Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ (вместо предисловия) 2 глава




- Министр Юстиции РФ Ю. Калмыков, член Совета Безопасности РФ,

- представители Министерства Иностранных Дел РФ во главе с зам. Министра Б. Пастуховым и Послом по особым поручениям Ф. Ковалевым (руководителем государственной делегации на переговорах с Республикой Грузия),

- представители Министерства Обороны РФ во главе с генерал- полковником А. Галкиным (главой военной части государственной делегации на переговорах с Республикой Грузия),

- представители Министерства РФ по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ во главе с зам. Министра А. Смирновым,

- представители Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике во главе с зам. Министра В.Михайловым,

а также представители Министерства Финансов РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы РФ.

---------------------------------------------------------
[1] Документы о визите Б.Н. Ельцина в Грузию 3 февраля 1994 г. см. в разделе «Приложения», с. 377.

Федеральной службы контрразведки РФ. Главного управления Генеральной Прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о вооруженных силах. Института национальной безопасности и стратегических исследований и другие.

В соответствии с запросом Комитета по делам СНГ министерства и ведомства РФ предоставили к изучению в ходе слушаний:

а) подписанные 3 февраля 1994 г. в Тбилиси следующие российско-грузинские договорные акты:

- Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве;

- Соглашение о свободной торговле;

- Соглашение о сотрудничестве б области культуры, науки и образования;

- Соглашение о статусе и условиях Функционирования Пограничных войск РФ, находящихся в Республике Грузия с прилагаемым Протоколом о порядке Финансирования и материально-технического обеспечения Пограничных войск Российской Федерации, находящихся в Республике Грузия;

- Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,

- Соглашение о сотрудничестве в области связи;

- Соглашение о научно-техническом сотрудничестве;

- Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 1994 г.;

- Соглашение о международном автомобильном сообщении с прилагаемым Протоколом о применении Соглашения о международном автомобильном сообщении,

- Соглашение с регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев;

- Протокол о встрече делегаций РФ и Республики Грузия,

а также Совместное Коммюнике по итогам официального визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в Грузию 3 Февраля 1994г.;

б) подписанные ранее, 9 октября 1993 г. в г. Москве, следующие российско-грузинские договорные акты:

- Договор о правовом статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузия;

- Соглашение по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, по делам, связанных с временным пребыванием воинских Формирований РФ на территории Республики Грузия;

- Соглашение о принципах материального и торгово-бытового обеспечения воинских Формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузия;

- Соглашение о порядке пропуска воинских эшелонов воинских Формирований РФ, лиц, входящих в их состав, боевой техники, отдельных подразделений и команд, о порядке перевозки и транзита иных воинских грузов через государственную границу Республики Грузия и о порядке и условиях предоставления таможенных и налоговых льгот;

- Соглашение о порядке плавания и пребывания военных кораблей в водах и портах РФ и Республики Грузия;

- Соглашение по вопросам безопасности полетов летательных аппаратов РФ в воздушном пространстве Республики Грузия;

- Соглашение о порядке и условиях совместного использования учебных центров, полигонов, стрельбищ, предприятий, аэродромов и портов воинскими Формированиями РФ и Вооруженными Силами Республики Грузия;

- Соглашение по вопросам пользования воинскими формированиями РФ услугами электрической и почтовой связи и радиочастотами на территории Республика Грузия;

в) справочные и аналитические материалы, записки министерств и ведомств РФ по обсуждаемым вопросам.

По приглашению Комитета по делам СНГ в слушаниях выразили согласие участвовать, выступили и ответили на заданные вопросы:

- представители Посольства Республики Грузия в РФ во главе с чрезвычайным и полномочным советником O. Черкезия и первым секретарем И. Гвартишвили,

- представители Республики Абхазия во главе с прокурором Абхазии А. Джергения, полномочным представителем Председателя Верховного Совета Абхазии,

- представители Юго-Осетии во главе с постоянным представителем в РФ А. Чехоевым.

Итоги слушаний были подведены на заседании Комитета по делам СНГ 15 Февраля 1994 г. Комитет поручил Председателю Комитета выступить на заседании Государственной Думы с сообщением об итогах слушаний, сделанных Комитетом выводах и рекомендациях по вопросам развития российско-грузинских отношений.

Председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств
К. Ф. Затулин

* * *

Выводы и рекомендации Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками по итогам парламентских слушаний по вопросам российско-грузинских отношений

Москва, 27 февраля 1994 г.

Внимательно изучив в ходе закрытых парламентских слушаний российско-грузинские договорные акты, подписанные 9 октября 1993 г. в г. Москве и 3 Февраля 1994 г. в г. Тбилиси, выслушав мнения официальных должностных лиц, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, экспертов и консультантов, представителей Грузинской, Юго-Осетинской и Абхазской сторон. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками пришел к следующим выводам:

1. Развитие отношений с Республикой Грузия и грузинским народом, равно как и отношений с другими народами бывших союзных республик СССР и созданными ими государствами, должно быть приоритетной задачей внешней политики Российской Федерации, сферой приложения усилий «народной дипломатии». Очевидно, что наши отношения с другими государствами получают развитие в тех направлениях и случаях, когда соблюдены долговременные исторические интересы России и ее граждан, не наносится ущерб спокойному общежитию народов в пределах Российской Федерации, в полной мере учтена реальная обстановка и возможности договаривающихся сторон.

Приветствуя в целом развитие российско-грузинских отношений, сближение между недавними союзными республиками СССР, мы не можем не отметить, что подписанный 3 Февраля 1994 г. Договор между Россией и Грузией не вполне отвечает предъявляемым к столь важному документу высоким меркам как по содержанию, так и, что гораздо серьезнее, по последствиям подписания.

Неоднократно признавая в тексте Договора и других соглашений территориальную целостность Республики Грузия, стороны исходят из представления о территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики. В этом нет никаких сомнений и слушания лишний раз это подтвердили. Поскольку Грузинская сторона не контролирует ситуацию на значительной части территории бывшей ГССР, мы не можем рассчитывать на исполнение Грузией всех ее обязательств по договору. Неоднократно было отмечено, что без урегулирования вопросов внутреннего устройства Грузии, без гарантий полномасштабного и достойного разрешения Абхазской и Юго-Осетинской проблем, породивших в недавнем прошлом кровопролитные конфликты с массовым вовлечением наших соотечественников, некоторые статьи Договора (прежде всего ст. 3 и 4) в случае его ратификации приводят к односторонним обязательствам России вооружать грузинскую сторону, поддерживать ее попытки любыми средствами обеспечить свой контроль над фактически утраченными районами и пресекать попытки содействовать им с территории России в случае эскалации военного конфликта. Мы не можем не отметить, что беря на себя трудноисполнимые даже для России обязательства перед Грузией на Кавказе, мы теряем доверие других конфликтующих сторон и наносим ущерб своей посреднической миротворческой миссии.

Нам кажется, что российская дипломатия должна была бы стремиться к сокращению уровня военного противостояния, разоружению и введению эмбарго на поставку оружия во взрывоопасный регион. В условиях, когда, по собственному признанию грузинских представителей на слушаниях, Грузия потерпела сокрушительное военное поражение, а грузинские вооруженные силы насчитывают полторы тысячи человек, враждующих между собой, мы отрицаем способность Грузинской стороны гарантировать строгое выполнение положений Договора о непередаче «вооружений и военной техники и технологии» третьим сторонам. Опыт свидетельствует, что все участники конфликта незамедлительно пускают в ход оружие против друг друга, как только оно к ним попадает.

Члены Комитета поддерживают устное заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина об отсрочке внесения подписанного 3 Февраля 1994 г. Договора на ратификацию Федерального Собрания до урегулирования конфликтов в Абхазии и Юго-Осетии. Однако мы никак не можем взять в толк — с какой целью до достижения такого урегулирования, до введения российских разграничительных войск на рубеж противостояния по р. Ингури, до внесения на ратификацию предыдущего Договора между Россией и Грузией от 9 октября 1993 г., Россия в лице высшего должностного лица подписывает новый Договор, который Президент не предполагает вносить на ратификацию? Договор, который, несмотря на хорошее название, не только сразу обостряет обстановку в зоне конфликта, где противоборствующие стороны, со ссылкой на этот Договор как причину, обвиняют друг друга в вооруженных происках, не только задевает самолюбие Грузии отсрочкой ратификации, но и приводит в брожение массы российских граждан, проживающих на Северном Кавказе?

2. Причиной определенного беспокойства Комитета по делам СНГ является не сам факт подписания, помимо Договора, целого перечня российско-грузинских соглашений, среди которых много полезных и необходимых, а то, что они не рассматриваются как дополнения и следствия одновременно подписанного и подлежащего ратификации Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Среди этих соглашений есть и такие, как например «Соглашение о статусе и условиях Функционирования Пограничных войск РФ, находящихся на территории Республики Грузия», которые предусматривают передачу движимого и недвижимого военного имущества, помощь в подготовке кадров и проч. Члены Комитета в ходе слушаний не получили ответа на вопрос, почему статья 33 этого Соглашения, в отличии от аналогичной статьи одновременно подписанного Договора, вместо прямого указания на необходимость ратификации, предусматривает вступление Соглашения в силу «со дня обмена письменными уведомлениями о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу».

К чему это может привести становится ясным, после изучения заявлений Министра обороны Российской Федерации П. Грачева и других руководителей и ответственных лиц Министерства обороны применительно к вопросу о размещении российских военных баз и их филиалов на территории Грузии. Комитет располагает на этот счет только «Протоколом о встрече делегаций РФ и Республики Грузия», подписанным 3 Февраля с.г. П. Грачевым и 0. Пацация. В Протоколе, не подлежащем никакой ратификации, фиксируется только принцип создания российских военных баз на территории Республики Грузия. Из заявлений Министра обороны РФ, представителей Минобороны на слушаниях, известно, что речь идет о базах в Вазиаки, Ахалкалаки и Батуми, причем последняя будет иметь филиалы в Гудаутах и Сухуми. Верховный Совет Абхазии уже заявил, что не признает никаких договоренностей без своего участия в отношении контролируемой им территории (т.е. Гудауты и Сухуми). Создается впечатление, что Грузинская сторона рассчитывается с Россией тем, что ей фактически, во всяком случае временно, не принадлежит, попутно вовлекая Российские вооруженные силы в сложные взаимоотношения с Абхазскими.

3. Комитет по делам СНГ, рассматривая общие вопросы российско-грузинских отношений, отмечает, что спекуляции по поводу односторонней выгодности подписанных российско-грузинских договорных актов для России не выдерживают никакой критики. Экономическая помощь правительству Республики Грузия, приводящая к увеличению размеров внутригосударственного долга России, пока не может быть оценена в абсолютных цифрах, т.к. в нашем распоряжении нет данных по оценке стоимости зданий и сооружений, передаваемых Республике Грузия, цен на военную технику, вооружения и технологии, стоимости аренды военных объектов на территории Грузии и др. Реализация договоренностей приводит к сокращению российского военного присутствия на территории Грузии. Как бы не запутывали нас в обратном некоторые поверхностные суждения в прессе, замену российских дивизий в Ахалкалаки и Батуми полками никак не назовешь расширением военного присутствия. Что касается наращивания нашего военного влияния в результате поставки техники и подготовки кадров, то история России и СССР знает массу случаев, когда и техника и кадры, нами подготовленные, использовались против нас же (вооружение Германии в 20-30-х гг., помощь КНР после Второй Мировой войны и др.).

Военно-стратегический и политический союз с Грузней, который Комитет в принципе поддерживает, возможен только на основе решения внутренних проблем на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики, как результат наших гарантий не только правительству Грузии, но и Абхазии и Юго-Осетии. Россия, как гарант будущего мирного развития этого региона, должна на наш взгляд получить гораздо большие полномочия, чем полномочия посредника в Женевских переговорах и статус миротворца по поручению ООН. Члены Комитета солидарны в том, что искусственное привлечение в конфликтную зону в непосредственной близости от российской границы наблюдателей и сил ООН, противоречит курсу на укрепление Содружества Независимых Государств, опасно рискует обременить Организацию Объединенных Наций дополнительными проблемами в тот момент, когда ее посредничество в целом ряде случаев (в Сомали, Югославии) оказалось безуспешным.

Исходя из вышеизложенного, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе:

а) признать совершенно правильным и отвечающим остроте момента Обращение руководителей всех Фракций и депутатских групп к Президенту РФ от 2 Февраля 1994 г.;

б) призвать народы Северного Кавказа, население пограничных краев и республик в составе РФ к спокойствию, недопущению никаких действий, могущих осложнить обстановку на Кавказе;

в) поддержать миротворческие усилия Президента и Правительства РФ по урегулированию грузино-абхазского и грузино-юго-осетинского конфликтов, поручив Совету и соответствующим Комитетам Государственной Думы выступить с парламентскими инициативами по этому вопросу;

г) отложить ратификацию российско-грузинских договорных актов в случае их внесения до достижения политического урегулирования в Грузии, Абхазии и Юго-Осетии;

д) рассмотреть вопрос об условиях введения эмбарго на поставку вооружений, военной техники и технологии в государства СНГ, вовлеченные в крупномасштабные вооруженные конфликты между собой или на своей территории;

е) ускорить разработку и обсуждение в первом чтении законов РФ «О международных договорах», «О статусе Вооруженных Сил, военных объектов и баз РФ за рубежом»;

ж) считать необходимым шире использовать механизм Содружества Независимых Государств, в том числе Межпарламентской Ассамблеи и ее Совета, для разрешения проблем на территории бывшего СССР, без крайней необходимости не поддерживая вмешательство ООН в ближнем зарубежье.

Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками
К. Ф. Затулин

 

АБХАЗИЯ: ИСПЫТАНИЕ МИРОМ

С незапамятных времен русским людям небезразлично происходящее, и судьба забрасывает их порой очень далеко от родины. Крест русского человека — все время биться над невозможным в попытке «землю в Гренаде крестьянам отдать». По этой, наверное, причине давным-давно состоялась первая, может быть, не самая дружественная встреча между русскими и народами Кавказа. Мы знаем о том, как и почему возникла наша общая судьба, но мы не намерены от этой общей судьбы отказываться.

Мне довелось проехать по победившей Абхазии тогда, когда гильзы перед взятым с боя Домом правительства еще были теплыми. Я хорошо помню, как женщины провожали нас взглядом на дорогах год назад и два года назад. И еще долго, к сожалению, будут провожать особенным взглядом, одетые по последней парижской моде в черное, сами того не зная. Понимая всю боль и трагедию, которую пришлось пережить людям в Абхазии, я хотел бы сейчас говорить не о былом, а о новом испытании, выпавшем на их долю. Это испытание миром.

Испытание миром, которое переживает Абхазия, — нелегкий вызов вчерашней общей военной семье: надо иметь мужество проявить гибкость, терпимость, установить пределы своего «могу» и «не хочу».

Да, определенные изменения предстоят. Иначе новый мир стал бы с прежней войной на одно лицо. Да, дело за тем, чтобы сделать прозрачной хотя бы одну границу Абхазии — по реке Псоу. Да, как и в Крыму, для экономического возрождения Абхазии как воздух необходимы торгово-финансовые и прочие соглашения с соседями. Конечно, должны быть предприняты меры по укреплению администрации, по восстановлению милиции. Но при этом нужно хорошо себе представлять, что большая часть беженцев вернется и с ними придется налаживать общежитие в Гэльском и Очамнирском районах.

Жизнь уже возвращается на опустошенные земли: при мне открывали первую кофейню в Гали. Нет сомнений, никаких миротворческих войск не хватит, чтобы приставить к каждому вернувшемуся беженцу по солдату — даже солдаты ночью спят. Днем и ночью человека чужого племени охраняет только честь и достоинство народа, находящего в себе мужество строить мирную жизнь. Понимаю, что с возвращением беженцев трудно свыкнуться тем, кто оплакивает своих сыновей, трудно объяснить это двум с половиной тысячам сирот Абхазии. Но это надо, необходимо сделать ради того, чтобы не одни только военные профессии были их будущей судьбой.

В ходе этого конфликта временами мир оказывался над пропастью во лжи. Мы не слепые. Мы видим, как несчастных людей подстрекают переходить Ингури вброд, прямо на беспорядочные минные поля. Мы понимаем, что недаром руководство Абхазии не перестают именовать иначе, как «гудаутской кликой». Нам не может нравиться, когда, те политики Грузии, которые виной прошлому кровопролитию разыгрывают перед телеэкраном то благородного мавра, то несчастного Лира. Я знаю, к чему приводит проигрыш в войне слов, потому что был под Горажде в тот самый момент, когда натовские самолеты намеревались атаковать боснийских сербов. Но сейчас Абхазия не перестанет проигрывать войну слов — предтечу всякой другой войны в современном мире — без того, чтобы дальше пойти навстречу возвращению беженцев, таких же жертв войны, как и сегодняшние жители Абхазии.

Я не отношусь к числу тех геополитиков, которые занимаются «играми в командирском ящике», строят свои комбинации, не спрашивая у самих народов: в каком государстве, с кем они хотят жить и с кем не хотят. Мы были бы слишком наивными людьми, если бы считали, что нет и быть не может таких политиков в Российской Федерации, Грузии или ООН. Понять не могу, как наш министр иностранных дел на глазах у измученных людей не удержался от разрезания ритуальной ленточки и прочей помпы на оплаканном кровью и слезами мосту через Ингури. При всем уважении к интернациональным военным традициям России вряд ли разумно было поручать российскому майору Надибаидзе, сыну министра обороны

Грузии, командовать подразделением в миротворческом контингенте... Но поведение России и россиян в грузино-абхазском конфликте слишком серьезная тема, чтобы одни только геополитики ее определяли.

Какие бы планы ни строились, никто не собирается оккупировать Абхазию, вопреки воле народов Абхазии красть у нее победу, передавать ее насильно под прежний скипетр. Вопрос о будущих взаимоотношениях будут решать в переговорах, сколько бы они ни длились, Грузия и Абхазия. Наша же роль заключается просто в том, чтобы сказать, что мы не допустим несправедливости и кровопролития на земле Абхазии. Мы хотим и надеемся дружить, жить в мире со всеми народами, которые прежде были нашими согражданами, но, пусть это никого не обижает, у нас достаточно универсальных, испытанных временем средств, каким образом своих вечных врагов превращать в своих вечных друзей.

Недавно на парламентском обсуждении отношений с НАТО изобретатель ракеты СС-20 академик Уткин сказал: «Не суетитесь и не волнуйтесь. Пока ракеты, которые я изобрел, стоят на дежурстве, вы можете вести свои переговоры спокойно». Есть смысл повторить эти слова и в применении к абхазской ситуации.

«Комсомольская правда», 09.08.1994

 

«О ГУМАННОМ ОТНОШЕНИИ К НУЖДАМ НАСЕЛЕНИЯ АБХАЗИИ» [1]

Отрывки из стенограммы заседания Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24.02.1995 г.

Затулин К.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками: Уважаемые депутаты! На вчерашнем заседании Совета Государственной Думы было предложено: сегодня, во время обсуждения повестки, вновь поставить вопрос обнесенном комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками проекте постановления Государственной Думы о гуманном отношении к нуждам населения Абхазии. Обращаю внимание на то, что если мы задержимся с принятием этого постановления, то возможны вполне конкретные случаи, смерти просто от голода и холода, в связи с тем, что в результате определенных мер, Абхазия оказалась в блокаде и со стороны Грузии, и со стороны России (со стороны наших пограничников). Речь идет о гуманитарной акции в отношении


-------------------------------------------
[1] Текст соответствующего Постановления Государственной Думы РФ см в разделе «Приложения», с. 378.

пенсионеров и женщин. Я очень прошу, чтобы, наконец, были розданы все те материалы по этому поводу, о которых вчера Совет Государственной Думы принял решение, и прошу... (Микрофон отключен.)

Председательствующий: Депутат Затулин предложил включить в повестку дня вопрос о принятии постановления Государственной Думы о гуманном отношении к населению в Абхазии. Прошу голосовать. Коллеги, кто без карточек? Нет. Прошу показать результаты.

Результаты голосования (10 час. 49 мин. 42 сек.)

Проголосовало «за» 214 чел. 47,9%

Проголосовало «против» 0 чел. 0,0%

Воздержалось 1 чел. 0,2%

Голосовало 215 чел.

Не голосовало 232 чел.

Результат: не принято

Не принимается.

Затулин К.Ф.: Уважаемые депутаты, я убедительно прошу вернуться к голосованию по вопросу о включении в повестку дня проекта постановления о гуманном отношении к населению Абхазии. Не к Абхазии, а к ее жителям! Однажды уже было сказано: «Спешите делать добро». В данном случае речь идет о том, что, если мы через две недели это будем рассматривать, смертей прибавится — просто от истощения. Посмотрите, пожалуйста, текст — там нет никакой политики.

Председательствующий: Константин Федорович, вы очень громко кричите. Прошу прощения, говорите...

Коллеги, ставится на голосование предложение депутата Затулина: вернуться к голосованию вопроса о включении в повестку дня проекта постановления о гуманном отношении к населению Абхазии. Прошу голосовать. Кто без карточек, либо не успел проголосовать? Нет таких. Прошу показать результаты голосования.

Результаты голосования (11 час. 16 мин. 15 сек.)

Проголосовало «за» 231 чел. 99,1%

Проголосовало «против» 1 чел. 0,4%

Воздержалось 1 чел. 0,4%

Голосовало 233 чел.

Не голосовало 0 чел.

Результат: принято

Ставится на голосование: включить в повестку дня данный вопрос. Прошу голосовать.

Кто без карточек, либо не успел проголосовать? Нет таких. Прошу показать результаты голосования.

Результаты голосования (11 час. 16 мин. 48 сек.) Проголосовало «за» 241 чел. 53,9% Проголосовало «против» 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2%

Голосовало 243 чел.

Не голосовало 204 чел.

Результат: принято

 

«О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ГРУЗИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ»

Отрывок из стенограммы заседания Государственной Думы Федерального собрания РФ от 16 июня 1995 г.

Председательствующий: Следующий вопрос. 0 проекте федерального закона о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия. Слово Владимиру Михайловичу Журбенко, первому заместителю начальника Генерального штаба. Содоклад председателя комитета по делам Содружества Константина Федоровича Затулина.

Журбенко В.М.: Уважаемые депутаты! Мне очень жаль, что специалиста по этим вопросам здесь не понимают, а некоторыми эмоциями человека, который меньше разбирается в данных вопросах, мы... Мне очень жаль, извините меня, пожалуйста.

Уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия, подписанный 9 октября 1993 года в городе Москве. Прежде всего хотелось бы отметить, что создание собственных вооруженных сил государств Содружества предполагает на территории бывшего СССР абсолютно новую военно-политическую ситуацию, при которой особое значение стала играть координация военной деятельности между вооруженными силами суверенных государств как на многосторонней, так и на двусторонней основе. С учетом этого Россия в настоящее время проводит активную политику по созданию качественно новой договорно-правовой основы, соответствующей международным нормам и праву и регулирующей военные связи с этими странами.

В плане конкретной реализации такого курса и следует рассматривать переданный вам документ, подписанный между Россией и Грузией. При разработке данного договора обе стороны стремились создать гармоничный документ, максимально учитывающий интересы обоих государств в военной области, особенности строительства их собственных вооруженных сил, сложившиеся связи в военной сфере деятельности и, разумеется, суверенитет Республики Грузия. При этом российская сторона исходила из необходимости и важности обеспечения своей национальной безопасности путем сохранения и дальнейшего развития военного сотрудничества с Грузией, тесно связанной с Россией в военно-политическом, экономическом, культурном и демографическом отношениях. Хотелось бы обратить внимание уважаемых депутатов на основополагающие, базисные положения данного документа, которые будут определять суть российско-грузинских связей в военной области. Прежде всего следует отметить тот факт, что при подготовке и последующем подписании этого документа учитывались новые политические реальности в Европе и во всем мире: обретение Российской Федерацией и Республикой Грузия государственной независимости. Обе стороны при этом руководствовались стремлением заложить основы качественно новых, дружественных отношений между ними и развивать взаимовыгодное сотрудничество в соответствии с принципами и нормами международного права и, главное, руководствовались желанием создать правовую основу для временного пребывания воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия, дружественных отношений между ними и развивать взаимовыгодное сотрудничество в соответствии с принципами и нормами международного права и, главное, руководствовались желанием создать правовую основу для временного пребывания воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия.

В настоящее время в Республике Грузия сохраняется нестабильное внутриполитическое положение, которое усугубляется ухудшающейся экономической ситуацией. В сложившихся условиях и без того непростое положение российских войск, дислоцированных на территории Грузии, осложняется нагнетанием антиармейской и антирусской истерии определенными кругами и политическими партиями республики — противниками нашего сближения. Подписанный и предлагаемый на ратификацию договор имеет важное значение для создания нормальных условий жизни и деятельности в Грузии наших воинских формирований, военнослужащих и членов их семей, для стабилизации ситуации вокруг них в условиях сложной внутриполитической обстановки в Грузии.

Наряду с другими положениями договором учитываются интересы России и Грузии в использовании военных полигонов и подготовке военных специалистов. Безусловно, вопросы финансирования содержания войск имеют одно из приоритетных значений. Российская сторона полностью обеспечивает части и воинские формирования, которые она взяла под свою юрисдикцию, и финансирует содержание военных городков, в которых размещены соединения и части российской группы войск Закавказья. После расформирования или вывода воинских формирований на территорию Российской Федерации планируется передача грузинской стороне освободившихся военных городков в установленном порядке.

Уже сейчас рассматриваемый договор стал основой для заключения целого ряда соглашений между Россией и Грузией по вопросам регламентации жизни и деятельности российских воинских формирований, временно находящихся на территории Республики Грузия, и подготовленных к обсуждению и дальнейшему подписанию соглашений: по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих и членов их семей; по принципам взаимного технического и материального обеспечения Вооруженных Сил; по порядку прохождения службы офицерами, прапорщиками и мичманами, а также по подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях. Готовится ряд других соглашений. Очевидно, что реализация представленного на ратификацию документа будет способствовать оперативному и качественному решению многих проблем, стоящих перед двумя государствами, и в первую очередь перед их министерствами обороны, более эффективной координации взаимодействия сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...