Формирование основ логического мышления
Поясним способ мышления ребенка-дошкольника с помощью двух примеров из работ Ж. Пиаже, из которых будет видно, как идет формирование логических мыслительных струк тур. Если ребенка дошкольного возраста попросить описать дорогу от дома, где он живет с родителями, до детского сада и обратно, то в его рассказе не обнаружится никакой связности: сначала он здесь проходит прямо, потом поворачивает за угол, там стоит дерево, а тут лужайка и т. д. Приметы, упоминаемые ребенком при описании обратного пути, не согласуются с теми, которые он назвал, рассказывая про путь до детского сада. Если ребенок идет медленно, то дорога ему кажется длиннее, он запоминает больше объектов, прежде им не замеченных, например магазин, в который он заходил, и т. д. Описание ребенка соответствует так называемой субъективной карте местности, меняющейся в каждый момент времени. Второй пример показывает также, что в дошкольном возрасте язык и мышление тесно связаны с субъективной позицией ребенка и непосредственно заданной ситуацией, за пределы которых они не могут выйти. Если ребенку рассказать простенький рассказ и попросить пересказать его другому ребенку, то пересказ получится довольно бессвязным. Опускаются важные события или ну тетей порядок их совершения, так что первоначальная связь, теряется. Установлено, что в процессе передачи текста одним ребенком другому возникают информационные пробелы, однако второй ребенок, как правило, доволен рассказом (который был противоречивым и бессвязным) и считает, что он его понял. Дети, воспроизводящие нечто услышанное или увиденное, не могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно того момента, в который происходят описываемые события. Ребенок еще не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет. Даже в сочинениях восьми-десятилетних детей нередко выпускаются важные повороты событий, поскольку дети предполагают, что эти моменты в рассказе сами собой разумеются, что читатель их знает.
Таким образом, можно сказать, что ребенок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. У младших детей по сравнению со старшими образы-представления определяются в большей степени своеобразием детского восприятия. Ребенок обращает внимание на видимые, выделяющиеся признаки предметов (например, цврт и форму) или ситуаций (например, магазин, в который он заходил, как в примере с описанием дороги), но он еще не учитывает «невидимые» черты, например взаимосвязь между этими признаками или объединение их в более общее понятие. Вследствие этого при вынесении своего суждения ребенок легко руководствуется внешними признаками. В дошкольном возрасте язык и опыт еще имеют расхождения. Уже в возрасте пяти лет ребенок может придумывать слова и строить предложения по формальным правилам, но он не в состоянии соответствующим образом организовать то, что им пережито, испытано. Это видно и из приведенных примеров. Ребенок выражает с помощью языковых средств отдельные представления (вспомним о деталях описания пути в его рассказе), но не может связать между собой увиденное и услышанное подобно тому, как он без труда включает в предложения отдельные слова.
Как же в конце концов ребенок приходит к объективному выражению собственного опыта? На основании конкретных действий и складывающихся при накоплении опыта все более обобщенных представлений формируются три существенных фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийного развития,— операции классификации, сериации и понятие о сохранении. Классификация При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину, красные бусины на столе и т. д. Классификация вынуждает ребенка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. Это облегчает узнавание и запоминание, так как в данном случае уже не нужно идентифицировать и запоминать всякий новый предмет, всякую новую ситуацию, всякое новое действие, а можно включить их в ту или иную группу на основании общих признаков, что значительно облегчает работу памяти и активизирует мышление. Возможность обозначения группировок помогает ребенку упорядочить представления об окружающем. Вначале он группирует объекты окружающей действительности, исходя из индивидуального значения, т. е. значения, имеющего смысл только для самого ребенка и трудно уловимого для других. В этом случае Пиаже говорит о совокупности фигур, т. е. о наборе разнообразных предметов, выстроенных без плана. В четыре — пять лет ребенок уже способен классифицировать по таким объективным данным, как цвет и форма. Он все больше использует общие признаки для группировок и может также разделять группы на соответствующие подгруппы, например общее понятие «животные» на подвиды — «собака», «рыба» и т. д. Позже при знакомстве с числами это соответствует пониманию, например, того, что сумму можно разложить на слагаемые (10 = 6 + 4). Сериация Еще одним основным фактором в развитии мышления как процесса установления последовательных взаимосвязей является усвоение операции сериации. Она касается выявления и упорядочения различий, например большой— больше — самый большой; важный — важнее — самый важный и т. д. При этом ребенок должен устанавливать двойную зависимость между объектами (или ситуациями, или действиями), а именно сравнивать предмет с каждым другим и затем определить его местоположение в ряду. Развитие операции сериации начинается еще в раннем детстве. Оно связано с ритмическими последовательными событиями или с ожиданием событий, например с движением погремушкой влево-вправо или с ожиданием тою, что вновь появится лицо матери, и т. д.
Сначала ребенок умеет устанавливать лишь простые отношения между вещами или событиями, причем чаще всего он обращает внимание на крайние точки, например самый большой — самый маленький кусок торта; первый, последний. Такой ряд, обозначенный только своими конечными точками, затем расширяется на 1—2 члена и постепенно методом проб и ошибок выстраивается правильно, при условии, что различия между элементами ряда достаточно велики. В возрасте пяти лет ребенок уже может составить последовательный ряд, включающий до 10 элементов. Но и тогда он составляет его в основном путем проб и ошибок, а не методом систематического сравнения. Вначале полноценное осуществление операции сериации получается лишь на уровне предметно-практических действий, но его еще не удается достичь на языковом уровне: например Пауль больше, чем Клаус, а Клаус меньше, чем Пауль. На уровне чисел двойственное отношение 5>4, 4<5 усваивается ребенком еще позднее. Процесс сериации лежит в основе формирования понятия о порядковом числительном. Правильное обращение с различными измерениями и физическими шкалами основывается на этом виде мышления. Понятие о сохранении Понятие о сохранении или постоянстве требует осознания того факта, что определенные свойства (например, цвет, форма, количество, вес и т. д.) не меняются, несмотря на изменяющиеся условия их восприятия. Примеры:, Врач или моряк остается врачом или моряком и тогда, когда он одет в свой повседневный костюм, а не в форму. Количество пальцев равно 10 и тогда, когда руки сжаты в кулаки, и тогда, когда пальцы растопырены.
1 килограмм пуха весит столько же, сколько 1 килограмм железа. Маленький трехлетний ребенок при вынесении своего суждения руководствуется результатами восприятия в определенной ситуации. Он может не узнать, например, врача, если тот одет в обычную одежду, или моряка, когда он видит его не в форме. Маленький ребенок думает, к примеру, что количество пальцев больше тогда, когда их растопыривают, чем когда пальцы сжаты в кулаки. Дошкольник постарше, напротив, может отвлекаться от бросающихся в глаза свойств и включать в свои размышления такие «невидимые черты», как отношения между признаками. Он уже знает, что растопыренные пальцы хотя и занимают больше места в пространстве, чем сжатые кулаки, но расстояние между ними одновременно увеличивается, образуя пустоту. Он понимает, что возможно возвращение к исходной ситуации, например, В' том случае, когда врач снова наденет свою форму. Ребенок разрешает конфликт между кажущимся и реальным путем перестройки своего опыта и закрепления его соответствующим образом в языке, так что он может сказать: «Хотя этот человек и выглядит как кто-то другой, но в действительности он наш врач». Представления об окружающем мире становятся недостаточными для переработки вновь приобретаемого ребенком опыта. Возникает конфликт, который разрешается путем изменения имевшихся ранее представлений об окружающем и приспособления их к фактическим данным. Одна из форм этого изменения, согласно Пиаже, связана с появлением действий компенсации, проходящих в несколько этапов, суть которых ясна из следующего примера: перед ребенком располагают кубики в 2 ряда — один против другого, по 5 кубиков в каждом ряду. Кубики одного ряда сдвигаются или, наоборот, широко раздвигаются, образуя длинный ряд. На вопрос, в каком ряду больше кубиков, ребенок трех-четырех лет обычно отвечает, что в длинном ряду кубиков больше. Ребенок основывает свое суждение еще полностью на том, что он видит. Он обращает внимание только на одно измерение — либо на длину, либо на плотность ряда. Его суждения касаются отдельно сдвинутого или растянутого ряда. Оба свойства, а именно длина и плотность ряда, еще не соотносятся друг с другом. На следующем этапе ребенок наблюдает за меняющимися условиями ситуации и попеременно обращает внимание то на длину, то на плотность ряда. При этом он выносит и разные суждения. На этом этапе познавательный конфликт становится отчетливым. Когда ребенок осознает противоречие между тем, что одно и то же количество одновременно кажется и большим, и меньшим при условии, что ничего не было добавлено или убавлено, а предметы лишь были перегруппированы, только тогда у него появляется возможность по-новому переосмыслить свое восприятие действительности. В этом случае он уже не использует модель, основанную на непосредственном восприятии.
Понимание сохранения количества создает предпосылку для формирования понятия о количественном числительном. Отныне число воспринимается ребенком уже не как неясное качество, которое каким-то образом связано с величиной, а как свойство объектов, поддающееся точному определению. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации развиваются в процессе конкретных взаимосвязанных действий и образуют более общую схему у всех детей примерно в одном и том же возрасте, между пятым и восьмым годом жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления. Его формирование во многом зависит от образования точных понятий, от усвоения способов их определения, например с помощью измерения, взвешивания, пересчета и т. д., а также от их стабильности. Это, в свою очередь, приводит к установлению все более правильных отношений между понятиями, поскольку ни одно понятие не может существовать само по себе, а только в отношении к остальным. Задачи и содержание работы В предлагаемой книге представлены образцы работы в детском саду, которые, на наш взгляд, способствуют развитию мыслительных процессов в соответствии с общей схемой развития, описанной выше. Дети четырех — шести лет должны не только получить определенные знания, но и научиться применять их при анализе цвета, формы и количества; соотносить их друг с другом и оценивать с новых позиций. Развитие последовательного логического мышления в детском саду и в подготовительном классе происходит по следующей схеме: ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочивание объектов (признаки цвета и формы), и обучение их обозначению; упорядочивание предметов по различным признакам (классификация по признаку качества); выстраивание упорядоченных последовательных рядов (например, по величине, длине); сравнение групп по количественному составу (больше, меньше, больше всего, одинаково, поэлементное сравнение последовательного ряда); сравнение 2 рядов с одинаковым количеством членов при различных условиях восприятия и при постепенно возрастающем количестве членов ряда (усвоение представления о постоянстве количества). Методический подход Методика развития познавательных способностей разработана для детей четырех — шести лет. Она построена с учетом положений возрастной психологии. Первая часть предназначена для работы с детьми в возрасте четырех-пяти лет, вторая — для пяти-шестилетних. Развитие способностей происходит в процессе обучения и достижения определенных дидактических целей. Программа содержит описание этих целей обучения, этапов работы над учебным материалом и примеров проведения занятий и упражнений. Систематическое развитие познавательных способностей в детском саду осуществляется относительно легко, когда цель обучения реализуется в разнообразных ситуациях и на различном материале. Отдельные разделы книги снабжены введениями, которые содержат обзор сведений по возрастной психологии, касающихся соответствующего учебного материала программы, и указания для его прохождения. Затем описываются примеры занятий, которые представляют собой руководство для воспитателей (но не для детей). В каждом случае приводятся примеры работы с дидактическим материалом и ситуации, возникающие в ходе осуществления режимных моментов в детском саду. Совокупность представленных задач по своему замыслу должна побуждать воспитателя к дальнейшему творчеству. Воспитатель может выбрать другие, более подходящие для данной труппы детей примеры, или предоставить дошкольникам возможность самим изобретать варианты упражнений. Не следует ограничиваться предложенными примерами работы: на первом плане должна стоять задача формирования у детей способности обнаруживать усвоенное в других ситуациях и взаимосвязях, чтобы полученные знания углублялись и обобщались. Содержание программы может целенаправленно использоваться в средней или в старшей группе в виде спец и ал ьн о организованного занятия 1—2 раза в неделю в течение 20—30 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|