Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различение — называние — систематизация




 

При формировании способности различать вни­мание ребенка нацеливается на определенные предметы окру­жающего мира. Вначале ребенок ориентируется только на явно выступающие признаки и свойства предметов, не связывая их друг с другом.

В процессе развития ребенка учат выделять, нее более тон­кие различия и соотносить их между собой.

Постепенно дошкольник узнает, как предмет выглядит, каков он на ощупь, что с ним можно делать и что предмет существует независимо от него.

В возрасте четырех-пяти лет дети могут различать такие цвета, как черный, белый, коричневый, лиловый, розовый. Они способны различать такие геометрические формы, как круглая, треугольная, квадратная, прямоугольная. Точно так же они раз­личают предметы: длинные — короткие, большие маленькие, толстые — тонкие. Однако многие испытывают трудности при словесном обозначении цвета и формы. Особенно это относится к обозначению серого, коричневого, розового, лилового цветов. Из признаков формы правильно называются чаще такие, как круглый, большой — маленький, реже треугольный, длинный — короткий, толстый — тонкий.

Важную роль при классификации предметов играет язык. Известно, что дети, которые правильно усвоили обозначения: длинный — короткий, большой — маленький, толстый — тонкий, намного быстрее выполняют задания на группировку предметов, чем те, которые смешивают эти обозначения (большой — ко­роткий, длинный — маленький).

Объединять предметы в группы ребенок начинает в возрасте двух лет. В это время он уже знает, что есть предметы, которые существуют в одном экземпляре, например его любимое живот­ное, а другие предметы относятся к каким-либо группам одина­ковых предметов, например к мячам, или шарикам, или кубикам.

Взрослый руководит ребенком при выполнении заданий на группировку. Он подсказывает ему, какие предметы относятся к одной группе, а какие — к другой. Младшие дети обычно систе­матизируют предметы по свойствам, которые важны только для них; так, например, треугольники или квадраты обозначают для них дом.

И только в возрасте пяти — семи лет дети начинают группи­ровать предметы на основе общих воспринимаемых признаков, таких, как, например, большой и красный. В этом возрасте ре­бенок уже может разделить группу предметов на подгруппы. Например, из строительного материала составить подгруппу красных кубиков; класс птиц подразделить на уток, воробьев и т. п.

Но о настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой и это отношение берется за основу при группировке предметов.

Структура занятий

Работа по формированию познавательных способностей начи­нается со знакомства с цветом и формой. Конкретная цель обу­чения— научить детей различать и называть цвет и форму, систематизировать предметы по этим признакам.

Обучение начинается с хорошо известного детям красного цвета и с таких признаков формы, как большой — маленький. Дети должны научиться различать не только основные; тона, но и оттенки: например по отношению к зеленому цвету — темно-зеленый, светло-зеленый.

При знакомстве дошкольников с признаками формы прини­мается во внимание их относительность: длинный — короткий и т. д. Необходимо также выделять степень выраженности усваи­ваемого признака, которую дети должны различать: например, длинный — короче — короткий.

Строгое следование одного этапа обучения за другим необя­зательно. В зависимости от уровня развития детей воспитатель может объединить или исключить некоторые этапы.

Виды используемых игр

Большинство детей четырехлетнего возраста могут различать основные цвета и формы, поэтому первые игры, как правило, даются на классификацию этих признаков.

После знакомства с каким-либо признаком следует игра на называние и только потом дается игра на группировку предме­тов на основе общих признаков, т. е. игра на систематизацию, которая предполагает различение и называние соответствующего цвета или признака формы.

Далее после описания вышеназванных игр перечисляются игры, в которых закрепляется пройденный материал. Это могут быть игры строительные, подвижные, игры по изготовлению по­делок и т. д. Большое значение для процесса обучения имеют не только специальные занятия (протяженностью в 20—30 минут), где дается тот или иной материал, но и его закрепление. Поэтому воспитателю предлагаются рекомендации по закрепле­нию материала в повседневной жизни (в течение дня).

Материал

В работе обычно используется тот материал, которым располагает каж­дый детский сад: игрушки — ав­томобили, кубики, различные мел­кие предметы, специально подобран­ный дидактический материал. До­полнительно можно изготавливать карточки, которые потом становятся заместителями соответствующих цветов, форм и их признаков (см. рис. 1).

Организация

При ознакомлении детей с цветом и формой рекомендуется делить группу на небольшие подгруппы (6—8 человек). Многие игры рассчитаны именно на такое количество детей. При форми­ровании подгрупп учитываются успехи в обучении, но обяза­тельно в одной подгруппе должны быть и активные и пассив­ные дети.

Игры, которые проводятся со всей группой, обозначаются буквой «г».

Детей знакомят со следующими цветами:

1) красный — синий — желтый;

2) зеленый: темно-зеленый, светло-зеленый;

3) черный — серый — белый;

4) оранжевый — коричневый.

 

Знакомство с красным – желтым – синим цветами

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...