Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие возраста, возрастные кризисы, новообразования. Ведущая деятельность и ведущий тип общения. Возрастная периодизация психического возраста




Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0312

«ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Составители –

Преподаватели ПЦК

Психолого-педагогических

Дисциплин

Гречко В.Ф.,

Носивская Е.Г.


ОДОБРЕНО НМС ГОУ СПО

КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3

ГРЕЧКО В.Ф., НОСИВСКАЯ Е.Г.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0312

«ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 

 

В учебно – методическом пособии представлены экзаменационные вопросы, материалы для подготовки студентов к сдаче выпускного квалификационного экзамена по психологии и педагогике по специальности 0312, схема анализа педагогической ситуайции и список рекомендуемой литературы.

В пособии кратко освещены основные темы курса психологии (разделы «Возрастная психология», «Психология общения», «Педагогическая психология»), практической психологии, коррекционной педагогики.


Пояснительная записка

 

Данное пособие, адресованное студентам педколледжа выпускного 3 курса, позволяет облегчить процесс подготовки к сдаче государственного экзамена по психологии и педагогике, позволяет студентам достигнуть более высокого уровня закрепления учебного материала, изученного ранее в курсе психологии (разделов «Возрастная психология», «Психология общения», «Педагогическая психология»), практической психологии, коррекционной педагогики.

В учебно-методическом пособии раскрыто основное содержание всех вопросов, включенных в процедуру итоговой государственной аттестации. При составлении кратких конспектов ответов на экзаменационные вопросы использованы фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г. Крайг, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др..

В приложениях представлены требования к ответу студента, вопросы для анализа педагогической ситуации, список литературных источников, знакомство с которыми рекомендовано студентам с целью обеспечения наиболее качественной подготовки к государственному экзамену по психологии и педагогике.


Вопросы к государственному экзамену

По психологии (выпуск 2006 года)

 

1. Понятие возраста, возрастные кризисы, новообразования. Ведущая деятельность и ведущий тип общения. Возрастная периодизация психического развития.

2. Основные структурные компоненты готовности ребенка к школе. Кризис шести-семи лет.

3. Особенности общения и группового поведения в младшем школьном возрасте. Формирование межличностных отношений.

4. Развитие восприятия и наблюдательности младшего школьника.

5. Особенности внимания и воображения младшего школьника.

6. Память младшего школьника, пути повышения её эффективности.

7. Особенности формирования интеллектуальных процессов младшего школьника в условиях решения учебных и практических задач.

8. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте.

9. Формирование личности младшего школьника. Самосознание и самооценка. Зарождение рефлексии.

10. Развитие высших чувств. Особенности воли и характера младшего школьника.

11. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Другие виды деятельности: игра, труд.

12. Психологические особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

13. Особенности общения в подростковом возрасте.

14. Интеллектуальный потенциал подростков. Формирование способностей и интересов.

15. Кризис подросткового возраста. Чувство взрослости. Потребность в признании.

16. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Профессиональная ориентация.

17. Особенности общения в юношеском возрасте. Потребность в освоении продуктивных приемов общения и развития речи.

18. Личность в юности. Самовоспитание. Формирование жизненных ценностей и убеждений. Кризис возраста.

19. Общение как деятельность, функции общения, уровни, барьеры, структура общения.

20. Конфликты. Их причины. Функции и типы. Структура конфликта. Стратегия поведения в конфликте.

21. Структура процесса обучения и её компоненты.

22. Основные этапы процесса усвоения.

23. Формирование начальных научных понятий у младших школьников.

24. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

25. Дидактическая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

26. Дидактическая система Л.В. Занкова.

27. Индивидуальные различия в обучаемости и пути преодоления стойкой неуспеваемости младших школьников.

28. Педагогические способности. Классификация и развитие педагогических способностей.

29. Понятия нормы и отклонения. Возможности компенсации нарушений развития.

30. Общая характеристика детей с трудностями в обучении.

31. Дети риска. Школьная дезадаптация.

32. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

33. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

34. Новые педагогические технологии: предметно-ориентированное и личностно-ориентированное обучение.


Краткие конспекты ответов на экзаменационные вопросы


Вопрос 1

Понятие возраста, возрастные кризисы, новообразования. Ведущая деятельность и ведущий тип общения. Возрастная периодизация психического возраста

Понятие возраста. Возраст - это качественно своеобразный период физического, психического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Хронологический (паспортный) возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Т. о. понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психики и поведения.

Психологически правильное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отчета для установления уровня психического развития.

Возрастные кризисы. Возрастной кризис - результат неудовлетворенности потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным личностным новообразованием.

Особенности проявления возрастных кризисов

1) Границы кризиса неотчетливы. Кризис возникает незаметно. Наличие кульминации кризиса.

2) Обнаруживается трудновоспитуемость детей в этот период.

3) Негативный характер развития. На первый план выдвигается процесс отмирания и свертывания.

Ломка старого происходит настолько, насколько это вызвано необходимостью развития новых свойств и черт личности.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психологическом развитии ребенка.

Три точки зрения на роль кризисов в жизни ребенка:

1. Детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное «болезненное явление, результат неправильного воспитания.

2. Наличие кризисов в развитии закономерно. По некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

3. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или усилить.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Новообразования возраста — психические и социальные изменения, впервые возникающие на данной возрастной ступени и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент.

Каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных новообразований, возникающих к концу этапа, а своеобразие некоторой целостной структуры личности.

Психические новообразования, характерные для данного возраста появляются благодаря ведущей деятельности.

Ведущая деятельность (термин введен А. Н. Леонтьевым) не тот вид деятельности, который больше всего занимает ребенок, а тот, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка.

Выделение ведущей деятельности необходимо для понимания сущности ее воздействия на психическое развитие человека.

Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущий тип общения – общение, в рамках которого лучше и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (семья, сверстники), так и под влиянием социальной среды в широком смысле (средства СМИ, окружающие ребенка обстоятельства жизни).

Л.С. Выготский показал, что только в общении, в определенных социальных условиях возможно развитие специфически человеческих свойств психики: речи, произвольной памяти, логического мышления.

Возрастная периодизация психического развития. Для того чтобы создать благоприятные условия психического и духовному развитию детей (содействовать полноценному развитию ребенка на каждом этапе онтогенеза) необходимо знать особенности каждого возраста, его границы.

Существует множество попыток периодизации жизненного цикла личности. В их основе лежат различные позиции авторов.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского. В отечественной психологии научную возрастную периодизацию детства создал Л. С. Выготский.

Он считал, что «основным критерием деления детского развития на определенные возрасты должны служить новообразования».

Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Выготский считал, что кризисы в развитии ребенка необходимы.

Возраст Период Примечание
0-2 мес. кризис новорожденности Каждый период включает в себя 3 фазы: -предкритическую; -критическую; -посткритическую (кроме периода новорожденности, начинается с кризиса)
2 мес. - 1 г. младенчество
1г. кризис 1 года
1-3 г. раннее детство
Зг. кризис 3 лет
3-7 лет дошкольный возраст
7 лет кризис 7 лет
8-12 лет школьный возраст
13 лет кризис 13 лет
14-17 лет подростковый возраст
17 лет кризис 17 лет

Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина. В основе периодизации - закономерная смена двух типов ведущих деятельностей (I тип - деятельность в системе «ребенок - общественность, взрослый». Здесь предполагается освоение отношений. II тип - деятельность в системе «ребенок – предмет». Основное здесь - освоение способов действий с предметами.)

 

Эпоха Возрастной период (годы) Тип ведущей деятельности
Раннее детство 0-1 1-3 R непосредственное эмоциональное общение R предметно-манипулятивная деятельность
Детство 3-7, 7-10 R общение (ролевая игра) R учебная деятельность
Отрочество (подростничество) 10-14, 14-17 R общение интимно-личностное R учебно-профессиональная деятельность

 

 

Вопрос 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...