Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление материала в течение дня




Во время игр на свежем воздухе воспитатель пред­лагает детям пирамидки, счетные палочки Они могут построить лестницу, разобрать и собрать пирамидки

На музыкальны х з а ня т и я х дети узнают высокие и низкие тона. Воспитатель играет3 ноты. Ребята должны опре­делить, какая самая низкая и самая высокая. Они воспроизво­дят последовательность тонов при иг ре на детском пианино, металлофоне и т. д.

Во время рисования дети используют черную и белую краску В результате должна получиться картина с различными оттенками серого цвета.

Во время физкультурных упражнений после игр дети кладут большие мячи в самую большую корзину, а ма­ленькие — в самую маленькую.

Во время приготовления печенья или куличей из песка различные по размеру формы для выпечки печенья вы­кладываются друг из друга и составляется ряд. В каждую форму дети накладывают влажный песок, а затем, опрокидывая их, пекут различные по величине куличи. Можно делать из пласти­лина различные по величине пирожки.

Поскольку многие дети этого возраста охотно употребляют в речи превосходную степень, например: «У меня самый боль­шой автомобиль», то воспитателю следует обращать внимание всех детей на такие высказывания, обсуждать их сообща и вы­яснять, действительно ли речь идет о самом большом автомо­биле, продемонстрировав им относительность используемых по­нятий.

Формирование действий по сравнению количества

До сих пор дети употребляли понятия «равно», «одинаково» на предметно-действенном уровне. Они проводили сравнение признаков, например, для установления того факта, что «палоч­ка длиннее, чем карандаш». В дальнейшем дети должны упо­треблять эти понятия и в речи, когда, например, устанавливают, что определенное количество пуговиц равно такому же коли­честву кубиков.

Необходимо дать некоторые разъяснения относительно по­нятий «равно», «неравно».

«Равно», «одинаково» в разговорном языке не всегда сов­падает с точным понятием «равно, одинаково», используемым, например, в математике, где «равно» употребляется в смысле «идентично».

Два предмета «равны» или «одинаковы» только относительно определенных признаков, таких, например, как величина, цвет. Но эти же предметы могут быть «не одинаковы» (в смысле «не идентичны»), так как они отличаются друг от друга по другим признакам, например по месторасположению или по принадлеж­ности и т. п. Важно обратить внимание детей на разницу в этих значениях.

Шапка Кати и шапка Пети одинаковы по цвету и материалу, из которого они сделаны. Но речь идет в данном случае о двух разных шапках — Катиной и Петиной. (Они могут быть, напри­мер, разными по величине.) Это означает, что необходимо точно указывать, относительно каких свойств говорится о равенстве и неравенстве.

На данном этапе программы детей учат, применяя прием приложения, сравнивать 2 группы предметов, сопоставляя их по количеству элементов. Этот прием имеет 3 варианта. Раскроем их на примере игры «Гости и стулья».

1. Каждому гостю ставят стул. Гостей столько же, сколько стульев (рис. 21).

 

 

2. Стульев больше, чем гостей. Каждый гость сидит на стуле, но не на каждом стуле сидит гость (рис. 22).

 

 

3. Гостей больше, чем стульев. На каждом стуле сидит гость, но не у каждого гостя есть стул (рис. 23).

 

Прием приложения является наиболее простым для установ­ления равенства группировок по числу их членов. Выделение отношений между сравниваемыми группами должно быть нагляд­ным для ребенка и обеспечивать возможность проверки. Однако воспитатель должен подводить детей к более отвлеченному восприятию при группировке предметов.

Методика

Материал. 9—12 стульев; 10 одинаковых кружков; 10 круглых камешков одного цвета; другой материал, например игральные кубики, пуговицы и т. д.; игровой и строительный материал, который можно группировать.

Игра на систематизацию

У каждого ребенка стул?

По количеству играющих ставится ряд стульев. Дети садят­ся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления (или приложения). Количество стульев изменяется, играющие про­веряют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколь­ко и детей, или же стульев больше (меньше).

Точно так же, применяя прием сопоставления, можно определить, кого больше в подгруппе — мальчиков или девочек, или: мальчиков столько же, сколько девочек.

Парная игра

Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одно­цветных круглых камешков и 10 кружочков (или же 10 пуговиц, или 10 игральных кубиков и т. д.). Ребенок кладет определен­ное количество камешков, а его партнер должен положить столь­ко же кружочков. (Это количество постепенно возрастает.) За­тем с помощью приема приложения проверяется правильность выполнения задания. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

Игра на сравнение

Воспитатель кладет на стол в 2 кучки различный материал. Он берет по 3 одинаковых предмета из одной и из другой кучки, например 3 маленькие зеленые пуговицы и 3 маленькие белые пуговицы, и спрашивает, зеленых пуговиц меньше, больше или столько же, сколько белых. Дети проверяют свои ответы, приме­няя прием приложения (рис. 24).

Затем воспитатель берет по 3 разных предмета. Например, 1 круглый камешек, 1 пуговицу, 1 блок из пластмассового кон­структора, 1 строительный кубик, 1 игрушечную машину, 1 ма­терчатого зверя. Дети сравнивают количество предметов в одной и другой группе, проверяют свои ответы (рис. 25).

 

 

Постепенно педагог увеличивает количество предметов, при­чем сначала сравниваются одинаковые предметы, а затем раз­ные.

Количество сравниваемых предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей правильно отвечает на вопросы.

При появлении ошибок сравнивайся меньшее количество пред­метов, но варьируется материал.

Воспитатель не всегда кладет равное количествопредметов, в одной группе может быть на 1—4 предметабольше, чем в другой. После нескольких занятий дети могу!проводить игру на составление множеств самостоятельно, предлагая задания друг другу.

Закрепление материала в течение дня

Во время физкультурных упражнений дети строят­ся парами. Для проведения игры с мячом ребенок должен раз­дать столько мячей, сколько пар будет принимать в ней уча­стие.

Перед рисованием красками один ребенок раздает ки­сточки, другие приносят стаканчики с водой. Затем дети про­веряют, у всех ли имеется кисточка и стаканчик. Для этого каждый опускает кисточку в стаканчик.

Во время умывания после смены полотенец дети прове­ряют, каждый ли ребенок в группе получил полотенце.

Во время завтрака воспитатель ставит на стол несколько блюдец и напротив несколько чашек, спрашивает детей, блюдец больше или столько же, сколько чашек. Дети проверяют свои ответы приемом приложения (сопоставления).

В конце свободных игр воспитатель предлагает опреде­лить, где больше играло детей: в игре с машинами или со строи­тельным материалом (больше детей играло в кукольном уголке или со строительным материалом и т. д.). Чтобы проверить от­веты, каждый ребенок, который строил, берет за руку того, кто играл с машиной.

Формирование представления о сохранении количества

Сравниваемые друг с другом группы могут состоять из раз­личного количества предметов. Ребенок не знает, одинаковое или разное число предметов входит в эти группы. Чтобы пра­вильно ответить, он должен применить прием приложения (срав­нения).

При количественном равенстве предметов в обеих группах ребенок устанавливает и видит это равенство. Но что происхо­дит, когда изменяется месторасположение предметов в одной группе, например, когда расстояние между входящими в нее предметами увеличивается или уменьшается, а тем самым из­меняется занимаемая ими площадь по сравнению с предметами другого множества?

Результаты психологических исследований показали, что младшие дошкольники видят количественное равенство как не­посредственно воспринимаемое соответствие, несмотря на приме­няемый прием приложения. Например, ребенок может устано­вить, что зеленых пуговиц столько же, сколько и белых, но его уверенность в этом теряется, как только воспитатель собирает белые пуговицы в кучу. Это происходит потому, что мышление у ребенка наглядное: он хотя и замечает измене­ния воспринимаемых признаков, но не может со­отнести их друг с другом.

Большинство старших дошкольников (по данным эксперимен­тов примерно 2/3) уже знают, что количество сохраняется, не­смотря на внешние изменения формы; часть детей находятся в переходной фазе, т. е. считают, что то же самое количество после изменения местораспо-ложения становится большим или меньшим. У этих детей прием приложения еще не закрепился до такой степени, чтобы они смогли его применять при различ­ном расположении предметов. Прежде чем ребенок узнает, что данное количество изменяется только тогда, когда что-то до­бавляется или убирается, он должен сначала увидеть, что каж­дый его элемент является некоторым целым, не зависимым от своего качества (например, от цвета, формы, расположения).

В развитии понятия о сохранении большую роль играют такие внешние условия, как количество элементов, их однород­ность и соотношение.

Чем меньше количество элементов и контрастнее отличитель­ные "признаки группы предметов, тем благоприятнее условия для введения понятия о сохранении количества. Это используется в нашем обучении. Оно начинается с небольшого количества одинаковых элементов в группах, но группы по признакам резко отличаются друг от друга. При этом используется метод созда­ния проблемной ситуации.

Дело в том, что для ребенка дошкольного возраста не является противоречием то, что он одно и то же количество одновре­менно обозначается как большее или меньшее.

Вероятно, понятие «сохранение количества» нужно сначала ставить ребенку как проблему, чтобы он осознал противоречи­вость своих высказываний.

Методика

Материал. 20 одинакового размера круглых камешков: 10 красных и 10 зеленых; коробочка; 10 деревянных или пласт­массовых шариков и 10 пластмассовых стаканчиков.

Игры на сравнение

В каком ряду детей больше

Дети встают в 2 ряда друг против друга. Один ребенок ос­тается без пары, он водящий и отвечает на вопросы педагога.

Педагог спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?» Ответ ребенка проверяется следую­щим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ре­бенка из второго ряда. Затем дети второго ряда образуют круг. Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором?» Проверяя ответ ребенка, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Ребята в первом ряду встают наибольшее расстояние друг от друга, чем во втором, педагог снова задает вопрос: «В пер­вом ряду столько же детей, сколько и во втором?» Ответ про­веряется аналогично: все дети берут друг друга за руки.

Игра в камешки

Педагог кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения, дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных. Затем педагог изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем педагог кла­дет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Все ответы про­веряются с помощью приема приложения.

Постепенно педагог увеличивает количество камешков обоих цветов. Для того чтобы все отвечали не механически, педагог может положить зеленых или красных камешков больше (или меньше).

Количество предметов увеличивается до тех пор, пока боль­шинство детей отвечает правильно.

Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильности предыдущих ответов детей.

Чего больше?

В ряд ставятся пластмассовые стаканчики. Недалеко в короб­ке или корзинке лежат шарики. Дети кладут шарики в стакан­чики и убеждаются, что шариков столько же, сколько стакан­чиков. Педагог собирает шарики, затем располагает их на столе на некотором расстоянии друг от друга, после этого кладет их перед стаканчиками, потом снова убирает в корзиночку. Во всех случаях он спрашивает детей: «Шариков столько же, сколь­ко и стаканчиков, или больше (меньше)?» Дети обосновывают свои ответы, проверяют их правильность, вкладывая шарики в стаканчики.

Разложи цветы по вазам

Педагог ставит на стол вазы различной формы. На столе в куче лежат цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же, сколько и ваз. (В каждую вазу дети ставят цветок.) Как и в предыдущем задании, педагог увеличи­вает количество сравниваемых предметов и меняет место их рас­положения. Например, он может попросить поставить все цветы в одну вазу, положить каждый цветок перед вазой, вазы расста­вить на удаленном расстоянии друг от друга, а цветы букетом положить перед вазой и т. д. После каждого измене­ния ситуации педагог уточняет, стало ли цветов (ваз) больше, меньше или столько же, сколько было раньше, просит объяснить детей, почему они так считают.

Число сравниваемых предметов постепенно увеличивается до тех пор, пока дети не начинают систематически ошибаться.

Когда педагог прибавляет 1 или 2 цветка или убирает вазы, дети должны видеть, что он что-то убрал или прибавил. При этом педагог добивается понимания детьми, что измени­лось лишь число предметов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...