. Только взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Итак, общество создается взаимными опасениями. Эти опасения сби­вают людей в стаи. Человек мобилизует в корыстных целях весь потенци­ал группы. Люди никогда не перебьют друг друга, так как это противоре­чит принципу выживания. Основная идея Гоббса состоит в том, что можно устроить полноценное общество, если оно будет помогать каждому чело­веку извлекать собственную выгоду из коллективного дела. Разные люди видят выгоду в разном. все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с дру­гими «право на все». Но человек — существо эгоистичное, и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе вои­ны всех против всех: человек человеку волк. Почему же мы вредим друг дру­гу и боремся между собой, будучи от природы вовсе не злодеями? Дело в том. что слишком многие, причем одновременно, хотят обладать одной и той же вещью, которой пользоваться сообща нельзя. Ее невозможно поделить меж­ду всеми. Таково естественное состояние, отличное от гражданского обше- ства. Оно покоится на естественном праве, т.е. субъективном суждении о том, как может поступить другой по отношению к тебе и как тебе следует посту­пать по отношению к нему в соответствии с твоим пониманием действий других людей.

Локк. утверждал, что государственная власть должна подраздела ся на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федерат^ ную (внешних сношений), которые в правильно устроенном госудаРс В находятся в состоянии динамического равновесия. Социально-политич^ кая концепция Локка опирается на естественное право и теорию обществе ° ного договора. Локк обосновал фундаментальные права человека свободу, равенство, неприкосновен­ность личности и собственности.

Монтескье. Он пытался вывести из географических условий характер, нра­вы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. Монтескье изложил теорию форм власти, в основе которой схема — «республика—монархия—деспотия», развивал положения локковской теории «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной).

Географический детерминизм основывается на признании того, что мес­торасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют характер народа, поведение на международно-политической арене и т.д.

Ратцель. По земной поверхности с различ­ной скоростью перемещаются не толь­ ко людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явле­ния. Сложные явления перемещаются медленнее, простые — быстрее. Хозяй­ственные формы, экономические институты, навыки земледелия или метал­лургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздо быстрее и легче заимствуются украшения, пред­меты быта и одежда, поскольку традиции и навыки распространяются толь­ко вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Рат­цель считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Вместе с тем народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им применение.

Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку свя­зать между собой политику и географию, изучить политику того или иного государства исходя из географического положения занимаемого им пространства. государство похоже на биологический организм, действующий в соот­ветствии с биологическими законами. Более того, Ратцель видел в государ­стве продукт органической эволюции, укорененный в земле подобно дере­ву. Поэтому сущностные характеристики государства определяются его тер­риторией и месторасположением, а его процветание зависит от того насколько успешно оно приспосабливается к условиям среды. Одним из ос­новных путей наращивания мощи этого организма, считал Ратцель, являет­ся территориальная экспансия или расширение жизненного пространства С помощью этого понятия он пытался обосновать, что основные экономи­ческие и политические проблемы Германии вызваны несправедливыми гра­ницами, стесняющими динамическое развитие страны.

Классический этап. Концепция трех стадий Конт. социальный утилитаризм. В этом учении инте­ресы общества уже доминировали над индивидуальной выгодой. Целью со­циального утилитаризма у Сен-Симона и Конта явилась общественная солидарность (консенсус). Конт призывал к созданию нового типа социализ­ма, где сплоченность общества достигалась всеобщим стремлением всех людей к идеалам науки, превращением научного знания в новую разновид­ность религии. О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса — закон трех стадий, по которому стадии разви­тия общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древ­ность и раннее Средневековье (до 1300), Конт делил на три периода — фети­шизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов, при политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800) Конт рассматривал как переход­ную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль.

Такова, по Кошу, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии — позитивной. О вступлении в позитивную эру свидетельству­ют распространение наук, рост их общественного значения, развитие про­мышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни Если для общества, находящегося на метафизической стадии, наиболее важ­ной является фигура юриста, то в индустриальном обществе на первый план выдвигаются ученые и промышленники.

Формационная теория Маркса. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ— исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием произ­водительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. «Способ производства материаль­ной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»

Формация — это развивающийся социально-производственный организм имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Фармации: первичная (архаичнаяй), вторичная (экономическая) и тре­тичная (коммунистическая). Общественно-экономическая формация — общество, находящееся на опре­деленной ступени исторического развития. В основе формации лежит изве­стный способ производства, представляющий собой единство базиса (эко­номики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История чело­вечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капита­листической и коммунистической. первобытно-общинной формации, когда люди тру­дились сообща, не было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов.

Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ произ­водства. На смену рабовладению пришел феодализм — способ производства, осно­ванный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится наряду с собственником-предпринимателем главной фигурой на следующем этапе развития — капиталистическом. Ос­новным способом производства является добывающая и обрабатывающая промышленность. Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает лю­дей к первобытному равенству, но на более высокой материальной основе.

Поппер. Закрытое и открытое общества. Для Поппера закрытое общество — это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения без остатка — индивида в группе. открытое общество начинается с прорыва личности сквозь путы коллектива и провозглашения антропоцентризма магистральным пу­тем интеллектуального развития европейского общества. Понятие абстрактного общества в теоретической конструкции Поппера выглядит неожиданным. Оно возникает в процессе эволюции открытого общества. Это общество в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу, они не только не знакомы друг с другом, но и не разговаривают, только переписываются.

Гумилев. Пассионарная теория. Пассиона́рная тео́рия этногене́за — гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Этногенез

Начальные условия

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,

сочетание двух или более ландшафтов на территории,

присутствие двух или более этносов на территории.

Протекание

Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

0 лет (начало отсчёта) Толчо́к или дрейф Как правило, не отражён в истории.

0—150 лет Инкубацио́нный пери́од Рост пассионарности. Отражён только в мифах.

150—450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.

450—600 лет Акмати́ческая фа́за, или перегре́в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.

600—750 лет Надло́м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.

750—1000 лет Инерцио́нная фа́за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.

1000—1150 лет Обскура́ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.

1150—1300 лет Аго́ния Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.

1150 лет—неопределённо долго Гомеоста́з Существование в равновесии со средой.

Этнос по Л.Н.Гумилеву – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. Древности принадлежат филистимляне и халдеи, македоняне и этруски. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев. Итак, этническая история состоит из «начал» и «концов».

Принцип этнологии прост. Каждый этнос – или скопление этносов, суперэтнос, - возникает вследствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, то есть мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную. Новый этнос часто «забывает» сменить название, но стереотип его поведения и внутренняя структура отличаются от прежних. Во вновь возникающий этнос включаются члены других этносов, поэтому у каждого этноса несколько «родителей».

Возникающий этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет. В истории одной страны порой наблюдается несколько таких толчков этногенеза.

Этногенез – явление биосферное, и «толчком» в нем выступает мутация – появление наследственного признака пассионарности. Пассионарность человека – это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели… Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового.

Для пассионарных личностей характерны посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни и повышенная тяга к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.д. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.

Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями – высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся именно в составе «толпы», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.

Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, пассионарии, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии. Такой вид энергии был открыт и описан нашим великим соотечественником, академиком В.И.Вернадским, и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы.

Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично.

Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с «отрицательной» пассионарностью. Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Этот характерологический тип правильно назвать «субпассионариями». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев - ничто. Они способны на нищенство или на разбой, жертвой которого становятся гармоничные люди, т.е. основная масса населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...