Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявите своеобразие места и времени описываемых в романе событий.




Какие типы пространства (психологическое/социальное, закрытое/открытое, идеализированное/реальное) и времени (биологическое, биографическое, психологическое, социальное) представлены в произведении? Выявите пространственно-временные характеристики хронотопов постоялого двора, дороги, гор, города, герцогского дворца, «острова» и др., раскройте их значимость в идейно-смысловой структуре романа. Охарактеризуйте особенности места и времени событий, описываемых в первой части, их роль в углублении эпического тона повествования? Чем отличаются пространственно-временные характеристики второй части романа от первой? Раскройте смысл того, что естественная обстановка действий и подвигов Дон Кихота заменяется здесь обстановкой искусственной. Какими средствами герои создают вокруг Дон Кихота атмосферу сценического действия? Почему главный герой тяготится бутафорскими декорациями и искусственной реальностью рыцарского универсума, создаваемой герцогом и герцогиней? Проанализируйте монолог Дон Кихота о свободе («Свобода, Санчо, есть одно из самых драгоценных благ…») из LХVIII главы второй части.

 

3.5. Определите значимость следующих эпизодов и сцен для понимания авторского замысла Сервантеса: сцена перевоплощения и сотворения Алонсо Кеханой мира рыцарской культуры, эпизод посвящения Дон Кихота в рыцари, сцена спасения мальчика Андреса, сцена сожжения книг Дон Кихота, поединок с ветряными мельницами, беседа с козопасами, эпизод освобождения каторжников, покаяние Дон Кихота в горах Сьерра Морены, история с винными бурдюками, сцена веселого распознавания молодых людей, воссоединения влюбленных и мудрая речь Дон Кихота (окончание первой части романа), сцена встречи Дон Кихота с Дульсинеей, со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, два поединка Дон Кихота с Самсоном Карраско (в начале и в конце второй части), эпизод со львами в XVII главе второй части, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, сцена кукольного представления в балаганчике маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо, мудрые наставления Дон Кихота будущему губернатору (главы ХLII и XLIII второй части), губернаторство и суды Санчо Пансы на острове Баратария, встреча Санчо Пансы с мавром Рикоте, эпизод поединка Дон Кихота с Рыцарем Белой Луны, сцена «оживления» Альтисидоры, болезнь и смерть Дон Кихота.

 

Изучите особенности композиции произведения и организации повествования в нем.

 

Выделите в обеих частях романа такие элементы сюжетосложения, как завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какова функция прологов, предваряющих первую и вторую части романа? Какую роль играют в романе вставные новеллы? Каким образом вставные эпизоды и новеллы, в которых обман и насилие часто являются руководящими мотивами любовных отношений, соотносятся с основной сюжетной линией первой части романа? Каким образом речь Дон Кихота о «золотом веке» предваряет смысловую доминанту вставной новеллы о Хризостомо и Марселе в XI–XIV главах первой части? Рассмотрите крупные эпизоды, повествующие о судьбах Карденьо, дона Фернандо, Люсинды и Доротеи. Чем обусловлено отсутствие вставных новелл во второй части романа? В чем основная идея авторского отступления о новеллах и эпизодах в XLIV главе второй части? Какая роль отводится различным точкам зрения персонажей на действительность (явление ракурса персонажей, окружающих героя)? С какой целью Сервантес играет авторскими масками, среди которых анонимные рассказчики, переводчик-мориск из Толедо, Сид Ахмет Бенинхали, Авельянеда и др.? Приведите примеры остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героев романа и сделайте вывод об эффективности такой манеры повествования.

 

Рассмотрите систему образов-персонажей в романе.

· Какие приемы использует Сервантес для создания характеров в романе?

· Как автор представляет эволюцию Дон Кихота? Какой тип героя он при этом создает? Каким образом Дон Кихот связан с романтикой и героикой средневекового эпоса и освободительными идеями Ренессанса? В чем хитроумность главного героя?

· Проанализируйте речи Дон Кихота о недопустимости насилия над человеком (сцена с избиением мальчика в IV главе первой части), о «золотом веке» (сцена беседы с козопасами в XI главе первой части), о свободе человеческой личности (сцена освобождения каторжников в XXII главе первой части). Какие черты в характере героя они раскрывают?

· В чем символизм «парности» героев (Дон Кихота и Санчо)? Назовите других «парных» персонажей и выявите их функции в повествовании.

· Исследуйте фольклорно-мифологическое происхождение и функции образа Санчо Пансы. Как проявляется двойственность его социальной установки? Где и в чем проявляется мудрость Санчо Пансы? Почему Дон Кихоту так досаждают пословицы и поговорки, которыми изобилует речь его оруженосца? Изменяется ли характер взаимоотношений рыцаря и его оруженосца на протяжении повествования?

· Как происходит «кихотизация» остальных персонажей романа, например, в сцене спора, предметом которого стал бритвенный таз/шлем Мамбрина в XLV главе первой части?

· К каким средствам обращается Сервантес, чтобы подчеркнуть, что Дон Кихот является объектом зрелища? Какие персонажи берут на себя роль «режиссеров» сценического вымысла в первой и во второй частях романа? Какую они при этом преследуют цель?

· Меняется ли характер мистификации во второй части по сравнению с первой? Сравните, например, сцену посвящения Дон Кихота в рыцари в III главе первой части и сцены «снятия чар» с Дульсинеи в ХХХV главе и «оживления» Альтисидоры в LXIX главе второй части.

· Как Сервантес противопоставляет химерическому образу прекрасной дамы из рыцарской поэзии образы женщин, выбивающихся из жестких рамок обстановки окружающего их общества?

· Какую смысловую нагрузку несут имена героев и их метаморфозы? Приведите примеры окказиональной антономазии (употребление смысловых имен) в романе. Что означают имена Алонсо Кеханы (Кихано), Дульсинеи Тобосской, Дон Кихота, Росинанта, Санчо Пансы, Самсона Карраско и др.?

 

Выделите в романе символические образы и мотивы.

Раскройте значимость пространственных символов (постоялые дворы, дорога, горы Сьерра-Морена города, пещера Монтесиноса, герцогский дворец и др.), обоснуйте их связь с темами духовного поиска, воплощения романтического идеала в жизнь, столкновения реальности и фантазии. Что символизируют в романе книги? Как в связи с символом книг Сервантес разрабатывает мотивы романтической любви, чести, литературного творчества? Проанализируйте способы актуализации мотива театральности в романе. В чем символизм трех выездов Дон Кихота? В каком ключе представлен мотив безумия главного героя? Приведите примеры из обеих частей романа, иллюстрирующие амбивалентность данного мотива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...