Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.2. Кризисное консультирование




2. 2. 2. Кризисное консультирование

Сильные стрессовые факторы часто могут являться следствием кризисных состояний личности.

Кризис — это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичны для каждого человека. Это значит, что серьезное событие в жизни может не вызвать сильной реакции, а незначительное может активизировать развитие выраженных негативных реакций (по типу «последней капли»).

Поэтому при работе с кризисными состояниями консультантуважноизбегать преждевременных оценок причины кризиса. Следует обращать внимание на истинную причину и отличать ее от провоцирующего фактора. Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из сложившейся ситуации, появляется так называемое «туннельное видение» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).
В процессе консультативных встреч для клиента важно расширить границы осознаваемого, это позволяет увидеть возможные позитивные выходы. Работать с чувствами при кризисе так же важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом.

Наиболее эффективен при работе с кризисом метод кризисной интервенции. Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. При этом одним из важнейших принципов кризисной интервенции является то, что консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

В кризисе не нужно решать старые проблемы, так как в этом состоянии у клиента нет сил справиться с ними. Важно идентифицировать проблемы прошлого, отделить их от текущих событий, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме (Емельянова Е. В., 2004).

Этапы кризисной интервенции

1. Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне:

— идентифицируйте чувства клиента;

— признавайте его право на эти чувства;

— подтвердите ему, что вы поняли его чувства и признаете за ним право чувствовать именно так;

— старайтесь использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражаете чувства клиента, оставляя ему возможность поправить вас, если вы не точны.

2. Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе:

— изучите актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства;

— определите, какое событие или переживание побудило клиента обратиться к вам именно сегодня;

— определите провоцирующее событие;

— исследуйте, только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже;

— старайтесь задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания; закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет» или ответ-выбор из предложенных альтернатив принудят вас говорить по времени больше, чем клиент; может быть это даст вам большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит «вентилировать» его чувства;

— поощряйте вашего клиента высказываться конкретно; если он прибегает к общим фразам, задавайте уточняющие вопросы;

— выясните, как долго существует проблема;

— каковы условия, в которых она созревала.

3. Формулирование проблемы:

— суммируйте полученную информацию; сформулируйте проблему
в таком виде, с которым ваш собеседник будет согласен;

— иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов; иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие; к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые;

— выделите в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения;

— в согласии с клиентом выберите последовательность проработки отдельных аспектов проблемы — предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха;

4. Исследование возможностей:

— выясните, были ли раньше аналогичные ситуации;

— спросите клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации;

— выясните, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента;

— выясните, обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации, и каковы его идеи на этот счет;

— выясните, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам и что из этого получилось.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

5. Альтернативы:

— если клиент высказывает нереалистические цели, докажите это
и стимулируйте клиента отказаться от них;

— остановите стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

— остановите клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения — это тоже решение.

— существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае вы можете переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую;

— объясните следствия действий клиента, которым вы выдвигаете альтернативы.

6. Контракт:

— согласуйте с клиентом план его действий;

— проясните ответственность клиента за его действия;

— определите способность клиента действовать по плану;

— спросите, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

7. Заключительный этап:

— задача этапа — подвести к окончанию разговора. Заканчивать общение следует, если вы чувствуете, что завершен целый смысловой кусок;

— какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение
не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер, отсутствует динамика процесса;

— завершая общение, следует подвести итоги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...