Психологические особенности учебной деятельности в подростковом возрасте
Учение для подростка главный вид деятельности, от которого зависит психическое развитие (развитие как познавательных, так и эмоционально-волевых процессов). Особенности учебной деятельности. 1.Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка, они помогают обеспечить значимое место среди сверстников. 2.Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес к соответствующим учебным предметам. 3.Новые требования к усвоению знаний (усвоение научных понятий, система знаков) способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы (в первую очередь, умению выделять главное, существенное). 4.Подросток особое значение придает развитию собственной речи - ведь речь во многом определяет успех в общении 5.Происходит усложнение учебной деятельности (что связано с увеличением количества предметов, учителей) 6.Нарастающая взрослость требует новых форм и методов обучения, особенно привлекательными самостоятельные формы занятий. 7.Если учительская деятельность не дает возможности самоутвердиться, то появляется всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения снижают интерес к учению. 8.Избирательная готовность, повышенная восприимчивость (сензитивность) к каким-то отдельным сторонам обучения, к тем предметам, которые делают подростка взрослым, интересны ему, т.к. нужны в дальнейшей самостоятельной жизни (в этом возрасте проявляется стремление к приобретению знаний и безразличие к школьному учению). 9.Подростки испытывают удовольствие от исследовательской деятельности, им нравится мыслить, делать открытия (например, нравится физика т.к. благодаря предмету можно узнать об окружающем мире).
10.Появляются новые мотивы учения, связанные с профориентацией. Формированию положительного отношения к учению способствуют: 1.Связь учения с жизнью и практикой (это обеспечивает понимание значений знаний). 2.Проблемный и эмоциональный характер изложений. 3.Организация поисковой познавательной деятельности. 4.Развитие рациональных приемов работы. 5.Осознание успеха (неуспех вызывает бурные эмоциональные реакции) 6.Качество работы учителя (его умение увлекательно, доходчиво подать материал) и его отношение к учащимся. Положительные оценки и хорошие отметки позволяют 1. Занять место среди сверстников. 2.Заслужить уважение учителей, родителей. 3.Оценить себя как личность (обрести уверенность в своих способностях). Доминирующая роль за самооценкой. Важно, чтобы самооценка и оценка совпадали (иначе возможен внешний и внутренний конфликт). Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательных потребностей и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков: 1.1.Интересы аморфны, изменчивы, ситуативны. 2.Интересы захватывают широкий круг предметов и всю учебную деятельность. 3.Ярко проявляются доминирующие интересы (избирательные) 4.Учащиеся предпочитают описательный материал, отдельные факты 5.Сущность изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории 6.Использование знаний в практической деятельности 7.Учащиеся склонны к репродуктивной деятельности 8.Учащиеся склонны к творческой деятельности. Вопрос 13 Особенности общения в подростковом возрасте Общение пронизывает всю жизнь подростка. Ведущая деятельность в этот период - интимно-личностное общение. Общение с взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, его характерными особенностями являются следующие:
1. Влияние родителей ограничено. 2. Подросток отстаивает свои права на самостоятельность (взрослость). Совместное отчуждение от взрослых осуществляется в разных формах (озорство, грубость...) 3. Наличие противоречия: потребность в эмансипации (независимость), но, вместе с тем, потребность в поддержке взрослого (в совместной деятельности, времяпрепровождении, создании эмоциональных контактов, при этом на контакт первым часто должен пойти взрослый). 4. Слабая дифференциация прав и обязанностей. (в этом случае нужно пересмотреть обязанности подростка и объяснить необходимость их выполнения). 5. Общение подростка во многом объясняется изменчивостью настроения. 6. Гиперкомпенсация. Неуспех в одной области компенсируется успехом в другой, часто представляющей наибольшие трудности. 7. Имитация поведения значимого и успешного взрослого (обычно имитируется внешняя сторона поведения). Общение со сверстниками. Его характерными особенностями являются следующие: 1. Общение со сверстниками противоположного пола. Появляется интерес представителям другого пола. Подростку очень важно как к нему относятся сверстники. Особое значение придаётся личной привлекательности. Интерес к другому полу у младших подростков проявляется в неадекватных формах (задирание). Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении (появляется демонстративное безразличие или смущение). Дальше изолированность между представителями разных полов возрастает. Открытые дружеские отношения проявляются редко, т.к. для их установления и поддержания подросткам нужно преодолеть скованность. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым. 2. Большое значение имеет обретение друга (чувство личной дружбы). Дружба более избирательна, интимна чем в предшествующих возрастах. Подростки дружат на почве общих интересов, взаимного доверия. Дружеские отношения более устойчивы. Дружба не всегда носит положительный характер. 3. Общение детей настолько интенсивно, что говорят о «реакциях группирования». Группа подростков создает чувство «мы». Для его усиления создаётся автономная групповая речь (сленг), автономные невербальные знаки. В подростковой среде резко происходит разделение на «своих» и «чужих» (в зависимости от принятых норм общения, поведения и т.д.). Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает. Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам.
4. Нормы и правила в подростковых группах формируются стихийно, контроль за ними осуществляется жёстко. Оценка поступков сверстниками оценивается более максималистически и эмоционально, чем оценка взрослыми. 5. Успехи в среде сверстников ценятся более всего. 6. Формирование рефлексии происходит в процессе общения со сверстниками. 7. Наличие противоречия: ориентация на утверждение себя среди сверстников и конформизм (зависимость от их мнения). 8. Увлечения часто сменяют друг друга, захватывают подростка, любое дело становится демонстрацией своих успехов.
Вопрос 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|