Религия. Общество в целом. Основные этапы и направления профилактики. 1. Диагностический этап. 2. Информационно-просветительский этап.
Религия Религия может стать большой силой, помогающей пройти жизненный путь со всеми его лишениями, надежной опорой в трудные дни. Но, вместе с тем, религия может стать и силой, уводящей от действительности. Поиски себя, стремления к самосовершенствованию приводят в мир религиозных иллюзий. Порой, незаметно для себя человек оказывается втянутым в одну из религиозных сект, деструктивных по своей сути. Под прикрытием благородной цели " стремления к духовности" происходит насильственный (со стороны руководителей секты) отрыв от действительности. Христианская традиция может способствовать формированию личности со склонностью к аддиктивному поведению. Идея смирения, терпения, страдания весьма созвучна настрояниям аддикта отношений.
Общество в целом ……………………………………………………………………………..
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ. 1. Диагностический этап. Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения: -повышенная тревожность, -низкая стрессоустойчивость, -неустойчивая я-концепция, -низкий уровень интернальности, -неспособность к эмпатии, -некоммуникабельность, -повышенный эгоцентризм, -низкое восприятие социальной поддержки, -стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, -направленность на поиск ощущений, -стремление к социальному одобрению, -высокие показатели по шкале алекситимии, -высокие показатели по шкале депрессивности -агрессивность и др. Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.
Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет Вам на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».
Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории: 1. Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т. д. – т. е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции. 2. Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет» 3. Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка. 2. Информационно-просветительский этап. Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:
-психо-сексуальное развитие, -культура межличностных отношений, -технология общения, -способы преодолевания стрессовых ситуаций, -конфликтология, -собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий). Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы: родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т. д. Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам: 1. Москаленко В. Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991. 2. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). 3. Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000. 4. Норвуд Р. Как не быть рабой любви. 5. Скиннер, Клиз. Семья и как в ней уцелеть. 6. Скиннер, Клиз. Жизнь и как в ней выжить.
3. Развивающе – коррекционный этап. Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу. Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.
Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т. д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства. Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в цент сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|