Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Другие виды деятельности: игра, труд




Ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний, умений, что в свою очередь дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.

Сущность учебной деятельности - присвоение научных понятий. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Однако никаких изменений в саму систему научных понятий ребенок не вносит.

Цель ученияне только приобретение знаний, а главным образом - изменение личности ребенка. Изменение личности - приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями, овладение теоретическими знаниями, что определяет развивающий характер учебной деятельности.

В результате учебной деятельности происходят изменения в самом ученике, т.е. продуктом учебы являются те изменения, которые происходили в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Изменения составляют:

• изменения в уровне ЗУН, обученности;

• изменения в уровне сформированности определенных сторон учебной деятельности;

• изменения в умственных операциях, особенностях личности.

У школьников формируется умение учиться, умение не менее важное, чем приобретение детьми конкретных ЗУН. В первые годы школьной жизни закладываются основы умения учиться, для этого требуется немало времени, систематическая работа и руководство учителя.

Учебная деятельность - специфическая форма индивидуальной активности. Учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, контролировать и оценивать себя.

В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает ЗУН, но и учится ставить перед собой учебные задачи, цели, находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Самое существенное в учебной деятельности - рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений («умею», «могу»).

Важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения s субъектом, который осуществляет это изменение самого себя.

Утрата интереса к игре и становление учебной мотивации связанно с особенностями развития самой игры. Если дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, то дети 6 лет не только от процесса, но и от результата, выигрыша. Чтобы быть успешным в подвижных играх, ребенок должен освоить и не слишком интересные сами по себе действия, в игре смещается акцент с процесса на результат

Влияние учения на умственное развитие.

Было экспериментально обосновано положение о ведущей роли обучения в умет венном развитии детей, при этом доказано, что не всякое обучение имеет подлинно развивающее значение.

Развивающий характер учебной деятельности связан с тем, что ее содержанием является теоретические знания. Главное составляющее теоретического сознания - рефлексия, анализ и планирование, а также проявления в памяти, воображении, мышлении.

Игра.

Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Игра в младшем школьном возрасте постепенно теряет свои психологические значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка: воображение, внимание в интеллектуальных играх, а также навыки общения в играх с правилами. В игре младшие школьники наслаждаются чувством владения многими игровыми действиями.

Когда ребенок приходит в школу, мотив его деятельности часто не учебный. Он может исполнять указания учителя из чувства страха, игрового мотива и др.

Для формирования собственно учебной деятельности важно обучать ребенка с помощью особенных видах деятельности, например на рисовании. Необходимо переводить внимание ребенка с результата выполняемых действий на способ получения этого результата, т.е. от практических действий к учебным.

Учебный мотив, стремление овладеть способами учебной деятельности, контроль и другие учебные действия постепенно становятся достоянием ребенка, и он психологически входит в учебную деятельность. Ребенок «перерастает», игру начинает предпочитать выполнение учебных заданий.

Не следует забывать релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности игры и учебной деятельности.

В ролевых играх, исполняя роли, дети становятся способными к волевым усилиям. Необходимо заботится о сохранении самодеятельности и творчества школьников в игре Большое значение для развития ролевой игры младших школьников имеет наличие интересов к ней взрослых: учителя, членов семьи.

Основой ролевой игры является детская самодеятельность. По своему характеру она является деятельностью коллективной, в которой нужна согласованность детских усилий. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. В конфликтной ситуации дети учатся анализировать свою деятельность, правильно оценивать собственные возможности. Для того, чтобы получить особый эффект от игры, учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников не только на изображаемых игровых действиях, но и на способах решения конфликтных ситуаций, применение которых детьми очень важно сделать осознанным. Тогда у школьников возникает потребность переносить их в различные жизненные ситуации.

Следует обращать внимание на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и другими людьми.

Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащие для развития, для заполнения досуга людей всех возрастов.

Труд.

На формирование важнейших черт личности оказывает помимо учебной и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Организуют и направляют трудовую деятельность ребенка взрослые, их задача - добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Большое значение для формирования у младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой (радость). Это побуждает ребенка к активной трудовой деятельности. Важное значение имеет похвала родителей, учителей.

На уроке труда, с одной стороны, ученики имеют возможность систематически усваивать ЗУН по труду, что обеспечивает их умственное развитие, с другой стороны, создание продукта впервые приобщает учащихся к общественной сущности труда в нашем обществе.

При соответствующих условиях обучения в начальных классах уроки труда обеспечивают большие возможности в формировании новообразований: абстрактное мышление, произвольность действий, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка.

Обучение учащихся на уроках труда планированию - важнейший шаг к переводу важнейших действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления. Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям учит младших школьников действовать последовательно, целеустремленно, развивать произвольность. Планирование, чертежи формирует настойчивость достижение цели, требует обязательного выполнения необходимых элементов деятельности, соответствия образцу.

Важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность.

Для младших школьников характерно интереса не к результату, а к процессу труда.

Сличение учащимся своих операций с инструкционной картой, чертежом способствует развитию по операционной форме самоконтроля, которая позволяет ученику заранее предотвратить ошибки, оценить себя в процессе создания поделки.

У младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность труда («хочу оставить поделку для себя»). Для формирования общественных мотивов ученику важно четко знать, что и для чего он делает. Для формирования положительных мотивов на уроках труда важна оценка учителя, организация коллективной работы (весь класс делает одну поделку). При этом осуществляется разделение труда между учащимися, Дети привыкают сотрудничать работать по общему плану, оценивать свою работу, повышает чувство ответственности. Коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них собственной деятельности.

Вопрос 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...