Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-исторические, философские и эстетические предпосылки возникновения предромантизма




 

· Конец XVIII – начало ХIX в. является важным периодом в развитии европейской мысли и знаменует собой всемирно-исторический культурный феномен. Данное время характеризуется появлением большого числа новых вопросов – онтологических, теоретико-познавательных, этических, эстетических, философских, религиозных, культурологических. Глубочайшие изменения происходят в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения происходит Великая французская революция, которая оказывает влияние на развитие стран в мировом масштабе. Она потрясает соседние феодальные государства в ходе войн, которые ведет сначала революционная, а позже наполеоновская Франция с противостоящими ей государствами, включая Германию. Последовавший за этим период реставрации феодально-монархических режимов сменился (после происшедшей во Франции революции 1930 г.) целой серией буржуазно-демократических революций, прокатившихся по Европе в 1948–1949 гг.

· Важные перемены происходят в естествознании, где механика утратила свою прежнюю доминирующую роль. Появляются учения о магнетизме и электричестве, развиваются биологические дисциплины, которые вырабатывают научно обоснованную теорию эволюции как обобщающего теоретического фундамента. Возникают труды по политической истории и истории философии. И.И. Винкельман (1717–1768) положил начало современной археологии и истории искусств. В своем главном труде «Очерки философии истории человека» (1784–1791) И.Г. Гердер (1744–1803) писал о развитии природы как единого мирового организма – от возникновения звезд и планет, растений и животных до человека, народов, развития индивидуальной человеческой души. Он излагал историю азиатских народов, древних греков, римлян, германских, славянских и других народов. Эстетическим следствием философских идей И.Г. Гердера стало признание равноправия и неповторимости культур разных времен и народов.

· Значительные изменения в общественно-политической жизни происходят в острой борьбе свободомыслия с религиозными догмами. После Великой французской революции религия стремилась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем вновь оказалась под критикой в условиях нового подъема освободительной борьбы.

· Немецкие философы разработали диалектический способ мышления, что представляло собой своего рода философскую революцию. Процесс преодоления ранее господствовавшей лейбнице-вольфианской метафизики был исключительно важен. Были созданы диалектическое мировоззрение, а также предпосылки для материалистического преобразования. И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Л.А. Фейербах вносят своими учениями радикальные новации в развитие философской мысли и способ мышления. Каждое новое открытие и инновация диалектически, т.е. с сохранением определенной преемственности, отрицает предшествующее. Развитие европейской философской мысли также происходит под влиянием трудов Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, и др. В Германии в ХIХ в. философская революция предшествует политическому перевороту – революции 1848–1849 гг.

· Предромантизм (англ. – preromanticism, фр. – preromantisme, нем – Vorromantik) – комплекс явлений в культуре ХVIII в., подготовивших появление романтизма. Предромантизм является непосредственным предшественником романтического искусства, уже во многом с ним сходным, и возникает в недрах Просвещения, почти одновременно с Просвещением, во время, когда теряют свою силу просветительские направления в разных странах Европы. Его появление было связано с противоречиями социально-политического и культурно-исторического развития европейских стран того времени. С одной стороны, предромантизм возникает как реакция на идеи Просвещения, отрицание просветительского рационализма, с другой – он появляется в результате длительного развития иррационалистических и мистических тенденций, которые сосуществовали одновременно с идеями разума, воспитания и закона. Наиболее яркое выражение предромантизм получил в Англии, где ранее, чем в других странах, обозначились противоречия постреволюционного уклада жизни и кризис просветительской философии. В Германии предромантизм прежде всего связан с творчеством литературного движения «Буря и натиск». Предромантизм является переходным явлением, в котором все черты и особенности раскрываются в динамике и развитии.

· Близость и отличие сентиментализма и предромантизма. Период позднего Просвещения приходится на последние десятилетия XVIII в. Характерной чертой является сосуществование сентиментализма и предромантизма. Данные явления близки, но не тождественны. Сентиментализм противопоставляет разуму выдвигаемый им культ чувства, часто заменяет культ разума культом чувства. Сентименталисты говорят о просвещенном чувстве, но при этом продолжают оставаться просветителями. Предромантизм, напротив, имеет ярко выраженный антипросветительский характер.

· Предромантизм предпочитает загадку, тайну и непознаваемость страстей чувствительности сентименталистов. Часто повествования переносятся в чужие страны или далекое прошлое.

· Удивительные приключения героев развертываются на фоне развалин средневекового замка, дикой природы, одиноких утесов. Многие авторы, даже если они и не порывают полностью с Просвещением, отдаляются от энциклопедистов и спорят с ними по ряду серьезных вопросов.

· Философская основа предромантизма. Прежде всего, предромантизм был подготовлен интеллектуальной работой И. Канта, кто пролагал пути для общей теории развития и подрывал устои догматической метафизики. Основу предромантизма составили осмысление «естественности» и народно-архаической «первозданности» в концепциях Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера и др., а также мистическая устремленность к трансцендентному в учениях Й.Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.К. Сен-Мартена. Так, например, Й.Г. Гаман – блестящий эрудит, знаток языков и мыслитель – полагал, что главное – самопознание (брошюра «Сократические достопримечательности» и «Крестовые походы филолога», 1762). Разум, по его мнению, бессилен, знания – помеха, помочь может только вера, основанная на внутреннем чувстве. Большое внимание уделяется чувственному опыту, утверждается, что в чувственных образах состоит все богатство познания. Высшая степень познания осуществляется в образах. Выше образа нет ничего.

· Особенно важна для данного периода эстетика, непосредственно связанная с художественным творчеством: литература и театр сыграли важную роль в формировании культуры рассматриваемой эпохи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...