Второй этап (2 ч)
Этап начинается с того, что ведущий кратко напоминает участникам содержание первого этапа и информирует их о результатах обработки полученных перечней проблемных вопросов. Далее он представляет им цели и содержание второго этапа деловой игры. Затем вся группа участников разбивается на несколько малых групп (команд) по 3-5 человек.
Формирование команд может проводиться по разным признакам:
• по отраслевой принадлежности предприятия (сфера услуг, сфера производства промышленных товаров, сфера производства продовольственных товаров, сфера строительства и ремонта зданий и сооружений, сфера торговли и т. д. );
• по однородности возникших проблем (проблемы подготовки производства, управления, организации производства, материально-технического обеспечения производства, обслуживания производства, маркетинга и т. д. ).
Работа в командах по формулировке проблем. Задача, стоящая передкомандой, – охарактеризовать каждую специфическую для всех членов команды проблему так, чтобы можно было наметить и предложить типовые и совместные пути ее решения.
Характеристика проблемы должна включать следующие пункты:
• краткая формулировка проблемы;
• содержание проблемы (развернутое описание сути проблемы, желательны количественные оценки, характеризующие положение дел применительно к своему предприятию);
• причины возникновения проблемы (как внутренние для предприятия, так и внешние, лежащие в корне рассматриваемой проблемы);
• последствия (описывается, как наличие рассматриваемой проблемы влияет на деятельность предприятия в целом и на показатели его эффективности).
Работа в командах по определению путей решения проблем. После тогокак характеристика проблем составлена и написана, команда приступает к обсуждению путей их решения. Поиск таких путей следует вести по двум направлениям:
1) что можно сделать для решения проблемы силами самого предприятия?
2) какие меры следует предпринять вне организации?
Через 20-30 мин после начала работы команды над решением проблемы ведущий должен напомнить, что мероприятия по решению проблемы могут предлагаться в различных сферах деятельности предприятия и в различных областях выполняемых функций по управлению. Такое напоминание может натолкнуть студентов на дополнительную генерацию идей.
Выработанные командой пути решения проблемы должны быть зафиксированы письменно в протоколе (см. прил. 3).
Обсуждение результатов работы команд. После того как работа надпутями решения проблем в командах закончится, представитель от каждой команды сообщает студентам результаты проделанной работы, зачитывает протокольную характеристику проблем и предлагаемые пути их решения.
Сообщения обсуждаются руководителями (директорами) команды (отраслевой аспект). Каждый из них может внести поправки и дополнения, как в характеристику проблемы, так и в предлагаемые пути ее решения. Затем все руководители команд (директора предприятий) письменно оценивают поочередно все предложенные представителями команд пути решения межотраслевых проблем по 10-балльной шкале по трем показателям:
1) реализуемость (т. е. насколько данный путь может бытьреализован):
0 – данный путь не реален;
5 – путь может быть реализован частично;
10 – путь может быть полностью реализован;
2) эффективность (т. е. в какой степени данный путь можетспособствовать решению проблемы):
0 – путь ничего не дает для решения проблемы; 10 – путь дает полное решение проблемы;
3) затратность (с какими затратами усилий и средств данный путь
связан):
0 – путь практически не связан с затратами средств и усилий; 5 – путь связан с умеренными затратами; 8 – путь связан с большими, но приемлемыми затратами;
10 – путь связан с неприемлемыми затратами.
Наиболее эффективные пути решения проблем могут быть отобраны и рекомендованы межотраслевому совещанию для выработки рекомендаций по координации действий и частичному финансированию со стороны правительственных органов.
Примерная схема межотраслевого совещания:
1) выступления министров (руководителей) группы предприятий (отрасли);
2) обсуждение межотраслевых проблем всеми участниками совещания;
3) принятие списка межотраслевых проблем;
4) формирование организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым проблемам;
5) рекомендации правительству по утверждению выработанных межотраслевым совещанием направлений решения межотраслевых проблем
и опубликованию организационно-распорядительного документа.
Разбор и оценка деловой игры. После заслушивания представителей всехкоманд, получения оценок и проведения межотраслевого совещания ведущий подводит итог проведенной игре, делает выводы и предлагает участникам высказать мнения об игре и полученных в ходе ее результатах. Кроме того, он предлагает студентам письменно ответить на три вопроса:
1. Оцените полезность игры по 10-балльной шкале: от 0 (игра не дает никакой пользы) до 10 (игра очень полезна).
2. Понятны ли Вам ее цели и содержание? (Если нет, то, что именно непонятно. )
3. Что и как, по Вашему мнению, следует усовершенствовать в содержании и форме проведения данной игры?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|