Поздний период творчества И.В. Гёте.
В этот период И.В. Гёте думает о материалистической трактовке художественного образа. Она органически связана с пониманием места искусства в жизни народа. Согласно И.В. Гёте, искусство неразрывно связано с жизнью народа и национальными особенностями культуры. На протяжении всей своей жизни поэт призывал к объединению своей нации и всегда был выразителем идей своего народа. Со смертью Ф. Шиллера И.В. Гёте осознает утопичность своего классического идеала и постепенно отдаляется от него. Из второй части «Фауста» становится очевидным, что поэт признает право на более свободную трактовку явлений реальности и не считает уже обязательным связывать себя принципами античного искусства. К последнему периоду творческой деятельности относится большая часть его теоретических выступлений, такие значимые статьи, как «Эпоха форсированных талантов» (1812), «Шекспир и несть ему конца» (1813–1816), «Еще раз о распространении народной поэзии» (1823), «О пародии у древних» (1824), «Максимы и рефлексии» (1822–1832), а также «Разговоры с Гёте», записанные Эккерманом (1823–1832). Трагедию «Фауст» И.Г. Гёте писал около 60 лет. В 1773 г. был создан первый вариант произведения. Полностью «Фауст» опубликован в год смерти писателя (1832).
Творческий метод И.В. Гёте
· И.В. Гёте выработал свои философские воззрения, которые называл гилозоизмом. Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи. Природа всегда представлялась Гёте как общее, совокупное, развивающееся целое. В то же время он предостерегает художника от простого подражания природе, которое, как и изображение жизни без осмысления и без переработки с помощью фантазии, не считает тем методом, применение которого ведет к созданию действительно художественных произведений. Согласно И.В. Гёте, искусство по своей природе требует обобщения, типизации. Вместе с тем он подчеркивает, что художественное обобщение должно иметь границы, не превращаться в аллегорию, сухой символ. Искусство проходит путь от единичного к общему и от общего к «подобию единичного, к особенному – именно эта категория выступает в качестве посредника между двумя полярностями – жизнью и ее абстрактным отражением». Прекрасное произведение искусства проходит весь круг, начинаясь от индивидуального замысла художника, поднимаясь до абстрагирования, а затем превращаясь в подобие индивидуума. И.В. Гёте широко пользовался данным методом.
· В то же время И.В. Гёте разрабатывает и метод интеллектуально-образного познания, главное в котором – способность видеть, созерцать. Данный метод впоследствии получил название типологизации. Его теоретическое обоснование выпало на долю Шиллера. Типологизацияозначает конструирование логических форм, отражающих реальные процессы, которые не существуют в чистом виде. Это имеет место не только в органическом мире, но и в социокультурном, поэтому типологизацию используют в первую очередь гуманитарные науки. Сходный метод использует и искусство. Типологизация в искусстве – конструирование художественных форм, воспроизводящих жизнь схематичнее, чем это делает типический образ. Таким образом, наряду с типизациейИ.В.Гёте пользовался и художественным методом типологизации. По словам Ф. Шиллера, Гёте часто то «наивен», то «сентименталичен», он прибегает и к типизации и к типологизации. Оба метода в его творчестве соединяются для решения главной задачи художника – создания художественной формы, без которой невозможно искусство. Проблема художественного метода была очень актуальной в то время. Предложенная Ф. Шиллером дихотомия оказалась в поле зрения всех мыслителей немецкой культуры. Идею равноправия двух методов приняли И.В. Гёте, И.В. Гердер, В. Гумбольдт, Ф.В. Шеллинг.
· Величайшей заслугой И.В. Гёте является то, что он ближе, чем кто-либо из его современников подошел к правильному пониманию диалектики общего и частного. Его знаменитое высказывание: «Частное вечно принадлежит общему; общее вечно должно сообразовываться с частным». Согласно И.В. Гёте, специфика искусства заключается в том, что оно отображает единство общего и частного через частное. Поскольку искусство всегда должно через частное раскрывать существенное, закономерное, значительное, оно не может сводиться к простому фиксированию существующих явлений. · И.В. Гёте подчеркивает громадное значение фантазии в духовной деятельности человека, но выступает против ее романтической абсолютизации. Для писателя фантазия – средство проникновения в суть вещей, а не ухода от действительности. · Большое значение и сегодня имеют размышления И.В. Гёте о взаимодействии различных литератур и создании мировой литературы. Эпоха мировой литературы начинается, по мысли И.В. Гёте, с того момента, когда на смену односторонним влияниям (например, влияние итальянского Возрождения в период Реформации литературы, а с ХVIII в. – французского классицизма) определенной литературы на другие приходит их взаимопроникновение и взаимовлияние. Факт расцвета немецкой литературы и влияния немецких писателей в целом и его собственного влияния в частности в других европейских странах оценивается поздним И.В. Гёте не только с позиций национального самосознания, но и как фактор, обозначающий начало формирования мировой литературы. · Творчество И.В. Гёте проникнуто желанием утвердить в мире правду, добро и красоту, оно отмечено любовью к человеку, заботой о нем. Его стремление создать образ цельной личности, поиски красоты и правды жизни, вера в безграничные творческие возможности человека продолжают оставаться актуальными проблемами современной науки, философии, эстетики и литературы.
Объясните значение следующих слов и терминов. Штюрмеры, «Буря и натиск», гилозоизм, готика, художественный метод, типологизация, типизация, «шекспиризация», мелодраматизация, «руссоизация», мотив тайны, предромантизм, веймарский классицизм.
Опишите основные периоды становления творчества И.Г. Гёте.
Какие произведения были написаны им в ранний период, в веймарский период, в поздний период его творчества?
«Шекспир и несть ему конца», «Ифигения в Тавриде», «Максимы и рефлексии», «Гец фон Берлихенген», «Западно-восточный диван», «Римские элегии», баллада «Лесной царь», «Страдания молодого Вертера», «Доброжелательный ответ», «Поэзия и правда из моей жизни», «Эпоха форсированных талантов», «Еще раз о распространении народной поэзии», «О пародии у древних», баллада «Коринфская невеста», «Ко дню Шекспира». Объясните проблему художественного метода. В чем особенности творческого метода И.В. Гёте? Страдания юного Вертера» (1774) Содержание романа. · Вертер – одаренный пытливым умом, проницательностью и чуткостью молодой человек. Восприимчивый и нервный, он болезненно переносит свое одиночество и обывательский уклад жизни и стремится отдать свои способности и знания на благо людей. Но его добрые намерения наталкиваются на холодный и расчетливый эгоизм людей. Его любовь к Шарлотте приносит ему на некоторое время ощущение счастья, однако в дальнейшем приводит к самым тяжелым душевным переживаниям. Лотта хорошо относится к Вертеру, но она невеста добропорядочного бюргера Альберта, человека благородного, разумного и деликатного. Страсть Вертера принимает болезненный характер, он то полон восторга и радости, то впадает в меланхолию, то полон ревности, то раскаяния. Он поступает на службу, но через некоторое время должен подать в отставку. Из раздела «От издателя к читателю» становится очевидным, что в минуту отчаяния Вертер покончил жизнь самоубийством. Шарлотта и Альберт тяжело пережили его смерть. Вертера похоронили недалеко от города, в том месте, которое он указал сам.
· Считается, что в основу романа легли личные переживания писателя во время его пребывания в Вецларе в июне–сентябре 1772 г., его знакомство и переписка с Шарлоттой Буфф и ее женихом Кестнером, которые вместе с автором романа и являются прототипами Вертера, Лотты и Альберта. Наиболее восторженных почитателей роман нашел среди друзей молодого Гёте – представителей движения «Буря и натиск». В «Вертере» штюрмеры увидели воплощение своих мыслей и чувств, символ протеста против общественных норм, препятствующих самореализации личности. Своего апогея вертеровское влияние достигает в 1775–1776 гг. В это время популярность Гёте не знала своих границ: его роман стал не только беседой на «злобу дня», но и «культовой книгой», сумевшей внушить читателю, что она «вышла из жизни, а не из литературы».
5.1. Выберите правильный вариант в соответствии с содержанием книги.
1. Кому адресуются письма Вертера? а) другу; в) дяде; б) известной актрисе; г) Лотте.
2. Как зовут человека, которому пишет Вертер? а) Иоахим; в) Альберт; б) Вильгельм; г) фрау Б.
3. Что случилось с подругой Вертера в пору его «несмелой» юности? а) была помолвлена; б) уехала с семьей в другой город; в) умерла; г) стала известной личностью в дворянских кругах.
4. Что посоветовала Лотта Вертеру в канун сочельника? а) посещать ее семью два раза в неделю; в) уехать навсегда; б) больше внимания уделять детям; г) быть благоразумным.
5. Когда Вертер близок к отчаянию, страницы какого произведения становятся воплощением его состояния? а) романы современных немецких писателей; б) «Илиада» Гомера; в) «Одиссея» Гомера; г) «Песни Оссиана».
6. Кто пожаловался на Вертера при дворе, в результате чего министр выразил ему порицание? а) посланник; в) амтман; б) граф К.; г) Альберт.
7. Где случилась неприятность у Вертера? а) в доме полковника Б.; б) в доме графа К.; в) у барона Ф.; г) у приятельницы Вертера фрейлейн Б.
8. Что прислал Вертеру наследный принц после того, как прошение Вертера об отставке было удовлетворено? а) две книги; б) письмо в конверте; в) двадцать пять дукатов с запиской; г) приглашение посетить его.
9. Какую книгу читает Вертер перед смертью? а) трагедию У. Шекспира «Гамлет»; б) трагедию Г.Э. Лессинга «Эмилия Галотти»; в) трагедию К. Марло «Тамерлан Великий»; г) трагедию Корнеля «Гораций».
10. Где желает покоиться Вертер? а) под липами у дороги; б) в центре деревенского кладбища; в) на пересечении четырех дорог; г) под раскидистым дубом.
5.2. Выполните задания и ответьте на вопросы. · Опишите творческую историю создания романа.
· Где и когда происходит действие в романе? · Охарактеризуйте структуру романа. Сколько частей в нем? Зачем автору потребовалось разделить роман на «книги»? Что представлено в разделе «От издателя к читателю? · Охарактеризуйте жанровую природу романа «Страдания юного Вертера». · Почему И.В. Гёте избрал эпистолярную форму изложения повествования? Какие возможности дает ему этот жанр? Выскажите свое мнение относительно следующего высказывания: «Вертер» называют эпистолярным романом, хотя все письма принадлежат одному персонажу (Вертеру) и правильнее классифицировать произведение как «лирический дневник» [10, с. 480]. · Какие автобиографические события легли в основу романа? · Как бы вы определили стилевую природу романа? Относится он к романтизму, предромантизму, сентиментализму или реализму? Почему? · Что есть любовь для Вертера? Как она влияет на него? Приведите примеры. · Прокомментируйте письмо Вертера от 18 июля: «…что нам мир без любви? То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетный мираж, все равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него и восторгаемся чудесными видениями» [6, с. 141]. · Прокомментируйте письмо Вертера от 5 сентября: « Значит, такая любовь, такая верность, такая страсть вовсе не поэтический вымысел; она живет, она существует в нетронутой чистоте среди того класса людей, который мы называем необразованными и грубыми. А мы от нашей образованности потеряли образ человеческий!» [6, с. 176]. · Каким образом в романе выявляется связь личной судьбы героя с социальными условиями жизни того времени? Приведите примеры. · Прокомментируйте письмо Вертера от 11 июля: «Говори что хочешь, а я не могу оставаться здесь дольше. Что мне делать у князя? Я начинаю скучать. Князь обходится со мной как нельзя лучше, и все же я не на своем месте. В сушности, у нас нет ничего общего. Ему нельзя отказать в уме, но в уме весьма заурядном; его общество занимает меня не больше, чем чтение умело написанной книги. Побуду здесь еще неделю, а затем опять пущусь в странствия. Удачнее всего я занимался здесь рисованием. Князь чувствует искусство и чувствовал бы еще больше, если бы не замкнулся в кругу плоских научных понятий и избитой терминологии. Случается, я скрежещу зубами, когда со всем жаром воображения открываю ему природу и искусство, а он, думая блеснуть, вдруг изрекает какую-нибудь прописную истину!» [6, с.173]. · Охарактеризуйте идеи и мысли Вертера, связанные с общественно-социальной и культурной ситуацией его общества в письме от 24 декабря: «Больше всего меня бесят пресловутые общественные отношения. Я сам не хуже других знаю, как важно различие сословий, как много выгод приносит мне самому; пусть только оно не служит мне препятствием, когда на моем пути встречается хоть немножко радости, хоть искра счастья…»; «А это блистательное убожество, а скука в обществе мерзких людишек, кишащих вокруг! Какая борьба мелких честолюбий; все только смотрят, только и следят, как бы обскакать друг друга хоть на шаг; дряннейшие и подлейшие страсти в самом неприкрытом виде. Одна особа, например, похваляется перед первым встречным своей знатностью и своими имениями, так что каждый неизбежно думает: вот дура! Превозносит невесть как свое захудалое дворянство и великолепие своих поместий. А хуже всего вот что: особа эта – дочь местного писаря. Право же, не могу я понять людей, которым не совестно срамиться таким вопиющим образом» [6, с. 163]. · Почему Вертера изгоняют из светской среды? Каким образом это происходит? Как данный факт характеризует немецкое общество? · В чем заключаются особенности организации хронотопа романа Гёте. Как известно, хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Каким образом осуществляется организация художественного времени в соответствии с сезонными изменениями времени года? Для чего автору необходимо указание точных дат и времени происходящих событий? · Охарактеризуйте «природный контекст» и выявите роль и значение пейзажа в романе. Приведите примеры передачи внутреннего содержания отношений героев с помощью пейзажа. Каким образом пейзаж передает оттенки чувств людей? Объясните установку автора на психологизацию природы, в которой герой видит отражение своих чувств: описание бури как предвестницы трагических событий, образ лип, символизирующий для Вертера любовь и счастье, и т.д. · Какие факторы определяют трагическую судьбу Вертера? В чем заключается двойная мотивировка самоубийства Вертера? · Каковы причины страданий Вертера? Был ли возможен другой выход из состояния одиночества и отверженности (стихийный бунт, путь в мир иллюзорной мечты)? Был ли возможен иной исход судьбы героя? · Рассмотрите систему персонажей в романе. Изображение «портрета» героев И.В. Гёте. Опишите внешний вид и внутренний мир Вертера, Лотты, Альберта. Какую роль в системе персонажей играют Вильгельм, матушка Вертера? Объясните поведение героев во время любовной коллизии. Насколько терпимо и искренне относятся к Вертеру Альберт и Лотта? О чем говорит круг чтения героев? Какие книги любит читать Вертер? Что предпочитает читать Лотта? Что общего в пристрастиях двух героев? Как меняется отношение Вертера к Альберту? Почему Вертер считает, что Лотта была бы счастливей с ним, нежели с Альбертом (письмо от 29 июля)? Почему он не рассматривает Альберта как своего соперника? Почему отношения между Вертером и Лоттой развиваются как глубоко трагическая история? Какие факторы участвуют в развитии характера Вертера? Зачем Альберт посоветовал «удалить» Вертера? Когда это произошло? Что означает совет Лотты Вертеру «быть благоразумным»? Какого поведения ожидали от него (письмо от 20 декабря)? Почему Вертер попросил роковые пистолеты у Альберта? Объясните реакцию и психологические мотивы каждого из героев в этой ситуации. Ответственны ли Альберт и Лотта за судьбу Вертера? Каким образом соотносятся в системе персонажей Вертер, Альберт и Лотта как социальные и психологические типы? Какова роль графа К. и посланника в судьбе Вертера? Каким образом выявляются сословные противоречия, препятствующие самореализации личности? Объясните роль дворянства как собирательного образа, влияющего на жизнь и решения Вертера. · Возможно ли иное разрешение конфликта в условиях, сложившихся в Германии конца XVIII в., когда общественная ситуация, порядки, нормы, законы и господствующие сословные предрассудки оказались в глубоком противоречии с устремлениями отдельной личности, достигшей высокого уровня самосознания? · Какой эффект произвел роман Гёте «Страдания юного Вертера»? Каким образом немецкое общество реагировало на публикацию романа? · Как вы думаете, в чем сила воздействия романа «Страдания юного Вертера» на общественное мнение? Это воздействие имело конструктивный или деструктивный характер? · Можно ли назвать роман Гёте «Страдания юного Вертера» мятежным произведением? Против чего направлен протест автора романа? · Как Вы понимаете термин «вертеризм»? · Как Вы объясните выражение «немецкое юношество надело «вертеровский костюм»? Почему многочисленные подражания гетевскому роману приняли в конце ХVIII – начале XIX в. характер литературной моды, а «вертеризм» как мироощущение гетевского героя стал моделью жизненного поведения для целого поколения читателей? · Какое влияние имеет роман «Страдания юного Вертера» на развитие мирового литературного процесса?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|