Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ (вместо предисловия) 5 глава




Первый день съезда завершился проведением пресс-конференции для российских и зарубежных журналистов. На пресс-конференции журналисты получили полную информацию о целях и задачах Учредительного съезда. Они четко сформулированы в представленном проекте Декларации, в котором сказано:

- «...объявляем Российскую Федерацию метрополией этнороссиян, не обретших нигде, кроме как в России своего национально-государственного образования,

- считаем российскими соотечественниками всех, проживавших ранее на территории Российской Империи, РСФСР, СССР или Российской Федерации и их потомков но прямой нисходящей линии независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, гражданства, вероисповедания, рода и характера занятий, социального положения и политических убеждений, места жительства, признающих языковую, культурную и духовную связь с Российской Федерацией,

- и обращаемся к представительной и исполнительной власти Российской Федерации с настоятельным требованием признать курс реинтеграции народов и государств единой и последовательной политикой в отношении стран нового зарубежья и принять на себя конкретные обязательства поддержки и покровительства зарубежным российским соотечественникам».

Константину Затулину были заданы многочисленные вопросы. Среди вопросов был и такой, заданный главным редактором московского издания газеты «Абхазия».

«Вы только что вернулись из Абхазии, на которую обрушилась стихия. Собственными глазами видели огромный ущерб, нанесенный ливневыми дождями. В интервью, которое вы дали корреспонденту телеканала «Вести», вы заверили, что будете добиваться незамедлительного смягчения режима на границе по реке Псоу. Каковы результаты ваших гуманных действий?

- Абхазия в беде! Ей надо помочь, отбросив хотя бы на время политические амбиции.

Константин Затулин хорошо знает Абхазию. Бывал там, как депутат Думы, неоднократно. Остро переживает все несправедливости по отношению к Абхазии, к ее коренному народу, всем народам, живущим в ней и считающим себя гражданами республики. В ответ он сказал:

«Сразу же по возвращении из поездки в Абхазию 4 июля я встретился с вице премьером Большаковым. Сегодня (6 июля), находясь в президиуме, я передал ему послание Президента Республики Абхазия Владислава Ардзинба. Точно такое же послание было передано спикеру Нижней палаты парламента Ивану Петровичу Рыбкину. По просьбе Президента Республики Абхазия это послание было направлено нами Президенту Российской Федерации, а также спикеру Верхней Палаты Владимиру Шумейко. Послание было распространено в Госдуме. Хочу вам сказать, что нашими усилиями, а также нашего правительства, я имею в виду вице-премьера Большакова, принято решение но направлению экстренной гуманитарной помощи в Абхазию. Оно оформлено специальным постановлением. И через некоторое время мне будет точно известен его порядковый номер. Точно такое же экстренное решение, направленное на смягчение режима на государственной границе по реке Псоу, вышло сегодня (6 июля). Свободно будут проходить гуманитарные грузы, беспрепятственно, невзирая на отметку в паспорте, пересекать границу женщины, дети до 16 лет, пенсионеры, так как это было прежде. Это начало. Мы будем добиваться большего. Будем ставить вопрос о других мерах, облегчающих положение на границе, в целом по республике...»

После небольшой паузы Константин Федорович с нотками сожаления в голосе добавил:

Мои слова, касающиеся тяжелого положения населения Абхазии после объявления ей российским правительством необоснованной экономической блокады, часто искажаются, ставят мне в вину мое доброе отношение к Абхазии, обвиняют в большей любви к ней, чем к Грузии, точнее к беженцам из территории Абхазии в Грузию. Я не верю в серьезное отношение к беженцам со стороны людей, которые используют беженцев исключительно как козырь в дипломатическом торге. Я не верю в гуманные действия тех сил, которые настаивают на проведении жестких мер на границе по реке Псоу со стороны России и российскими руками ужесточить блокаду Абхазии и тем самым рассчитывать на то, что таким образом Абхазия вернется в лоно Грузии и беженцы спокойно смогут возвратиться. Если придерживаться в этом солидарной точки зрения, просто посеем зубы дракона в России и Грузии. Поэтому мы выступаем и выступали против метода блокады, как метода принуждения конституционного переговорного процесса. В проекте Декларации нашего Учредительного съезда, который мы внесем в Государственную Думу, исходим из того, что если есть возможность продолжить существование в рамках одного территориально целого государства, то обсуждайте эту возможность. Поддерживая переговоры в таком плане, считаем что для России это важнейшее дело, чтобы народы были удовлетворены, в данном случае народы Абхазии и Южной Осетии. И еще об одном моменте. Народы Абхазии и Южной Осетии неоднократно просили принять их в состав России. Мы сегодня с этим правительством и с этим президентом не готовы к такому. Любое решение Государственной Думы по этому поводу будет пустой декларацией. Но мы должны иметь это в виду. Далее, мы не встречаем серьезных контраргументов бороться против всяких форм блокады. О том, к чему уже привела экономическая блокада в отношении Абхазии, не буду здесь говорить, приводить ужасающие факты состояния голодных людей, в том числе и россиян за рекой Псоу. Все это в соответственном месте и в соответствующее время будет принципиально сказано. Но сейчас хочу сказать, что все это результаты экономической блокады, не прибавляющей авторитета ни России, ни мировому сообществу».

После пресс-конференции главный редактор газеты «Абхазия» поблагодарил Константина Федоровича за активные действия но оказанию помощи народу Абхазии в связи со стихийным бедствием, за практические действия по смягчению пограничного режима по реке Псоу.

Газета «Абхазия», 16.08.1995

 

В ГОСДУМЕ ОБЕСПОКОЕНЫ. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ О ВОЕННЫХ БАЗАХ НЕ УЧИТЫВАЕТ ИНТЕРЕСЫ АБХАЗИИ

Как известно, Россия и Грузия подписали договор о российских военных базах, который еще не ратифицирован Госдумой. Согласно этому документу, воинские формирования РФ будут размещены в городах Ахалкалаки, Батуми, Вазиани и Гудаута. Командование российских баз вместе с подчиненными будет находиться в Тбилиси. Договор, по мнению сторон, должен способствовать дальнейшему развитию отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества и отвечает коренным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности.

В семи статьях четко обозначены позиции сторон. В третьей статье, в частности, говорится, что «российские военные базы в период их нахождения на территория Республики Грузия обеспечивают совместно с вооруженными силами Республики Грузия защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации и Республики Грузия» и в соответствии с законодательством «использование воинских формирований Российской Федерации в каких-либо боевых действиях с территории Республики

Грузия допустимо лишь по совместному решению верховных главнокомандующих вооруженными силами двух республик».

Обе стороны, подписывая договор, руководствовались принципами безусловного соблюдения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и Республики Грузия. Но есть обстоятельства, достаточно серьезно влияющие на направленность и эффективность реализации упомянутого документа. На территории Абхазии еще не так давно шли боевые действия. И чем они закончились, мы хорошо знаем. Вследствие и этого фактора Грузия сейчас находится в процессе непростого государственного обустройства. Решая вопрос о военных базах, наверное, следовало бы спросить и абхазскую сторону, на чьей земле находится город Гудаута — один из пунктов базирования. Председатель комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, которого «НГ» попросила прокомментировать договор о военных базах, подписанный между правительствами РФ и Грузии, сообщил, что об этих документах он знает понаслышке. Впрочем, выразил сожаление г-н Затулин, это расхожая практика в деятельности нашего МИДа и правительства. Поэтому он выразил свое мнение не столько о законности самого документа, сколько о «философии» вопроса. Константин Затулин сказал, что он «в принципе сторонник сохранения нашего влияния в бывших союзных республиках, в том числе и военного. Но с условием, что всем военнослужащим и членам их семей будет гарантирована безопасность». В конкретном же случае сомнения связаны, во-первых, с тем, что Затулин — принципиальный противник того, чтобы насыщать вооружением Закавказье, а тем более Грузию, страну, находящуюся в межэтническом конфликте с частью своей территории, с народами, в частности Абхазии и Южной Осетии, проживающими на территории бывшей Грузинской ССР. «Я достаточно хорошо знаю, что под шумок, под подписание договоров на самом деле вовсю идет передача военной техники и вооружений грузинской стороне...», — сказал г-н Затулин. Он также заявил, что располагает информацией, согласно которой грузинской стороне уже передано 12 вертолетов Ми-8 и 18 новейших танков Т-80, не говоря уже о комплектующих к истребителям- бомбардировщикам Су-27, численность которых к настоящему времени составляет 80 самолетов. По мнению депутата Госдумы, соглашение о военных базах призвано в достаточно ответственный период Урегулирования отношений между Грузией и Абхазией оказать военную помощь Грузии со стороны России. Кстати, ни российский парламент, ни правительство не давали открыто на это согласия. Не соблюдены также нормы деликатности. Солдатам и офицерам дислоцированного в Гудауте 345-го полка хорошо известно, что эта территория контролируется абхазской стороной. «Такой порядок вещей, — сказал г-н Затулин, — это демонстративный акт, ущемляющий абхазскую сторону, и это противоречит обязательствам России, как посредника-миротворца в зоне грузино-абхазского конфликта». Председатель комитета Госдумы выразил сомнение в том, что наличие военных баз на территории Грузии станет гарантом дружбы на вечные времена между двумя государствами. По информации Константина Затулина, российские воинские части на территории Грузии давно укомплектованы гражданами этой республики. По имеющимся сведениям, 145-я Батумская дивизия на 100% состоит из граждан Грузии и на 80% — из грузин, призванных по призыву в российскую воинскую часть. Кроме того, вряд ли стоит России превращать свою нынешнюю политику в разменную монету, в результате которой можно потерять добрые отношения с проживающими в регионе абхазами, русскими, осетинами. Господин Затулин считает, что Грузия должна решить проблему Абхазии и Южной Осетии, их государственного обустройства на взаимоприемлемых условиях. Но она пока этого не делает, рассчитывая, что Россия и впредь будет таскать каштаны из огня ради территориальной целостности Грузии.

«Независимая газета», 24.10.1995 Подготовил Петр Константинов

 

КАК ЗАЛЕЧИТЬ ЭТНИЧЕСКИЕ РАНЫ?

- Недавно Вы побывали в Абхазии и Нагорном Карабахе, как там обстоят дела?

- Сначала об Абхазии. В настоящий момент согласован протокол об урегулировании конфликта. Абхазская сторона готова пойти на требования грузинской и подписаться во втором пункте этого документа под принципом общего федеративного государства, в рамках которого Абхазия будет существовать вместе с Грузией. Первоначальная формулировка — федеративный союз — вначале вроде бы устраивала грузинскую сторону, но потом она отказалась от нее в пользу более строгого понятия — федеративное государство. Таким образом, конфронтация уходит в прошлое. Плохо только то, что подписание документа тормозится отсутствием согласия в вопросе о новом мандате миротворческих сил.

Камнем преткновения является конфигурация Гальского района. После того, как абхазы установили контроль над этим регионом, они поменяли его границы. Грузия же настаивает на том, чтобы Гальский район был сохранен в прежнем административном виде.

Но главное даже не в этом. Большое беспокойство вызывает блокирование — вот уже па протяжении двух лет — Абхазии с воздуха, суши и моря. Правда, «граница на замке» не для всех — спекулянты и жулики проникают через нее беспрепятственно. Население голодает. В самом критическом положении находятся русские, населяющие Абхазию — у них нет родственников в селениях, которые помогают, чем могут, своим близким, живущим в городах. Абхазия поставлена па грань выживания. Не случайно трое писателей с мировой известностью: Фазиль Искандер, Андрей Битов и Булат Окуджава, — обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой обратить внимание на крайне тяжелую ситуацию в Абхазии. Россия выполняет в этом регионе миротворческую задачу. Но даже после того, как будут подписаны мирные соглашения, оснований для самоуспокоения не предвидится. Потребуется упорно добиваться, чтобы перемирие осуществлялось на деле: этнические раны заживают не сразу. Нужно следить за тем, чтобы ни одна из сторон не решила, что настал ее звездный час использовать преимущество своего положения и придать расширительное или же, наоборот, слишком зауженное толкование тем положениям, которые согласованы обеими сторонами. Посредническая миссия России в этом регионе будет еще долго жизненно необходима.

Очень много желающих (Турция, и стоящие за ней западные страны) сменить посредника на переговорах и обещают и грузинской, и абхазской стороне «золотые горы» в том случае, если Россия уйдет из этого региона, а высвобождающийся в Боснии натовский контингент будет осуществлять здесь свой контроль.

«Внешние силы» желали бы контролировать ситуацию и в Нагорном Карабахе. Я думаю, что в интересах России не допустить никакого вмешательства в нагорно-карабахский конфликт держав, которые никакого отношения к этому региону не имеют. Это точка зрения не только России, но и Ирана, Армении. Во-вторых, наш интерес в том, чтобы все дальнейшие переговоры проходили в конструктивном русле.

К сожалению, азербайджанская сторона сегодня тянет время, ожидая поступлений от нефтяного контракта, и таким образом обретает возможность укрепить свою армию, чтобы с позиции силы разговаривать с Арменией о Нагорном Карабахе. Вызывает недоумение и то, что некоторые западные страны не дают отпор попыткам вернуться к вопросам, уже однажды решенным. Так. Азербайджан пытается вновь реанимировать вопрос о том, сколько сторон участвует в переговорах. Хотя давно уже признано, что участниками переговоров, т.е. сторонами, являются: Азербайджан, Нагорный Карабах. Армения.

Однако делается попытка свести все к армяно-азербайджанскому конфликту и таким образом считать сегодняшнее положение в Нагорном Карабахе актом агрессии со стороны Армении. Если такая точка зрения будет постоянно воспроизводится азербайджанской стороной, это будет означать, что все дальнейшие переговоры зайдут в тупик. Полагаю, все же, что благоразумие возобладает, и еще одна «горячая точка» будет погашена.

- Ситуация в Абхазии, Грузии, Армении и Нагорном Карабахе влияет на положение национальных диаспор в Москве и на их взаимоотношения с московскими властями?

- Ваш вопрос можно бы укрупнить: как вообще влияют на позиции России на Кавказе, увы, распространенные преследования «лиц кавказской национальности» — меры, которые под предлогом наведения порядка предпринимаются в Москве и других российских городах. Глупо относится с подозрением ко всем кавказцам из-за того, что среди них есть преступники. Выходцы с Кавказа в местах своего проживания за родными пределами, как правило, стараются сплотиться, поддержать друг друга — это может иметь как положительную, так и отрицательную сторону для страны пребывания. Объединение на преступных началах, с криминальным уклоном, безусловно, создает немалые проблемы для правоохранительных органов. И надо признаться, что сейчас кавказские мафиозные группировки существуют, как, впрочем, существовали и в советские времена. С ними нужно бороться. Но не нужно из кавказцев делать козлов отпущения. Тем более, что кавказской национальности не существует, они все разные. Россиянам и соотечественникам, проживающим за рубежом, не грех бы поучиться у кавказцев их сплочению, готовности всегда прийти на помощь друг другу.

Информационный бюллетень «Панорама», РИА «Новости» 15.08.1996

 

АБХАЗИЯ: ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Положение в зоне грузино-абхазского конфликта лучше всего характеризуется известной формулой Троцкого «ни мира, ни войны». Можно добавить еще: «а армия распущена», — если иметь в виду грузинскую армию. Несмотря на все потуги воссоздать Вооруженные Силы Грузин, еще нет оснований говорить о сформированном потенциале для нанесения нового удара по Абхазии. Грузинская сторона всячески пытается подготовить военный, или на худой конец, дипломатический реванш, вернуть Абхазию руками России. При Павле Грачеве не было более закадычного друга министру обороны России, чем его крестный — министр обороны Грузни. На 18 июня нынешнего года было намечено подписание протокола согласования графика передачи 100 танков и нескольких десантных кораблей Грузии. Но 17 июня Лебедь отправил Грачева в отставку. На какой-то момент передача военной техники Грузии была заторможена из-за кадровых перемен в Российской армии. И сегодня нет большей тревоги в Закавказье, чем наведение порядка в Российской армии (ведь наша армия — главный легальный и нелегальный источник военной техники для всего региона). Если же вернуться к истории, то, на мой взгляд, абхазо-грузинский конфликт — это очевидное последствие распада сначала Российской империи, а затем Советского Союза. До тех пор, пока национальные противоречия были подавлены плитой имперской власти, удавалось обеспечить не очень спокойное, но все же общежитие грузин и абхазов в рамках общего государства.

В 1810 году Абхазия, вне прямой связи с грузинскими княжествами, приняла самостоятельное решение о вхождении в Российскую империю. В Российской империи Грузии и Абхазии, как административных единиц, не существовало, а было две губернии — Кутаисская и Тбилисская. Как только Российская империя распалась, Грузия стала на какое-то время независимой страной, в ней установился меньшевистский режим. Первое, что сделала новая независимая Грузия, — это предприняла интервенцию в Абхазию. События тех времен описаны в мемуарах Деникина «Очерки истории русской смуты». В 1918 году грузинская армия оккупировала Абхазию, арестовала членов Большого совета -своего рода схода абхазского народа. Начались грабежи, убийства. На этом не успокоились, и в том же 1918 году захватили Сочинский округ, который включал в себя тогда и Гагру. Столкнувшись с таким поведением Грузии, Деникин отказался создавать с ней общую антибольшевистскую коалицию.

Народы Кавказа, как правило, обладают большой, я бы даже сказал, обостренной исторической памятью. Каждый камень на Кавказе имеет свою историю, каждый исторический факт прошлого стреляет в настоящее: вековые споры, вражда или, наоборот, дружба. В советские времена абхазы с подозрением относились к намерению Грузии управлять Абхазией. Абхазия долго и мучительно входила в состав Грузии. То она называлась самостоятельной Абхазской республикой, то договорной Абхазской АССР в составе Грузии, то, наконец, автономной республикой.

С окончательным установлением сталинского и бериевского режима в Грузии началась ползучая колонизация Абхазии и ликвидация атрибутов ее самоуправления, начиная с физического уничтожения ее лидеров. Все это сопровождалось невидимым для Москвы вытеснением абхазского языка и абхазских этнонимов.

В результате в абхазском народе сложилось мнение: все что хорошо для Грузии плохо для Абхазии, а все что плохо для Грузии хорошо для Абхазии. Следы таких настроений есть в произведениях Фазиля Искандера.

До поры до времени противоречия не приводили к вспышкам. Как только советская система стала давать трещины — энергия недовольства стала выплескиваться наружу. Серьезные волнения, произошедшие в 1979 году связаны уже с именем Эдуарда Шеварднадзе, первого секретаря компартии Грузии. В Москву — в начале от интеллигенции, а потом все шире — стали поступать просьбы о включении Абхазии в состав РСФСР. Это была попытка избрать из двух зол меньшее. Тогда часть районов уже стали чисто мингрельскими, грузинскими. При вхождении в РСФСР опасность ассимиляции казалась значительно меньшей.

Все происходившее в Абхазии в России плохо представляли, поскольку относились к этому как к возмущению внутри устоявшейся системы. В рамках советской системы, например, было не понятно, почему Нагорный Карабах требует самостоятельности от Азербайджана. В рамках советской системы было не понятно, зачем менять «статус кво» и передавать Абхазию Российской Федерации. К тому же мы попали в зависимость от ложных представлений о природе устремлений грузинских руководителей. Усилиями поэтов, художников, писателей был взращен миф об особо близких отношениях, верной дружбе между Россией и Грузией на протяжении истории. Я в истории, за исключением Багратиона, не вижу примеров особой верности правящего класса Грузии Российской империи (службу Сталина России и Грузии надо оценить отдельно).

Скорее мы могли говорить о естественном и большом взаимовлиянии русской и грузинской культуры. При этом, однако, мы не замечали, или почти не замечали у части грузинской интеллигенции определенного пренебрежения другими культурами, другими народами. Теми народами, которые были даны Тбилиси в управление в годы советской власти. Грузия, как не трагично, оказалась заражена националистическим вирусом. Все это ярко выплеснулось в годы правления Гамсахурдия. Утверждалась идея «богоизбранности» и абсурдные попытки доказать, что Бог-Отец и Ветхий Завет имели в виду не евреев, а грузин. Всячески культивировалась нетерпимость к другим народам, населяющим Грузию, отношение к ним как к варварам. При Гамсахурдия Грузия вернулась к конституции досоветской Грузии 1921 года и поставила тем все автономии вне закона, потому что по этой конституции они не предполагались. Режим Гамсахурдия начал с конфликта в Осетии, неудача вызвала желание взять реванш в Абхазии. После возвращения Шеварднадзе состоялся знаменитый танковый марш на Сухуми под предлогом защиты железной дороги. Грузинские силы, направленные в Абхазию, комплектовались выпущенными из тюрем уголовниками. Начались безудержные грабежи, избиение населения. Не только абхазского — был разгар курортного сезона.

Абхазам удалось удержаться на рубеже ӀУдауты. Удалось использовать противоречия между козыревским МИДом, унаследованным от Шеварднадзе, и дислоцированными в Абхазии российскими военными, познавшими гостеприимство Шеварднадзе на собственной шкуре. Абхазы стали побеждать, получив помощь от нашей армии и добровольцев с Северного Кавказа.

В 1993 году, когда в Москве по Белому Дому стреляли танки, абхазский конфликт вступил в заключительную фазу. Эдуард Шеварднадзе, по прямому указанию Бориса Ельцина Черноморским флотом был вывезен из осажденного Сухуми. Сухуми был взят с боя. Абхазы дошли до границы республики по реке Ингури, а большая часть мингрелов, без вины виноватых в том, что жили в восточных районах Абхазии, в панике переместились в Грузию. Война замерла на берегах реки, которую абхазы называют Ингур, а грузины Ингури. С 1994 года в этой зоне находится 1500 российских миротворцев. После начала миротворческой операции российских войск в пограничный Гэльский район Абхазии вернулось 60-65 тыс. бежавших. В Грузии осталось 100-120 тысяч беженцев, которые ждут возвращения в Абхазию или уже его не ждут.

Трудность российского посредничества в грузино-абхазском конфликте в том, что оно является одним из тестов на право России быть вершителем судеб в ближнем зарубежье. Мы надеемся на такое признание от западных держав. Запад, в свою очередь, ожидает, что Россия поскользнется в своих отношениях с Грузией и Абхазией и тогда станет возможным прямое западное вмешательство на Кавказе, с участием войск НАТО по боснийскому образцу. Шеварднадзе тонко чувствует эту возможность и все время наращивает давление на наши органы власти, требуя от них немедленных и невероятных результатов.

Идя на поводу у Грузин, в начале прошлого года Россия учредила экономическую блокаду Абхазии, желая добиться от республики признания ее вхождения в Грузию. Сегодня Абхазия живет, как в Зазеркалье: нет финансовой и валютной системы, нет источников дохода, нет более жесткой границы в СНГ чем граница на реке Псоу между Абхазией и Россией. Границу закрыли под предлогом событий в Чечне. Усилиями определенных кругов в российском руководстве этот режим все время продлевается. Мне с большим трудом удалось в 1995 году добиться разрешения пересекать границу детям, старикам и женщинам.

Абхазия — это не просто горы, море и мандариновый рай. На территории Абхазии есть несколько «ящиков» — закрытых научно-исследовательских институтов. Сухумский физико-технический институт — один из главных центров по создании ядерного щита Советского Союза. Сухумский обезьяний питомник был на самом деле базой для исследований в интересах обороны и космоса. НИИ в Пицунде занимался разработкой подводного оружия. На этих и других предприятиях работали в основном русские специалисты. В попытке не допустить массового выезда русских из Абхазии, абхазское руководство теперь раздает русскому населению наделы земли — ведь руководители Абхазии понимают, что выезд русских из Абхазии еще более осложнит ее положение, сделает конфликт прямым этническим противостоянием.

Россия должна приступить к мерам экономического возрождения Абхазии, сохранить миротворческий корпус на своих местах и вести себя справедливо, не позволяя ни одной из сторон методами насилия возобновлять конфликт. Фраза, которая сегодня употребляется грузинскими руководителями в попытке склонить российское общественное мнение на свою сторону: «Не было бы Абхазии, не было бы и Чечни» — действительно верная. Но только не в том контексте, который предлагает Эдуард Шеварднадзе. Не было бы привычки заменять цивилизованное — мирное решение конфликтов, демонстрацией великодержавной глупости (это касается и Грузии в отношении с Абхазией и России в отношении с Чечней), наверное, не было бы ни «Абхазии», ни «Чечни».

Недопустимы блокаду или геноцид в каких-либо формах. Сегодня уже фактически согласован протокол о политическом урегулировании. Абхазы уже согласились, под нашим давлением, жить в федеративном государстве с Грузией, расширить мандат миротворческих сил, придав им почти полицейскую роль. Дальнейшее давление даже не на абхазов — на многонациональное население Абхазии — на пороге XXI века не может быть оправдано никакими причинами. Кроме того, благополучие немногих оставшихся у России курортов Краснодарского края впрямую зависит от спокойствия, мира и возрождения пограничной с ними территории.

«Независимая газета», 04.09.1996

 

ШАНТАЖ ПО-ГРУЗИНСКИ
О подлинных препятствиях в грузино-абхазском урегулировании

В новейших российско-грузинских отношениях назревает момент истины. Мы в России в очередной раз являемся свидетелями откровенных угроз со стороны руководителей Грузии. В качестве объекта для шантажа избран вопрос о нахождении российского миротворческого контингента в зоне конфликта и так называемых военных баз России в Грузин.

Не грех напомнить, что три года назад, когда судьба самого грузинского государства и лично Эдуарда Шеварднадзе висела на волоске, именно Россия, Черноморский флот, вызволили Грузию и ее руководителя из почти безнадежного положения, в которое грузинское государство завела военная авантюра в Абхазии. С тех пор и до самого последнего дня Россия несет на себе все бремя урегулирования, уже позволившего 80 процентам грузинского населения вернуться в Галльский район Абхазии. Три года успокоения, достигнутого не благодаря, а, скорее, вопреки капризному поведению грузинского руководства, слишком очевидный результат, чтобы позволять кому-либо в Грузии, даже снисходя к ущемленному самолюбию, оскорблять память десятков российских солдат и офицеров, расплатившихся жизнью ради мира па берегах реки Ингури.

Россия пошла, на мой взгляд, гораздо дальше, чем следовало, учредив блокаду Абхазии, в попытке убедить наших бывших сограждан вернуться в состав Грузни. Именно благодаря давлению России к сентябрю 1995 года удалось согласовать с абхазской стороной расширенный мандат миротворческих сил, добиться согласия Абхазии на федеративные отношения с Грузией в рамках общего государства. Однако политический документ об урегулировании конфликта, учитывавший все, самые далеко идущие требования грузинской стороны, — плод двухлетнего посредничества России — был высокомерно отвергнут руководством Грузии, как только задача убеждения Абхазии была решена, Вместо благодарности мы слышим обвинения, вместо церемонии подписания — демонстративный отказ от переговоров, поощрение террора и убийств в Абхазии, и уже совсем недалеко до подстрекательств к расправе с постами миротворческих сил. Почему, на каком основании белое выдается за черное?

Руководству Грузии, лично виновному в конфликте, нужен не мир и терпеливое врачевание язв грузино-абхазского конфликта, а выдача Абхазии на милость вчерашних военных противников. Цинично выглядят требования к России ужесточить блокаду Абхазии и одновременно с этим немедленно вернуть в блокадную Абхазию беженцев, число которых к тому же вдвое и втрое преувеличивается. (Как известно, Россия на своей территории, в зоне осетино-ингушского конфликта, до сих пор не достигла полного возвращения беженцев).

Думаю, что руководство Грузии извлекло выводы из поражения России в Чечне. Эдуард Шеварднадзе и раньше явно злоупотреблял аналогиями между Чечней и Абхазией. Теперь, после Хасавюртовских соглашений, сложнее убедить российское общественное мнение в том, что, остановив войну в Чечне, Россия, сломя голову, должна ринуться таскать каштаны из огня ради непомерных амбиций Грузии. На эту роль лидеры Грузии присматривают других миротворцев — страны НАТО, прославившие себя «принуждением к миру» в Боснии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...