Характерные черты литературного процесса
Конца ХVIII – начала XIX в. · Последние десятилетия XVIII – начало XIX в. – важный переходный период в истории зарубежной литературы. Он характеризуется значительными изменениями в литературном процессе. Происходит трансформация всей жанровой системы литературы. Наблюдается интенсивное развитие немецкой литературы, которая выдвигает два величайших имени эпохи – И.В. Гёте и Ф. Шиллера. Просветительское движение исчерпывает свою силу и проявляется в локальных направлениях, таких как «революционный классицизм» во Франции, «веймарский классицизм» в Германии. На первый план выходит особое литературное явление предромантизм. В конце этого периода зарождается ранний романтизм. · Французская и английская литературы теряют свое влияние и доминирующее значение. В Англии работают Джон Хоум (в 1756 г. выходит в свет его первая трагедия рока «Дуглас»), Хорас Уолпол (в 1765 г. – первый готический роман «Замок Отранто»), Уильям Бекфорд, Мэтью Грегори Льюис. Во Франции предромантизм появился в произведениях Жака Казота – автора готического романа «Влюбленный дьявол» (1772), в деятельности Мари Жозефа Шенье, Гильбера де Пиксерекура и других авторов многочисленных мелодрам. · Одной из наиболее важных предромантических тенденций, получивших широкое распространение, является «шекспиризация». Писатели обращаются к творчеству великого У. Шекспира, переосмысливают его творчество, черпают в нем мысли, идеи, чувства. Возникает культ Шекспира. Данная тенденция свидетельствует о стремлении художника к свободе от рационалистического мышления Просвещения и нормативной эстетики классицизма. В 1770-е годы в Германии происходит переоценка творчества Шекспира под влиянием статьи И.В. Гёте «Ко дню Шекспира» (1771) и трактата И.Г. Гердера «Шекспир» (1773), которые знаменовали утверждение культа Шекспира. «Шекспиризация» оказывает все более значительное воздействие на литературный процесс, что проявляется на уровне выбора сюжетов, в их героической трактовке, стремлении показать жизнь героя в многообразии, в желании разбить предшествующие нормы и правила и прибегать в творчестве к использованию дисгармонии, контраста, мощного движения и интенсивного развития характеров. Это обнаруживается в показе столкновения разума и больших страстей, в неповторимости и индивидуальности чувств человека, уходе от логического развития событий к непоследовательности и изображению эмоциональной нестабильности героев. Писатели возрождают композиционные и жанровые особенности шекспировской драматургии. В более широком смысле «шекспиризация» выражается в новой предромантической концепции поэта как «гения», как творца литературных шедевров, а также в стремлении к художественному синтезу в противоположность прямолинейному аналитизму декартовского рационализма.
· Важную роль в становлении предромантизма сыграл Жан Жак Руссо. В творчестве писателей предромантизма наблюдается «руссоизация». Все идеи Ж.Ж. Руссо (философские общественно-политические, нравственные, религиозные и литературные), явившиеся реакцией против рационалистического культа разума, основаны на «культе чувства, человеческой личности и природы». Особенно ярко предромантические мотивы звучат в его автобиографическом произведении «Исповедь». «Руссоизация» проявилась как в английской и французской литературах, так и в творчестве немецких писателей – представителей «Бури и натиска». «Философия чувства» Ж.Ж. Руссо получила дальнейшую разработку в трудах И. Канта, Й.Г. Гамана, И.Г. Гердера и др. Многие писатели Англии, Франции, Германии и других стран впитали его идеи «возвращения к природе», «опрощения».
· Еще одной из характерных тенденций предромантизма является мелодраматизация, которая рассматривается как своего рода новый принцип искусства. Мелодраматизация предполагает двойное развитие действия: с одной стороны, оно развивается как внешняя интрига, разгадка которой возможна лишь в конце произведения. С другой стороны, внешнее развитие событий предопределено особыми непознаваемыми силами, за ними стоит рок. Если в трагедии герой сам творит свою судьбу, то будущее мелодраматического героя неизвестно, оно всегда таинственно и загадочно. · Народность, народные мотивы играют важную роль в произведениях писателей предромантизма. · Мотив тайны является основным сюжетообразующим элементом в предромантической литературе. Таинственность присутствует в готических романах, драмах, поэтических произведениях, что создает особую напряженность и поддерживает интерес читателя к возможному результату таинственного действия. Тайна не раскрывается заранее. Важной особенностью предромантизма является использование мотива тайны не только для создания особой атмосферы, но и для утверждения важной философской идеи предромантизма: мир непознаваем, судьба человека непредсказуема, а все события осуществляются по воле роковых сил. Они могут быть познаваемыми и непознаваемыми, рациональными или иррациональными. · Возникновение произведений, отражающих внутренний мир человека через исповедальность и эпистолярный жанр. В поэзии предромантизма большую роль играет жанр баллады. · Предромантики не создали законченной художественной системы, поэтому предромантизм не стал направлением в художественной культуре Европы и Америки.
3. Немецкая литература последних десятилетий ХVIII – начала XIX в.
· В последней трети ХVIII в. немецкая литература достигает своего расцвета. Продолжает творить Г.Э. Лессинг, глава немецких просветителей. Создает свои пьесы Ф.Г. Клопшток. Исследуют искусство античности И.И. Винкельман и Ф.А. Вольф. Входит в первые ряды деятелей немецкой культуры И.Г. Гердер. · Наиболее ярким литературным событием становится появление в 1770–1780-х гг. в Германии литературного движения «Буря и натиск», название которого было взято из одноименной драмы видного представителя этого движения Ф.М. Клингера. От немецкого названия “Sturm und Drang” происходит термин штюрмеры, обозначающий сторонников движения (они также традиционно называются «бурные гении»). Штюрмеры предпочитали драматургию (молодые И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф.М. Клингер, Я.М.Р. Ленц, Г.Л. Вагнер и др.). К штюрмерам примыкали некоторые поэты, в частности, объединение «Союз рощи», или «Геттингенская роща», «Геттингенское объединение поэтов», куда входили И.Г. Фосс, братья К. и Ф.Л. Штольберги и др.
· «Буря и натиск» знаменует собой литературную революцию. Это было первое общенемецкое общественное движение, вызванное кризисом феодального порядка, кризисом в экономике, в общественных отношениях, в государственном строе, в разных формах идеологии. Оно всколыхнуло интеллектуальную атмосферу Германии, но в то же время ограничивалось духовной сферой и проявляло себя лишь в литературе, не выходя за пределы печатных работ. Движение было неоднородным и противоречивым: в нем бунтарские настроения сосуществовали с политическим равнодушием, любовь к народу – с проявлениями крайнего индивидуализма, критическое отношение к религии – с благочестивой экзальтацией. Но все писатели были объединены глубоким интересом к человеку и его уникальной внутренней жизни. · Для движения «Буря и натиск» было характерно пристальное внимание к индивидуальному миру личности, ее проблемам, эмоциональной жизни отдельного человека, а также недоверие к рассудку и рационалистическим принципам мыслителей Просвещения. Оно знаменовало перемену в духовной атмосфере страны, поворот от разума к чувствам, от рассудка к переживаниям, а также появление живого интереса к уникальным эмоциям личности. Данное движение принесло интерес к жизни простого человека. В этом заслуга новой, «бюргерской» эпохи, пришедшей на смену феодализму и ознаменовавшейся ломкой сословной иерархии, утверждением новых, буржуазных принципов в экономике и в духовной жизни. Обнаружились сложность, богатство, таинственные глубины духовной жизни человека. Многими это воспринималось как открытие, превосходящее по значению открытие Америки: в каждом человеке скрыты неизведанные континенты страстей, чувств, переживаний.
· Философской и интеллектуальной основой «Бури и натиска» явились работы ведущих философов и писателей того времени. В эпоху Просвещения два знаменательных события в Германии положили начало периоду предромантизма в культурной жизни страны: был опубликован философский трактат И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» и состоялась премьера пьесы Г.Э. Лессинга «Мисс Сара Сампсон». Так И. Кант своим трудом «Наблюдения за чувством возвышенного и прекрасного» способствовал рождению «Бури и натиска». До Канта господствовали идеи, согласно которым природа не имеет истории во времени. Г.Э. Лессинг – талантливый журналист, критик, поэт, баснописец, драматург – формировал художественные вкусы и умонастроения данного движения. Он был предтечей движения «Буря и натиск». В своей пьесе «Мисс Сара Сампсон», которая характеризуется как «бюргерская трагедия», Г.Э. Лессинг поднимает ряд важнейших для штюрмеров вопросов. Пьеса впервые показывала жизнь новых героев – простых людей. До этого в трагедиях действовали персонажи, заимствованные из древней мифологии или всемирной истории. Г.Э. Лессинг потряс зрителей смертью простой девушки, обманутой аристократом. Также большой вклад в развитие «Бури и натиска» внес И.Г. Гердер, сформулировавший эстетические взгляды движения, стал автором известных трактатов «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766–1768), «Шекспир» (1773), «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (1773), драм «Брут» (1774), «Раскованный Прометей» (1802). Работы И.Г. Гердера «Фрагменты» и «Критические леса» (1769) свидетельствуют об интересе к идее развития. Возникновение языка писатель связывает с развитием культуры. Особенностью человека является его непрерывное совершенствование. Человек никогда не бывает завершенным в себе. Развитие интеллекта влияет на развитие языка. А цепь слов становится цепью мыслей. История языка неотделима от истории мышления. Развиваясь, общество совершенствует язык. Этот процесс бесконечен, как и развитие самого общества. Как индивид усваивает накопленный опыт, так и народы воспринимают достижения прошлых поколений. Сильное воздействие на формирование движения имел и Й.Г. Гаман. Кроме И.Г. Гердера и Й.Г. Гамана к религиозно настроенному крылу «Бури и натиска» примыкали писатель И.К. Лафатер (1741–1801) и молодой философ Ф.Г. Якоби (1743–1819).
· Для творчества представителей « Бури и натиска » характерно сочетание «руссоизации» и «шекспиризации», что очень ярко воплощено в пьесах Ф.М. Клингера (1752–1831): «Отто» (1775), «Страждущая женщина» (1775), «Близнецы» (1776), «Стильп и его сыновья» (1777) и особенно в драме «Буря и натиск» (1776). · Из среды этих молодых людей выделяются два великих немецких писателя – И.В. Гёте (1749–1832) и Ф. Шиллер (1759–1805). В начале своего творческого пути они разделяли полусентименталистские-полупредромантические позиции штюрмеров. К концу века они отходят от них, создавая течение, получившее название «веймарский классицизм». Итогом развития всей европейской литературы до начала ХIX в. становится трагедия И.В. Гёте «Фауст». · Веймарский классицизм обозначает художественную программу И.В. Гёте и Ф. Шиллера, начиная с 1790-х гг. Иногда это понятие расширяют, относя к веймарскому классицизму труды по истории античного искусства И.И. Винкельмана (1717–1768), прежде всего, его итоговую работу «История искусства древности» (1763). И.И. Винкельман вывел формулу высших достижений античности, обязательную для классики всех времен и народов, – «благородная простота и спокойное величие». К веймарскому классицизму также причисляют и эстетические труды Вильгельма фон Гумбольта (1767–1835), чьи взгляды сложились под непосредственным влиянием Ф. Шиллера.
Иоганн Вольфганг Гёте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|