планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы (опытно-статистические и технически обоснованные) тр
планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы (опытно-статистические и технически обоснованные) труда, финансовые нормативы и т. д.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра включает следующие основные элементы:
• введение;
• методика деловой игры;
• вопросники экспресс-анализа и фундаментального анализа хозяйственной деятельности предприятия;
• примерный перечень проблемных вопросов, выносимых на обсуждение совещания директоров;
• примерная форма протокола заседания директоров предприятий. Кроме того, в деловую игру включены методические рекомендации по
проведению анализа хозяйственной деятельности предприятия, где определяются:
• содержание и задачи хозяйственной деятельности предприятия;
• виды анализа хозяйственной деятельности предприятия;
• информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия;
• этапы и методы проведений анализа хозяйственной деятельности предприятия;
• экспресс-анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия;
• фундаментальный анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
Деловая игра «Выбор стратегии развития предприятия на основе экспресс-анализа его хозяйственной деятельности» предназначена для использования в качестве средства активизации системы обучения профессиональным навыкам. При этом у обучающихся развиваются навыки проведения диагностики организации, т. е. умение видеть, систематизировать и оценивать проблемы, стоящие перед организацией, и находить
эффективные пути их решения, осуществляется попытка увидеть функции руководителей производством посредством обмена мнениями о путях решения стоящих перед предприятием проблем.
И еще одна цель данной игры – исследовательская. Игра построена так, чтобы инициировать получение информации о проблемах, стоящих перед предприятием, и возможных путях их решения на основе уже разработанных обучающимися бизнес-планов. Такая информация позволяет увидеть глазами специалистов, занимающихся проблемами бизнеса и предпринимательства, состояние дел на своем предприятии и на других и более обоснованно наметить пути решения выявленных проблем.
В процессе деловой игры:
• изучают и дополняют перечень показателей, влияющих на эффективность деятельности предприятия;
• изучают и дополняют перечень наиболее типичных мероприятий по организации деятельности предприятий;
• оценивают по различным критериям организационные проблемы по отношению к своему предприятию;
• выявляют причины, порождающие организационные проблемы в рыночных условиях;
• оценивают влияние некоторых проблем на показатели эффективности деятельности предприятий и в ходе коллективного обсуждения предлагают рациональные пути их решения.
К началу деловой игры должны быть разработаны наглядные материалы, в качестве которых рекомендуются:
1) распределение времени и функций участников по этапам деловой игры;
2) методика анализа хозяйственной деятельности и вопросники экспресс-анализа и фундаментального анализа;
3) сводная таблица показателей результативности деятельности предприятия;
4) содержание характеристики проблем;
5) форма протокола заседания директоров;
6) анкета оценки деловой игры.
Методика деловой игры
Первый этап (2 ч)
Вводная часть. Вначале проводится вводная лекция–беседа, в которойведущий в течение двух часов рассказывает обучающимся об основных
направлениях анализа хозяйственной деятельности предприятия (см. методические рекомендации по проведению анализа), о целях и задачах проблемно-ориентированного подхода к задачам предприятия, о важности для руководителя правильно видеть, понимать и оценивать проблемы, стоящие перед предприятием.
Работа с вопросником. Этой работе предшествует ознакомление сдеталями игры. В течение 15-20 мин ведущий знакомит с целями и содержанием игры, используя при этом график распределения времени и функций участников по этапам деловой игры (рис. 10. 1). Убедившись в том, что цель и содержание игры поняты, ведущий переходит к основной части первого этапа – к работе с вопросником на основе методики анализа хозяйственной деятельности предприятия (см. прил. 1).
Главная задача ведущего при работе с вопросником – добиться правильного понимания всеми обучающимися смысла вопросов и сущности оценок. Ведущий должен давать пояснения к каждому блоку вопросов.
Блоки вопросника должны быть пронумерованы римскими и арабскими цифрами. Участники игры, отвечая на вопрос или давая оценку, должны поставить номер того пункта вопросника, к которому дается ответ или оценка. Каждый работает самостоятельно, последовательно отвечая на вопросы и соответственно располагая пронумерованные ответы на листе или бланке. Тенденции изменения показателей динамики следует изображать графически.
Следует пояснить, что анализируемые данные нужны для того, чтобы в дальнейшем проследить факторную связь между характеристиками предприятия и совокупностью стоящих перед ним проблем.
Цель работы на этом этапе – получить оценку ориентации предприятия на определенные показатели эффективности.
Формулировка проблем. По ходу анализа и в результате оценок уучастников игры появляется множество проблемных вопросов. Ведущий анализирует их, предлагает четко сформулировать и представить проблемные вопросы каждому участнику индивидуально в виде перечня.
Составлением перечней проблемных вопросов, стоящих перед руководителем каждого предприятия, заканчивается первый этап данной игры (примерный перечень проблемных вопросов приведен в прил. 2).
Исходный материал для проведения первого этапа данной игры:
• бизнес-план создания предприятия (курсовая работа студента);
• методика анализа хозяйственной деятельности предприятия;
• данные об организации (предприятии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|