Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сексуальное оскорбление. Псевдовзрослость детей.. Система образования.




Сексуальное оскорбление.

Часто мужья больных алкоголизмом женщин мыслями и чувствами обращаются к «жен­ской половине дома», к дочерям, если мать больна и отсутствует физически или эмоционально. Отец ищет дружбы и признания у дочерей. Тесные отношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений. Под сексуальным оскорблением понимают не только яв­ное изнасилование, но и скрытое пося­гательство на свободное сексуальное развитие. Характер последствий сравнивается с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секре­та семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассив­ность — вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства либо со скрытым сексуальным оскорб­лением, имевшим место в детстве.

Псевдовзрослость детей.

    В то же время дети в дисфункциональных семьях вынуж­дены быстро становиться взрослыми. Одно дело, когда ребенку нравит­ся поступать так, как поступают взрос­лые, особенно когда эти дей­ствия подкрепляются похвалой. Одна­ко, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей родителей, ребенок не чувствует себя счастли­вым. Он испытывает гнев и раздраже­ние от того, что приходится заботить­ся о взрослых. Естественный процесс взросления подталкивается под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность делиться пере­живаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольст­вие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным и злым. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физи­ческой и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одоб­рять родителей, делать их жизнь бо­лее удобной, комфортной. Дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию  семейной  жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они за­служили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Бу­дучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя «псевдовзрослыми». У них не было возможности быть деть­ми. Одни обнаруживают, что не умеют играть. Они не понимают легкомыс­лия, фривольности. Становиться взрос­лым раньше времени просто несправед­ливо. Появляется чувство, что тебя обо­крали. Такие люди не умеют наслаж­даться жизнью. (Пример – бизнесмен и первый снег)

 

 

Система образования.

Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты - черты, направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Нивелирование значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется.

Загруженность учебной деятельностью и, порой, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на 'всякие глупости' (по мнению взрослых), приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети таким образом отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова. Так постепенно формируется неумение жить 'здесь и сейчас'. Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами.

Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.

Школа способствует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных ее видах, подкрепляет эту фиксацию как желаемую и одобряемую деятельность. Нередки случаи, когда бывшие отличники, одаренные дети, становясь взрослыми, но сохранив привычную стратегию избегания и поиска ощущений, выбирают такие тяжелые формы аддиктивного поведения как алкоголизм или наркомания. Сейчас некоторые образовательные учреждения охватила волна выявления одаренных детей. Сотрудничество родителей и педагогов в этом направлении очень тесное. Сама по себе помощь одаренным детям - явление гуманное. Но взрослые часто забывают о том, что ребенок есть ребенок, и игнорируют его естественные потребности. С одной стороны, взрослые хотят, чтобы их дети реализовали то, что не удалось реализовать им самим. С другой стороны, они желают детям добра и верят, что этим будет обеспечено будущее детей. У детей выискивают таланты (при этом считается, что чем раньше, тем лучше), их учат иностранным языкам, записывают одновременно в несколько кружков, в спецшколы и гордятся собой и детьми. Родительская ретивость дорого обходится 'звездным' детям. Итог - нервные срывы, снижение иммунитета, переутомление. Кроме этого: отрыв от общения со сверстниками, груз неудовлетворенных детских потребностей, обеднение жизненного опыта. Такие дети лишены инициативы. Им предложен готовый путь, по которому они идут в сопровождении. За них все решено. Но когда-нибудь настанет время проявлять самостоятельность в противостоянии жизненным трудностям, и тогда возникнет страх, потеря равновесия и чувства безопасности. Э. Берн пишет: 'Родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своих детей, получают наркоманов, преступников и самоубийц. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода' (+ пример с наркоманскими деревнями в Израиле).

Познание реальности осложняется для детей и тем, что в образовательных учреждениях не хватает специалистов, способных грамотно, открыто, без иронии, ханжества и лицемерия вести с детьми беседы на те темы, которые представляют для них жизненно важный интерес, но которые обращены взрослыми в 'зоны повышенной секретности'.

Параллельно с трансляцией знаний транслируются взгляды, убеждения, способы взаимодействия с миром, которые, к сожалению, могут представлять из себя негибкие, застывшие и несоответствующие настоящему моменту паттерны.

Огромное значение для становления и укрепления адаптивных механизмов и формирования активной жизненной позиции имеет создание образовательных моделей, нацеленных на полноценное использование ресурсов самообразования, самовоспитания и самоактуализации.

Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога. Профессия педагога, к сожалению, может внести свой вклад в деформацию личности человека, избравшего для себя эту специальность. И такая деформированная личность, транслируя знания, транслирует и часть своей деформации. Говоря о профессиональной деформации, мы имеем в виду полную идентификацию с профессией, когда утрачиваются личностные черты. Учительские стратегии переносятся в сферу межличностных отношений, что порой является одной из причин конфликтов в семье и с другими людьми. Работа педагога может стать, в силу разных обстоятельств, его агентом аддиктивной реализации.

Работогольная аддикция - достаточно распространенное явление в сфере образования. Одобряются и ставятся в пример сотрудники, проводящие на рабочем месте безграничное количество времени, жертвующие собой, детьми и семьей в целом. Персонал работает на износ. План работы очень насыщенный, и значительные временные затраты отводятся контролю над образовательным процессом, тем, что его сопровождает и за персоналом. В подобных коллективах нездоровая психологическая атмосфера, много людей с хроническими заболеваниями и не разрешенными проблемами в семьях, в личной жизни. Здоровой альтернативой такому учреждению, могло бы стать учреждение с личностно-ориентированной моделью, которая охватывала бы и детей и педагогический коллектив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...