Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия нормы и отклонения. Возможности компенсации нарушений развития




Между нормальным и аномальным развитием, равно как между здоровьем (психическим, физическим) и болезнью, существует много переходных ступеней. Эти ступени заняты пограничными состояниями и формами, которые не могут быть отнесены с полной определенностью ни к болезни, ни к здоровью. Сами границы между двумя этими категориями крайне неустойчивы и неопределенны.

Существенный вклад в осознание проблемы адаптационных нарушений развития внесли такие науки, как экспериментальная психология и педология. Используя инструментальные методы измерения, эти науки позволяли описывать развитие не только в качественных, но и в количественных характеристиках, вводить представление о норме в развитии и исключениях из нее. При этом полученный и осмысленный учеными материал объективных измерений, проведенных в разных странах и разными методами, представлял также однозначные данные о том, что сами эти понятия — норма и исключение в характеристиках развития — могут быть употребляемы с большой степенью условности. Ведь они отражают лишь средние статистические цифры, полученные в результате суммирования показателей развития группы детей, подобранной по определенным критериям (возраст, пол, нацио­нальность). Данные этого и последующих этапов убедительно говорят о том, что ни по одному из изучаемых показателей не удалось четко зафиксировать границы, отделяющие нормальное развитие от аномального.

Американский автор Холингсворс дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих осенью к югу: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади эта масса значительно редеет. То же и дети. Больше всего детей средних, как принято говорить, «нормальных». Меньше детей, опережающих норму и отстающих от нормы в отношении тех или иных форм поведения.

Можно ли провести точную границу между «нормой» и «исключительностью» — ставят вопрос В. П. Кащенко и Г. В. Мурашев, внесшие огромный вклад в изучение проблемы детского развития в своей статье «Педология исключительного детства», помещенной в Педагогической энциклопедии 1929 г. и отвечают: большей частью такой границы нет. Конечно, слепого ребенка мы отнесем без колебания к исключительным, а хорошо видящего — к нормальным детям. Однако между полной слепотой и хорошим зрением располагается длинная лестница различных сравнительно легких дефектов зрения, и сказать, где же именно кончается норма и где начинается исключительность, мы не можем. Еще яснее то же самое выступает в случае слабоодаренности, и вопрос еще более усложняется, когда заходит речь о нервности, о застенчивости, об упрямстве и прочем.

Граница между нормой и исключительностью, делают вывод ученые, условна. В сущности, она может быть установлена лишь статистически. Предположим, мы взяли 100 детей одного и того же социального положения, одной и той же национальности, одного и того же возраста и т.д., затем мы распределили их всех, скажем, по уровню одаренности. И вот только теперь мы имеем возможность совершенно условно 25 детей, давших наилучшие результаты, признать одаренными выше нормы, 25 детей с самыми низкими коэффициентами одаренности — ниже нормы, а остальных 50 детей отнести к категории так называемых нормальных. Так будет при статистическом допущении, что число нормальных равно числу исключительных детей и что число ис­ключений выше нормы равно числу исключений ниже нормы. Но можно взять иные соотношения, и тогда ребенок, ранее попавший в нормальные, теперь окажется среди исключительных и обратно.


Вопрос 30

Общая характеристика детей с трудностями в обучении

Изучение неуспевающих школьников становится предметом внимания ученых. Результаты исследований А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. А. Смирнова зафиксировали факт качественной неоднородности этой категории учащихся, в числе которых оказались дети с педагогической запущенностью, с умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями, с ослабленной мозговой деятельностью, с эмоциональными дефектами. Был поставлен вопрос о том, что для преодоления неуспеваемости учащихся этих разнохарактерных групп нужны неодинаковые педагогические условия.

Усилиями дефектологов (Т. А. Власовой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, В.И. Лубовского, И. Ф. Марковской, М. С. Певзнер, Н. А. Цыпиной и др.) из состава неуспевающих учащихся выделяется группа детей с задержкой психического развития, в истории развития которых отмечаются внутриутробная патология, родовые травмы, тяжелая наследственность, мозговые заболевания и тому подобные неблагополучия. Ее представительство в составе детского населения определяется в 5,8 %. Обосновывается необходимость создания для таких детей специальных школ, а впоследствии и классов в общеобразовательной школе. Одновременно отмечается, что дети с задержкой психического развития составляют лишь часть неуспевающих в условиях общеобразовательного обучения (К. С. Лебединская, 1985).

Анализ качественных особенностей процесса учения слабоуспевающих школьников находит отражение также в работах Т. П. Антоновой, Ю. К. Бабанского, А. А. Бударного, Ю. 3. Гильбуха, С. Ф.Жуйкова, Л. В.Занкова, М.В.Зверевой, Т.В.Егоровой, 3. М. Истоминой, 3. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, В. И, Самохваловой, Л. С. Славиной, В. С. Цетлин и др. Эти ученые установили, в частности, что большая группа слабоуспевающих учащихся имеет более низкую обучаемость при отсутствии у них патологических изменений в интеллектуальных процессах. Была высказана посылка о том, что своеобразие процесса учения таких школьников может и должно быть учтено в общеобразовательном обучении; поставлен также вопрос о недостаточности тех подходов к дифференциации детей по обучаемости, которые используются в дефектологии (Н. А. Менчинская, 1971).

Некоторые авторы особое внимание уделяют рассмотрению проблем детей с низкой обучаемостью. Так, например, Е.К. Иванова выделяет следующие группы детей с низкой обучаемостью и, как следствие, низкой успеваемостью:

- дети, не желающие учиться;

- дети, желающие учиться, но в силу сложившихся причин приобретшие нерациональные способы действий:

а) дети с незначительным снижением обучаемости при наличии интереса к учебе (основные проблемы в обучении возникают у этих детей при изучении абстрактного материала);

б) дети со значительным снижением обучаемости при отсутствии интереса к учебе (такие дети часто учатся под влиянием чувства долга, показатели их успеваемости достаточно низкие)

в) дети с очень значительным снижением обучаемости и отношением к учебе как к тяжелой (и неприятной) обязанности;

- дети с положительным отношением к учебной деятельности и более - менее адекватными способами действий, усвоенными под постоянным контролем взрослых (учителя).

 

 

Вопрос 31

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...