Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности учебной деятельности в подростковом возрасте




Учение для подростка главный вид деятельности, от которого зависит психическое развитие (развитие как познавательных, так и эмоционально-волевых процессов).

Особенности учебной деятельности.

1.Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка, они помогают обеспечить значимое место среди сверстников.

2.Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес к соответствующим учебным предметам.

3.Новые требования к усвоению знаний (усвоение научных понятий, система знаков) способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы (в первую очередь, умению выделять главное, существенное).

4.Подросток особое значение придает развитию собственной речи - ведь речь во многом определяет успех в общении

5.Происходит усложнение учебной деятельности (что связано с увеличением количества предметов, учителей)

6.Нарастающая взрослость требует новых форм и методов обучения, особенно привлекательными самостоятельные формы занятий.

7.Если учительская деятельность не дает возможности самоутвердиться, то появляется всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения снижают интерес к учению.

8.Избирательная готовность, повышенная восприимчивость (сензитивность) к каким-то отдельным сторонам обучения, к тем предметам, которые делают подростка взрослым, интересны ему, т.к. нужны в дальнейшей самостоятельной жизни (в этом возрасте проявляется стремление к приобретению знаний и безразличие к школьному учению).

9.Подростки испытывают удовольствие от исследовательской деятельности, им нравится мыслить, делать открытия (например, нравится физика т.к. благодаря предмету можно узнать об окружающем мире).

10.Появляются новые мотивы учения, связанные с профориентацией.

Формированию положительного отношения к учению способствуют:

1.Связь учения с жизнью и практикой (это обеспечивает понимание значений знаний).

2.Проблемный и эмоциональный характер изложений.

3.Организация поисковой познавательной деятельности.

4.Развитие рациональных приемов работы.

5.Осознание успеха (неуспех вызывает бурные эмоциональные реакции)

6.Качество работы учителя (его умение увлекательно, доходчиво подать материал) и его отношение к учащимся.

Положительные оценки и хорошие отметки позволяют

1. Занять место среди сверстников.

2.Заслужить уважение учителей, родителей.

3.Оценить себя как личность (обрести уверенность в своих способностях).

Доминирующая роль за самооценкой. Важно, чтобы самооценка и оценка совпадали (иначе возможен внешний и внутренний конфликт).

Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательных потребностей и познавательных интересов.

Познавательные интересы подростков:

1.1.Интересы аморфны, изменчивы, ситуативны.

2.Интересы захватывают широкий круг предметов и всю учебную деятельность.

3.Ярко проявляются доминирующие интересы (избирательные)

4.Учащиеся предпочитают описательный материал, отдельные факты

5.Сущность изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории

6.Использование знаний в практической деятельности

7.Учащиеся склонны к репродуктивной деятельности

8.Учащиеся склонны к творческой деятельности.


Вопрос 13

Особенности общения в подростковом возрасте

Общение пронизывает всю жизнь подростка. Ведущая деятельность в этот период - интимно-личностное общение.

Общение с взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, его характерными особенностями являются следующие:

1. Влияние родителей ограничено.

2. Подросток отстаивает свои права на самостоятельность (взрослость). Совместное отчуждение от взрослых осуществляется в разных формах (озорство, грубость...)

3. Наличие противоречия: потребность в эмансипации (независимость), но, вместе с тем, потребность в поддержке взрослого (в совместной деятельности, времяпрепровождении, создании эмоциональных контактов, при этом на контакт первым часто должен пойти взрослый).

4. Слабая дифференциация прав и обязанностей. (в этом случае нужно пересмотреть обязанности подростка и объяснить необходимость их выполнения).

5. Общение подростка во многом объясняется изменчивостью настроения.

6. Гиперкомпенсация. Неуспех в одной области компенсируется успехом в другой, часто представляющей наибольшие трудности.

7. Имитация поведения значимого и успешного взрослого (обычно имитируется внешняя сторона поведения).

Общение со сверстниками. Его характерными особенностями являются следующие:

1. Общение со сверстниками противоположного пола. Появляется интерес представителям другого пола. Подростку очень важно как к нему относятся сверстники. Особое значение придаётся личной привлекательности. Интерес к другому полу у младших подростков проявляется в неадекватных формах (задирание). Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении (появляется демонстративное безразличие или смущение). Дальше изолированность между представителями разных полов возрастает. Открытые дружеские отношения проявляются редко, т.к. для их установления и поддержания подросткам нужно преодолеть скованность. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым.

2. Большое значение имеет обретение друга (чувство личной дружбы). Дружба более избирательна, интимна чем в предшествующих возрастах. Подростки дружат на почве общих интересов, взаимного доверия. Дружеские отношения более устойчивы. Дружба не всегда носит положительный характер.

3. Общение детей настолько интенсивно, что говорят о «реакциях группирования». Группа подростков создает чувство «мы». Для его усиления создаётся автономная групповая речь (сленг), автономные невербальные знаки. В подростковой среде резко происходит разделение на «своих» и «чужих» (в зависимости от принятых норм общения, поведения и т.д.). Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает. Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам.

4. Нормы и правила в подростковых группах формируются стихийно, контроль за ними осуществляется жёстко. Оценка поступков сверстниками оценивается более максималистически и эмоционально, чем оценка взрослыми.

5. Успехи в среде сверстников ценятся более всего.

6. Формирование рефлексии происходит в процессе общения со сверстниками.

7. Наличие противоречия: ориентация на утверждение себя среди сверстников и конформизм (зависимость от их мнения).

8. Увлечения часто сменяют друг друга, захватывают подростка, любое дело становится демонстрацией своих успехов.

 

 

Вопрос 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...