Дидактическая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984). Д. Б. Эльконин - российский психолог, выдвинувший концепцию возрастной периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». Он предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова, провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка («Детская психология», 1960; «Психология игры», 1978). Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявление произвольного поведения как необходимую предпосылку учебной деятельности. Многочисленные исследования В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, ЛВ. Занкова и других показали, что структура учебно-познавательной деятельности, в которой взаимодействие субъекта с объектом происходит под руководством учителя, включает следующие компоненты: цель деятельности - осознание учащимися конкретной познавательной задачи, что именно надо знать и для чего; мотив, побуждающий ученика к действию; содержание деятельности - известные, опорные знания и неизвестные, новые связи, отношения, выводы, которые надо найти, решая задачу; способы, которые ученик использует для достижения цели: умения, навыки, операции, выполняемые в определенных условиях деятельности, воспроизводящие и творческие, практические и умственные действия; контроль и оценка результатов деятельности со стороны учителя, самоконтроль и самооценка учащихся. Исследования В.В.Давыдова и других авторов также дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности (осуществлять рефлексию) и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.
В «Докладе по концепции начального образования» В.В. Давыдов высказал следующие идеи, которые составляют основу дидактическая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: 1. стать школьником в короткое время нельзя, переход к новой социальной роли, освоение новых норм и правил - сложный процесс для первоклассника, поэтому ребенок требует к себе особого внимание взрослых; 2. школа должна быть школой полного дня - с 8-9 утра до 16-17 часов; 3. особое внимание необходимо уделять изучению основных предметов (русского языка, математики, чтения, природоведения), но не за счет уменьшения количества часов на дисциплины эстетического и физиолого-гигиенического цикла. Характеристики системы развивающего обучения Эльконина - Давыдова: • основа обучения - его содержание; • от содержания производны методы; • путь развития мышления дедуктивный; • цель системы - выявление интеллектуальных ресурсов ребенка; • теоретические знания играют ведущую роль в процессе обучения; • мышление школьника - теоретическое, оно должно напоминать мышление ученого.
Вопрос 26 Дидактическая система Л.В. Занкова Всплеск экспериментальной деятельности в российской школе, проявившийся в увеличении интереса к новым системам обучения и воспитания, произошел на рубеже 80-90-х годов и ознаменовался появлением экспериментов в области образования, их особенностью является ориентация на фактор развития школьника. По статистическим данным на конец 90-х годов больше всего учителей начальной школы работали по традиционной системе, но в то же время 30 % всех педагогов работали по системе Л.В. Занкова, 10 % - по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Наиболее распространенными проблемами развивающего обучения на сегодняшний день являются проблема преемственности (система развивающего обучения не имеет продолжения в средней и старшей школе, это приводит к нестабильности результатов развивающего обучения); проблема неподготовленности педагогических кадров (в настоящее время авторский взгляд на то, как должна быть реализована система развивающего обучения, часто подменяется; одновременно с этим отсутствуют доступные курсы повышения квалификации учителей, которые позволили бы им, не подменяя идей авторов, работать по системе Занкова или Эльконина - Давыдова); проблема материального обеспечения (в настоящее время отсутствует достаточное количество материальных средств на разработку и апробацию методических пособий и учебников, которые позволили бы преподавать по указанным системам развивающего обучения).
Леонид Владимирович Занков (1901 - 1977). Л.В. Занков - ученик и последователь Л.С. Выготского, российский психолог, дефектолог и педагог, рассматривал проблему взаимоотношений обучения и развития, изучал проблемы памяти. Им разрабатывалась система начального обучения, направленная на повышение качества усвоения знаний и развитие ребенка. Занков также занимался исследованием особенностей детей с задержкой умственного развития. Одним из первых он начал употреблять термин «уровень умственного развития». Изучая проблемы обучения во вспомогательной школе, Занков считал, что обучение в ней не должно приравниваться обучению в обычной школе; ведущий принцип обучения во вспомогательной школе - повышение удельного веса словесных методов по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Основные принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова: • принцип обучения на высоком уровне трудности; • принцип движения вперёд быстрым темпом при освоении учебного материала; • цель системы - индивидуальное развитие ребенка; • одна из основных форм работы на уроке - беседа; • принцип сознательного отношения к обучению. Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Особое внимание обращено на создание условий для литературного творчества.
Задача обучения по системе Л.В. Занкова - общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли и как надежная основа для усвоения знаний. Содержание образования более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как естествознание, география, история, философия, иностранный язык. По сравнению с традиционной системой обучения обогащено содержание русского языка, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащихся. Организационные формы обучения - урок, экскурсия; основной метод работы на уроке - беседа. Учебный процесс строится в доброй, доверительной, насыщенной положительными эмоциями атмосфере сотворчества ученика и учителя.
Вопрос 27
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|