Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние социальных институтов на формирование аддиктивной личности.




ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Здесь мы не будем говорить о социализации личности как таковой. Все этапы формирования личности чудесно описаны в различных психологических парадигмах. В настоящий момент нас интересуют некоторые особенности социальных институтов и то как эти особенности формируют аддиктивную личность.

Семья.

Фактором риска формирования аддиктивной личности будет являться дисфункционалная семья. Причин, по которым семьи становятся дисфункциональными, много. Все семьи с наличием больного химической зависимостью являются дисфункци­ональными. Причинами дисфункци­ональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкого­лизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, так как может жить нормально лишь какой-то небольшой промежуток времени. К дисфункциональным семьям относят также эмоционально-репрессивные семьи, отношения в которых характеризуются теми же признаками, что и в семье, где есть больной химической зависимостью.

Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

Родители пытаются скрыть от детей все то плохое, что связано с проблемами семьи (хотя, на самом деле невозможно спрятать тот беспорядок, который вносится в жизнь семьи, к примеру, алкоголиком). Дети становятся жертвами двойного стандарта, так как вся семья играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, а все плохое спрячем и тем защитимся». Члены семьи никогда не обсуждают то, что происходит.

 Для дисфункциональных семей характерны амбивалентные послания. Ребенок ежедневно слышит послания с двойным смыслом, к примеру: «Я люблю тебя, иди, не мешай мне». Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать», С одной стороны, ребе­нок усваивает, что быть честным — большое достоинство, с другой сторо­ны, вся жизнь в доме приучает к сокры­тию правды. И ребе­нок начинает привыкать отрицать прав­ду. Если верить одновременно в обе части двойного послания, то возникает чувство, что сходишь с ума. Невоз­можность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положе­ние. Постоянная необходимость уходить от действительности, жить с тягостными ощу­щениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка. Чувствуя вечное несоответствие между тем, что ему говорят и тем, что он видит, ребенок начинает в конце концов не доверять тому, что он видит и слышит. Чтобы чувствовать себя надежно и в безопасности, ребенок пытается «навести порядок», а это приводит к возрастанию недоверия к самому себе. Дети боятся говорить о своих проблемах, они молчат, а ночью им снятся кошмары. Секрет все равно рано или поздно раскрывается, но дети уже не видят правды, они привыкают жить зашоренными. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Увертки и обман становятся такой же нормой жизни, как и реальность. Каждый становится злобным и подозрительным.

+ мои иссл о пс. Защ.

……………………………………………………….

Вакуум интимности.

    В подобных семьях нет теплых эмоциональных объятий, нет взаимной поддержки, здесь не с кем разделить радость или горе, здесь нет любви, доверия, комфорта. Вместо этого – постоянные придирки, недоверие, скептицизм, вина, борьба, драки, запутанность, одиночество. Члены семьи не уделяют внимания друг другу, плохо, неправильно от­носятся к детям Дети чувствуют себя небезопасно там, где должны чувствовать защищенность.

Замороженность правил и ролей.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

 В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответ­ствующих заявлений, например:

-не выражай своих чувств,

-не злись,

-не будь печальным,

-не реви,

-не думай, не воз­ражай, а выполняй мои приказы,

-не задавай вопросов.

 Подчеркивается так­же, что в дисфункциональных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

Семейные роли хорошо описывает «треугольник Карпмана»: есть 3 роли – «жертва», «преследоваель», «спаситель».

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем  довольно интенсивных. Время пребывания человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя - преследователя - жертвы. (Проиллюстрировать на примере алкогольной семьи). Члены семьи не могут выйти за пределы этого круга.

В книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди» есть описание игры «Алкоголик», в которую изо дня в день играют семьи химически зависимых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...