Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Напишите эссе-рассуждение (300 слов) на одну из тем.




 

1. Гёте и его время.

2. В чем трагедия юного Вертера?

3. Психологические мотивы суицида (самоубийства) Вертера.

4. Вертер, Лотта, Альберт: глубины любви.

5. Социокультурные последствия публикации романа Гёте «Страдания юного Вертера».

6. Гёте и Эккерман: возвращение к писательской молодости.

 

Литература

 

1. Абрамов, П.В. И.В. Гёте: лики и воплощения: Иконография поэта и его визуальный архетип / П.В. Абрамов // Гётевские чтения 2004–2006. – М.: Наука, 2007. – С. 217–238.

2. Аветисян, В.А. Гёте и проблема мировой литературы / В.А. Аветисян. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. – 173 с.

3. Аникин, Г.В. История английской литературы / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская. – М.: Высш. шк., 1985. – 431 с.

4. Гёте, И.В. Избранные сочинения по естествознанию / И.В. Гёте; пер. И. Канаев. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 553 с.

5. Гёте, И.В. Ко дню Шекспира / И.В. Гёте // Собр. соч.: в 10 т. – М.: Худож. лит., 1980. – Т. 10. – С. 261–265.

6. Гёте, И.В. Страдания юного Вертера / И.В. Гёте // Избр. произведения. – Минск: Изд-во БГУ, 1977. – С. 111–216.

7. Гёте, И.В. О немецком зодчестве / И.В. Гёте // Собр. соч.: в 10 т. – М.: Худож. лит., 1980. – Т. 10. – С. 7–15.

8. Гёте, И.В. Дальнейшее о всемирной литературе / И.В. Гёте // Собр. соч.: в 10 т. – М.: Худож. лит., 1980. – Т. 10. – С. 415–416.

9. Гёте: личность и культура: сб. ст. / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; под ред. И.Н. Лагутиной. – М.: Индрик, 2004. – 197 с.

10. Гиривенко, А.Н. «Страдания юного Вертера» / А.Н. Гиривенко // Энциклопедия мировой литературы. – М.: Вагриус, 2001. – С. 480.

11. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 334 с.

12. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму: статьи о французской и немецкой литературах /Н.А. Жирмунская. – СПб: СПбГУ, 2001. – 464 с.

13. Жирмунский, В.М. Гёте в русской литературе / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука, 1981. – 558 с.

14. Луков, В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 512 с.

15. Лявонава, Е. Iсцi па сцежках Гётэ / Е. Лявонава // Кантакты i дыялогi. – 1999. – № 7/8. – С. 8–14.

16. Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли: учеб. пособие / М.Ф. Овсянников. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.

17. Пуришев, Б. О романе Гёте «Вертер» / Б. Пуришев. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 3–21.

18. Розанов, М.Н. Руссоизм / М.Н. Розанов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Интелвак, 2001. – С. 915–919.

19. Сакалоўскi, У. Гётэ i беларуская лiтаратура / У. Сакалоўскi // Кантакты i дыялогi. – 1999. – № 7/8. – С. 8–14.

20. Синило, Г.В. Эволюция поэтического синтакиса Ф. Гёльдерлина и ритмико-синтаксические особенности его поздних гимнов / Г.В. Синило // Романо-германская филология в контексте гуманитарных наук: междунар. сб. науч. ст. / ред. А.А. Гугнин. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – С. 148–158.

21. Сiнiла, Г. «Памры i адрадзiся!»: Творчы шлях Ёгана Вольфганга Гётэ / Г. Сiнiла // Роднае слова. – 2000. – №7. – С. 23–28.

22. Сiнiла, Г. …Ды вечна малады пакутнiк Вертэр / Г. Сiнiла // Крынiца. –1999. – № 4–5. – С. 226–232.

23. Тураев, С.В. Гёте и формирование концепции мировой литературы / С.В. Тураев; ред. Е.В. Мелетинский. – М.: Наука, 1989. – 271 с.

24. Тураев, С.В. Гёте в школе / С.В. Тураев. – М.: Учпедгиз, 1950. – 120 с.

25. Федоров, В.С. Гёте: Черты мировоззрения / В.С. Федоров // Филос. науки. – 1988. – № 7. – С. 59–69.

26. Эккерман, И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни / И.П. Эккерман; пер. с нем. Н. Ман. – М.: Худож. лит., 1986. – 669 с.

27. Якушева, Г.В. Образ и мотивы Гёте в отечественной словесности ХХ века (Россия, СССР, Русское зарубежье) / Г.В. Якушева // Гёте в русской культуре ХХ века. – М.: Наука, 2004. – С. 5–44.


РОМАНТИЗМ.

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»

Романтизм

 

Романтизм возникает в Европе как непосредственная реакция на итоги Французской революции 1789 г. и последовавшие за ней события. Великий лозунг революции «Свобода, равенство, братство» вселил огромные надежды на преобразование общества на принципах справедливости. Действительность оказалась совершенно иной. На смену абсолютизму и аристократии пришел новый класс, но прекрасные слова о свободе были всего лишь демагогией, оправдывавшей борьбу за власть. Люди, танцевавшие на руинах сокрушенной ими Бастилии, не могли не испытывать ужас при виде развернувшегося по всей стране якобинского террора и начала наполеоновских войн, охвативших всю Европу и завершившихся крахом Наполеона. Венский конгресс (1814–1815) стал торжеством европейской реакции, объединившейся в Священный союз с целью подавления любого свободомыслия. Идеал разума, который воспевали просветители, оказался недостижимым, а вера в человека – серьезно поколебленной. Разочарование было столь же сильным, как и надежды на осуществление утопии всеобщего счастья. В результате происходят масштабные изменения во всех сферах жизни. Внимание художников смещается в область внутреннего мира человека, находящегося в остром конфликте с обществом, где мерилом ценностей становятся деньги. Как пишет литературовед А.В. Карельский, «Романтизм в его зрелом выражении предполагает прежде всего идею противостояния личности объективному миру и социуму, предельно обостренную осмыслением новых, буржуазных форм общественного бытия. Личность мыслится при этом как последнее прибежище духовности, как единственный возможный источник преобразования мира (каким бы проблематичным оно ни представало в иных персональных вариантах романтического мироощущения). Романтическая концепция личности как к абсолютной истине тяготеет к идеалу личности гениальной, и знаком гениальности становится прежде всего творческий дар, делающий индивида потенциально всемогущим, по сути, аналогом и истинным наместником творца на земле» [6].

· В своем стремлении к идеалу романтический герой бросает вызов пошлой действительности; его мечтам не суждено осуществиться, и восприятие мира героем окрашивается в трагические тона. Литература романтизма предельно лирична, поскольку передает мир через восприятие романтического героя, который устремлен к идеалу, т.е. бесконечному. Выдающийся немецкий поэт-романтик Ф. Гëльдерлин писал: «Мы жаждем безмерного». Поиск идеала идет в разных направлениях – в прошлом (с его идеализацией; в результате возникают исторический роман и историческая драма), в мире грез и фантазий или в будущем, которое скрыто в неопределенности. Романтики открывают исторический подход к культуре, рассматривающий явления в динамике их развития. Произведения романтиков проникнуты мировой скорбью, ведь разрыв между идеалом и действительностью разителен. «Болезнью века» становится разлад между человеком и миром.

· Романтическое двоемирие нашло свое выражение как в личности героя, так и художественных принципах романтизма. С одной стороны, персонаж произведений романтиков – яркая личность, одинаково способная на проявление добра и зла. Но практически всегда это мятущийся бунтарь-одиночка, обреченный на непонимание пошлой среды. С другой стороны, это человек, осознавший свою чуждость окружающему миру и находящий выход в бегстве от него в мир фантазии и мечты или в небытие. Для романтиков характерны как возвеличивание человека, показ его исключительности, так и изображение сложности его натуры, проявляющейся в противоречивости характера, сильных страстей и зачастую темной стороны души. Творчество романтиков отличается подчеркнутой субъективностью. Отвергая каноны классицизма, во главу угла они ставят творческое воображение, для которого не существует никаких ограничений и правил. Убегая от обыденности, они нередко создают фантастический мир, где реальное сталкивается с иррациональным. Их художественный мир причудлив и не поддается логике повседневности, и оттого в нем в значительной мере присутствуют романтическая ирония и гротеск. Большую популярность получает готический роман, или «роман ужаса». Романтики поэтизируют природу, одухотворяя ее и пытаясь проникнуть в ее тайны. Она играет важную роль в художественной ткани едва ли не всех произведений романтиков. Разрушая классицистскую иерархию жанров, они смело экспериментируют с формой, синтезируя разные искусства, смешивая жанры и создавая новые жанровые образования (например, большую популярность у романтиков приобрела лироэпическая поэма). Не меньшее значение имеет и их отношение к слову. Они производят настоящую революцию в языке, вводя народный язык в литературный текст. При этом они участвуют в собирании и сохранении национального фольклора, сказок, песен своего народа, несущих «народный дух».

· Романтизм зарождается в Германии, что связано с особой общественно-политической и интеллектуальной ситуацией. Не случайно среди представителей йенской школы – не только писатели, но и философы (В. Ваккенродер, Л. Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Важное место в разработке философии романтизма занимают труды Ф. Шеллинга. Романтическим мироощущением проникнуто творчество братьев В. и Я. Гримм, Э.Т.А. Гофмана, Г. фон Клейста, А. фон Шамиссо, Г. Гейне.

· Немецкое влияние сказалось на формировании романтизма в Англии, который в силу целого ряда причин имел краткую историю и представлен двумя поколениями романтиков. К первому принадлежат поэты «озерной школы»: У. Вордсворт, С. Колридж, Р. Саути. Манифестом английского романтизма можно считать предисловие ко второму изданию сборника стихов У. Вордсворта и С. Колриджа «Лирические баллады» (1800), написанное Вордсвортом, где он излагает свой взгляд на природу поэтического творчества и назначение поэта и декларирует принципы литературного творчества, которые противопоставляются канонам классицизма. Второе поколение английских романтиков дало миру Дж.Г. Байрона – «властителя дум века», по выражению А.С. Пушкина, П.Б. Шелли, Дж. Китса, произведения которых проникнуты духом протеста против тирании и индивидуализма, вольнолюбия, борьбы за свободу. Связующим звеном между двумя поколениями является В. Скотт, который наряду с Байроном оказал огромное влияние на развитие всей европейской литературы первой половины XIX в., став создателем исторического романа и предтечей реализма.

· Становление американской национальной литературы происходит под мощным влиянием романтизма, который в США занимает значительно больший временной отрезок, чем в европейских странах, что связано с особенностями развития страны. Среди наиболее значительных американских писателей-романтиков – В. Ирвинг, Дж.Ф. Купер, У.К. Брайант, Э.А. По, Н. Готорн, Г.У. Лонгфелло, Г Мелвилл.

 

Романтизм во Франции

 

· Французский романтизм начинает развиваться позже, чем в соседних странах, что связано с бурными событиями в общественно-политической жизни Франции рубежа ХVIII–ХIХ вв. Следует отметить особую роль во французской литературе традиции, которая требовала уважительного к себе отношения, в силу чего взаимоотношения между классицизмом и романтизмом во Франции заметно отличаются от резкого противостояния между ними в литературах других стран Европы. Французский романтизм испытал на себе заметное влияние немецкого и английского романтизма, но при этом имеет ярко выраженную специфику, выразившуюся в резкой политизации, стремлении к изображению современной действительности, борьбе течений внутри романтической школы, а также во временной протяженности (романтизм во Франции существует параллельно с реалистическим направлением вплоть до начала 1880-х гг., взаимодействуя с ним и взаимообогащаясь).

· Развитие французского романтизма можно условно разделить на три этапа. П е р в ы й этап (приблизительно 1801–1815): происходит формирование романтизма как литературного направления. На французский язык переводятся работы немецких теоретиков романтизма, переосмысляется роль драмы, начинается реформа в драматургии, определяющая пути развития французского романтизма. Начинают творческий путь Ф.Р. Шатобриан, Л.Ж. де Сталь, Б. Констан де Ребек.

· В т о р о й этап – период Реставрации Бурбонов (1815–1830). В борьбе с эстетической системой классицизма складывается французская романтическая школа с расцветом творчества таких видных романтиков, как Ж.П. Беранже, А. де Виньи, В. Гюго, А. Ламартин, П. Мериме, А. Дюма, а к концу 1830-х гг. получают признание писатели-романтики следующего поколения: Т. Готье, А. де Мюссе, Ж. де Нерваль, Ж. Санд, Э. Сю. В эти годы выходят главные эстетические манифесты романтизма, в том числе статья Виньи «Размышления об истине в искусстве», обосновывающая задачи исторического романа, предисловие Гюго к пьесе «Кромвель», где писатель формулирует принципы романтической драмы и теоретически обосновывает местный колорит. Большую популярность получает романтическая поэзия.

· Т р е т и й этап (Июльская революция 1830 г. – условно 1848 г., хотя творчество Ж. Санд, В. Гюго выходит далеко за эти рамки). Эпоха бурных общественно-политических потрясений, когда на передний план вышли социальные вопросы. В творчестве крупнейших писателей-романтиков поднимаются важнейшие вопросы современности, а частные судьбы героев вписываются в контекст эпохи. Прошлое переосмысливается с позиций сегодняшнего дня, который далеко не всегда свидетельствует о прогрессе общества. Большой интерес представляют пересечения в творчестве виднейших писателей-романтиков и О. де Бальзака и Стендаля. Одновременно отмечен уход некоторых писателей-романтиков во внутренний мир человека, показ симптомов «болезни века», связанной с потерей нравственной опоры в жизни и вызванной потрясениями драматического для Франции столетия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...