Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтность во взаимоотношениях




Конфликтность во взаимоотношениях

Неваж­но, из-за чего произошла ссора, ребе­нок, особенно маленький, может поду­мать, что это его вина. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители про­воцируют друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререка­ются, жалуются друг на друга, приво­дят к тому, что дети усваивают подоб­ный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки стано­вятся второй натурой ребенка.

 

Границы личности размыты.

Члены дисфункциональных семей не различют собственных границ и границ других членов семьи. Для описания этого состояния хорошо подошла бы метафора о «первичном бульоне» из книги Н. Козлова.

Вмешательство в жизнь другого, контроль за другими – способ избегать ответственности за себя самого (за свою жизнь, работу, здоровье и т. п. ). Они не говорят: " Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь? " Их ответ таков: " Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Анекдот:

Муж возвращается домой, его встречает встревоженная жена:

- Слушай! У нас тут такие проблемы! Ты представляешь, соседская дочка беременна!

- Ну чего всполошилась? Это – её проблема.

- Так она ж ведь от тебя беременна!

- А ты чего всполошилась? Это - моя проблема.

- А мне-то что делать?

- О! А вот это твоя проблема.

В этом анекдоте как раз описано умение разделять свои и чужие проблемы, которого так не хватает

Недифференцированность " я" каждого члена семьи проявляется и в сфере чувств: " Если мама сердится, то сердятся все". И это действительно так. Как только один из членов семьи переступает порог дома, внося с собой раздражение, либо какое-то другое чувство – им моментельно заражаются все присутствующие. У В. Москаленко в книге «Созависимость: характеристика и практика преодоления» приводятся высказываний людей, осознавших, насколько они были погружены в проблемы членов своей семьи ранее:

«…" Когда мой муж страдает от похмелья, у меня тоже голова болит. Его тошнит и меня тошнит " … " Когда я не умела отстраняться от проблем моего мужа и моей дочери, говорит созависимая жена больного алкоголизмом во время групповой  психотерапии, — я была человеком, но это какое-то другое состояние. Я была  как придаток другого человека. Сейчас я впервые ощутила себя в центре  собственного сознания".

Закрытость системы

Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия. Дисфункциональные семьи имеют свой специфический способ взаимодействия с окружающим миром. На этот счет в семье тоже имеются  свои «правила»:

-не выноси сор из избы,

-не предавай семью,

-не выбалты­вай секретов

-что о нас подумают, если узнают...

 Большинство избиваемых детей — это жерт­вы родителей, больных алкоголизмом. Однако в действительности истинная доля подобных жертв может быть го­раздо большей. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в непод­ходящее время, за то, что они пытались защищать мать или младших брать­ев и сестер. Физическое избиение детей, естественно, замалчивается. Этот се­крет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила игры, в при­творство, будто все дела в семье обстоят прекрасно.

В этих домах не любят гостей, ведь друзья детей, приходящие часто, могут стать свидетелями того, что тщательно скрывают. И сами дети склонны скрывать свои переживания даже от близких друзей.

 

Абсолютизирование воли, контроля.

Члены дисфункциональных семей склонны к контролирующему поведению. Разумеется, контроль направлен на жизнь окружающих, а не на свою собственную. Каждый живет по принципу «Я лучше тебя знаю, что тебе надо делать, где тебе надо быть и как тебе будет лучше». Контроль принимает глобальные размеры. Ни у кого из членов семьи нет личного, интимного пространства. Содержание карманов, личных писем и телефонных разговоров, записных книжек и т. д. не является собственностью только их хозяина.

Хаос.

Поч­ти все дети из дисфункциональных семей испытывают неприятные ощущения при возвращении домой из школы страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет?  Трезвый он или пьяный? Дети склонны подолгу задер­живаться вне дома, чтобы уберечь себя от того, что может произойти дома. Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. С годами страх уг­лубляется. Даже при отсутствии боль­ших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

В дисфункциональных семьях родители часто не выполняют своих обе­щаний. Самым популярным словом становится слово «завтра». Одно разочарование, другое... Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, де­ти никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. Они пере­стают ожидать обещанного. Но чув­ствуют, что родители совершили преда­тельство перед ними. Будучи взрослы­ми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в слу­чайных, так и в интимных взаимоотно­шениях. Страстное желание иметь по­стоянную заботу о себе со стороны ро­дителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться ин­фантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

Это постоянное очень болезненное для ребенка переживание хаоса и неупорядоченности очень часто приводит к очень странной и навязчивой, паранояльной любви к порядку. Отсутствие возможности упорядочить свою жизнь, неумение её планировать, сделать её стабильной и предсказуемой выливается в компульсивное стремление упорядочить вещи вокруг себя. (Пример: Марина и йогурты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...