Подготовка к усвоению числа
Различение — сравнение — систематизация До сих пор детей знакомили с внешними признаками предметов, такими, как красный, желтый, длинный, круглый и т. д., и учили их группировать и систематизировать предметы по этим признакам. Усваивая содержание данного раздела, четырехлетние дети расширяют свои знания и представления о свойствах предметов и явлений, на которые они могут легко указать и которые помогают им распознавать и классифицировать другие предметы и явления. Продолжая эту работу, дошкольников учат оперировать понятиями, которые выходят за рамки конкретно ощущаемого и на которые нельзя просто указать. Дети проводят сравнение признаков и степени их выраженности. При этом их внимание акцентируется уже не на качественных различиях между признаками и группировками, а на том, в какой мере различаются сравниваемые вещи. В процессе этого сравнения большое значение придают использованию таких понятий, как «больше чем», «меньше чем», «столько же, сколько». Педагог формирует у детей действия по: 1) составлению упорядоченного ряда; 2) сравнению количества; 3) формированию представлений о сохранении количества (или постоянстве). Первый этап — составление ряда. Основная цель — научить детей узнавать и систематизировать различия признаков цвета, формы и величины. Организуя действия с конкретным материалом, воспитатель должен добиться перехода от случайного к осознанному составлению ряда, сформировать у детей соответствующие представления. Это означает, что если, например, ребенку дать сначала 5 кукол и предложить составить ряд по величине, а потом дать ему еще 1 куклу, то ее место в ряду он должен определить путем систематического сравнения данной куклы со всеми другими куклами уже составленного ряда.
Чтобы постепенно прийти к сравнению количества, ребята должны научиться правильно составлять ряд из предметов. Поэтому первой задачей в данном разделе и является составление ряда. Знания о цвете и форме расширяются за счет все более точного обследования предметов и определения их свойств. Дети учатся определять последовательность расположения предметов, опираясь на закономерности степени выраженности признаков и перехода к более тонкому их различению, например по оттенкам (светло-зеленый — зеленый — темно-зеленый). При этом внимание ребенка должно обращаться на отдельные элементы группы предметов. Концентрация внимания на отдельном элементе группы важна и для следующего этапа, на котором детей обучают сравнению двух или несколько групп по иному основанию, чем до сих пор: не по цвету или по форме, а по новому признаку — по количеству. Если дети должны определить, чего больше лежит на столе — яблок или конфет, то они, в первую очередь, ориентируются на площадь, которую занимают яблоки и конфеты. И, решая эту задачу, они приходят к выводу, что яблок больше, чем конфет. Взрослые же, решая данную задачу, сначала сосчитают количество яблок и конфет, а потом уже сравнивают друг с другом эти два количества. Точно так же могут поступить и некоторые пятилетние дети (если число сравниваемых предметов небольшое). Но существует особый прием, используя который все пятилетки смогут правильно ответить на вопрос. Это прием приложения, или соотнесения. Заключается он в том, что к предмету из одной группы прикладывается предмет из другой группы (или предмет из одной группы соотносится с предметом другой группы) так, чтобы они оба образовали пару. Например, к каждому яблоку прикладывается конфета. И по тому, что осталось, дети судят, чего больше — яблок или конфет.
Прием приложения опирается на использование числа 2, которое уже знакомо детям, так как они знают, что у них 2 ноги, 2 руки, 2 глаза, 2 уха и т. д. В каждой из этих пар речь идет о 2 одинаковых предметах, но это нехарактерно для приема приложения, при котором и общем случае сравниваются различные по предметному содержанию объекты. Этап сравнения количества должен подготовить мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить, больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой, ребенку надо отойти в своем решении от зрительного восприятия и прийти к выделению общего основания, что происходит в результате многократных действий сравнения в различных учебных ситуациях. Последний этап обучения направлен на формирование представлений о сохранении количества (или постоянстве), суть которого заключается в следующем: путем многократных изменений пространственного расположения предметов ребенок должен увидеть (уяснить для себя), что определенное количество предметов сохраняется, несмотря на изменение пространственного расположения. Понимание того обстоятельства, что определенные свойства и качества, несмотря на многообразие форм их выражения, сохраняются (цвет, форма, а в более старшем возрасте дети узнают и о таких свойствах, как вес и объем), представляет огромный шаг в развитии мышления. Можно даже сказать, что без сложившегося понятия о постоянстве (сохранении) имеющиеся у детей представления не полностью соответствуют реальным предметным отношениям. Сохранение количества составляет основу формирования представлений о числе. Итак, усвоение понятия о числе происходит последовательно в три этапа. На I этапе дети занимаются определением последовательности расположения предметов по степени выраженности в них определенного свойства или признака. На II—дошкольников учат сравнивать количество методом приложения или сопоставления предметов друг с другом. На IIIэтапе у детей формируют понятие о сохранении количества. Виды используемых игр Каждый этап обучения содержит подробное описание проводимых игр: на классификацию, сравнение, систематизацию.
Игры проводятся в соответствии с принципом усложнения. Исходя из необходимости и уровня развития детей игры могут быть усложнены (или облегчены) за счет увеличения (или уменьшения) количества сравниваемых предметов. Чтобы закрепить и расширить пройденный материал, в каждом разделе даются дополнительные указания по поводу переноса ранее усвоенных действий в различные ситуации в течение дня. Раздел заканчивается повторением пройденного и содержит задания на составление ряда, сравнение и использование представлений о сохранении количества. Материал Как и при ознакомлении детей с цветом и формой, следует использовать материал, которым обычно располагает детский сад. Это различные предметы, поддающиеся объединению в группы и сортировке по степени выраженности свойств. Дополнительно рекомендуется использовать матрешки и пирамидки. Организация Обучение проводится в виде занятий с подгруппами детей. Оптимальное число занимающихся в подгруппе—11 —13 человек. В зависимости от успехов в обучении количество детей пяти- и шестилетнего возраста в подгруппах может увеличиваться и составлять около половины группы. Некоторые игры можно проводить со всеми детьми, однако они предлагаются вне системы занятий.
Формирование действий по составлению ряда
В развитии ребенка достаточно рано обнаруживаются способности систематизации предметов по степени выраженности их признаков. Трех- и четырехлетние дети используют их, когда вкладывают кубики друг в друга, нанизывают различные по величине колечки на палочку, строят пирамидки. В основном дети этого возраста решают данные задачи методом проб и ошибок. Однако, когда степень выраженности какого-либо свойства (например, величины предметов) достаточно велика, дети начинают ориентироваться на восприятие этих свойств. Постепенно ребенок научается предвидеть конечный результат действий и поэтому может управлять ими во внутреннем плане. Это означает, что ребенок способен упорядочить группировку конкретных предметов в соответствии с определенным правилом. Например, он берет сначала самое маленькое колечко, затем следующее по величине и т. д. Он может найти в уже составленной пирамидке место для отсутствующего кольца.
Результаты экспериментов показывают, что большинство детей пятилетнего возраста после проб и ошибок могут составить ряд из 6 членов.
Различение — сравнение — систематизация Материал. 6—8 различных по длине прямоугольных параллелепипедов (из строительного материала); вкладные цилиндры Монтессори или любые другие вкладыши; 5—8 картонных полосок (черно-серо-белый ряд); матрешки (семисоставные); прямоугольные палочки различного цвета. Игры на систематизацию Дети выстраивают прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот, от самого длинного до самого короткого (рис. 19). Ребятам предлагают вложить цилиндры Монтессори (или какие-нибудь другие вкладыши, например коробочки) друг в друга. После того как им удастся правильно выполнить предыдущие задания, можно предложить разложить полоски по цвету (аналогично заданию из раздела по ознакомлению с цветами). Причем между белой и черной должно быть 5 полосок с разными оттенками серого цвета. Дети составляют ряд, начиная с полоски белого или черного цвета. Эта игра может быть усложнена за счет составления ряда с середины, т. е. с полоски серого цвета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|