Периоды Возрождения в Испании
1. Раннее Возрождение (первая половина XVI в.), которое характеризуется · развитием национальной драмы, в основе которой лежат церковные традиции и жанр народных представлений; · поэзией («старокастильская» и «итальянская» школы; сонеты и эклоги Гарсиласо де ла Веги); · испанским петраркизмом. 2. Высокое Возрождение (вторая половина XVI в. – 30-е гг. XVII в.): · расцвет поэзии (лирической и эпической); лирическая поэзия севильской и саламанкской школ; поэты севильской школы отдают предпочтение любовной лирике, в которой нередко звучат гражданские мотивы, тогда как творчество поэтов саламанкской школы пронизано мистическими и сакральными мотивами; · популярность пасторальных романов («Диана» Х. де Монтемайора), которым присущи утопизм и аристократизм, философская и психологическая утонченность, ироническая эпичность и сложность поэтики, парадоксальное бунтарство против социума; · зарождение реалистического романа и драмы; наиболее полно характерные черты национальной драмы воплощаются в творчестве Лопе Ф. де Веги Карпьо – создателя драмы чести: честь для его героев оказывается важнее страстей; комедии Л. де Веги подразделяются на три группы – «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и «комедии дурных нравов»; · плутовской роман ХVI в. («пикареска») отличается новизной поэтики (роль героя – остраненного наблюдателя, социальная определенность, жесткий биологизм, разрушение ренессансного антропоцентризма) и точностью отражения нравственно-религиозных исканий кризисной эпохи; классические образцы: «Ласарильо с Тормеса»; «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» М. Алемана; в пикарескном романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество и явственно проступают характерные черты жанра – автобиографическая форма повествования, служба героя у разных господ, позволяющая ему подметить недостатки людей разных сословий и профессий;
· прозаический рыцарский роман: «Амадис Галльский» Х.Х. де Монтальво (изображение культуры рыцарской среды, морали и идеалов; тема любви; фантастика в двояком понимании этого слова – как сверхъестественное (сказочное, не христианское) и как все необычайное, приподнимающее героя над обыденностью жизни; анализ душевных переживаний героев через монологи; живые диалоги; изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие). 3. Период барокко (до конца XVII в.): · в поэзии господствуют два стиля – «гонгоризм», получивший название в честь крупнейшего поэта того времени Луиса де Гонгора-и-Арготе, и «концептизм», от слова concepto ‘мысль’; в «концептизме», как и в «гонгоризме», большое внимание уделяется форме, созданию сложных понятий, игре слов, остроумию; · барочная драматургия достигает совершенства в философской драме Педро Кальдерона де ла Барка, где отражается пессимистический взгляд на человека, свойственный эпохе.
Основные этапы жизненного пути и творчества М. Сервантеса. Философские и эстетические взгляды писателя
Обсудите в группах основные вехи жизненного и творческого пути Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616), отличительные черты его мировоззрения. · Христианский гуманизм, или эразмизм: изучите неортодоксальность и открытый характер мышления Сервантеса, которые отразились в его эстетической полемике с мистиками и позиции по отношению к проблемам свободы воли, личностного пути к Богу и раннехристианского идеала человеческого общежития в любви и вере; выявите своеобразие эразмианской диалектичности в постановке Сервантесом проблемы человека, которое проявляется в приеме «парности» его героев (например, «санчезация Дон Кихота» и «донкихотизация Санчо»), а также в сопоставлении мудрого и безумного, ученого и народного, сакрального и профанного, действия и мысли, истории и культуры.
· Эстетика жестокого мира: оцените справедливость мнения А.Ф. Лосева о трагическом и мужественном видении жизни, свойственном Сервантесу: «Эстетика романа Сервантеса – это эстетика гибели стихийно утверждающей себя и титанически-артистически действующей богатырской личности человека Возрождения. Это эстетика безусловно трагическая и безысходная» [6, с. 243]. · Народно-смеховое начало: раскройте ренессансные, карнавальные и театральные истоки сервантесовского смеха; установите его отличия от раблезианского типа отношений с народной смеховой культурой и утопизмом. · Игровая свобода: изучите синкретичность романного жанра и определите, каким образом достигается здесь жанровая свобода, осуществляется пародийное переосмысление жанровых и стилистических явлений внутри романа.
2.2. Раскройте связь мнения Сервантеса о том, что для создания «правдивой истории» обязателен поворот к реальной действительности, всестороннее, бесстрашно правдивое ее изображение, «верность соображения и зрелость мысли», с эстетикой ренессансного реализма, в соответствии с которой искусству присущи ясность и правдивость, интерес к человеку и многообразию окружающего мира, что выражается в активном освоении реалистических приемов создания характера.
Выявите своеобразие новеллистики («Назидательные новеллы») и драматургии («Восемь комедий и восемь интермедий») зрелого творчества Сервантеса.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первая часть – 1605 г., вторая – 1615 г.)
Расскажите об истории создания романа, определите его место в Творчестве писателя.
3.2. Изложите в письменной форме краткое содержание романа (150 Слов).
3.3. Выберите правильный вариант в соответствии с содержанием книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|